Тема 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки

В.В. Галыга

ИСТОРИЯ

Учебно-методическое пособие

для студентов заочной формы обучения

высших учебных заведений

Калининград

Издательство ФГБОУ ВПО «КГТУ»

УДК 93/95 (076)

Рецензент

канд. ист. наук, доцент, зав. кафедрой гуманитарных и естественно-научных дисциплин Калининградского филиала Московского финансово-юридического университета В.И. Армичева

Автор

Галыга, В.В., канд. ист. наук, доцент, зав. кафедрой истории ФГБОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет»

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочной формы обучения. Оно содержит материалы, которые помогут им выполнить и защитить контрольную работу по дисциплине «История», лучше подготовиться к сдаче итогового экзамена.

Учебно-методическое пособие рассмотрено и одобрено кафедрой истории ФГБОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет» 28 июня 2012 г., протокол № 10

Учебно-методическое пособие рекомендовано к изданию ученым советом факультета гуманитарной подготовки ФГБОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет» 18 сентября 2012 г., протокол № 2

УДК 93/95 (076)

©Федеральное государственное

бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Калининградский государственный

технический университет», 2012 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………….. 4

Основные требования, предъявляемые к написанию, оформлению

и защите контрольной работы по дисциплине «История»…….... 6

Список тем контрольных работ по дисциплине «История» …….. 8

Темы и планы контрольных работ, литература …………………….. 10

Глоссарий ……………………………………………………………… 43

Тестовые задания для подготовки к экзамену ………………………. 51

Рекомендуемая литература по дисциплине «История» …………….. 57

Интернет-ресурсы ……………………………………………………... 58

Вопросы к экзамену …………………………………………………… 59

Приложение. Форма титульного листа ..……………………………… 62

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «История» изучается студентами первого курса ФГБОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет» всех специальностей и направлений подготовки в бакалавриате. Она является обязательной дисциплиной гуманитарного, социального и экономического учебного цикла соответствующих основных образовательных программ высшего профессионального образования. Знания по истории – это тот фундамент, на котором во многом базируется изучение других вузовских дисциплин социогуманитарного цикла: культурологии, философии, политологии, социологии и др.

Цель освоения дисциплины «История» – формирование комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса с акцентом на изучение истории России; приобретение навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

-основные направления, проблемы, теории и методы истории, её место в системе гуманитарного знания;

- источники исторического знания и приёмы работы с ними;

- движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества;

- различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;

- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней, основные исторические факты, даты, события; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

уметь:

- логически мыслить, вести научные дискуссии;

- работать с научной литературой по истории, с разноплановыми первоисточниками;

- осуществлять эффективный поиск информации, получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

- преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

- формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

- извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.

- анализировать, классифицировать, правильно соотносить факты и обобщения, оценивать события, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности общественного развития, определять конкретно-исторические условия той или иной эпохи;

- выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции общественных систем, вкладу народов мира, России, крупных исторических деятелей в достижения мировой цивилизации;

владеть:

-представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;

- способами проведения сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторического материала;

- поисково-информационными навыками (свободное обращение со словарями, справочниками, энциклопедиями, умение находить нужную информацию в книгах, сборниках, журналах, умение систематизировать литературу в рамках определенной задачи);

- учебно-познавательными навыками (составление тезисов выступления, доклада, конспекта, подготовка контрольной работы; умение участвовать в дискуссии, грамотно, логично, доказательно излагать свои мысли).

Данное учебно-методическое пособие призвано помочь студентам заочной формы обучения выполнить и защитить контрольную работу по дисциплине «История». Оно содержит материалы, дающие возможность лучше подготовиться к сдаче итогового экзамена.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НАПИСАНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»

Одной из основных форм учебной работы студентов заочной формы обучения при освоении дисциплины является написание контрольной работы. Работа должна быть сдана на кафедру истории (к. 224) или непосредственно преподавателю во время проведения им консультаций не позднее чем за две недели до начала очередной экзаменационной сессии. Всего по дисциплине «История» предлагается 40 тем контрольных работ.

