История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»
Институт истории и права
Кафедра истории и методики обучения общественно-правовым дисциплинам
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
«ИСТОРИЯ»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Заочная
Сыктывкар 2016
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»
Институт истории и права
Кафедра истории и методики обучения общественно-правовым дисциплинам
УТВЕРЖДАЮ
Директор института
________________________Максимова Л.А.
«__» ________________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Заочная
Блок дисциплины Б1.Б.2
Семестр 1
Всего учебных занятий - 144 часа, 4 зач. ед.
В том числе:
Аудиторные – 14 часов, из них:
Лекции – 6 часов.
Практические занятия – 8 часов.
Лабораторные – (-)
Самостоятельная работа – 121 час.
Интерактивные и активные часы – (-)
Форма текущего контроля – -
Промежуточный контроль – экзамен
Сыктывкар 2016
Аннотация дисциплины
«История» – одна из составляющих общего цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин, изучаемых в любом российском ВУЗе.
1. Цели освоения дисциплины.
Цель преподавания дисциплины – сформировать у студентов представления об историческом прошлом России в контексте общемировых тенденций развития; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; ввести в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, обучить приемам поиска и работы с исторической информацией.
Цель изучения дисциплины, соответствует целям и задачам ООП, в том числе имеющие междисциплинарный характер и связанные с формированием таких социально-личностных компетенций как:
– способность и готовность к межличностной коммуникации;
– способность и готовность работать в коллективе;
– способность и готовность проявлять гражданскую позицию;
– обладание навыками самостоятельной работы, умение планировать свое время и организовывать деятельность;
– способность воспринимать этнические особенности, различия традиций и культур, осваивать мировое и национальное культурное наследие.
Задачи изучения дисциплины заключаются в развитии у студентов следующих знаний, умений и навыков:
– формирование гражданской идентичности, развитие интереса и воспитание уважения к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению;
– знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;
– воспитание нравственности, морали, толерантности;
– понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;
– понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;
– способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;
– навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
– умение логически мыслить, вести научные дискуссии;
– развитие творческого мышления, самостоятельности суждений, способности находить нестандартные подходы к решению научных и производственных задач, адекватно действовать в ситуациях неопределенности.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
• основные направления, проблемы, теории и методы истории;
• движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;
• различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;
• основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
Уметь:
• логически мыслить, вести научные дискуссии;
• работать с разноплановыми источниками;
• осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;
• получать, обрабатывать и сохранять источники информации;
• преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
• формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
• извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.
Владеть:
• представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;
• навыками анализа исторических источников;
• приемами ведения дискуссии и полемики.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами исторической компетенции.
При этом понятие «компетентность» рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как совокупность личных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей), и определяется, как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в его повседневной жизни, средствами, предоставляемыми учебным курсом «История».
Основные компетенции, предусмотренные учебным планом направления «информационная безопасность»
· прав и обязанностей гражданина своей страны, гражданского долга и проявления патриотизма (ОК-1)
· способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-3);
· способностью понимать и анализировать политические события, мировоззренческие, экономические и социально значимые проблемы и процессы, применять основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
· способностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
· способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, определять пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-12);
· способностью к самостоятельному применению методов физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-13).
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Неделя семестра | Количество часов по учебному плану | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||||||
Максимальная нагрузка студентов (часов) | Всего (в том числе в интерактивной форме) | Аудиторная нагрузка | Контрольные рабоаты | Коллоквиумы | Курсовые работы | Самос тоя тельная работа | ||||||
В том числе | ||||||||||||
Лекции (в том чис.че в интерак тинной форме) | Практи ческие занятия, семинар ы (в том числе в интерак тивной форме) | Лабораторная работа (в том числе в интерак тивной форме) | ||||||||||
1. | История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки | 1,2 | ||||||||||
2. | Первобытная эпоха человека. Особенности становления государственности в России и мире. Древнерусское государство | 3,4 | ||||||||||
3. | Европейское средневековье и русские земли в XIII–XV веках. Образование Московского государства | 5-7 | ||||||||||
4. | Россия в XVI–XVII веках в контексте развития европейской цивилизации | 8,9 | ||||||||||
5. | Российская империя и мир в XVIII – начале XX вв.: попытки модернизации и промышленный переворот | 10-13 | ||||||||||
6. | Россия и мир в ХХ – ХХI вв. | 14-18 | ||||||||||
Итого: 144 часов |
Содержание разделов. Темы лекций
И семинарских занятий
Европейское средневековье и русские земли в XIII–XV веках. Образование Московского государства
Образование новых государственных центров и своеобразие их развития. Социально-политические изменения в русских землях в XIII–XV вв. Владимиро-Суздальские земли: особенности взаимоотношения власти и общества. Социально-политическое развитие Северо-Западной Руси. Великий Новгород: особенности политического строя. Галицко-Волынское княжество – политический центр Южной и Юго-Западной Руси.
