Тема № 1. История в системе научного знания. Основы методологии исторической науки.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ИСТОРИИ

Календарный план на первый семестр 2017 /2018 уч. год.

Недели Лекции Семинары
Модуль 1 От Руси к России. Становление и развитие отечественной государственности в IX - XVII вв.
Древнерусское государство и Удельная Русь – 2 часа.   История в системе научного знания. Основы методологии исторической науки – 2 часа.
    Древняя и Удельная Русь – 2 часа.
Московская Русь (вторая половина XV – XVII вв.) – 2 часа. Образование Русского централизованного государства (вторая половина XV – XVII вв.) – 2 часа.
  Россия в XVII в. – 2 часа
Контрольная работа (тестирование) по 1-му модулю.
Итоги 1-го модуля
Модуль 2 Российская империя в XVIII в. – начале XX вв.  
Россия в XVIII в.: рождение великой державы – 2 часа.   Сравнительный анализ реформ Петра I и Екатерины II – 2 часа.
    Российская империя в первой половине XIX в. – 2 часа.
Россия и мир в ХIХ в. – 2 часа.   Великие реформы середины XIX в. в России. – 2 часа.
    Становление инженерного образования и создание инженерных школ в России. - 2 часа.
Россия в эпоху революций начала XX в. – 2 часа.   Круглый стол: «Российская империя в XVIII – начале XX вв.: формирование геополитического и полиэтнического пространства» - 2 часа.
    Деловая игра: «Либералы и революционеры в России в начале ХХ в.»
Рубежный контроль по 2-му модулю.
Итоги 2-го модуля
Модуль 3 Россия и мир в XХ в. - начале ХХI вв.: векторы исторического развития.
  СССР и мир в 1920 – 1930-е гг.: поиск политической и социально-экономической модели. – 2 часа. Революция 1917 г. и Гражданская война в России. – 2 часа.    
      СССР в 1920 - 1930-е гг.: достижения и противоречия социалистического строительства. – 2 часа.  
  СССР во Второй мировой войне и в условиях глобального противостояния второй половины ХХ в. – 2 часа. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. - 2 часа.  
Домашнее задание
    СССР и мир в условиях «холодной войны» (1945 – 1985 гг.). – 2 часа.
Россия в современном мире: проблемы и перспективы развития. – 3 часа.   Достижения НТР. Вклад научных школ МВТУ-МГТУ в научно-технический прогресс. – 2 часа.
Контрольная работа по 3 модулю
  От СССР к России. – 2 часа.
Итоги 3-го модуля  
  Круглый стол: «Россия в современном мире» – 2 часа.
Итоговый контроль

Основная литература ко всем семинарским занятиям:

1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. История России. Учебник для вузов. -М., 2014.

2. История России. Под ред. Б. Земцова, И. Данилевского, А. Шубина. СПб. Питер. 2013.

3. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций М., 2003.

4. Г.Р. Наумовой и А.Е. Шикло «Историография истории России. Учебное пособие» 2008 г.

Электронные библиотеки:

1. http://www.gumer.info/

2. http://www.bibliotekar.ru/

3. http://www.hist.msu.ru/ER/

МОДУЛЬ

Тема № 1. История в системе научного знания. Основы методологии исторической науки.

Рабочая программа

Сущность, формы, функции исторического знания. История как наука. Предмет истории. Методы и источники изучения истории. Понятия и классификации исторического источника. Методология и теория исторической науки. Состав современной исторической науки. Вспомогательные и специальные исторические дисциплины. Историография.

Отечественная история как наука. Цель и задачи курса Отечественной истории. Содержание курса. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие отечественной истории как науки.

2. Проблемы методологии исторической науки.

3. Исторические источники.

4. Проблемы периодизации истории России.

1. Историяот греч historia – рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано.

История как наукаизучает и систематизирует прошлое человеческого общества, которое познается с целью понимания его настоящего и составления перспектив в будущем.

Предмет истории-конкретная и многообразная жизнь общества в ее исторической преемственности.

Фундаментом исторической науки является источниковая база (документы, мемуары, пресса и т.д.). В источниках содержатся исторические факты, совокупность которых составляет научное описание. На основе анализа совокупности фактов история приходит к открытию специфических законов развития общества, что формулируется в виде теоретических обобщений.