Тема контрольной работы определяется по последней цифре шифра зачетной книжки, которая должна соответствовать порядковому номеру темы контрольной работы из раздела «Темы и планы контрольных работ, литература». Например, если шифр зачетной книжки заканчивается цифрой «5», студент может выбрать тему № 5, 15, 25 или 35. Если шифр зачетной книжки заканчивается на «0», то необходимо выбрать одну из следующих четырех тем: № 10, 20, 30 или 40.

Тема должна быть раскрыта в соответствии с планом контрольной работы. Значительная часть рекомендованной литературы находится в отделе гуманитарной литературы (кабинет № 273 главного учебного корпуса ФГБОУ ВПО «КГТУ»). Студент может также при написании контрольной работы пользоваться литературой, найденной им самостоятельно. В своей работе он должен раскрыть основные вопросы темы, продемонстрировать их глубокое знание и понимание. В конце работы следует сделать краткие выводы, дать самостоятельную оценку изученных вопросов.

Объем контрольной работы должен составлять 20-24 страницы ученической тетради или 10-15 страниц печатного текста; страницы нумеруются, оставляются поля для замечаний рецензента. При компьютерном наборе контрольная работа выполняется на листах формата А4 (210х297мм) на одной стороне листа. Размеры полей страницы: левое – 25 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Абзац – 15 мм. Текст работы должен быть отпечатан через один межстрочный интервал, 13 шрифтом.

Общие требования к работе: аккуратность оформления, четкость построения, логическая последовательность изложения материала, убедительность аргументации, краткость и точность формулировок, конкретность изложения результатов работы, доказательность выводов.

На обложке тетради или на титульном листе указываются фамилия, инициалы, шифр студенческого билета, номер и название темы, а на первой странице текста – название темы и план. Рекомендуется выделять изложение материалов по каждому вопросу. В конце контрольной работы необходимо дать список использованной литературы, оформленный в соответствии с установленными правилами (указываются автор, название работы, издательство, год издания, количество страниц в книге или ссылка на определенные страницы). Для наглядности целесообразно использовать таблицы, схемы.

Нумерация страниц в тексте и приложений в контрольной работе должна быть сквозной. При этом первой страницей является титульный лист, однако номер страницы на нем не проставляется. Страницы нумеруются арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки. Материал, дополняющий текст контрольной работы, допускается помещать в приложениях. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посредине страницы слова «Приложение» и его обозначения заглавными буквами русского алфавита.

Контрольную работу проверяет преподаватель и после краткой письменной рецензии ставит соответствующую оценку. В случае получения студентом неудовлетворительной оценки он обязан контрольную работу переработать и вновь сдать преподавателю. Работы, выполненные не по своему варианту или не в полном объёме, рецензированию не подлежат.

Перед защитой контрольной работы необходимо внимательно ознакомиться с содержанием рецензии преподавателя и в случае необходимости исправить отмеченные в работе недостатки. Защита контрольной работы в форме устного собеседования с преподавателем проводится в межсессионный период или в первые пять дней экзаменационной сессии. К сдаче экзамена по дисциплине «История» допускаются студенты, выполнившие и защитившие контрольную работу.

Список тем контрольных работ по дисциплине «История»

1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии

исторической науки.

2. Исследователь и исторический источник.

3. Особенности становления государственности в мире.

4. Западная Европа на рубеже античности и средневековья.

5. Византия в IV - XII веках.

6. Славяне в ранней истории Европы. Возникновение Древнерусского

государства (IX – X вв.).

7. Русские земли в XI-XII веках.

8. Русские земли в XIII-XV веках и европейское Средневековье.

9. Создание единого русского государства (XIV - начало XVI в.).

10. Великие географические открытия середины XV – середины XVII вв. и

возникновение колониальной системы.

11. Реформация и Контрреформация в Европе: причины, основные

этапы, историческое значение.

12. Российское государство в XVI столетии. Эпоха Ивана Грозного.