Образование монгольской державы. Причины и направления монгольской экспансии. Завоевание монголами Северо-Восточной и Южной Руси. Оборона северо-западных русских земель от агрессии со стороны католического Запада: дискуссии в исторической литературе. Две линии в политике русских князей в отношении завоевателей и проблема цивилизационного выбора.
Русь и Орда: проблемы взаимоотношений. Проблема влияния татарского ига на властные отношения, взаимоотношение власти и общества и ментальность народа в исторической литературе. Дискуссия о роли монголов в становлении Русского государства.
Литва как второй центр объединения русских земель. Русские земли в составе Русско-Литовского, Польско-Литовского государств
Формирование национальных государств в Европе и России: общее и особенное. Объединение русских земель под властью Москвы. Альтернативы объединения русских земель и образования государства в исторической литературе. Причины возвышения Москвы: точки зрения историков. Взаимоотношения Москвы и Орды. Рост территории Московского княжества. Присоединение Новгорода и Твери. Основные этапы и специфика объединения русских земель.
Процесс централизации в законодательном оформлении. Судебник 1497 г. Формирование дворянства как опоры центральной власти.
Россия и мир в ХХ – ХХI вв.
Альтернативы развития России после Февральской революции. Временное правительство и Петроградский Совет. Социально-экономическая политика новой власти. Кризисы власти. Большевистская стратегия: причины победы. Октябрь 1917 г. Современная отечественная и зарубежная историография о причинах, содержании и последствиях общенационального кризиса в России и революции в России в 1917 году.
Гражданская война в России: причины, сущность, основные этапы. Большевики – правящая партия: радикально-коммунистическая доктрина и реалии жизни. Начало революционных преобразований; создание советской государственной системы и ее особенности. Военный коммунизм: первая попытка введения социализма.
НЭП: причины перехода, сущность, эволюция, итоги в историографии. Ужесточение политического режима. «Социалистическая» модернизация 1920-х гг. в рамках нэповской государственно-частной экономики. Кризисы нэпа и внутрипартийная борьба 20-х гг.
Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства.
Модернизационный срыв конца 1920-х гг. и переход к форсированной этатистской модели модернизации. Проблема социокультурных корней, идеологии и практики сталинизма. Трансформация политической системы. «Аграрная революция»: цели, методы проведения и последствия. Советский вариант индустриализации: источники накопления, пути и методы осуществления. ГУЛАГ в политической и хозяйственной жизни страны. Итоги и цена сталинской модернизации.
Капиталистическая мировая экономика в межвоенный период. Мировой экономический кризис 1929 г. и «великая депрессия». Фашизм и обострение международной обстановки. Лига Наций. Адаптация Советской России на мировой арене. Коминтерн как орган всемирного революционного движения. Антикоминтерновский пакт и секретное соглашение. Советская внешняя политика в 1930-е гг.
Предпосылки и ход Второй мировой войны. Создание антигитлеровской коалиции. Выработка союзниками глобальных стратегических решений по послевоенному переустройству мира (Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции). Великая Отечественная война: основные этапы. Освободительная миссия Красной Армии в Восточной Европе.
Восстановление народного хозяйства. Ужесточение политического режима и идеологического контроля.
Попытки реформирования советской системы и нарастание кризисных явлений (середина 50-х – первая половина 80-х гг.). Н.С. Хрущев: либерализация политического режима и экономические реформы. Программа «развернутого строительства коммунизма» и политика КПСС. Усиление консервативных тенденций в политическом руководстве страной в середине 60-х гг. Процессы деградации политической системы и правящей партии. Нарастание застойных, кризисных явлений в социально-экономической сфере. Диссидентское движение: основные этапы и направления развития. Политика подавления инакомыслия.