Состав современной исторической науки: 1) Отдельные разделы и отрасли исторической наука, в пределах которых изучается история общества в целом (всемирная история) и по частям: по формациям и эпохам, пространственно-географическому принципу, комплексным проблемам, отдельным сторонам и явлениям в истории человечества 2) вспомогательные и специальные исторические дисциплины (источниковедение, археография, палеография, хронология, метрология, сфрагистика, геральдика, генеалогия, нумизматика и т.д.). Самостоятельное место занимают две специальные исторические науки – археология и этнография, являющиеся органическими частями истории. Историю самой исторической науки изучает историография.

Содержание курса "История " включает в себя основные черты, тенденции и противоречия в историческом пути России, её месте в сообществе цивилизаций. Курс раскрывает основные закономерности развития нашего Отечества, а именно: 1) формирование и развитие основных народностей, проживающих на территории России, формирование многонациональной Российской империи 2) процесс создания и развития русского государства и его институтов 3) особенности и этапы экономического развития Российского государства 4) формирование и специфика российского общества, становление и развитие социальных групп, слоев, сословий, классов 5) направления и особенности внешней политики в исторической ретроспективе и перспективы на будущее 6) развитие самобытной культуры и формирование российской цивилизации, обогащенной восточной и западной культурой.

2. Проблемы методологии изложены в трудах основоположников цивилизационного подхода – Освальда Шпенглера «Закат Европы» (1918) и Арнольда Тоинби «Постижение истории» (1934-1961).

Также можно порекомендовать изучить труды следующих авторов по данной проблематике:

1. Николай Данилевский «Россия и Европа». 1871 г.

2. Лев Гумилев «Этногенез и биосфера Земли». 1989 г.

3. Самюэль Хантингтон "Столкновение цивилизаций" 1993 г.

3. Исторические источники

Приобретая исторические знания и исторический опыт, каждый из нас стремится к их истинности, то есть к верному отражению действительности в своем сознании. Это закономерно. Но как быть человеку, изучающему историю, если факт, который он познает, уже давно свершился? Ответ кажется простым: надо добыть достоверную информацию о прошлом. Но что считать таковой и как ее добыть? Видный историк и географ Л. Н. Гумилев замечал: “Достоверной информацией мы называем сведения источников, прошедшие через горнило исторической критики и получившие интерпретацию, не вызывающую сомнения”. Итак, чтобы получить истинные (достоверные) исторические знания, необходимо иметь надежные источники этих знаний.

В исторической науке существует четыре категории (типа) источников:

Вещественные,

Письменные,

Фонические.

Иными словами, в качестве исторических источников могут использоваться памятники архитектуры, предметы быта прошлого, широкий спектр письменных документов, картины, гравюры, схемы, чертежи, звуковые записи и многое другое. Не бывает “плохих” или “хороших” типов источников. Они могут обладать лишь различной степенью достоверности (надежности) и информированности.

Рабочая программа

Первобытнообщинный строй и его археологическая периодизация. Антропогенез. Древнее население нашей страны. Скифы. Проблемы социогенеза. Разложение первобытнообщинных отношений. Зарождение классового общества и государственности.

Проблема этногенеза восточных славян. Предки славян. Праславянские археологические культуры. Первые письменные свидетельства о славянах. Славянские археологические культуры. Направления расселения славян.

Восточные славяне. Племенные союзы восточных славян. Основы хозяйственной жизни. Религиозные верования. Формирование древнерусской народности.

Основные этапы становления государственности. Формирование феодальной собственности. Особенности социального строя Древней Руси. Раннефеодальная монархия. Система управления. Территориальная община.

Принятие христианства. Древняя Русь и кочевники. Распространение ислама. Византийско-древнерусские связи.

Культура Древней Руси. Письменность. Образование. Древнерусская литература. Устное народное творчество. Архитектура. Складывание местных архитектурных школ. Фреска. Мозаика. Икона. Книжная миниатюра. Скульптура. Художественное ремесло. Музыка.

Переход к территориально-политической раздробленности. Факторы сохранения целостности Русской земли. Киевское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское княжества и Новгородская земля: особенности территориального расположения, экономического, политического и культурного развития. Социально-политические изменения в русских землях в XII-XV вв.

