Структура и функции политической системы общества

Политическая система – это совокупность взаимодействующих подсистем. В структуре политической системы выделяются три подсистемы: институциональная, информационно-коммуникативнаяи нормативно-регулятивная.

Институциональная подсистемасостоит из таких институтов, как государство, политические партии, группы интересов. Ведущим институтом, сосредоточивающим в себе максимальную политическую власть, является государство. Велико значение политических партий и групп интересов в политической системе. В демократических обществах они автономны и успешно осуществляют свои функции. Политические партии и группы интересов влияют на формирование государственных структур, осуществляют корректировку политических целей, направляют политическое развитие. В авторитарных и тоталитарных обществах группы интересов и политические партии строго подчинены правящей элите и бюрократическому аппарату, их естественные функции деформированы.

В структуру политической системы входит информационно-коммуникативная подсистема,которая устанавливает связи между институтами политической системы. К элементам данной подсистемы можно отнести каналы передачи информации правительству (процедура слушания дел на открытых заседаниях, комиссии по расследованию, конфиденциальные консультации с заинтересованными группами и т.д.), а также СМИ, под которыми подразумеваются телевидение, радио, газеты, журналы, рассчитанные на огромную аудиторию.

Значение этой подсистемы велико, ибо люди, как известно, способны оценивать действия, в том числе и политические, лишь при наличии определенного объема знаний и информации. Если в демократических обществах СМИ достаточно независимы, то в авторитарных и тоталитарных они полностью подчинены правящей элите.

Нормативно-регулятивную подсистемуобразуют всевозможные нормы, которые определяют поведение людей в политической жизни, а именно, их участие в процессах выдвижения требований, превращения этих требований в решения, осуществления решений. Эти нормы – основные правила участия во всех типах политического процесса. Нормы можно разделить на два типа: нормы-привычкии нормы-законы.В демократических странах, например, привычной нормой можно назвать участие граждан в политике через политические партии и группы интересов. Привычкой является также то, что граждане чувствуют внимание со стороны власти.

Нормы-законы определяют процесс законодательства, устанавливают (или не устанавливают) права: голоса, свободы слова, создания ассоциаций и др. Оба типа норм способствуют политическому взаимодействию, без них едва ли можно избежать беспорядка и хаоса.

Говоря о функциях политической системы, следует отметить, что наиболее полно, детально и последовательно их анализировал Алмонд. Он утверждает, что все системы выполняют два базовых набора функций- функции «ввода» и функции «вывода».Первый набор – «ввод» имеет четыре функции:

- политическая социализация и привлечение к участию;

- артикуляция интересов;

- агрегирование интересов;

- политическая коммуникация.

Набор функций «вывода» составляет три функции:

- разработка норм-законов;

- применение норм;

- контроль за соблюдением норм.

Функции «ввода» осуществляются преимущественно неправительственными подсистемами, функции «вывода» - прерогатива правительства.

1) Функция «политическая социализация и привлечение к участию»способствует распространению «духа участия» среди членов общества. Она свойственна всем современным политическим системам. Но если в демократических странах эту функцию выполняют неправительственные органы, хотя и там очевидно влияние государственных структур на процесс социализации, то в тоталитарных обществах эта функция, фактически, - прерогатива государства, ибо все агенты политической социализации (школа, молодежные организации, СМИ и др. находятся под контролем государства и культивируют «дух участия» строго в соответствии с господствующей идеологией.

В демократических странах в результате распространения «духа участия» индивидуумы превращаются в «субъекта» и «гражданина». В тоталитарных режимах этот процесс отсутствует. В настоящее время процесс политической социализации и привлечения к участию в Казахстане – создание новой политической культуры – решается медленно и трудно.

2) Артикуляция интересов –это первый функциональный шаг в ходе политической конверсии, который осуществляют группы интересов. В странах с демократическим режимом, для которых характерно официальное уважение общественного мнения и приверженность доктрине свободы ассоциаций, группы интересов могут рассматриваться как связующие звенья между гражданами и государством.

3) Агрегировапние интересов– это превращение требований в альтернативы государственной политики.