13. Московское государство в эпоху Смуты (конец XVI – начало XVII вв.).

14. Россия в XVII столетии в контексте европейского развития.

15. Реформы Петра I: причины, содержание, результаты.

16. Франция в XVIII в. Великая Французская революция и ее историческое

значение.

17. Война североамериканских колоний Англии за независимость.

Образование США.

18. Российская империя во второй половине XVIII в.

19. Основные тенденции мирового развития в XIX в.

20. Россия в первой четверти XIX в. Внутренняя политика Александра I.

21. Российская империя в системе международных отношений в первой

четверти XIX в.

22. Россия в период правления Николая I (1825-1855 гг.).

23. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Реформы

Александра II.

24. Россия в системе международных отношений в 60-90-е годы XIX века.

25. Внутриполитическое положение и общественное движение в России в

начале ХХ в. Первая русская революция 1905-1907 гг.

26. Аграрный вопрос в России в начале ХХ в. и попытки его решения.

27. Первая мировая война: предпосылки, ход, итоги.

28. Великая российская революция 1917 г.: предпосылки, содержание,

результаты.

29. Начало большевистского правления. Гражданская война и иностранная

интервенция в России

30. Альтернативы развития западной цивилизации в конце 20-х – в 30-е

годы ХХ в.

31. Советская Россия в годы новой экономической политики. 1921-1929 гг.

32. Форсированная модернизация советского общества в 1930-е годы.

33. Международные отношения и внешняя политика Советского Союза в

1930-е годы.

34. Великая Отечественная война советского народа 1941-1945 гг.

35. Международные отношения в период «холодной войны».

36. СССР в первые послевоенные десятилетия (1945-1964 гг.).

37. СССР на завершающем этапе своей истории.

38. СССР в годы перестройки (1985-1991 гг.).

39. Российская Федерация в 90-е годы XX века.

40. Российская Федерация и мир в начале третьего тысячелетия.

ТЕМЫ И ПЛАНЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ, ЛИТЕРАТУРА

Тема 17. Война североамериканских колоний Англии за независимость. Образование США

План

1. Социально-экономическое развитие колоний. Предпосылки войны

за независимость.

2. Война североамериканских колоний за независимость (1775-1783 гг.) и

образование США.

Литература

Фортунатов, В.В. История: учеб. пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров / В.В.Фортунатов. – СПб.: Питер, 2012. – С. 197-200.

История для бакалавров: учебник / П.С.Самыгин [и др.] – Ростов- н / Д.: Феникс, 2011. – С. 191-193.

Поляк, Г.Б. Всемирная история: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б.Поляка, А.Н.Марковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – С. 355-373.

Новая история стран Европы и Америки: учеб. для вузов / И.М. Кривогуз [и др.]; под ред. И.М. Кривогуза. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2002.– С. 87-104.

Конотопов, М.В. История экономики зарубежных стран: учебник для вузов / М.В. Конотопов, С.И. Сметанин. – 6-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007.– С.150-156.

Красняк, О.А. Всемирная история: учеб. пособие / О.А. Красняк; предисл. Е.В. Тихоновой. – 3-е. изд., – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – С. 121-127.

Маркова, А.Н. Экономическая история зарубежных стран: учебник / А.Н. Маркова, А.В. Сметанин, Ю.К.Федулов; под ред. Ю.К.Федулова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – С. 126-132.

Реформы Александра II

План

1. Отмена крепостного права в России: причины, подготовка, основные

положения и значение.

2. Буржуазно-демократические реформы 1860-1870-х гг. Личность

Александра II.

Литература

Фортунатов, В.В. История: учеб. пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров / В.В.Фортунатов. – СПб.: Питер, 2012. – С. 224-233.

Поляк, Г.Б. Всемирная история: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б.Поляка, А.Н.Марковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – С. 455-462.

Зуев, М.Н. История России: учебник / М.Н. Зуев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во « Юрайт», 2011. – С. 236-251.