Основные этапы завоевания монголами русских земель. Последствия монгольского нашествия. Формы зависимости Руси от монгольского государства. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Немецкая и шведская агрессия. Ливонский орден. Битва на Чудском озере. Невская битва. Россия и средневековые государства Европы и Азии.

Вопросы для обсуждения на семинарах:

1. Образование Древнерусского государства: причины и этапы. Политика первых киевских князей.

2. Распространение христианства в русских землях: причины принятия новой религии, этапы принятия христианства: первые христиане на Руси, крещение княгини Ольги, языческая реформа Владимира, христианская реформа Владимира.

3. Особенности развития Ростово–Суздальской (Владимиро-Суздальской), Галицкой, Волынской, Новгородской земель во второй половине XII - начале XIII вв.

4. Развитие культуры в русских землях в IX- начале XIII веков.

5. Нашествие монголо-татар на Русь: причины, этапы, основные сражения.

Темы докладов и рефератов:

1) Проблема этногенеза восточных славян.

2) Религиозные взгляды восточных славян. Язычество.

3) Норманская теория происхождения Киевской Руси.

4) Дискуссии в исторической науке по поводу принятия христианства в качестве государственной религии Киевской Руси.

5) Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Формы зависимости Руси от монгольского государства. Влияние монголо–татарского ига на развитие русских земель.

6) Борьба русского народа с немецко-шведской агрессией. Ливонский орден. Битва на Чудском озере. Невская битва.

7) Древнерусское оружие.

Основные термины и понятия:

Идол, волхвы, капища, требища, анимизм, фетишизм, политеистическая религия, монотеистическая религия, фреска, мозаика, плинфа, скань, зернь, техника перегородчатой эмали.

Политическая раздробленность, дворцово-вотчинная система управления, посадник, тысяцкий, иго, баскак, ярлык.

ЗАДАНИЕ 1

Предлагается заполнить таблицу по источнику и сформулировать выводы.

ЗАДАНИЕ 2.

• Русь платила Орде много видов выходов...(См. Березин И.Н. Внутреннее устройство Золотой Орды, Казань, 1850, с.19-21)

• Многие из этих выходов перекочевали в Московскую податную систему…(См. Каштанов С.М. Финанасы средневековой Руси,М, 1988, с.52-53)

Предлагается изучить соответствующую литературу, заполнить таблицу и сформулировать выводы относительно сходства и отличия системы управления в Орде и в Московском государстве.

Ключевский В. Курс русской истории. Лекция 22. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Kluchevsk/_22.php

Виды «выходов», которые платила Русь Орде:

Налоги Орды Их содержание Налоги Московского государства Их содержание
1. десятинное      
2. пошлина      
3. тамга      
4. ям      
         
         
         
         
         
         
         
         

Тема № 3. От Руси к России: образование Российского государства

(вторая половина XV – XVI вв.)

Рабочая программа

Специфика формирования единого российского государства. Предпосылки объединения русских земель. Особенности процесса централизации. Этапы складывания российского государства.

Возвышение Москвы. Соперничество Москвы и Твери. Политика Ивана Калиты. Битва на Куликовом поле. Дмитрий Донской. Расширение и укрепление Московского княжества. Феодальная война второй четверти XV в. Завершение объединения русских земель Иваном III. Падение ордынского ига.

Оформление российской государственности. Тенденции развития самодержавия. Византийское наследие. Судебник 1497 г. Административно-территориальное деление. Формирование поместной системы. Отношение церкви и государства.

Социально-экономическое развитие. Развитие сельского хозяйства. Феодальное землевладение. Русский город. Складывание казачества.

Внутренняя политика. Правление Елены Глинской. Борьба за власть между боярскими группировками. Венчание на царство Ивана IV. «Избранная Рада». Курс реформ. Укрепление самодержавия. Опричнина.

Внешняя политика. Восточное направление. Борьба с наследниками Золотой Орды. Западное направление. Ливонская война.

Культура. Церковное и светское образование. Письменность. Книгопечатание. Тенденции развития литературных жанров. Публицистика. Идеологическая доктрина русского самодержавия. «Домострой». Тенденции развития архитектуры. Шатровый стиль. Изобразительное искусство. Иконопись. Фрески. Декоративно-прикладное искусство. Регламентация искусства. Тенденции обмирщения культуры. Завершение процесса формирования великорусской народности.