СССР в 1985-1991 гг. Становление новой российской государственности. Поиски путей «совершенствования социализма»: от «стратегии ускорения» к перестройке общественных отношений и радикализации реформ. Демократизация общественно-политической жизни. Формирование демократической (антикоммунистической) оппозиции. Социально-экономическое развитие. Иллюзии и просчеты «стратегии ускорения». Перестройка и нарастание кризиса в национальных отношениях: причины, уровни проявления.
Попытки государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Либеральная концепция российских реформ: формирование рыночной экономики, правового государства и гражданского общества. Идеология и практика реформ.
Россия и СНГ. Россия в системе мировой экономики и международных связей. Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Конец однополярного мира. Повышение роли КНР в мировой экономике и политике. Расширение ЕС на восток. «Зона евро». Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе. Региональные и глобальные интересы России.
Россия в начале XXI века. Современные проблемы человечества и роль России в их решении. Модернизация общественно-политических отношений. Социально-экономическое положение РФ в период 2001-2010 года. Мировой финансовый и экономический кризис и Россия. Внешняя политика РФ.
IV Литература по курсу «История»
4.1. Учебная и справочная литература, основные издания обобщающего характера
Основные учебники
1. Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2009.
2. Россия в мировой истории: учебник для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. (под ред. проф. В.С. Порохни). – М., 2003.
3. Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. М., 2008.
4. Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. История России. Уч. пос. М., 2005 (2006, 2007, 2008, 2009). Рек. МОПО РФ.
5. Деревянко А.П. История России. Учеб. пособие. Изд. 2-е пер. и доп. М., 2007.
6. История России. Учебник. 2-е изд., пер. и доп. /А.С. Орлов, В.А.Георгиев. М.: Проспект, 2004 (2006, 2008).
Учебная литература
1. Барсенков А.С. Введение в современную российскую историю 1985–1991 гг.: Курс лекций. М., 2002.
2. Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1938–2002 г. Учебное пособие для студентов вузов. М., 2003.
3. Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917–2004. Учебное пособие для студентов вузов. М., 2005.
4. Геллер М., Некрич А. История России. 1917–1995. В 4 т. М., 1996.
5. Головатенко А. История России: спорные проблемы. М., 1993.
6. Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов. М., 1998.
7. Исаев И.А. История государства и права России. М., 1997.
8. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI–XX вв. М., 1995.
9. История государственного управления России. Изд-е 2-е. Под общей В. Г. Игнатова. Ростов-на-Дону, 2002.
10. История Отечества: новые подходы к содержанию предмета: Учеб. пособие / Сост.- ред. Е.П. Иванов. Псков, 1993.
11. История России IX–XX вв. Учебник. / Под. ред. Г. А. Аммона. М., 2006.
12. История России IX–XX вв. Курс лекций /Под ред. Леванова Б.Б. М., 1996.
13. История России с древнейших времен до 1861 г. / Под ред. Н.И. Павленко. М., 1996; 2001.
14. История России с древнейших времен до 2-й половины XIX века. Курс лекций. / Под ред. Б.В. Личмана, Екатеринбург, 1994; 1995.
15. История России: Учебник для вузов./А.А.Чернобаев, И.Е. Горелов и др. М., 2003
16. История России XIX – нач. ХХ вв. Учебник. / Под ред. В. А. Федорова. М., 2002.
17. История России: Курс лекций [Горинов М.М. и др.]: В 3 ч. М., 1994.
18. История России: Учебное пособие: В 2 т./ Под ред. С.В. Леонова. М., 1997.
19. История России. В 3-х частях. Отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. М., 2000.
20. История России. В 3-х частях. Под. редакцией Л.В. Милова. М., 2006.
21. История России, ХIХ век. В 2 ч. Учебник. / Под ред. В. Г. Тюкавкина. М., 2001.
22. История России в новейшее время. 1945–2001 / Под ред. А.Б. Безбородова. М., 2001.
23. История России. ХХ век /Отв. ред. В.П. Дмитренко. М., 1996.
24. История России. С древнейших времен до начала XXI века: В 2 т. /Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2003.
25. История России с древнейших времен до 1861 г. / Под ред. Н.И. Павленко. М., 2003.
26. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983.
27. Короткевич В.И. История современной России. 1991–2003. СПб., 2004.
28. Кузнецов И.Н. Отечественная история. Учебник. 5-е изд. М., 2008.
