Вопр. 21 «Понятие и структура политической системы. Функции политической системы общества».

Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государст­венных органов, политических партий, движений, общественных ор­ганизаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь об­щества и осуществляется политическая власть.

Понятие «политическая система» показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует полити­ческая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе ис­пользования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Структуру политической системы составляют следующие компоненты:

1) субъекты политической организации общества, к которым относятся - госу­дарство, политические партии, общественные организа­ции и объединения, трудовые коллективы, профессиональные союзы, религиозные объединения и т.п.;

2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической систе­мы;

3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие по­литическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

5) политическая практика, состоящая из политической деятель­ности и совокупного политического опыта.

Сущность политической системы общества наиболее ярко прояв­ляется в ее функциях.

Выделяют следующие функции политической системы:

1) обеспечение политической власти для определенной социаль­ной группы или для большинства членов данного общества (полити­ческой системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократи­ческие, насильственные и ненасильственные и т.п.);

2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает поста­новку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов);

3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и зада­чи обречены на заведомое не достижение);

4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выра­жения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);

5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы раз­нообразных общностей людей);

6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаи­модействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, сни­мать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

7) политическая социализация (т.е. формирование политического сознания индивида и "включение" его в работу конкрет­ных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроиз­водство политической системы путем обучения все новых членов об­щества и приобщения их к политическому участию и деятельности);

8) легитимация политической власти (т.е. достижение определен­ной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам. Легитимность, другими словами законность).

Вопр. 22 «Государство и общественные объединения: вопросы взаимоотношения с государством».

Под общественными объединениями понимают политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские и ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские организации, добровольные общества, фонды, ассоциации и другие объединения граждан.

Все они являются субъектами политической системы.

В первую очередь в любом государстве, субъекты политической системы – это юридические лица, дееспособность которых наступает с регистрацией в органах юстиции, все они перед законом равны.

При демографическом политическом режиме государство и общественные объединения относительно независимы друг от друга. Государство регламентирует лишь общее начало функционирования общественных объединений с целью обеспечить право на объединение, а самим общественным объединениям

равноправие. При этом государство не вмешивается во внутреннюю жизнь самих общественных объединений если только их деятельность не противоречит законодательству.

Конституция запрещает создание и деятельность общественных объединений цели и действия которых направлены на насильственные изменения основ конституционного строя и нарушение

целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание национальной, социальной, расовой и религиозной розни.

С другой стороны, общественные объединения не могут оказывать непосредственного влияния на государство и его органы. Свою политику они проводят через своих сторонников, избранных на государственные посты. По-иному складывается взаимоотношение между государством и общественными объединениями в странах с не демократическим политическим режимом, где гражданское общество подавляется государством. Социальные различия нивелируются, деятельность общественных объединений носит декларативный характер: оппозиция отсутствует, правящая партия является единственной, по сути сливается с государством и утрачивает черты партии как таковой.

Конституция РФ закрепляет основные параметры демократическо-политической системы: принцип политического многообразия и многопартийности, равноправие общественных объединений, право каждого на объединение, включая право создавать новые объединения, вступать в уже существующие, свободно из них выходить.

Из общественных организаций можно выделить общественно-политические движения. Общественно-политические движения – общественная деятельность, направленная на реализацию политического интереса и привидение в соответствие с ним политических отношений.

Создаются и функционируют различные другие организации, призванные защитить или удовлетворять более узкие, более конкретные интересы и потребности – в культурном отдыхе, образовании, охране окружающей среды, и т.п. Все эти интересы в отличие от коренных, главных выражаемых в политике, - в свое время получили название «частичных», «повседневных».

Игнорировать, недооценивать роль объединений, обслуживающих эти интересы, нельзя. Без их учета спектр общественных проблем окажется неполным, а это и для политической партии, претендующей на представительство интересов движения в целом, уязвимо.

Наши рекомендации