Цели и методы государственного регулирования цен.

Свободное формирование уровня цен не означает, что государство не принимает участие в управлении этим процессом. Во многих государствах создана правовая основа регулирования цен в виде законов, указов, постановлений, налажена систематическая, общедоступная публикация статистической информации о ценах, их уровне и динамике. Эти данные используются при регулировании уровня доходов и индексации. Важным элементом системы регулирования экспорта и импорта в большинстве стран являются лицензирование, квотирование и контроль за ценами. Ни одна развитая страна не обходится без государственного регулирования цен на с/х продукцию и основные продукты питания. Правительственное регулирование цен осуществляется в виде поддержки фермерских цен на таком уровне, который должен обеспечить прибыль в сельском хозяйстве. В большей мере подвергаются регулированию цены на топливно-энергетические ресурсы, тарифы на услуги связи, коммунально-бытовые, общественного транспорта. Государственные меры по регулированию цен осуществляются главным образом путем косвенного воздействия на процесс их формирования и реализуются экономическими методами через налоговую, кредитную, таможенную, дотационную политику, при которой не нарушается целостность рыночного механизма, сохраняется экономическая обоснованность цен и их взаимосвязь с ценами мирового рынка.

К мерам государственного регулирования по ценообразованию в настоящее время относятся: порядок ценообразования, контроль за уровнем цен предприятий-монополистов, ограничение уровня цен на отдельные товары и материально-сырьевые ресурсы, лицензирование и квотирование экспорта и импорта.

Нормативная база:

ü Закон РБ «О ценообразовании» от 10.05.99. №255-з.

ü Положение о порядке формирования и применения цен и тарифов от 22.04.99. №43.

Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). От 30.01.98.

44.сущность, виды, методика определения дохода предприятия и факторы его увеличения