История России: учеб. пособие для вузов: 3-е изд., доп. и испр. / под ред. А.Ф. Васильева, В.А. Потатурова.– М.: Академический Проект, 2005. – С. 354-373.

История государственного управления в России: учебник: изд. 3-е, перераб. и доп. / под общ. ред. Р.Г. Пихои. М.: Изд-во РАГС, 2003. – С. 148-164.

Кириллов, В.В. История России: учеб. пособие / В.В. Кириллов. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – С. 329-347.

Отечественная история: учеб. пособие / В.В. Галыга [и др.]; под общ. ред. В.В. Галыги. – Калининград: Изд-во ФГБОУ ВПО «КГТУ», 2007. – Ч.I.– С. 231-247.

Галыга, В.В. Отечественная история в таблицах и схемах: учеб. пособие / В.В. Галыга. – Калининград: Изд-во ФГБОУ ВПО «КГТУ», 2006. - С. 98-103.

Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / А.С.Орлов [и др.] – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2004. – С. 292-306.

Российские самодержцы (1801 – 1917) / отв. ред. А.П. Корелин. – М.: Междунар. отношения, 1993. – С. 159-214.

В 60-90-е годы XIX века

План

1. Борьба России за отмену условий Парижского договора 1856 г. Восточный

кризис. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

2. Присоединение к России Средней Азии. Дальневосточная политика России.

Продажа Аляски.

Литература

Фортунатов, В.В. История: учеб. пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров / В.В.Фортунатов. – СПб.: Питер, 2012. – С. 234-236.

Поляк, Г.Б. Всемирная история: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б.Поляка, А.Н.Марковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – С. 452-469.

Зуев, М.Н. История России: учебник / М.Н. Зуев. – 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Изд-во «Юрайт», 2011. – С. 254-260.

История России: учеб. пособие для вузов: 3-е изд., доп. и испр. / под ред. А.Ф. Васильева, В.А. Потатурова. – М.: Академический Проект, 2005. – С. 395-415.

История России: учебник: 2-е изд., перераб. и доп. / А.А. Чернобаев [и др.]; под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. - М.: Высшая школа, 2004. – С. 260-273.

Кириллов, В.В. История России: учеб. пособие / В.В. Кириллов. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – С. 358-367.

Отечественная история: учеб. пособие / В.В. Галыга [и др.]; под общ. ред. В.В. Галыги. – Калининград: Изд-во ФГБОУ ВПО «КГТУ», 2007. – Ч.I. – С. 247-254.

Галыга, В.В. Отечественная история в таблицах и схемах: учеб. пособие / В.В. Галыга. – Калининград: Изд-во ФГБОУ ВПО « КГТУ», 2006. – С. 104-107.

Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / А.С. Орлов [и др.] – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2004. – С. 323-326.

Решения

План

1. Пути решения крестьянского вопроса в программах российских

политических партий.

2. Реформы П.А. Столыпина: цели, содержание, результаты.

Литература

Фортунатов, В.В. История: учеб. пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров / В.В.Фортунатов. – СПб.: Питер, 2012. – С. 264-272.

Поляк, Г.Б. Всемирная история: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б.Поляка, А.Н.Марковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – С. 724-739.

Зуев, М.Н. История России: учебник / М.Н. Зуев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд - во «Юрайт», 2011. – С. 286-297.

Столыпин, П.А. Нам нужна Великая Россия… Полн. собр. речей в Государственной думе и Государственном совете. 1906-1911 гг. / П.А.Столыпин. – М.: Мол. гвардия, 1991. – 411 с.

Отечественная история: учеб. пособие / В.В. Галыга [и др.]; под общ. ред. В.В. Галыги. – Калининград: Изд-во ФГБОУ ВПО «КГТУ», 2007. – Ч.II. – С. 25-34.

Шелохаев, В.В. Столыпинский тип модернизации России / В.В. Шелохаев // Российская история. – 2012. - № 2.– С.18-36.

Рогалина, Н.Л. Столыпинская аграрная реформа: современная историографическая ситуация / Н.Л.Рогалина // Российская история. – 2012. – № 2. – С.157-164.

