От чего зависят цели государственного регулирования?
Нормативно-правовая база ГРЭ
Текущее законодательство РФ принимается на основе Конституции РФ и включает в себя (виды нормативно-правовых актов расположены в порядке убывания юридической силы):
1. Кодексы - объединяют и систематизируют нормы отдельной отрасли права: Гражданский, Трудовой, Уголовный, Бюджетный, Налоговый, Земельный, Лесной, Водный и др.
2. Законы - устанавливают, изменяют или отменяют нормы права, т.е. общеобязательные правила поведения: «О банках и банковской деятельности»; «Об инвестиционной деятельности в РФ»; «О защите конкуренции»; «Об акционерных обществах» и др.
3. Указы и распоряжения Президента РФ. Указ - уступает по юридической силе закону, но обладает верховенством по отношению к другим актам исполнительной власти. Указы Президента РФ не должны противоречить законам РФ.
Подзаконные правовые акты:
Постановления Правительства РФ - так называемые подзаконные нормативные акты, уступают по юридической силе актам Президента РФ, обязательны для исполнения всеми органами исполнительной власти.
Распоряжения Правительства РФ - не имеют нормативного характера, принимаются по оперативным вопросам.
Акты министерств и ведомств - постановления, инструктивные письма, инструкции, приказы, указания, разъяснения, распоряжения. Они могут быть нормативными и ненормативными (например, о составе какого-либо комитета). Издаются на основе законов, указов Президента и актов Правительства. Применяются в определенной отрасли или сфере деятельности.
Акты представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Федерации образуют региональное законодательство.
Кейнсианская концепция.
Появилась как реакция на кризис капитализма в 1929-1933 г. (великая депрессия). Книга Дж.М.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег.»
Обоснована необходимость государственного регулирования рыночной капиталистической экономики с целью ее выхода из кризиса. Практическая реализация – в «Новом курсе» Т.Рузвельта.
Инструменты кейнсианского регулирования:Стимулирование спроса через государственные инвестиции, государственный заказ, общественные работы, регулирование безработицы.
Теория социального рыночного государства. (Ойкен, Эрхард – ФРГ). Государство корректирует несовершенство рыночного механизма, допускается государственное перераспределение доходов. Принцип рыночной свободы сочетается с социальной политикой государства. Разделение власти и собственности. Предусматривается высокий уровень социальной ответственности бизнеса и государства.
Традиционный консерватизм:Н.М.Карамзин, М.Н.Катков, Н.Я.Данилевский, К.П.Победоносцев, К.Н.Леонтьев, Л.А.Тихомиров.
Для него характерен идеал свободной, нравственно ответственной личности, рассмотрение экономической жизни с точки зрения доминирующих культурно-генетических кодов, базисных ценностей соответствующих цивилизаций. Культурный код цивилизации определяет своеобразие материальной деятельности людей, социальную организацию и духовные начала. Корни хозяйственного поведения лежат в сфере сознания и культуры. В культурно-историческом опыте цивилизации содержится производственный опыт народа, отношения между людьми в обществе во всем многообразии конкретных форм их проявления. Понимание прогресса как духовного совершенствования человека. Несовершенство общества заключается не в «грехах правительства», а в нравственном несовершенстве человека. Понятие социальной справедливости связанно с распределением благ по труду. Члены общества занимают определенные места в его структуре в зависимости от индивидуальных свойств. Экономический процесс направлен не на максимизацию прибыли, а на обеспечение трудовой самодостаточности, собственность – функция труда, а не капитала Государство выступает как арбитр в отношениях труда и капитала, ограничение частной собственности на землю (передается во владение, но не отчуждается). Использование национального достояния (земли, недр, инфраструктурных монополий) для укрепления государства и развития общества.
Консерваторы считают, что неограниченное развитие капиталистических отношений и демократии приводит к непомерному расширению государственных функций, уменьшению роли традиционных институтов и как следствие к появлению тоталитарного общества.
В научной литературе существует также духовный подход к государству и системе государственного регулирования экономики[4], который основан на православном мировоззрении, господствовавшем в России на протяжении 1000 лет.