Прибыльпред-ет собой произведенный и обязательно реализованный прибавочный продукт. Это важн. финанс. категория, отражающая результаты деят-ти предппр-ия и выступающая осн. источником - его финансов. Прибыль – это не только движущая сила расширения произв-ва, но и источник соц. благ труд. кол-ва и об-ва в целом. Цель- максимизация прибыли- явл-ся важной, но не глав. целью в совр. рыноч. усл-х, необходимо учитывать: цены конкурентов, спрос потребителей, формировать имидж компании, т.е. приспосабливаться к внеш. изменениям, проводя ценовую, финанс. инвестиционную по-ки. Важн. источником - получения прибыли явл-ся инновационная деят-ть. Реализация данного источника предп-ет пост. работу по изменению потребит. свойств товара.Виды прибыли: 1. Бухгалтерская (балансовая) прибыль- это общий финанс. рез-тат, рассчитывается как разность м/у чистой выручкой и себестоимостью продукции. Источники её формирования: обычные виды деят-ти пр-тия;операционная деят-ть (сдача в аренду, плата за пользование патентами, поступление от участия в капитале др. орг-ций, % от хранения средств, от продажи осн.средств) внереализационная деят-ть (штрафы и неустойки за нарушение договор. обязательств, активы, получ.безвозмездно, суммы кредит. и дебит. задолженности); чрезвычайные доходы (страховые возмещения, стоимость мат.цен., остающихся от списания). 2. Чистая прибыль- разница м/у всеми доходами и расходами пр-тия после уплаты всех налогов и сборов, т.е. та часть прибыли, которая м/б испытана для выплаты дивидендов собственникам и реинвестирования. 3. Эконом. (остаточная) прибыль- рез-т работы капитала, рассчитывается как разница м/у выручкой и эконом. издержками. Т.к. прибыль, исчисленная в бухучете, не отражает действительного рез-та хоз. деят. пр-тия. На величину прибыли, её динамику воздействуют факторы. К внутр. факторам , влияющим на увел. прибыли относят: 1.уровень хозяйствования; 2. компетентность рук-ля; 3. конкурентоспособность продукции; 4. з\п; 5. уровень цен на реализуемую продукцию; 6. орг-ция произв-ва и руда. К внеш: 1. цены на потребляемые ресурсы; 2. конкурент. среда; 3. барьеры входа в отрасль; 4. налоговая сист.; 5. гос. ограны упр-ния; 6. политич., соц., культурные, религиозные т.д. Прибыль как рез-т финанс. деят-ти выполняет опред. ф-ции.: 1. воспроизводственную- явл-ся одним из глав. источников финансирования расширен. воспроизв-ва; 2. стимулирующую- выступает источником- образования поощрительных фондов и соц. развития кол-ва пр-тия. 3. контрольная- как результат деят-ти пр-тия. Принципы распределения опред-ет гос-во. Прибыль, получаемая суб. хоз. облагается налогом. Т.к обновление осн. капитала явл-ся основой выхода из эконом. кризиса, с целью стимулирования развития техн. прогресса пр-тиям предоставляются льготы, снижающие величину н\о прибыли. Пр-тия, получившие в прошлом году убыток, освобождаются от уплаты налога с чистой прибыли. Порядок распределения и использов. прибыли фиксируется в Уставе и опред-ся положением, затем состав-ся смета расходов прибыли на предстоящий год, которая вкл-ет в себя след. элементы: 1. налоги, сборы, платежи, относимые на прибыль; 2. оплата % по ссудам и займам; 3. все сверхнормативные расходы, относимые на чистую прибыль; 4. материал. поощрение персонала; 5. финансирование соц. сферы. Чистая прибыль поступает в распоряжение пр-тия. При распределении прибыли необходимо учитывать сост. конкурентной среды, которая опред-ет необходимость расширения и обновления производств. потенциала. Часть прибыли м/б нераспределенной- это дополнит. финанс. резерв, который м/б использован для пополнения фондов и увеличения устав. капитала. Для оценки уровня эффективности работы получаемый рез-т- прибыль - сопоставляется с затратами или с используемыми ресурсами. Рентабельностьхарак-ет степень доходности, выгодности и прибыльности. Соизмерение прибыли с затратами харак-ет рентабельность. Рентабельность –есть относит. показатель, обладающий свойством сравнимости. Исчисляется как отнош. валовой прибыли к издержкам произв-ва. Выд-ют показатели рентабельности для оценки эффективности затрат и показатели доходности, эффективности использования имущества. 1. Оценочным показателем явл-ся рентабельность продаж- отражает уровень спроса на продукцию, работы, услуги, наско-ко правильно суб. хоз. определил товар. ассортимент и товарную п-ку. Р.п. – это отношение прибыли к величине выручки от реализации продукции (в %). Р продаж = Пч/Крп*100%, где Пч- чистая пр., Крп- колич. реал. прод. 2. ирентабельность капитала –это величина прибыли с каждого вложенного рубля средств пр-тия. Осн. показателями рентабельности капитала явл-ся: Рентабельность активов (имущества)=прибыль в распоряжении пр-тия/средняя величина активов. Данный показатель говорит, сколько 1 прибыли получено с 1 стоимости активов независимо от источника привлечения ср-в. Рентабельность текущих активов= прибыль в распоряжении пр-тия/средняя величина текущих активов. Рентабельность собственного капитала=Пчис., (Пбал.) или Прас. пр./ источники собственных средств. Данный показатель харак-ет величину прибыли на 1 рубль собственных средств. Этот коэффициент играет важную роль при оценке уровня котировки акций на бирже. Рентабельность инвестиций =Пб (Пч)/ источники инвестиционных средств. Разница м/у показателями рентабельности обусловлена привлечением внеш. источников финансирования пр-тия. Рентабельность производства =Пб\Пф, Пф- средняя стоимость производств. фондов. Рентабельность основной деят-ти =Преал/ Зпр, Зпр-затраты на пр. реал. прод. Рентабельность отдельных изделий = Пизд/Рпизд*100%, Пизд- пр. от реал. конкр. вида , РП изд- выручка от ее реал.





45. Сущность, функции, виды, механизм образования, распределения и использования прибыли предприятия и пути ее увеличения.