Канищева, Н.И. Столыпинские реформы в области образования, культуры и науки / Н.И.Канищева // Российская история. – 2012. – № 2. – С.139-146.

Гг.

План

1. Новая экономическая политика. Ее цели и задачи, мероприятия и итоги.

2. Образование СССР. Внешняя политика Советского государства в 1920-е

годы.

Литература

Фортунатов, В.В. История: учеб. пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров / В.В.Фортунатов. – СПб.: Питер, 2012. – С. 309-321.

История для бакалавров: учебник / П.С.Самыгин [и др.] – Ростов- н / Д.: Феникс, 2011. – С. 391-395.

Поляк, Г.Б. Всемирная история: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б.Поляка, А.Н.Марковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – С. 762-773.

Зуев, М.Н. История России: учебник / М.Н. Зуев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Юрайт», 2011. – С. 351-370.

Новейшая история России. 1914-2009: учеб. пособие / М.В.Ходяков [и др.]; под ред. М.В.Ходякова. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во «Юрайт»; ИД «Юрайт», 2010. – С. 151-210.

Громов, А.А. Новейшая история России в вопросах и ответах: учеб. пособие / А.А. Громов. – М.: Лига, 2006. – С. 74-84.

Кириллов, В.В. История России: учеб.пособие / В.В. Кириллов. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – С.473-493.

Отечественная история: учеб. пособие / В.В. Галыга [и др.]; под общ. ред. В.В. Галыги. – Калининград: Изд-во ФГБОУ ВПО «КГТУ», 2007. – Ч.II. – С. 83- 98.

Галыга, В.В. Отечественная история в таблицах и схемах: учеб. пособие / В.В. Галыга. – Калининград: Изд-во ФГБОУ ВПО «КГТУ», 2006.– С.136-141, 149.

Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / А.С.Орлов [и др.] – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2004. – С. 447-462.

ГЛОССАРИЙ

АБОЛИЦИОНИЗМ – общественное движение, добивающееся отмены какого-либо закона; движение в США в XVIII-XIX вв. за отмену рабовладения.

АБСОЛЮТИЗМ (В России – самодержавие) – форма правления, при которой вся полнота законодательной и исполнительной власти в государстве находится в руках одного лица – наследственного монарха, единолично и независимо от каких-либо административных органов принимающего все государственные решения.

АВТОКЕФАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ – в православии административно независимая церковь. Насчитывается более 15 таких церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская, Русская и др.

АВТОХТОНЫ – коренное население региона.

АНАРХИЗМ (греч. anarhia – безначалие, безвластие) – общественно-политическое течение, усматривающее в государственной власти основную причину всех видов социального угнетения. Анархисты призывают к насильственно-революционному уничтожению любых форм государственности, считая добровольную федерацию производственных ассоциаций идеальной формой организации общества. Анархисты провозглашают полную свободу самовыражения и самореализации личности, не связанной нормами права, морали, религиозными догмами.

АНТИСЕМИТИЗМ – разновидность расизма, выражающаяся в разжигании ненависти к евреям, ограничении территории их расселения и получения высшего образования, в ущемлении других гражданских прав.

АРИСТОКРАТИЯ – 1) высшее сословие, знать, привилегированный слой общества; 2) форма государственного правления, при которой власть сосредоточена в руках родовой знати.

АССИМИЛЯЦИЯ – (от лат. assimilation – употребление, слияние, усвоение) – в истории слияние одного народа с другим с утратой одним из народов своего языка, культуры, национального самосознания. Может носить как естественный, так и насильственный характер.

БАСКАК – представитель Ордынского хана в русских княжествах для контроля за местными властями и сбором дани. Баскачество было отменено при Иване I Калите в первой половине ХIV в.

БАТРАК – наемный рабочий в сельском хозяйстве. Он лишен земли, единственный источник его существования – тяжелый наемный труд.

