Цели психологического консультирования, от чего они зависят

Вопрос цели является одной из проблем теории консультирования.

Шостром:

1. Краткосрочные (в данный момент):

• Цель процесса - это объективные задачи, которые стоят в этом процессе (что в нем должно происходить чтобы клиент получил желаемые изменения и жизненная проблема была решена). О них знает консультант исходя из теории: выражение чувств, мотивация, снижение тревожности, побудить к поиску самостоятельных решений.

• Цель клиента - сводится к решению непосредственно стоящих перед ним проблем. Удовлетворение потребности в информации, снятие напряжения.

2. Долгосрочные не сводятся к решению стоящих проблем направлены на будущее клиента они соответствуют к функциональной модели зрелой личности или отличительные черты психологически здоровой личности.

Долгосрочные генеральные цели тесно связаны с социальными ценностями и с теми видами поведения, которые требуются для эффективного существования в среде американской культуры. Другими словами, эти цели обусловлены качествами теоретической модели той личности, которая, как представляется, соответствует стандартам западной культуры. Данное высказывание не подразумевает, что психологическое консультирование или психотерапия обязательно ведут к пассивному приспособленчеству, к конформизму. Принципиальное значение придается развитию личности клиента и одновременной помощи ему в том, чтобы он осознавал социальную ответственность за свой вклад в функционирование, а возможно, и изменение окружающей культурной среды. Генеральные цели, соответствующие функциональной модели зрелой личности, требуют следующих уточняющих положений: 1. Хотя консультационный и психотерапевтический процессы преследуют одни и те же генеральные цели, консультирование не стремится к такому глубокому уровню реорганизации, как психотерапия. 2. Психотерапия и консультирование могут считаться вполне успешными даже тогда, когда достигнуты не все рассматриваемые ниже цели. 3. И наконец, даже самые успешные консультирование и психотерапия не создадут личности, которая жила бы согласно приведенным ниже критериям в любое время и при всех обстоятельствах.

Долгосрочные цели:

· Спонтанность. Спонтанность можно понимать как полную противоположность защиты. Роджерс описывает это качество как «возросшую открытость для переживаемого опыта». Переживаемый опыт перестает быть для клиента угрожающим. Его образ самого себя лучше совместим с тем, каким его видят другие; поэтому ему нет нужды защищать себя так напряженно, как до начала консультирования. С помощью психологических инструментов выявляются такие объективные показатели, как спонтанность. Тесты Роршаха, например, показывают, как спонтанность проявляется по мере спада показателей сдерживающего контроля, на место которого приходит гибкость. В результате снижения защиты клиент начинает лучше воспринимать реальность, определяемую другими людьми. У него снижается ригидность восприятия и уменьшается потребность искажать или сужать восприятие в сторону иллюзий. Со спонтанностью тесно связано такое понятие как «толерантность к неопределенности». Комфортно существующей личности не мешают ценностные и фактические конфликты, так же как и неопределенные ситуации. Такой человек в состоянии сохранять свою уверенность в неких рабочих гипотезах, временно отсеивая противоречащие им свидетельства. У него нет маниакального стремления добиваться определенности во всем. Еще один родственный термин, используемый Роджерсом,— это «расставание с маской». Успешные консультации приводят к отказу отложного фасада, от маски, от играемой роли. Клиент становится ближе к своему истинному «Я». В терминологии Юнга, «личина» сокращается. Следует подчеркнуть, что клиент сохраняет часть своих защитных механизмов и ролей. Консультанты отнюдь не пытаются стандартизировать индивидуумов путем проведения психологических консультаций. Они стремятся к тому, чтобы клиент научился ценить свою неповторимую индивидуальность, не боясь того, что цена за обладание этими уникальными качествами окажется для него слишком высока. Тем не менее, для клиента небесполезно будет осознать, что во многих отношениях люди, в сущности, одинаковы. Они таят в себе сходные надежды, чувства, мысли, хотя из-за различий в своих ролях и свойствах «личины» нередко кажутся совершенно разными.