4) Политическая коммуникация– это процесс передачи информации и убеждений. Сам акт коммуникации американский политолог Г.Лассуэл описал следующим образом: «Кто? Что сообщил? Кому? С каким результатом?» Посредством этой функции обеспечивается связь между различными структурами политической системы. Для руководства и реализации политики обычно требуется вертикальный поток информации от народа к правительству и от правительства к народу. Кроме того, необходим и горизонтальный поток информации между уровнями и органами власти. Благодаря коммуникационному процессу стихийные действия по овладению властью облекаются в определенную форму взаимоотношений между людьми, формируется уважение к власти, создается государственность.

Функции «вывода».В результате нормотворчестваразрабатываются законы, которые определяют поведение граждан в обществе. Обычно процесс нормотворчества включает ряд этапов: выработку политики и выбор общих целей. Данную функцию выполняют законодательные, а также исполнительные и судебные органы.

Государственная политика не исчерпывается принятием законов. Важным аспектом политики и процесса принятия решений является функция «применения норм»,которую выполняют не только исполнительные органы и административная бюрократия, но нередко также законодательные и правовые структуры.

Контроль за соблюдением норм– это интерпретация законов и действия с целью определения факта нарушения данного закона и наложения соответствующего наказания. Контроль – это, в основном, компетенция судебных органов, хотя исполнительные и законодательные органы иногда играют значительную роль в судебных процессах.

Алмонд рассматривает функционирование политической системы на трех уровнях, что позволяет сравнивать различные типы политических систем.

Первый уровень – возможности системы. Возможности системы– это власть правительства над обществом, степень влияния на умы и поведение людей в интересах достижения правительственных целей. Здесь выделяется пять типов возможностей, которые могут быть весьма велики в одних случаях и чрезвычайно малы в других:

1) экстрактивная возможность– это способность системы черпать человеческие и материальные ресурсы (таланты людей, поддержка, деньги) в определенных целях;

2) регулирующая возможность– это способность контролировать поведение отдельных людей и групп в обществе, регулировать деятельность общества;

3) распределительная возможностьэто способность создавать, размещать и распределять материальные и нематериальные ценности в обществе;

4) реагирующая возможность– это способность системы реагировать на требования «подачей на выход» соответствующей политики, отвечать на многообразные требования, исходящие от различных групп;

5) символизирующая возможность– это способность системы развивать популярные убеждения, взгляды, мифы, создавая яркие, доходчивые символы и лозунги, манипулировать ими с целью поддержания необходимой легитимности для осуществления своих целей.

Многие политические системы, в основном, регулятивные и экстрактивные по характеру. Тоталитарные же системы подавляют требования общества и не реагируют на требования, исходящие из внешней среды. Известно, что коммунистический тоталитаризм отличался от фашистского сильной распределительной способностью. Символизирующая возможность в тоталитарных системах также велика.

В демократических системах на «выводы» регулирования, экстракции и распределения влияют «выводы» требований групп. Поэтому можно сказать, что демократии имеют более широкую реагирующую способность. С возможностями системы, безусловно, связана эффективность системы, т.е. ее общая способность давать результат, создавать и размещать ценности.

Второй уровеньфункционирования системы отражает то, что происходит в самой системе, т.е. имеется в виду конверсивный процесс. Конверсивный процесс (или функции) –это способы превращения входящих факторов в исходящие. Конверсивный процесс одной политической системы можно анализировать и сравнивать с процессом другой системы, согласно следующей схеме, включающей шестьосновных функций:

1) как формируются требования (артикуляция интересов);

2) как происходит комплектование требований в альтернативные программы действий (агрегирование интересов);

3) как формируются нормы (нормотворчество);

4) как эти нормы претворяются в жизнь (реализация норм);

5) как они контролируются и регулируются (контроль над нормами);

6) как все эти столь разнообразные действия соотносятся друг с другом внутри данной системы, а также при взаимодействии с окружающей средой (коммуникация).

Третий уровеньфункционирования политической системы включает функции поддержки модели и адаптации,к которым относятся, прежде всего, процесс социализации и рекрутирования, в ходе которого создаются новые роли и новые люди «врываются» в политическую жизнь.

Наши рекомендации