29. Леванов Б.В., Чунаков А.В. История России: Курс лекций: Учебное пособие. М., 2002.
30. Новейшая история Отечества: ХХ век. В 2 т. /Под ред. Э.М. Щагина, А.В. Лубкова. М., 2004.
31. Новейшая история России. 1914–2002. /Под ред. М.В. Ходякова. М., 2004.
32. Отечественная история (1917–2001). /Отв. ред. И.М. Узнарова. М., 2002.
33. Орлов С.Г. и др. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. М., 1999.
34. Пикульников А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов. М., 1997.
35. Политическая история России: Учеб. пособие / Отв. ред. В.В. Журавлев. М., 1998.
36. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Учеб. пособие. М., 2002.
37. Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории. 1941–1991.: Учеб. пособие. М., 1999.
38. Терещенко Ю.Я. История России XX–XXI вв. М., 2004.
39. Федоров В. А. История России. 1861–1917. Учебник для вузов. М., 2000; 2001.
40. Фортунатов В. В. Отечественная история. Уч. пос. для гуманитарных вузов. СПб., 2007.
41. Щетинов Ю.А. История России XX век. М., 1999.
Основные издания обобщающего характера по курсу:
История России:
1. Карамзин Н.М., История государства Российского. М., 1988.
2. Ключевский В.О. Сочинения: В 9-ти томах. М., 1987–1999.
3. Соловьев С.М. Сочинения: В 18 кн. М., 1988–1999.
4. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1988.
5. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. (Любое издание)
6. Платонов С.Ф. Собрание сочинений по русской истории. В 2-х томах. СПб., 1993.
7. История СССР с древнейших времен до наших дней: В 12 т. М., 1967–1980.
8. История внешней политики России: В 6-ти томах. М., 1998.
Всемирная история:
1. Васильев Л.С. История Востока. В 2-х тт. – М., 1994
2. История Европы. В 5-ти тт. – М., 1996
3. История Нового времени: 1600-1799 годы: учебное пособие для студентов вузов/Под ред. П.Ю. Уварова. – М.: Академия, 2007
4. История средних веков: Учебник для вузов [В 2 т.]/Ред. С.П. Карпов. – М., 1998
5. Мир в XX веке/под ред. А.О. Чубарьяна. – М.: Наука, 2001
6. Мировые войны в ХХ веке. В 4 тт. Отв. ред. О.А.Ржешевский. – М., Наука, 2002
7. Основные этапы формирования гражданского общества в странах Западной Европы и России в ХIХ – ХХ вв. / Отв. ред. С.П. Пожарская. М.: ИВИ РАН, 2007
8. Родригес А.М. История стран Азии и Африки в новейшее время: Учебник. – М.: Проспект, 2009.
Справочная литература
1. Безелянский Ю.К. От Рюрика до Ельцина (Календарь российской истории). М., 1993.
2. Бенедиктов Н.А., Бенедиктова Н.Е., Базурина Е.Н. Словарь русской истории. Н. Новгород, 1997.
3. Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. Кн. первая. IX–XVI вв. М., 1991.
4. Бушуев С.В. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. Кн. вторая. XVII-XVIII вв. М., 1994.
5. Данилов А.А. История России IX–XIX вв. Справочные материалы. М., 1997.
6. Данилов А.А. История России. XX в.: Справочные материалы. М., 1996.
7. Жукова Л.В. История. Ответы на вопросы. М., 2002.
8. Зуев М.Н. Хроника истории России. IX–XX вв. М., 1995.
9. Изосимов Ю.Ю. Учебно-справочное пособие по отечественной истории современного периода. 1985–1997. М., 1998.
10. История Отечества: Энциклопедический словарь /Сост. Б.Ю. Иванов, В.М. Карев, Е.И. Куксина и др. М., 1999.
11. История России в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Сост. С.А. Кислицин. Ростов на Дону, 1999.
12. История России в лицах и датах: Словарь-справочник (IX–1917 г.) СПб., 1995.
13. История России в лицах: Биографический словарь /О.М. Рапов, Л.Н. Вдовина, В.А. Федоров, Ю.Я. Терещенко; Под ред. Проф. В.В. Каргалова. М., 1997.
14. Зенькович Н.А. Самые закрытые люди: Энциклопедия биографий. М., 2004.
15. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах (любое издание).