1вариант проведения семинара:

Вопросы для обсуждения на семинарах:

1. Предпосылки и этапы образования Московского централизованного государства.

2. Социально-экономическое развитие России в XVI веке: основные тенденции.

3. Внутренняя политика Ивана IV: реформы 50-х годов и «опричнина».

4. Основные направления внешней политики XVI века.

Основные термины и понятия:

Централизованное государство, вассальные отношения, подданнические отношения, судебник, вотчина, поместье, кормление, местничество.

Опричнина, земщина, сословно-представительная монархия, смутное время.

Темы докладов и рефератов:

1. Исторический портрет Сергия Радонежского.

2. Иван III – государь всея Руси.

3. Соперничество Москвы и Твери.

4. Основные тенденции развития российского общества в начале XVI века.

5. Судебник 1497 г.

6. Культура 15 и 16 века: традиции и новации.

7. Психологический портрет Ивана Грозного.

.

Дополнительная литература:

1) Анисимов Е. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. – СПб, 2007.

2) Алексеев Ю. Г. Государь всея Руси. - Новосибирск, 1991.

3) Борисов Н. С. Церковные деятели средневековой Руси. XIII-XVII вв. - М., 1988.

4) Борисов Н. С., и свеча бы не угасла…: Исторический портрет Сергия Радонежского. - М., 1990.

5) Буганов В. И., Богданов А. П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. - М., 1991.

6) Горский А. Москва и Орда.

7) Дмитрий Донской // Шишов А. В. Сто великих военачальников. - М., 2000.

8) Зимин А. А. Россия на рубеже XV- XVII вв.- М, 1982.

9) Ключевский В. Курс русской истории. (Лекция 21, 22,25, 26, 27)

10) Ключевский В. История сословий в России: Полный курс лекций

11) Иван IV // Мусский И. Сто великих диктаторов. - М., 2001.

12) Иван IV // Рыжов К. Сто великих россиян. - М., 2002.

13) Каргалов В. В. Конец ордынского ига. - М., 1984.

14) Каргалов В. В. Полководцы X - XVI вв. - М, 1989.

15) Кизилов Ю. А. Земли и народы России в XIII-XV веках. - М., 1984.

16) Кобрин В. В. Иван Грозный. - М., 1989.

17) Переписка Ивана Грозного с А. Курбским. - Л., 1979.

18) Проезжая по Московии (Россия XVI – XVII веков глазами дипломатов) / Отв. ред., и автор вступительной статьи Н. М. Рогожин. - М., 1991.

19) Скрынников Р. Г. Борис Госудонов. - М., 1978.; Царство террора. - СПб., 1992.; Трагедия Новгорода. - М., 1996. и т.д.

20) Скрынников Р.Г. Борис Годунов. - М., 1978.

21) Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII века. Григорий Отрепьев. - Новосибирск, 1990.

22) Сергий Радонежский // Мирошникова В., Мирошникова Д. Сто знаменитых политиков. - М., 2002.

23) Дмитрий Донской // Шишов А. В. Сто великих военачальников. - М., 2000.

24) Черепнин Л.В. Земские соборы русского государства в XVI – XVII вв. - М., 1978.

2 вариант проведения второй части семинара ( 45 мин):

Проблемный вопрос:

План-проспект

«Иван Грозный: злодей или герой в истории России»

Автор: студент гр. ___Ф.И.О.________________________________________________

Злодей Герой Заключение
1.      
2.    
3.    
4.    
5.    
6.    

Литература:

1. Переписка Ивана Грозного с А. Курбским.

2. Синодик Ивана Грозного.

3. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций. В 3-х кн. Кн. 1-3. М.: Мысль, 1997.

Рабочая программа

Смутное время в России: причины, сущность, исторические оценки. Борис Годунов: путь к престолу, суть, методы и результаты политики. Обострение внутриполитической ситуации в стране. Лжедмитрий I. Василий Шуйский. Восстание И. Болотникова. Лжедмитрий II. Начало интервенции. Семибоярщина. Рязанское и Нижегородское ополчения. Земский собор 1613 г. Воцарение Романовых. Столбовской мир со Швецией и Деулинское перемирие с Польшей. Итоги Смутного времени, его оценка в трудах историков.

Социально-экономическое развитие. Сельское хозяйство. Ремесло. Мануфактуры. Складывание всероссийского рынка. Внешняя и внутренняя торговля. Протекционизм. Складывание сословной организации общества. Служилые люди. Тяглые сословия. Рост феодальной собственности.