обязательно реализованный прибавочный продукт. Это важн. финанс. категория, отражающая результаты деят-ти предппр-ия и выступающая осн. источником - его финансов. Прибыль – это не только движущая сила расширения произв-ва, но и источник соц. благ труд. кол-ва и об-ва в целом. Цель- максимизация прибыли- явл-ся важной, но не глав. целью в совр. рыноч. усл-х, необходимо учитывать: цены конкурентов, спрос потребителей, формировать имидж компании, т.е. приспосабливаться к внеш. изменениям, проводя ценовую, финанс. инвестиционную по-ки. Важн. источником - получения прибыли явл-ся инновационная деят-ть. Реализация данного источника предп-ет пост. работу по изменению потребит. свойств товара.Виды прибыли: 1. Бухгалтерская (балансовая) прибыль- это общий финанс. рез-тат, рассчитывается как разность м/у чистой выручкой и себестоимостью продукции. Источники её формирования: обычные виды деят-ти пр-тия;операционная деят-ть (сдача в аренду, плата за пользование патентами, поступление от участия в капитале др. орг-ций, % от хранения средств, от продажи осн.средств) внереализационная деят-ть (штрафы и неустойки за нарушение договор. обязательств, активы, получ.безвозмездно, суммы кредит. и дебит. задолженности); чрезвычайные доходы (страховые возмещения, стоимость мат.цен., остающихся от списания). 2. Чистая прибыль- разница м/у всеми доходами и расходами пр-тия после уплаты всех налогов и сборов, т.е. та часть прибыли, которая м/б испытана для выплаты дивидендов собственникам и реинвестирования. 3. Эконом. (остаточная) прибыль- рез-т работы капитала, рассчитывается как разница м/у выручкой и эконом. издержками. Т.к. прибыль, исчисленная в бухучете, не отражает действительного рез-та хоз. деят. пр-тия. На величину прибыли, её динамику воздействуют факторы. К внутр. факторам , влияющим на увел. прибыли относят: 1.уровень хозяйствования; 2. компетентность рук-ля; 3. конкурентоспособность продукции; 4. з\п; 5. уровень цен на реализуемую продукцию; 6. орг-ция произв-ва и руда. К внеш: 1. цены на потребляемые ресурсы; 2. конкурент. среда; 3. барьеры входа в отрасль; 4. налоговая сист.; 5. гос. ограны упр-ния; 6. политич., соц., культурные, религиозные т.д. Прибыль как рез-т финанс. деят-ти выполняет опред. ф-ции.: 1. воспроизводственную- явл-ся одним из глав. источников финансирования расширен. воспроизв-ва; 2. стимулирующую- выступает источником- образования поощрительных фондов и соц. развития кол-ва пр-тия. 3. контрольная- как результат деят-ти пр-тия. Принципы распределения опред-ет гос-во. Прибыль, получаемая суб. хоз. облагается налогом. Т.к обновление осн. капитала явл-ся основой выхода из эконом. кризиса, с целью стимулирования развития техн. прогресса пр-тиям предоставляются льготы, снижающие величину н\о прибыли. Пр-тия, получившие в прошлом году убыток, освобождаются от уплаты налога с чистой прибыли. Порядок распределения и использов. прибыли фиксируется в Уставе и опред-ся положением, затем состав-ся смета расходов прибыли на предстоящий год, которая вкл-ет в себя след. элементы: 1. налоги, сборы, платежи, относимые на прибыль; 2. оплата % по ссудам и займам; 3. все сверхнормативные расходы, относимые на чистую прибыль; 4. материал. поощрение персонала; 5. финансирование соц. сферы. Чистая прибыль поступает в распоряжение пр-тия. При распределении прибыли необходимо учитывать сост. конкурентной среды, которая опред-ет необходимость расширения и обновления производств. потенциала. Часть прибыли м/б нераспределенной- это дополнит. финанс. резерв, который м/б использован для пополнения фондов и увеличения устав. капитала. Для оценки уровня эффективности работы получаемый рез-т- прибыль - сопоставляется с затратами или с используемыми ресурсами. Рентабельностьхарак-ет степень доходности, выгодности и прибыльности. Соизмерение прибыли с затратами харак-ет рентабельность. Рентабельность –есть относит. показатель, обладающий свойством сравнимости. Исчисляется как отнош. валовой прибыли к издержкам произв-ва. Выд-ют показатели рентабельности для оценки эффективности затрат и показатели доходности, эффективности использования имущества. 1. Оценочным показателем явл-ся рентабельность продаж- отражает уровень спроса на продукцию, работы, услуги, наско-ко правильно суб. хоз. определил товар. ассортимент и товарную п-ку. Р.п. – это отношение прибыли к величине выручки от реализации продукции (в %). Р продаж = Пч/Крп*100%, где Пч- чистая пр., Крп- колич. реал. прод. 2. ирентабельность капитала –это величина прибыли с каждого вложенного рубля средств пр-тия. Осн. показателями рентабельности капитала явл-ся: Рентабельность активов (имущества)=прибыль в распоряжении пр-тия/средняя величина активов. Данный показатель говорит, сколько 1 прибыли получено с 1 стоимости активов независимо от источника привлечения ср-в. Рентабельность текущих активов= прибыль в распоряжении пр-тия/средняя величина текущих активов. Рентабельность собственного капитала=Пчис., (Пбал.) или Прас. пр./ источники собственных средств. Данный показатель харак-ет величину прибыли на 1 рубль собственных средств. Этот коэффициент играет важную роль при оценке уровня котировки акций на бирже. Рентабельность инвестиций =Пб (Пч)/ источники инвестиционных средств. Разница м/у показателями рентабельности обусловлена привлечением внеш. источников финансирования пр-тия. Рентабельность производства =Пб\Пф, Пф- средняя стоимость производств. фондов. Рентабельность основной деят-ти =Преал/ Зпр, Зпр-затраты на пр. реал. прод. Рентабельность отдельных изделий = Пизд/Рпизд*100%, Пизд- пр. от реал. конкр. вида , РП изд- выручка от ее реал.

