История в системе социально-гуманитарных наук. основы методологии исторической науки. российские исторические школы

Лечебный факультет

Кафедра социально-исторических наук

УМКД

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМАМ

СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

По дисциплине

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА

Индекс С1.Б.3

Направление подготовки (специальности) – 31.05.01 Лечебное дело (ФГОС ВО)

Квалификация (степень) – «Врач общей практики»

Форма обучения – очная

Курс – 1

Семестр – 1

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Учебно-тематический план ……………………………………………...............6
  2. Планы семинарских занятий и задания для самостоятельной работы………...7

Семинар 1. Вводно-организационный………………………………………… ..7

Семинар 2. Введение в историю отечества. Методология истории.

Историография истории Отечества………………………..............7

Семинар 3. Эпоха Киевской Руси. Образование первой формы

древнерусского государства…………………………………….....10

Семинар 4. Политическая раздробленность Руси. Образование

централизованного государства…………………………………. .14

Семинар 5. Россия в период царствования Ивана Грозного. Смутное

время…………………………………………………………………18

Семинар 6. Модернизация страны в Новое время и образование

Российской империи. Реформы Петра I…………………………..22

Семинар 7. Эпоха дворцовых переворотов. «Просвещенный

абсолютизм» Екатерины II………………………………………...27

Семинар 8. Россия в первой половине ХIХ веке. Кризис самодержавия

и попытки выхода из него…………………………………………31

Семинар 9. Россия во второй половине XIX века…………………………….34

Семинар 10. Россия на рубеже веков (XIX-XX вв.). Политические

альтернативы самодержавию……………………………………..37

Семинар 11. Падение российской империи…………………………………...40

Семинар 12. Гражданская война в России. Становление советской

власти……………………………………………………………….42

Семинар 13. СССР, Запад и мир в 30-е годы ХХ века………………………..45

Семинар 14. СССР во второй мировой войне и первые послевоенные

годы…………………………………………………………………47

Семинар 15-16. Социально-экономические преобразования в стране в

1950 – 1970-х гг.: от «оттепели» к «застою»……………………..50

Семинар 17. Россия на рубеже ХХ – ХХI веков: от перестройки

к смене политической системы…………………………………...53

Семинар 18. Зачетное занятие…………………………………………………..56

  1. Примерные вопросы к зачету ………………………………………................ 56
  2. Рекомендации к подготовке докладов …………………………...…………….58
  3. Рекомендации к составлению исторического портрета………………........…59
  4. Рекомендации для подготовки к зачету ………………….……………….…...59
  5. Список основной и дополнительной литературы …………………..………...61

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА»

№ пп Наименование разделов и тем Всего часов Из них:
Контактная работа СРО
Л С
1. Тема 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Российские исторические школы.
2. Тема 2.Особенности становления и эволюции древнерусской государственности (IX-XIII вв.).
3. Тема 3.Возникновение и укрепление московского княжества. Особенности становления российской государственности в позднее средневековье (XV- XVII вв.).
4. Тема 4.Российский абсолютизм XVIII в. и попытки модернизации страны. Эпоха «просвещенного абсолютизма».
5. Тема 5.Россия в XIX в. Кризис самодержавия и попытки выхода из него. Начало освободительного движения в России.
6. Тема 6.Россия на рубеже XIX-ХХ вв. Крушение Российской империи.
7. Тема 7.Первые реформы советской власти. Приход Сталина к власти. СССР во Второй Мировой и Великой Отечественной войнах (1939 - 1945).
8. Тема 8. Авторитарный режим в СССР в послевоенные годы – от попыток либерализации страны (50 – 60 годы) к периоду застоя (70 – 80 годы).
9. Тема 9.Россияи мир в период «перестройки». Смена политической системы (80 – 90 годы). Пути демократизации современной России.
Итого часов

Примечание:

Л- лекции, С– семинарские занятия, СРО- самостоятельная работа обучающегося

Семинарские занятия – 3 аудиторных часа.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Семинар 1.

ВВОДНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ СЕМИНАР

(Одно семинарское занятие)

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ:

Определить специфику истории как науки, ее предмет и задачи. Рассмотреть организацию учебной работы, методику самостоятельной подготовки студентов к занятиям по дисциплине, требования и рекомендации к работе по подготовке докладов и написанию рецензий на научную статью к зачету (экзамену). Ознакомить студентов с видами деятельности на семинарских занятиях, формами текущего и итогового контроля, а также балльно-рейтинговой системой оценки знаний.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ:

1. История как наука:

1.1. предмет;

1.2. задачи;

2. Требования, предъявляемые к дисциплине:

2.1. виды деятельности студентов на семинарских занятиях;

2.2. система оценки знаний студентов (балльно-рейтинговая система);

2.3. основная и дополнительная литература;

2.4. требования к подготовке докладов;

2.5. требования к написанию рецензии на научную статью.

ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ

(Входной контроль нацелен на выявление остаточных знаний по истории России на базе школьной дисциплины «История»).

Методика проведения входного контроля:

1. Сроки проведения – на первом семинарском занятии.

2. Форма – в виде тестирования в компьютерном классе или на бумажных носителях.

3. Критерии и шкалы оценивания – 0 – 39% – неудовлетворительно; 40 – 49% – удовлетворительно, 50 – 59% – хорошо, 60 – 100% – отлично.

Типовые задания:

С помощью заданий тестового типа на входном контроле проверяются следующие элементы подготовки обучающихся по истории из школьного курса:

- знание дат, хронологии наиболее значительных событий и процессов;

- знание фактов – места, обстоятельства, участников, результатов наиболее важных исторических событий;

- знание исторических терминов и понятий;

Задания разделяются на типы:

- открытая форма тестов на знание определений терминов и понятий, имен участников событий – задания в открытой форме требуют ввода произвольного ответа;

- на установление последовательности(на упорядочение) – задания на определение хронологической последовательности исторических событий.

Пример тестовых заданий на входном контроле:

1. Согласно летописям основателем древнерусского государства считается:

а: Игорь Старый

б: Олег Вещий

в: Юрий Долгорукий

г: Рюрик

2. Год принятия христианства на Руси в качестве государственной религии:

а: 911 г.

б: 980 г.

в: 1088 г.

г: 988 г.

3. Расположите в хронологическом порядке военные события древнерусской истории:

1: нашествие Батыя на Русь

2: Ледовое побоище

3: Куликовская битва

4: стояние на реке Угре

4. «Судебник» - это:

а: сборник рекомендаций для князей в Древней Руси

б: свод законов единого древнерусского государства

в: документ для решения местнических споров в Древней Руси

г: документ по ведению судопроизводства в Московской Руси

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1.История России [Электронный ресурс] : учебник / ред. Г. Б. Поляк. - М. : М., 2012. - 686 с.

Дополнительная литература

2. Отечественная история [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И. И. Николаева, О. Ю. Кузьмина. - Новосибирск : Новосибирск, 2011. - 128 с.

3. История Отечества [Электронный ресурс] : сб. тестовых заданий с эталонами ответов для студентов мед. вуза / сост. А. И. Бакшеев, Е. В. Штарк ; Красноярский медицинский университет. - б/м : б/и, 2011. - 90 с.

4. История отечества [Электронный ресурс] / И. И. Николаева, А. Г. Шатов, А. Ю. Охотников [и др.]. - Новосибирск : Новосибирск, 2013. - 160160 с.


Тема 1.

ИСТОРИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК. ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. РОССИЙСКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

(Одно семинарское занятие)

Семинар 2.

Наши рекомендации