БОЯРЕ – высшее сословие феодалов в IX-XVII вв. В Русском государстве – потомки родовой знати, старшие дружинники, вассалы великих князей. В XIV-XVII вв. наряду с обозначением крупных землевладельцев термин использовался и как обозначение высшего служебного чина, а также лица, пожалованного этим чином. Участвовали в управлении, занимали высшие чины, входили в состав аристократии.

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ – земли светских и церковных феодалов, население которых освобождалось от уплаты государственных налогов.

ВАРЯГИ – воины-дружинники из скандинавских народов, которых нередко именовали норманнами.

ВАССАЛ– лицо, обязанное другому лицу – сеньору – личной верностью и службой. Система отношений зависимости одних феодалов – вассалов – от других – сеньоров – сложилась в Западной Европе. Вассал получал от сеньора феод и был обязан нести за это определенные повинности (прежде всего военную службу).

ВЕЛИКИЕ ДЕРЖАВЫ – историко-дипломатический термин, принятый для обозначения государств, играющих ведущую роль в международных отношениях и несущих особую ответственность за поддержание мира и международной безопасности. В XIX в. в дипломатической практике «великими» было принято считать пять держав: Россию, Пруссию, Австрию (с 1867 г. – Австро-Венгрию), Англию и Францию. В конце XIX- начале XX в. состав великих держав изменился: Германия заняла место Пруссии, в него вошли Италия и США, после русско-японской войны 1904-1905 гг. – Япония.

ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ – передвижение в IV-VII вв. германских, славянских, сарматских и других племен на территорию Римской империи, способствовало ее крушению.

ВИКИНГИ – «походы кочевников моря» - скандинавов в Европу - завершали эпоху Великого переселения народов (VIII- сер. XI в.) На Руси их часто называли варягами, в Западной Европе – норманнами.

ВОСТОЧНЫЙ ВОПРОС – дипломатический и историографический термин, обозначавший комплекс противоречий держав на Ближнем Востоке, Балканах, в зоне Черноморских проливов и в Северной Африке – территориях, подвластных Турции. Как международная проблема возник в середине XVIII в. в связи с ослаблением некогда могущественной Османской империи и усилением колониальной экспансии европейских держав.

ГАЗАВАТ (множественное число от арабского «газна» – набег) – одно из предписаний ислама, связанное с джихадом и призывавшее «к войне за веру», «священной войне» против «неверных», т.е. немусульман, до полного их уничтожения или обращения в мусульманство. Было основной частью идеологии горцев Северного Кавказа в период Кавказской войны 1830-1864 гг.

ГЕГЕМОНИЯ (от греч. hegemonia – предводительство, господство) – преобладание, руководство, главенство; господствующая, руководящая роль какого-либо класса или государства по отношению к другим.

ГЕРМАНЦЫ – древние племена индоевропейцев, жившие с I в. до н.э. к западу от праславян на территории Западной Европы. Главное занятие – земледелие и скотоводство. Находились на стадии разложения первобытно-общинного строя. В IV-VI вв. сыграли главную роль в Великом переселении народов, захватили большую часть Западной Римской империи, образовав ряд раннефеодальных государств.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ – политический термин, обозначающий всемирный экономический, политический и культурный процесс интеграции.

Важнейшая часть глобализации – тесное сотрудничество стран, международных организаций и военно-политических блоков для решения всеобщих проблем предотвращения катастрофического загрязнения окружающей среды; устранение голода, нищеты и неграмотности в слаборазвитых странах; предотвращение термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов; устранение разрыва в уровне социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами.

ДЕФОЛТ (англ. default – невыполнение обязательств) – неспособность (невозможность) производить своевременные процентные и основные выплаты по долговым обязательствам.

ДЖИХАД (арабск. – «священная война», война за веру; букв. – усердие, рвение) – в широком смысле слова – любая борьба «на пути к Аллаху». Подразумевал нравственное усовершенствование, наказание нарушителей законов и, главное, вооруженную борьбу с «неверными».

ДИКТАТУРА – власть диктатора; политическое господство какой-либо социальной группы (сословия, класса).