16. Мир русской истории: Энциклопедический справочник. М., 1997.
17. Миронов Г.Е. История государства Российского: Историко-библиогр. очерки. XIX в. М., 1995.
18. Народы России: Энциклопедия. М., 1994.
19. Новиков И.В. История России в вопросах и ответах. От Древней Руси до смутного времени. М., 1998.
20. Островский А.В. Универсальный справочник по истории России: с таблицами, схемами и словарями. СПб., 2000.
21. Попов А.И. Названия народов СССР. М., 1973.
22. Пчелов Е.В., Чумаков В.Т., Правители России от Юрия Долгорукова до наших дней. М., 1997.
23. Российская государственность в терминах: IX – начало XX в. Словарь. М., 2001.
24. Словарь исторических терминов. СПб., 1998.
25. Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность. М., 2002.
4.2. Дополнительная литература по основным разделам дисциплины
Раздел 3. Европейское средневековье и русские земли в XIII–XV веках. Образование Московского государства
1. А было ли Иго? Материалы дискуссии за "круглым столом" // Родина . 1993. N. 3-4.
2. Алексеев Ю.Г. Под знаменем Москвы: Борьба за единство Руси. Новосибирск, 1991.
3. Алексеев Ю.Г. Судебник Ивана III: традиции и реформа. СПб., 2001.
4. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного. Л., 1988.
5. Андреев И.Л., Соболев М.А. Герб Российского государства // Вопросы истории. 1992. N 10.
6. Береснев А. Монголы и русские: первая кровь // Родина. 1993. № 7.
7. Борисов Н. Иван III. М., 2000.
8. Вернадский Г.В. Что дали России монголы // Родина. 1997. № 3-4.
9. Греков Б.Д., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории: Русские земли в XIII–XV вв. М., 1986.
10. Горский А.А. Московско-ордынский конфликт начала 80-х годов XVI в.; причины, особенности, результаты // Отечественная история. 1998. № 4.
11. Горский А.А. Русские земли в XIII–XIV вв.: Пути политического развития. М., 1996.
12. Горский А.А. Политическая борьба на Руси в конце XIII в. и отношения с Ордой // Отечественная история. 1996. N. 3.
13. Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. М., 1992.
14. Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. М., 1990.
15. Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII–XIV вв.) Курс лекций. М., 2001.
16. Дворниченко А.Ю. Русские земли Великого княжества Литовского (до начала XVI в.) // Очерки истории общины, сословий, государственности. СПб,. 1993.
17. Думин С.В. Другая Русь (Великое княжество Литовское и Русское) // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX– начала XX вв. М., 1991.
18. Казаков Р.В. Судебник 1497 г. //Вопросы истории. 2000. № 3.
19. Каргалов В.В. Конец Ордынского ига. М., 1980.
20. Каргалов В.В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси. Феодальная Русь и кочевники. М., 1967.
21. Кирпичников А.Н. Александр Невский: между Западом и Востоком // Вопросы истории. 1996. N 11.
22. Кирпичников А. Н. Ледовое побоище 1242 г. (новое осмысление) // Вопросы истории. 1994. N5.
23. Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой Руси (XV–XVI вв.). М., 1985.
24. Кожинов В. Монгольская "эпоха" в истории Руси и истинный смысл и значение Куликовской битвы // Наш современник. 1997. № 3.
25. Куза А.В. Древнерусские княжества X–XIII веков. М., 1975.
26. Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XIV вв. М., 1984.
27. Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь: Очерки социально-политической истории. Л., 1987.
28. Мартышин А.В. Вольный Новгород. Общественно-политический строй и право феодальной республики. М., 1992.
29. Ольшанский О.Т. Москва, Тверь, Орда в 1300–1339 годах // Вопросы истории. 1995. № 4.
30. Пашуто В.Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М., 1950.
31. Пресняков А.Е. Образование Великорусского государства. М., 1998.
32. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества в XII–XIII вв. 2-е изд., доп. М., 1993.
33. Скрынников Р.Г. Третий Рим. СПб., 1994.
34. Смирнов А.А. Государство сражающейся нации //Родина. 1994 № 9.
35. Спорные вопросы отечественной истории XI–XVIII вв.: Чтения памяти А.А. Зимина. М., 1990.
36. Сорокин П. Стремительная сеча Невская битва: правда и вымысел // Родина. 1997. N 10.
