История в системе социально-гуманитарных наук. основы методологии исторической науки

(Одно семинарское занятие)

Семинар 2.

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ОТЕЧЕСТВА.

МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ. ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

Цели и задачи семинарского занятия:

Рассмотреть проблемы исторической методологии, принципы, функции и методы исторической науки. Проанализировать роль исторической науки в формировании исторического сознания. Изучить биографии и проанализировать вклад в историческую науку основных представителей Российских исторических школ. Дать определение исторического источника, рассмотреть виды исторических источников. Рассмотреть спектр вспомогательных исторических дисциплин, их практическое применение в работе с историческим источником. Рассмотреть основные концепции общего исторического процесса, периодизацию Всемирной и Российской истории. Проанализировать вопрос о месте России в мировой истории. Раскрыть значение опыта Отечественной истории для общественных преобразований в современной России.

План и регламент семинарского занятия:

I. Введение. 5 мин.
II. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ  
1. Проблемы методологии истории (принципы, функции и методы исторической науки). 20 мин.
2. Историография. Российские исторические школы. 30 мин.
3. Источниковедение. Виды исторических источников. 10 мин.
4. Основные концепции общего исторического процесса. 35 мин.
5. Историческое время. Периодизация всемирной и российской истории. 15 мин.
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ 5 мин.
  Итого 120 мин.

Учебно-материальное обеспечение семинара:

- Презентации по теме.

- Плазменный телевизор и компьютер.

- Наглядный материал в виде исторических карт, схем и т.п.

Основная литература:

1. Зуев МН. История России: учебное пособие. Рекомендовано Мин.образования / М. Н. Зуев. -М.: Высшее образование, 2008. С. 6 – 14.

Дополнительная литература:

1. Краткий исторический словарь / А. А. Данилов. - М. : Проспект, 2009.

2. Отечественная история [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И. И. Николаева, О. Ю. Кузьмина. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2011.

3. История отечества [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для студентов НГМУ очной формы обучения / И. И. Николаева, А. Г. Шатов, А. Ю. Охотников [и др.]. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2013. С. 29-34.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Гумилёв Л.Н. История как форма движения энергии. М.: АСТ, 2008 и др. издания.

2. Карамзин Н. М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2010 и др. издания.

3. Ключевский В. О. Полный курс русской истории. СПб.: Астрель-СПб, 2010.

4. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М.: АСТ, 2008 и др. издания.

5. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. М.: Эксмо, 2009 и др. издания.

6. Татищев В. Н. История Российская. Ч. 1 – 4. М., 2011 и др. издания.

7. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991 и др. издания.

8. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991 и др. издания.

Интернет-источники:

1. avorhist.narod.ru — Сайт содержит литературу и источники по теории и методологии истории

Задания для самостоятельной работы(выполняется в тетради в виде конспекта):

1. Дать определения следующим понятиям: методология, метод, функции, историческое сознание, исторический источник, исторический факт, артефакт, цивилизация (цивилизационный подход), общественно-экономическая формация (формационный подход).

2. Охарактеризовать вклад в историческую науку следующих ученых (годы жизни, название трудов, подход к изучению истории): В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров, К. Маркс, Н. Данилевский, А. Тойнби, С.Ф. Платонов, М.Н. Покровский, Л.Н. Гумилев.

3. Найти и представить периодизации всемирной и российской истории.

Задания для самоконтроля(выполняется в виде решения тестовых заданий):

1. Первоначальное значение слова «история»:

а: исследование

б: событие

в: рассказ

г: развитие

2. Объектом исторической науки считается:

а: частная жизнь

б: социальные группы

в: человеческое общество в его многообразии

г: человек

3. Исторический факт – это:

а: интерпретация историка

б: реальное событие прошлого

в: совокупность сведений

г: теория истории

4. Как самостоятельная наука, история утвердилась в:

а: XV в.

б: XIX в.

в: XVII в.

г: XX в.

5. Одним из методов исторического исследования является:

а: индуктивный

б: хронологический

в: дедуктивный

г: интеграционный

6. Историческая концепция, в основе которой лежит теологическое представление о мире:

а: религиозная

б: идеалистическая

в: рационалистическая

г: материалистическая

7. Концепция локальных цивилизаций получила развитие в работах:

а: К. Маркса и Ф. Энгельса

б: А. Тойнби и Н. Данилевского

в: В. Ленина и Н. Бухарина

г: Н. Карамзина и С. Соловьева

8. Основоположником формационной концепции истории является:

а: К. Маркс

б: В. Ленин

в: Г. Плеханов

г: И. Кант

9. Познавательная функция исторического познания заключается в:

а: формировании гражданских, нравственных ценностей и качеств

б: выявлении закономерностей исторического развития

в: выработке научно обоснованного политического курса

г: идентификации и ориентации общества, личности

10. Ретроспективный метод изучения истории заключается в:

а: сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени

б: классификации исторических явлений, событий, объектов

в: последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события

г: описании исторических событий и явлений

11. Историк, высказавший идею о геополитическом факторе развития общества и теории пассионарности:

а: Л. Гумилев

б: Л. Мечников

в: В. Докучаев

г: И. Мичурин

12. Сравнительный метод в истории:

а: позволяет сравнивать разные исторические периоды

б: выделять исторические законы

в: видеть прошлое и предсказывать будущее

г: пересматривать историю

13. Формационный подход к изучению культуры признает:

а: уникальность, неповторимость каждой культуры

б: этапы рождения, роста и упадка в развитии культуры

в: способ производства в качестве главного фактора в развитии культуры

г: выделение географического фактора в качестве основания культуры

14. Учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания называется:

а: рационализмом

б: субъективизмом

в: методологией

г: историографией

15. При изучении истории, кроме принципов объективности, перенесения и др., применяется принцип:

а: больших чисел

б: альтернативности

в: равновесия

г: попадания

Тема 2.

Наши рекомендации