· Жить «здесь и сейчас». Эта фраза подразумевает стремление человека жить в каждый момент полной жизнью. Клиент должен стараться жить так, чтобы извлекать из каждого мгновения его гармонию, не пытаясь предвосхищать жизнь лавиной готовых ответов. Напротив, каждое мгновение для него по-своему ново; то, как он им распорядится — дело творческое и, следовательно, непредсказуемое. Его система ценностей, входящая в основу его личности, поможет ему сделать верный выбор. Роджерс в своих размышлениях о «полностью функционирующей личности» говорит, что такой индивидуум «надежен, но непредсказуем».У клиента по завершении психологического консультирования или психотерапии нет ощущения, что дело сделано; наоборот, все только начинается. Словно бы он вышел на нужную дорогу, не зная в точности, что впереди, но все же чувствуя, что движется в верном направлении. Он пришел в более тесное соприкосновение с собственными чувствами и целями и стал лучше осознавать ценности и цели общества. При этом он не подходит к новым ситуациям с ригидно сформулированными структурами. Его личность характеризуется гибкостью, а защита — проницаемостью. Благодаря этому он способен на реально осуществимые модификации внутренних структур в каждой новой ситуации. Человек находит удовлетворение в ощущении, что он еще в пути и полностью пока не «состоялся».

· Доверие к себе. Клиент, успешно прошедший курс психотерапии, приобретает определенные установки по отношению к самому себе, которые могут быть охарактеризованы как «уверенность в себе» или «самоуважение» — это вера в то, что мы называем «его истинным "Я"». Он доверяет себе и своему суждению. Решая, какой образ действий избрать в каком бы то ни было вопросе, он не обязательно полагается на правила, на сентенции здравого смысла, на предписания, выдаваемые социальными институтами. Вместо этого он доверяется собственному суждению и делает то, что считает нужным, — с учетом всех обстоятельств. Стесняющий контроль системы «Я» смягчается, и появляется больше возможностей для его модификации. Авторы понимают концепцию «совести» или фрейдовского «Суперэго» в качестве составной части системы «Я». Идущее от родителей раннее научение относительно социальных ценностей становится после успешного курса психотерапии доступней для критического анализа и изменения. Об умении выражать свои чувства — жить ими — говорят многие авторы психологической литературы. Фромм, например, подчеркивает, что клиент «оживает» для своих чувств. Понимание своих истинных чувств, их выражение индивидуально и социально приемлемым образом — это добавочный психотерапевтический процесс бесцензурного эмоционального опыта, когда клиент весь обращается в свой гнев, свой страх или свою любовь. Этот опыт любви и доверия к своему «Я» является одним из средств самореализации — превращения в подлинную личность.

· Творчество. Терапевты психоаналитического направления, особенно последователи Юнга, придают большое значение пробуждению творческих способностей. Клиент способен лучше использовать свои подсознательные чувства, которые становятся его слугами, а не господами. Многое из вытесненного в подсознание может быть извлечено, оценено и понято. Проанализировав свои слабости и запреты, клиент может осознать свой творческий потенциал. Значительная часть психической энергии, прежде уходившей на защиту от импульсов подсознания, теперь поступает в распоряжение эго-системы, и индивидуум может найти для нее творческое применение. Маслоу полагает, что такой творческий потенциал дан всем людям от рождения, но они его утрачивают в процессе освоения в культуре. Творческие импульсы не обязательно относятся только к сфере искусств, таких как литература, музыка, живопись; они проявляются и в более скромных обстоятельствах обыденной жизни. Можно быть творчески настроенным клерком, рабочим, учителем или домашней хозяйкой.