ДИССИДЕНТЫ (от лат. dissidens – несогласный) – в государствах, где господствующей религией является католицизм или протестантизм, верующие христиане (например, православные), не придерживающиеся господствующего вероисповедания. Диссидентский вопрос был очень острым в польско-российских отношениях в XVII-XVIII вв. В смысле «инакомыслящие» использовался в советское время по отношению к противникам и критикам коммунистической идеологии и политики.

ИНФАНТЕРИЯ (от итал. infanteria – юноша, пехотинец) – название пехоты во многих государствах. В России употреблялось в XVIII- начале XX в. наравне с термином «пехота».

ИСТОЧНИКИ ИСТОРИЧЕСКИЕ – все носители информации, свидетельствующие о прошлом, являющиеся результатом деятельности человека (общества) и основой исторического познания.

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ – наука о теории и методике изучения исторических источников.

КАПИТАЛИЗМ – система экономических и социальных отношений, основанная на частной собственности на средства производства (фабрики, заводы, земля) и др. средства получения прибыли (дохода), а также на использовании труда вольнонаемных работников.

КЛАССЫ ОБЩЕСТВЕННЫЕ – большие группы людей, различающиеся по их месту в обществе, отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда, способам и размерам получения дохода.

КОЛОНИЗАЦИЯ – 1) заселение свободных, пустующих земель на окраинах своей страны или за ее пределами; образование греческих городов-колоний в Северном Причерноморье – Ольвия, Херсонес, Пантикапей, Танаис и др.);

2) насильственный захват чужих стран и территорий империалистическими странами и образование ими зависимых владений, эксплуатируемых государством-захватчиком (метрополией).

КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ – государственный строй, в котором исполнительная власть принадлежит наследственному монарху, а законодательная – органу, избранному всем народом или его частью (парламент, Государственная дума, национальное собрание, сейм и т.п.) В некоторых странах при конституционной монархии деятельность монарха сводится к исключительно представительским функциям, и он фактически не принимает участия в управлении государством.

КОНФЕССИЯ – то же, что и вероисповедание, принадлежность к какой-либо религии, церкви.

КОРРУПЦИЯ – (лат. corruption – подкуп) – подкупность, продажность, взяточничество, использование должностным лицом своего должностного положения в государственном аппарате в целях личного обогащения.

ЛИБЕРАЛИЗМ – (лат. liberalis – свободный) – идеологическое и общественно-политическое течение, сторонники которого (либералы) отстаивают идеи правления на основе конституции, правового государства и парламентского политического строя, права частной собственности и свободы предпринимательства, установления гражданского общества и равенства граждан перед законом, предоставления демократических свобод. Возник в европейских странах в XVII-XVIII вв. в условиях борьбы прогрессивной буржуазии против господствовавшего феодализма, произвола абсолютизма и засилья католической церкви. Первое политическое воплощение идеи либерализма получили в Конституции (1787) США и «Декларации прав человека и гражданина» (1789) во Франции.

МАЙОРАТ (лат. major – больший, старший; позднелат. – majoratus) – порядок наследования, при котором все права наследования на недвижимость (прежде всего – земельные владения) переходят к одному из наследников (как правило, к старшему сыну или к старшему в роду) и не делятся между наследниками.

МЕНТАЛИТЕТ - мироощущение, мировосприятие, совокупность представлений человека, образующих картину мира, социально-психологических стереотипов.

МЕТРОПОЛИЯ – государство, владеющее колониями.

МОДЕРНИЗАЦИЯ – усовершенствование, обновление экономики, политического и социального строя страны, армии, образования и т.д., отвечающее новым, современным требованиям. Первая попытка обновления России была осуществлена в первой четверти XVIII в. Петром I.

МЮРИДИЗМ – религиозно-политическое течение ислама, проповедующее духовное совершенствование, аскетизм, безусловное подчинение вождям и наставникам (мюршидам), а также фанатизм и борьбу с «неверными» - немусульманским населением (русскими). Мюридизм стал в 1820-1850-х гг. идеологической основой переустройства социально-политического уклада горских народов Северного Кавказа и их борьбы против России.