37. Тихомиров М.Н. Древняя Москва: XII–XV вв.: Средневековая Россия на международных путях: XIV–XV вв. М., 1992.
38. Тихомиров М.Н. Российское государство XV–XVII вв. М., 1978.
39. Фроянов И.Я. Мятежный Новгород. СПб., 1992.
40. Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV–XV вв.: Очерки социально-экономической и политической истории Руси. М., 1960.
41. Юрганов А.Л. Символ Русского государства и средневековое сознание // Вопросы истории. 1997. N 8.
42. Юрганов А.Л. У истоков деспотизма // История Отечества: идеи, люди, решения. М., 1991.
43. Юрганов А.Л. Удельно-вотчинная система и традиция наследования власти и собственности в средневековой России // Отечественная история. 1996. № 3.
44. Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения: Средневековый Новгород. М., 1977.
Тематические проекты
–Русь Древняя и Удельная - http://avorhist.narod.ru/
– «1812 год» -http://www.museum.ru/museum/1812/index.html
– «Музей декабристов» - http://decemb.hobby.ru/
– Российские мемуары XVIIIвека - http://mikv1.narod.ru/
– Российский флот - http://www.navy.ru/
– Военные конфликты Российской империи http://grandwar.kulichki.net/
– Русско-японская война - http://grandwar.kulichki.net/books/index.html
– Военная литература http://militera.lib.ru/
– Антибольшевистская Россия - http://www.antibr.ru/
«СССР - Финляндия. Советско-финская война» -http://www.aroundspb.ru/finnish/
– Вторая мировая война 1939-1945 http://1939-1945.net/main.shtml и http://www.weltkrieg.ru/
– Ассоциация «История и компьютер» - http://www.obraforum.ru/pubs.htm
– Публикации научно-образовательного форума по международным
отношениям http://www.obraforum.ru/pubs.hrm
– Сталин: время, люди, империя http://stalinism.ru/
Невозможно представить работу в сети Интернет без поисковых систем, которые облегчают самостоятельную работу студента и помогают сориентироваться в огромном количестве информации, найти только то, что необходимо. Наиболее признанные поисковые системы: Яndex (http://www.yandex.ru), Google (http://www.google.ru) Rambler (http://www.rambler.ru). Эти и другие поисковые системы ежедневно просматривают сеть Интернет и индексируют информацию, делая ее доступной для поиска.
Анализ Интернет-ресурсов по истории дан в следующих статьях (электронные версии есть в Интернете):
– Афанасьева Л.П. Интернет для историка: мусорная корзина или кладезь мудрости? // Новый исторический вестник. 2003. №1.
– Афанасьева Л.П. Интернет-ресурсы по истории постсоветской России // Новый исторический вестник. 2005. №12.
V Планы семинарских занятий
Тема 2. Образование новых государственных центров и своеобразие их развития в период раздробленности
1. Владимиро-Суздальское княжество.
2. Новгородская феодальная республика.
3. Галицко-Волынское княжество.
Самостоятельная работа.
Составить таблицу: «Своеобразие политического и социально-экономического развития основных государственных центров в период раздробленности».
Владимиро-Суздальское княжество | Новгород | Галицко-Волынское княжество | Великое княжество Литовское и Русское | |
1. политическое развитие 2. экономическое развитие 3. социальный состав населения |
Приложение 1 . Тесты по истории.
«Теория и методология исторической науки»
Блок 1. Задания с выбором одного или нескольких ответов из предложенных вариантов
ЗАДАНИЕ N 1(выберите один вариант ответа)
Ключевский анализируя причины возникновения Русского государства, определяющую роль отводил такому фактору, как ...