· Диапазон чувств. Знакомясь в течение долгого времени со своими глубинными чувствами, клиент приобретает такие качества, как более широкий диапазон чувств и более тонкую их дифференциацию. Он открывает для себя, что живет не просто в системе координатсво ей эго-системы или рассудка, но способен также испытывать некоторые из чувств своей системы «Я». Он может отважно и радостно приступить к знакомству со многими своими неизведанными чувствами. Браун описывает еще один аспект жизни с расширенным диапазоном чувств. По его мнению, одной из целей психотерапии является помощь клиенту в том, чтобы он научился любить с большей легкостью и ненавидеть с большей мудростью. Иногда приходят клиенты, способные выражать только позитивные чувства, поскольку выражать враждебные чувства им в родительском доме запрещали. Однако, по нашим наблюдениям, подавление выражения негативных чувств имеет тенденцию вредно сказываться и на выражении позитивных чувств. И наконец, снятие мучительной тревоги — критерий успеха психотерапии. Клиент освобождается от подтачивающего его силы чувства вины и от тревоги, так что прежние ощущения неуверенности и небезопасности сменяются большей стабильностью и оптимизмом.

· Способность «соотносить время». Психологически зрелый индивидуум способен откладывать и впоследствии изменять свои суждения относительно других людей в данный момент и в данной ситуации. Эту концепцию нередко называют умением «соотносить время», благодаря которому клиент может откладывать удовольствия ради достижения своих целей. Например, аспирант обрекает себя на множество сиюминутных трудностей и ограничений ради удовлетворения, которое он сможет получить при достижении отдаленной во времени профессиональной цели.

· Экзистенциальное бытие. В заключение своей философичной работы под названием «Хорошая жизнь на взгляд психотерапевта» Роджерс подчеркивает значение философии, основанной на осознании и признании индивидуумом собственной природы: «Я уверен, что должно быть очевидным, почему такие прилагательные, как "счастливая, блаженная, приятная", не кажутся мне вполне уместными для достаточно общего описания того процесса, который я называю хорошей жизнью, хотя сам участник этого процесса может испытывать в соответствующие моменты любое из перечисленных ощущений. Но прилагательные, которые здесь представляются мне подходящими в более фундаментальном смысле, — это "гармоничная, захватывающая, стоящая, напряженная, осмысленная".

По направлениям

• Психоанализ. Цель перевести в сознание вытесненный в бессознательно материал. Помочь клиенту воспроизвести ранний опыт: детский семейный и проанализировать вытесненный конфликт и проинтерпретировать. Облегчить достижение инсайта на нарушении психического развития. Все это освобождает энергию. реконструировать личность - усилить эго посредством снятия подавления, научить эго направлять энергию ид на реальные объекты вместо воображаемых и вместо того чтобы преобразовывать либидо в невротические симптомы. Супер эго избавить от чрезмерной жестокости моральных стандартов.

• По Адлеру.трансформировать цели жизни клиента: помочь клиенту сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию (посредством развития чувства общности и равенства с другими людьми), позитивное отношение к другим людям, эмпатия, способность давать и получать, готовность сотрудничать для достижения общей выгоды. Достижение вместо чувства неполноценности присущего ребёнку чувства превосходства не в плане власти а в духе социального интереса. Помочь человеку раскрыть жизненный сценарий и более глубокое понимание и свою интерпретацию детских событий, осознать их влияние на нашу жизнь и изменить свои ошибочные представления, самому сознательно творить свой сценарий или стиль и принять полную ответственность за свой выбор, достичь успех в чем либо иди стать тем кем человек может стать.

• Поведенческое. Выяснение причинно следственных связей в жизненных событиях клиента. Исправить отказаться неадекватное поведение и обучить эффективному поведению: снижение уровня нежелательных страхов и тревог, развитие способности расслабляться, самоутверждаться, эффективных социальных навыков, способности к саморегулированию.

• Рационально-эмотивное. Эллис, Бернард, Янука, харпи. Помочь людям избавиться от эмоциональных блоков или расстройств. Помочь почувствовать себя более адекватным в эмоциональном отношении к ситуации. Устранить разрушающий подход клиента к жизни и в этом смысле помочь стать более рациональным в этом плане. Помочь сформировать толерантный и рациональный подход. Отказаться от ребяческой требовательности. Далеко не все люди знают что есть не только хочу. Осознать свои иррациональные установки. Отказаться от пораженческих взглядов на свою жизнь. Научить применению научного метода при решении проблем. Изменить поведение, действовать более эффективно. Достигать своих целей. Помочь людям стать более полно функционирующими более самоактуализирующимися и более счастливыми.