46. Содержание методов планирования прибыли предприятия.

Планирование представляет собой функцию управления. Сущность этого процесса заключается в логичном определении развития предприятия, постановке целей для любого сектора деятельности и работы каждого структурного подразделения, что необходимо в современных условиях. При осуществлении планирования ставятся задачи, определяются материальные, трудовые и финансовые средства для их достижения и сроки исполнения, а также последовательность их реализации.

Кроме того, анализируются и выявляются факторы, имеющие влияние на развитие деятельности предприятия, для своевременного предотвращения их на стадии возникновения в случае их негативного влияния.

Таким образом, можно сказать, что планирование как функция управления означает стремление учитывать заблаговременно все внешние и внутренние факторы, которые обеспечивают подходящие условия для нормального функционирования и развития предприятия. Оно также определяет разработку комплекса мероприятий, устанавливающих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее результативного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятиям. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимосвязь между отдельными структурными подразделениями предприятия, которые содержат всю технологическую цепочку. Такая деятельность основывается на обнаружении и прогнозировании спроса потребителей, анализе и оценке имеющихся в наличии ресурсов и перспектив развития конъюнктуры. Отсюда следует необходимая увязка планирования с маркетингом и контролем для постоянной корректировки показателей производства и сбыта в связи с изменениями спроса на рынке. Планирование охватывает как текущий, так и перспективный временной период и осуществляется в виде прогнозирования и программирования.

Процесс планирования подразумевает постановку определенных целей, разработку мероприятий по достижению этих целей, а также политику предприятия на долгосрочную перспективу. Выделяют три метода планирования прибыли:

Метод прямого счета основан на поассортиментном расчете прибыли

Аналитический метод используется при незначительных изменениях ассортимента продукции и при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости

Метод основанный на эффекте производственного рычага – базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные, с помощью которого рассчитывается так называемая маржинальная прибыль.

Для план ибыли необходимо провести операционный анализ на предприятии, показывающий зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства.

Показатели:

Операционной рычаг

Порог рентабельности

Запас финансовой прочности

Могут быть коммерческой тайной предприятия.

Операционный рычаг (производственный рычаг). Его действие проявляется в том, что любые изменения выручки от реализации всегда порождает более сильные изменения прибыли.

ЭПР = маржинальная прибыль/прибыль = выручка от реализации – переменные затраты/ прибыль = постоянные затраты + прибыль/прибыль

Значение – Чтобы определить на сколько % увеличится прибыль в зависимости от изменения выручки от реализации, необходимо % роста (уменьшения) выручки умножить на значение ЭПР.

ЭПР действует так, рост выручки вызывает рост прибыли, и наоборот.

ЭПР всегда рассчитывается для определенного объема продаж и для данной выручки от реализации

Существует следующая зависимость: чем больше постоянные затраты и чем меньше прибыль, тем сильнее действует производственный рычаг

ЭПР зависит от структуры активов предприятия: чем больше стоимость основных фондов, тем больше доля постоянных затрат (тем больше ЭПР)

Чем больше ЭПР, тем выше предпринимательский риск.

Наши рекомендации