Абсолютизм и его институты. Царь Алексей Михайлович. Соборное Уложение 1649 года. Народные выступления. “Бунташный век”. Городские восстания. Казацко-крестьянское восстание под руководством С.Т. Разина. Реформа русской православной церкви. Раскол.

Внешняя политика. Западное направление. Смоленская война. Присоединение Украины к России. Богдан Хмельницкий. Русско-польская война. Андрусовское перемирие 1667 г. Вечный мир с Польшей 1686 г. Русско-шведская война. Прорыв дипломатической изоляции России. Южное направление. Русско-крымская война. Восточное направление. Колонизация Сибири.

Русская культура в XVII в. Проблема соотношения традиций и новаций в культуре. Просвещение. Книгопечатание. Развитие науки. Усиление светского начала в литературе. Устное народное творчество. Развитие архитектуры. Живопись. Парсуна. Прикладное искусство. Нравы, характерные черты быта верхов и низов российского общества.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Особенности социально-экономического развития России в правление первых государей из династии Романовых.

2. Основные тенденции политического развития России после 1613 года.

Основные термины и понятия:

династический кризис, смута, мануфактура, единый всероссийский рынок, абсолютизм

Темы докладов- рефератов:

1. Борис Годунов и его политика.

2. Смута: проблемы цивилизационного выбора пути развития России.

3. Лже-Дмитрий I – феномен самозванства в России.

4. Патриарх Никон и протопоп Аввакум: двойной портрет.

5. Русская культура XVII в: проблема соотношения традиций и новаций.

6. Внешняя политика России во второй половине XVII в.: успехи и поражения.

7. Царь Алексей Михайлович (Тишайший) и «Бунташный век»: проблемы отношений власти и народа.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ИСТОРИИ

Календарный план на первый семестр 2017 /2018 уч. год.

Недели Лекции Семинары
Модуль 1 От Руси к России. Становление и развитие отечественной государственности в IX - XVII вв.
Древнерусское государство и Удельная Русь – 2 часа.   История в системе научного знания. Основы методологии исторической науки – 2 часа.
    Древняя и Удельная Русь – 2 часа.
Московская Русь (вторая половина XV – XVII вв.) – 2 часа. Образование Русского централизованного государства (вторая половина XV – XVII вв.) – 2 часа.
  Россия в XVII в. – 2 часа
Контрольная работа (тестирование) по 1-му модулю.
Итоги 1-го модуля
Модуль 2 Российская империя в XVIII в. – начале XX вв.  
Россия в XVIII в.: рождение великой державы – 2 часа.   Сравнительный анализ реформ Петра I и Екатерины II – 2 часа.
    Российская империя в первой половине XIX в. – 2 часа.
Россия и мир в ХIХ в. – 2 часа.   Великие реформы середины XIX в. в России. – 2 часа.
    Становление инженерного образования и создание инженерных школ в России. - 2 часа.
Россия в эпоху революций начала XX в. – 2 часа.   Круглый стол: «Российская империя в XVIII – начале XX вв.: формирование геополитического и полиэтнического пространства» - 2 часа.
    Деловая игра: «Либералы и революционеры в России в начале ХХ в.»
Рубежный контроль по 2-му модулю.
Итоги 2-го модуля
Модуль 3 Россия и мир в XХ в. - начале ХХI вв.: векторы исторического развития.
  СССР и мир в 1920 – 1930-е гг.: поиск политической и социально-экономической модели. – 2 часа. Революция 1917 г. и Гражданская война в России. – 2 часа.    
      СССР в 1920 - 1930-е гг.: достижения и противоречия социалистического строительства. – 2 часа.  
  СССР во Второй мировой войне и в условиях глобального противостояния второй половины ХХ в. – 2 часа. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. - 2 часа.  
Домашнее задание
    СССР и мир в условиях «холодной войны» (1945 – 1985 гг.). – 2 часа.
Россия в современном мире: проблемы и перспективы развития. – 3 часа.   Достижения НТР. Вклад научных школ МВТУ-МГТУ в научно-технический прогресс. – 2 часа.
Контрольная работа по 3 модулю
  От СССР к России. – 2 часа.
Итоги 3-го модуля  
  Круглый стол: «Россия в современном мире» – 2 часа.
Итоговый контроль

Основная литература ко всем семинарским занятиям:

1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. История России. Учебник для вузов. -М., 2014.