Принципы в рамках духовного подхода:1. Бог сотворил мир, он сотворил и государство, и законы. Всем в мире правит Промысел Божий, и состояние хозяйственной системы, государственного управления зависит от Бога и свободной воли человека. Государство, являясь элементом целостного мирового порядка, тем больше соответствует своему предназначению и покровительствуется Богом, чем больше в нем соблюдаются божественные законы, благочестие и добродетели. Рассмотрение государства как духовной общины, отражающей общие интересы ее членов, но в то же время как силы, сдерживающей распространение зла. Главной целью государства, основанного на православном мировоззрении, является обустройство жизни в соответствии с духовными ценностями Нового Завета.
2. Направленность воли на добро или зло в свою очередь зависит от степени соединения человека с Богом и просвещения его Божественной Благодатью. Личная, а не коллективная ответственность за любые принимаемые решения (прежде всего перед Богом, а потом и перед людьми). 3. Богатство, материальный успех рассматривается не как цель деятельности человека и развития общества, а как средство для достижения царства Божьего. Отрицательное отношение к неправедному получению богатства, к получению прибыли и добыванию денег как к самодовлеющей цели, негативное отношение к лодырям, несправедливой эксплуатации, ростовщическому проценту. 4. Иерархическое построение всей экономической и управленческой системы по принципу небесной иерархии. Но иерархия должна быть построена на свободе подчинения, на любви, а не на силе принуждения (тирания). 5. Признание имущественного и социального неравенства в общественном устройстве в силу того, что индивидуальные способности людей различны. 6. Рассмотрение государства как духовной общины, отражающей общие интересы ее членов, но в то же время как силы, сдерживающей распространение зла. 7. Признание необходимости соблюдать земной закон, если он не противоречит Божественным заповедям, стремление к правде. 8. Понимание духовности человека как святости, в отличие от философского его понимания, как системы культурных ценностей. 9. Несовершенство (греховность) самого человека, а также несовершенство всех внешних факторов его деятельности (экономической, политической системы, всех институтов), как результат отпадения его от Божественной Благодати. 10. Честный труд, относительность права собственности для человека (абсолютное право владения всеми благами принадлежит Богу). 11. Автаркическое развитие народного хозяйства России, активная роль государства в регулировании экономики, ограничение господства биржи и финансового (спекулятивного) капитала с его самодовлеющей жаждой наживы, создание предпосылок для производительного использования капитала.
От чего зависят цели государственного регулирования?
1. От идеологии и мировоззрения управляющих субъектов (личностный фактор).
2. От общественного строя, конкретной экономической ситуации, уровня экономического развития страны.
3.От уровня экономического мышления в стране (мировоззрение управляемых объектов).
4. От избранной концепции государственного регулирования экономики.
Помимо этого на выбор целей влияет целый ряд факторов: размеры территории, плотность населения, державные задачи государства, хозяйственные задачи, национальный состав, религиозная принадлежность народа, социальный состав страны, культурный уровень народа, уклад народного хозяйства, уровень правосознания.[3]
В России цели ГРЭ определяются Президентом РФ и закрепляются в законах, концепциях, стратегиях.
Стратегические цели России определены в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», принятой указом Президента РФ 12 мая 2009 г. № 53 и «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г.
Основные направления реализации целей:преодоление технологической отсталости предприятий, повышение производительности труда, а также решение назревших задач в области здравоохранения и образования.
Основные приоритеты: Наука и образование, здравоохранение, развитие культуры, спорта, поддержка пенсионеров и малоимущих, молодежная политика, доступное жилье, здоровый образ жизни, стратегия 2020, развитие системы ГЛОНАСС, олимпиада в Сочи, региональное развитие, преодоление последствий мирового финансового и экономического кризиса, макроэкономическая политика, интеграция России в мировую экономику, инновационная экономика, развитие оборонно-промышленного комплекса, поддержка и развитие сельского хозяйства, поддержка малого и среднего бизнеса, развитие инфраструктуры, рынок труда.
Цели определяются также в ежегодных Посланиях Президента РФ Федеральному собранию, в Бюджетном послании.