1)классовая борьба 2)социальная дифференциация
3)географический ландшафт 4)экономическое неравенство
ЗАДАНИЕ N 2(выберите один вариант ответа)
Фаза развития этноса, уподобляемая «золотой осени», в теории этногенеза Л.Н. Гумилева определяется как
1)мемориальная 2)инерционная 3)пассионарная 4)фаза обскурации
ЗАДАНИЕ N 3(выберите несколько вариантов ответа)
Рассмотрение исторического процесса как результата проявления божественной воли, мирового духа характерно для …
1)объективизма 2)субъективизма 3)географического детерминизма 4)марксизма 5)рационализма 6)эволюционизма
7)цивилизационного подхода 8)теологический подход
ЗАДАНИЕ N 4(выберите один вариант ответа)
Подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая среда, получил название
1)географический детерминизм 2)геополитика 3)география 4)рационализм
ЗАДАНИЕ N 5(выберите один вариант ответа)
Подход, в соответствии с которым ход истории определяют выдающиеся люди, получил название
1)субъективизм 2)объективизм 3)лидерство 4)рационализм 5)детерминизм 6)эволюционизм
7)синтетический
ЗАДАНИЕ N 6(выберите один вариант ответа)
Подход, рассматривавший историю как процесс восхождения человечества на все более высокий уровень развития, получил название …
1)эволюционизм 2)волюнтаризм 3)объективизм 4)субъективизм
5)географический детерминизм
ЗАДАНИЕ N 7 (выберите один вариант ответа)
Методология, в соответствии с которой исторический процесс представлялся как последовательная смена в истории человечества общественно-экономических формаций, получила название …
1)марксизм 2)рационализм 3)объективизм 4)географический детерминизм 5)волюнтаризм 6)субъективизм
ЗАДАНИЕ N 8 (выберите один вариант ответа)
Создателями формационной теории явились …
1)К. Маркс и Ф. Энгельс 2)В. Ленин и Ю. Мартов
3)Г. Плеханов и В. Засулич 4)Н. Данилевский, А. Тойнби
ЗАДАНИЕ N 9 (выберите один вариант ответа)
Основоположником «дворянской» исторической науки, предпринявшим попытку создать первый обобщающий труд по истории России, считается …
1)В.Н. Татищев 2)Н.М. Карамзин 3)Л.Н. Гумилев 4)М.Н. Покровский
ЗАДАНИЕ N 10 (выберите один вариант ответа)
Родоначальником марксистской концепции отечественной истории считается …
1)М.Н. Покровский 2)Л.Н. Гумилев 3)В.Н. Татищев 4)В.О. Ключевский
ЗАДАНИЕ N 11 (выберите один вариант ответа)
Автором «Курса русской истории», значительное внимание уделявшим социально-экономической истории России, был …
1)В.О. Ключевский 2)В.Н. Татищев 3)Л.Н. Гумилев 4)М.Н. Покровский
ЗАДАНИЕ N 12 (выберите один вариант ответа)
После Октября 1917 г. в основу отечественной историографии был положен …
1)марксизм 2)рационализм 3)объективизм 4)волюнтаризм
ЗАДАНИЕ N 13 (выберите один вариант ответа)
Под историей в научном познании в широком смысле понимается все, что в многообразии объективной общественной и естественной реальности находится в состоянии...
1)изменения и развития 2)равновесия 3)маятника 4)покоя
ЗАДАНИЕ N 14 (выберите один вариант ответа)
Практически-рекомендательная функция исторического познания заключается в ...
1)выработке научно обоснованного политического курса
2)формировании гражданских, нравственных ценностей и качеств
3)предвидение будущего
4)идентификации и ориентации общества, личности
ЗАДАНИЕ N 15 (выберите один вариант ответа)
Способ идентификации и ориентации общества и личности является функцией__________.
1) мировоззренческой 3) воспитательной
2) познавательной 4) социальной памяти
ЗАДАНИЕ N 16 (выберите один вариант ответа)
Историю как процесс восхождения на все более высокий уровень развития рассматривают сторонники…
1)эволюционизма 2)волюнтаризма 3)объективизма 4)субъективизма
ЗАДАНИЕ N 17 (выберите один вариант ответа)
Метод исторического исследования, позволяющий осуществлять классификацию исторических явлений, событий, объектов, - это метод...
1)историко-типологический 2)историко-генетический
3)историко-системный 4)историко-сравнительный
ЗАДАНИЕ N 18(выберите один вариант ответа)
Метод исторического исследования, показывающий, как изучаемое явление зародилось, какие этапы в движении прошло и каковы итоги его развития - это метод...
1)историко-генетический 2)историко-сравнительный
3)историко-системный 4)историко-типологический
ЗАДАНИЕ N 19 (выберите один вариант ответа)
Метод, рассматривающий историческое развитие как повторяющийся, внутренне обусловленный процесс - это метод...
1)историко-генетический 2)историко-сравнительный
3)историко-системный 4)историко-типологический
ЗАДАНИЕ N 20