Сущность,структура и функции политической системы общества
В основе термина «политическая система общества» лежат три научных понятия: «система», «политика», «общество». Политическая система - это универсальная управляющая и регулирующая система, обеспечивающая единство функционирования всех других подсистем общества на основе использования государственной власти. Политическая система структурна, т. е. включает части или подсистемы разной сложности, их элементы и отношения между ними. Политическая система складывается из подсистем трех уровней власти и политических отношений: двух институциональных - высшего или верхнего (мегоуровень), среднего или промежуточного (мезоуровень) и неинституционального - нижнего, массового (микроуровень). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые. Внутри этих структур политическая система включает деление на субъекты политических отношений руководителей, правящих или носителей власти, исполнителей, рядовых членов массовых ассоциаций, их социальной базы. Можно выделить четыре группы основных элементов политической системы любого общества:1)политическая организация общества; 2)политические и правовые нормы;3)политические отношения; 4)политическое сознание и политическая культура. Главное связующее звено политической системы - политическая власть. Стержневой компонент политической системы общества - государство. В политической сфере носителями, материальными субстратами политической деятельности и политических отношений выступают организации, прежде всего политические партии. Принимая во внимание масштабность и многообразие проявлений действия политических систем, можно выделить следующие их функции: а)политическое целеполагание; б) властно-политическая интеграция общества; в) регулирование режима социально-политической деятельности; г)обеспечение целостного управленческого воздействия на общественные процессы. Функции: Адаптации,Реагирования, ЭкстракционнаяДистрибутивная,Регулирующая.
7. Политическая система РБ
Политическая система – упорядоченная на основе права совокупность институтов гос. власти и общественных объединений, в рамках которых происходит полит. жизнь общества и осуществляется пол. власть. Центр. Институтом явл. государство, вокруг которого группируется ост институты (партии, объединения и дт) ПС об-ва – определяется классовой природой, соц строем, формой правления, типом гос-ва, хар-ом пол режима, соц-пол отнош, хар-ом пол-ки, идеологических и культ отнош в об-ве. В своём становлении и развитии ПС РБ прошла 4 этапа:
-провозглашение независимости, учреждение и легитимизация пол институтов (27.07. 90 – 15.03.94);
-конституционный кризис (1994-ноябрь1996);
-пол выбор и апробация эффективной модели развития об-ва (1996-2005);
-полит стабилизация (с 2006)
ПС об-ва состоит из гос и общественных институтов, правил и процедур их формирования, функций и полномочий, ценностей, интересов, норм, отношений субъектов пол-ки. ПС использует традиционные и специфические механизмы. Она принимает управленческие решения и контролирует их выполнение, распределяет ресурсы. ПС страны, несмотря на молодость имеет и достижения. Повышается адаптивность пол институтов к запросам об-ва:
-постепенно внедряется рыночная экономика; происходят инновационные изменения в производстве и использовании топливно-энергетических ресурсов; последовательно проводится политика взаимодействия с Россией, странами СНГ.
Это свидетельствует, что ПС РБ сформирована, совершенствуется механизм её взаимодействия с об-вом.
Ценностный вектор ПС – развитие правовой государственности и формирования зрелого гражданского об-ва.
Особенности бел ПС:
1. ключевая роль президентской власти в выработке пол курса;
2.использование новых форм народовластия;
3.активное гос регулирование;
4.легитимизация пол курса;
5.пол стабильность;
6.соц ориентированная гос пол-ка;
7. внедрение инноваций;
8. динамичное соц-эконом развитие;
9. многовекторность внешней пол-ки.
8.Государство, его функции и структура
Государство– опр-ся как особый институт обладающий верховной властью на определённой территории и обеспечивает там опр-й соц порядок, поддержание соотв-х норм и правил человеческого общежития. Функции отражают основные направления деятельности государства, посредством которых оно реализует свое социальное назначение. Общепринятым является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям можно отнести экономическую, социальную, правовую, культурно-воспитательную, политическую и др. К внешним функциям относятся: защита экономических и политических интересов государства на международной арене; обеспечение обороны страны; развитие нормальных отношений, взаимовыгодного сотрудничества и интеграции с другими странами; участие в международных делах. Содержание внутренних и внешних функций требует определенной организационной структуры государства: представительные органы государственной власти; исполнительно-распорядительные органы, или органы государственного управления; органы прокуратуры; органы государственного контроля; органы охраны общественного порядка (полиция, милиция); органы государственной безопасности; вооруженные силы.