НАЦИОНАЛИЗМ – идеология и политика в национальном вопросе, в основе которых – трактовка нации как высшей ценности и формы общности, что, однако, нередко приводит к идее национального превосходства. В XIX-XX вв. выступал как мощная объединяющая сила в борьбе за национальное освобождение в Европе, а затем в Африке, Азии и Латинской Америке. Крайняя форма – великодержавный шовинизм, опирающийся на идею национальной исключительности, - сближается с расизмом и ведет к острым внутренним или межгосударственным конфликтам.

НЕОЛИТ (от «нео» – новый, «лит.» - камень) - новый каменный век (VIII-IV тыс. до н.э.) – время перехода от присваивающего (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство) хозяйству. Орудия в это время щлифовались, сверлились, появилась глиняная посуда, ткачество, прядение сетей, лодки. Значительные изменения в технике и формах производства называют неолитической революцией.

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ – основополагающая категория в марксизме – ступень (период, эпоха) в развитии человеческого общества. Характеризуется совокупностью экономического базиса, социально-политической и идеологической надстройки (форм государственности, религии, культуры, морально-этических норм). Тип общества, представляющий особый этап в его развитии. Историю человечества марксизм рассматривает как последовательную смену первобытно-общинного, рабовладельческого строя, феодализма, капитализма и коммунизма – высшей формы общественного прогресса.

ОБЩЕСТВО – 1) исторически сложившийся конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных взаимоотношений людей; 2) объединение, основанное на общности идейно-политических взглядов, отрасли научной деятельности и художественно-эстетических принципов.

ОЛИГАРХИЯ – (греч. oligarchia – власть немногих) – форма правления (режим), при которой политическая власть принадлежит небольшой группе лиц, обладающих экономическим могуществом (олигархии) или преимуществами знатного происхождения (аристократии).

ПАЛЕОЛИТ – (от «палео» - древний и «лит» - камень) – древний каменный век, первый период каменного века (3 млн. лет назад – 10 тыс. до н.э.) – время существования ископаемого человека, который использовал обитые каменные, деревянные, костяные орудия, занимался охотой и собирательством.

ПАТРИЦИИ – в Древнем Риме первоначально название всего коренного населения общины, составлявшего римский народ. Затем патрициями стали называть представителей аристократических родов.

ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СТРОЙ – период в истории, охватывающий эпоху от появления первых людей до возникновения классового общества и государства. Характеризуется низким уровнем развития производительных сил, общей (коллективной) собственностью на средства производства, коллективным трудом и потреблением. Процесс разложения первобытно-общинного строя в разных регионах и у разных народов происходит не одновременно.

ПЛЕБЕИ – в Древнем Риме свободное население, не входившее в родовую общину и не имевшее прав на землю, а также и политических прав.
ПОЛИС – независимое греческое государство, состоявшее из города и окружающих его земель. Полис иначе называют городом-государством.

ПРАСЛАВЯНЕ – славянская этническая общность времен Великого переселения народов, из которой в VI-VII вв. выделяются ветви южного, западного и восточного славянства.

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ СТРОЙ – возник в результате разложения первобытно-общинного строя. Древнейшие рабовладельческие государства образовались на рубеже IV и III тысячелетий до н.э. (Месопотамия, Египет, Китай, Индия и др.). Высшего развития достиг в Древней Греции (V-IV вв. до н.э.) и Древнем Риме (II в. до н.э. - II в. н.э.). Конец рабовладельческого строя историки связывают с падением Римской империи в 476 г.

РЕФОРМАЦИЯ – широкое религиозное и общественно-политическое движение за обновление церкви в XVI в., которое привело к расколу католической церкви и возникновению протестантизма.

РОДОВАЯ ОБЩИНА – основная социальная и экономическая ячейка, коллектив кровных родственников, ведущих общее хозяйство на территории, занимаемой родом в условиях первобытно-общинного строя. При переходе к классовому обществу родовая община распадается на соседские (терри

Наши рекомендации