2. Необходимость государственного регулирования экономики.Необходимость ГРЭ в России обусловлена группой факторов:
1-я группа факторов:
§ несовершенство конкуренции, проявляющееся в тенденции к монополизации рыков;
§ наличие внешних отрицательных эффектов, таких как загрязнение окружающей среды, несовершенство и неравный доступ различных рыночных субъектов к информации;
§ неспособность рынка обеспечить граждан общественными товарами (содержание армии, организация управления и внутренней безопасности, образование, медицина, наука, культура);
§ дифференциация доходов сверх разумной нормы, приводящая к социальной напряженности;
§ наличие членов общества не имеющих средств к существованию (инвалиды, пенсионеры);
§ безработица и инфляция;
§ необходимость развития фундаментальной науки, так как она дает отдачу через много лет;
§ наличие отраслей инфраструктуры, не приносящих больших доходов, требующих больших капиталовложений, но обеспечивающих общие условия функционирования экономики;
§ становление новых отраслей экономики, которые вначале обычно малорентабельны;
§ необходимость контроля за эффективным использованием природных ресурсов;
§ принятие государственных стандартов качества товаров;
§ эффективное использование земельных ресурсов;
§ обеспечение экономики денежной массой и установление процентных ставок;
§ необходимость создания условий для ведения бизнеса.
2-я группа факторов связана с переходным характером экономики России и процессом глобализации мировой экономики:
§ неустойчивость и многовариантность развития;
§ кризисное состояние экономики;
§ смена технологических и экономических укладов;
§ структурные сдвиги в экономике.
§ изменения в положении стран в международном разделении труда;
§ формирование и распада интеграционных группировок;
§ разрыв кооперационных связей и уход с освоенных рынков;
§ возрастание конкурентной борьбы за лидерство на мировом рынке;
§ обострение борьбы за ресурсы (минеральное сырье, энергетические ресурсы, лесные и биоресурсы, чистая вода);
§ усиление процесса проникновения транснациональных корпораций на национальные рынки и возникновением угрозы вытеснения национальных товаропроизводителей.
3-я группа факторов связана c особенностями России как цивилизации: большой территорией, сильной дифференциацией регионов, многонациональностью, наличие различных религий.
Для согласования таких сложных проблем нужна объединяющая сила государства, основанная, с одной стороны, на традиции, с другой стороны, учитывающая сложности современного периода.
3. Принципы государственного регулирования экономики.Принцип – это основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения.
Суть экономических принципов выражается в том, что они представляют собой руководящие положения, основные начала экономики, выражают закономерности и тенденции ее развития. В основе принципов лежит то или иное мировоззрение.
Принципы, которые заложены в современную экономическую политику:
1) государственности– приоритет национально-государственных интересов страны.
2) социальности – улучшение состояния социальной сферы, повышение жизненного уровня населения, усиление социальной защищенности нуждающихся в этом слоев населения.
3) стабильности – ориентация на длительную перспективу.
4) народнохозяйственной оптимальности- взаимодействие всего множества предприятий дает наибольший синергетический эффект в масштабе народного хозяйства.
5) учет степени влияния внешней среды.
6) научности – принятие управленческих решений базируется на экспертных оценках.
Эти принципы действуют в рамках гуманистического подхода, основанного на вере во всесилие человека, науки, разума.
4. Объекты, органы, методы, инструменты и нормативно-правовая база государственного регулирования экономики в РФ.Объект– это то, что противостоит субъекту и на что направлено его воздействие.
Объектами государственного регулирования экономики в настоящее время являются: национальная экономика; сферы и отрасли; регионы; ситуации, условия и явления социально-экономической жизни страны; экономический цикл; хозяйственная конъюнктура; отраслевые и территориальные структуры; накопление капитала; занятость; денежное обращение; состояние платежного баланса; государственный сектор экономики; цены и инфляция; конкурентная среда и предпринимательство; инвестиции и НИОКР; социальная сфера и трудовые отношения; внешнеэкономическая деятельность; окружающая среда.
Органы государственного регулирования:
Президент – в своих посланиях определяет основные направления внутренней и внешней политики; Государственная Дума – принимает законы, регулирующие ГРЭ; Исполнительная власть – Правительство, состоящее их министерств – определяют основные направления политики, агентства – оказывают услуги, службы осуществляют контроль.
Методы и инструменты государственного регулирования экономики:
МЕТОД –способ, порядок, основания; принятый путь для хода, достижения чего-либо, в виде общих правил.
Выделяют методы прямого и косвенного воздействия на экономику. Методы прямого воздействия основаны на предписаниях государства: экономические нормативы, ограничения, правила, платежи, налоги, штрафы, санкции, заказы.Методы косвенного воздействиястимулируют или сдерживают развитие экономики. К ним относят процентные ставки, налоги, кредиты.
Инструменты:дотации, трансферты, субсидии,Инвестиционный фонд, Внешэкономбанк, Россельхозбанк, Росагролизинг, особые экономические зоны, концессионные соглашения.