• Гуманистическое. Роджерс. Маслоу. Уоркер. комбс. Цель это развитие качеств полноценно функционирующего и самоактуализирующегося человека. Маслоу: автономность, компетентность во времени, высшие ценности, способность к гибкой реализации ценностей, сензитивность (чувствительность к себе), высокая спонтанность, самоуважение, самопринятие, положительное представление о природе человека, синергия (способность человека видеть связность противоположностей в мире), принятие собственной агрессии, контактность, креативность, познавательные потребности. Цель создать особые помогающие отношения или благоприятный климат консультирования, т.к. В случае их выстраивания автоматически запускается процесс самоисследовнаия клиента.

• Экзистенциальное. Мэй, ялом. Цели помочь клиенту повысить уровень осознанности жизни, помочь принимать жизнь со всеми парадоксами, осознание своей свободы, возможностей границ, побуждать к принятию ответственности, научится распознаваться факторы блокирующие свободу и рост, помочь раскрыть и использовать свободу выбора, принять ответственность за свой выбор - это есть сознательно превратиться в авторов собственной жизни (в том числе помочь понять что мы можем менять направление своей жизни). Помочь клиенту проанализировать как он отвечает на экзистенциальные вопросы жизни и попытаться пересмотреть ответы на них так чтобы сделать его жизнь более аутентичной более реализованной.

• Гештальт. Перлз, синклит, зенкер, энрайт. Цели осознание себя кем человек является в настоящий момент, это открывает ресурсы и возможности для изменений. Осознание своего функционирования и контакта, нарушение на границе контактов. Тренировка эго с помощью целенаправленного осознания своих функций потребностей что приводит к более полному владению самим собой. Научить уделять внимания своим текущим переживаниям чтобы уметь осознавать и интегрировать отчуждённые аспекты своей личности. Не анализ а синтез конфликтующих аспектов личности, перевод инсайта в действие.

• НЛП. Использовать свой мозг преднамеренно и более функциональными способами. Расширение системы репрезентации восприятия человека что позволяет расширить модели воспринимаемой жизненной ситуации. Научить использовать свои репрезентативные системы на благо самому себе.

• Эриксоновский гипноз. Расширение системы проблемы и превращение её в систему решения когда человек создаёт новые образы достижения. Создаваемые образы достижения меняют установки что в свою очередь позволяет человеку самоосуществиться в мире стресса. Осознание достоинств своих недостатков. Бессознательное обучение.

Цели консультанта и клиента в конечном счете соприкасаются, хотя каждый консультант имеет в виду свою систему общих целей, соответствующую его теоретической ориентации, а каждый клиент — свои индивидуальные цели, приведшие его к специалисту. Очень часто формулировка и переформулировка целей происходят в процессе консультирования при взаимодействии консультанта с клиентом. Реализация целей консультанта зависит от потребностей и ожиданий клиента. Чтобы успешно сочетать свои общие задачи и конкретные цели клиента, необходимо с самого начала задать клиенту вопросы: "Что Вы ожидаете от нашего общения?", "Каковы ваши желания?" и т.п. Клиенты, как правило, имеют только самое общее представление о том, что такое консультирование и что ожидать от консультанта. Когда клиент не владеет никакой информацией о консультировании, он не способен должным образом сформулировать цели. Если мы информируем клиента о продолжительности бесед и вообще о том, что обычно происходит во время консультативных встреч, ему легче понять возможности и ограничения консультирования. Большинство клиентов приходит на психологическое консультирование, надеясь, что консультант сразу окажет какую-то помощь. В этой ситуации консультант должен помнить главную цель консультирования — помочь клиенту понять, что именно он сам и есть тот человек, который должен решать, действовать, изменяться, актуализировать свои способности.

George и Cristiani (1990) сформулировали несколько универсальных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ:

· Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.

· Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.

· Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п.

· Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений.

· Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. По мнению Blocher (1966), в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением

Наши рекомендации