2. История России. Под ред. Б. Земцова, И. Данилевского, А. Шубина. СПб. Питер. 2013.

3. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций М., 2003.

4. Г.Р. Наумовой и А.Е. Шикло «Историография истории России. Учебное пособие» 2008 г.

Электронные библиотеки:

1. http://www.gumer.info/

2. http://www.bibliotekar.ru/

3. http://www.hist.msu.ru/ER/

МОДУЛЬ

Тема № 1. История в системе научного знания. Основы методологии исторической науки.

Рабочая программа

Сущность, формы, функции исторического знания. История как наука. Предмет истории. Методы и источники изучения истории. Понятия и классификации исторического источника. Методология и теория исторической науки. Состав современной исторической науки. Вспомогательные и специальные исторические дисциплины. Историография.

Отечественная история как наука. Цель и задачи курса Отечественной истории. Содержание курса. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие отечественной истории как науки.

2. Проблемы методологии исторической науки.

3. Исторические источники.

4. Проблемы периодизации истории России.

1. Историяот греч historia – рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано.

История как наукаизучает и систематизирует прошлое человеческого общества, которое познается с целью понимания его настоящего и составления перспектив в будущем.

Предмет истории-конкретная и многообразная жизнь общества в ее исторической преемственности.

Фундаментом исторической науки является источниковая база (документы, мемуары, пресса и т.д.). В источниках содержатся исторические факты, совокупность которых составляет научное описание. На основе анализа совокупности фактов история приходит к открытию специфических законов развития общества, что формулируется в виде теоретических обобщений.

Состав современной исторической науки: 1) Отдельные разделы и отрасли исторической наука, в пределах которых изучается история общества в целом (всемирная история) и по частям: по формациям и эпохам, пространственно-географическому принципу, комплексным проблемам, отдельным сторонам и явлениям в истории человечества 2) вспомогательные и специальные исторические дисциплины (источниковедение, археография, палеография, хронология, метрология, сфрагистика, геральдика, генеалогия, нумизматика и т.д.). Самостоятельное место занимают две специальные исторические науки – археология и этнография, являющиеся органическими частями истории. Историю самой исторической науки изучает историография.

Содержание курса "История " включает в себя основные черты, тенденции и противоречия в историческом пути России, её месте в сообществе цивилизаций. Курс раскрывает основные закономерности развития нашего Отечества, а именно: 1) формирование и развитие основных народностей, проживающих на территории России, формирование многонациональной Российской империи 2) процесс создания и развития русского государства и его институтов 3) особенности и этапы экономического развития Российского государства 4) формирование и специфика российского общества, становление и развитие социальных групп, слоев, сословий, классов 5) направления и особенности внешней политики в исторической ретроспективе и перспективы на будущее 6) развитие самобытной культуры и формирование российской цивилизации, обогащенной восточной и западной культурой.

2. Проблемы методологии изложены в трудах основоположников цивилизационного подхода – Освальда Шпенглера «Закат Европы» (1918) и Арнольда Тоинби «Постижение истории» (1934-1961).

Также можно порекомендовать изучить труды следующих авторов по данной проблематике:

1. Николай Данилевский «Россия и Европа». 1871 г.

2. Лев Гумилев «Этногенез и биосфера Земли». 1989 г.

3. Самюэль Хантингтон "Столкновение цивилизаций" 1993 г.

3. Исторические источники

Приобретая исторические знания и исторический опыт, каждый из нас стремится к их истинности, то есть к верному отражению действительности в своем сознании. Это закономерно. Но как быть человеку, изучающему историю, если факт, который он познает, уже давно свершился? Ответ кажется простым: надо добыть достоверную информацию о прошлом. Но что считать таковой и как ее добыть? Видный историк и географ Л. Н. Гумилев замечал: “Достоверной информацией мы называем сведения источников, прошедшие через горнило исторической критики и получившие интерпретацию, не вызывающую сомнения”. Итак, чтобы получить истинные (достоверные) исторические знания, необходимо иметь надежные источники этих знаний.

В исторической науке существует четыре категории (типа) источников:

Вещественные,

Письменные,

Наши рекомендации