Внешняя разведка в 80-х годах

80-е годы также были непростыми для деятельности внешней разведки. Условно их можно разделить на два периода - до 1985 года, когда в Советском Союзе внешне ничего не происходило, и начатая Горбачевым в 1985 году перестройка, приведшая к краху сначала социалистической системы, а затем и самого Советского Союза.

Подспудно эти процессы происходили на протяжении последних десятилетий и выявили слабости и недостатки социалистической системы в первую очередь в сфере материального производства. Несмотря на официальную доктрину о загнивании и умирании капитализма Запад демонстрировал всему миру динамизм и жизнеспособность, в то время как на Востоке в бастионах социализма появились трещины и расколы.

Роль разведки в 80-е годы возросла, задачи ее стали более широкими и разнообразными. Предпринимались попытки заменить разведывательной деятельностью некомпетентность и бюрократизм государственных органов. Политическое руководство страны стало ставить перед разведкой задачи, которые с успехом могли бы решать другие органы.

Официальные же задачи внешней разведки в 80-х годах практически не претерпели изменений. Она активно работала во всех регионах мира, снабжая политическое руководство страны необходимой политической, экономической и научно-технической информацией. И ее прогнозы в целом были малоутешительными для руководства страны: СССР постепенно терял позиции, лишался союзников и друзей.Разумеется, в этом не было вины разведчиков, которые добросовестно докладывали в Центр получаемую информацию[10, с. 17].

Происходившие внутри СССР процессы не могли не сказаться на положении страны на международной арене. Сказывались они и на деятельности самой разведки, которая в конце 80-х годов почувствовала, что ее информация, особенно негативная, прохладно воспринимается руководством страны, а зачастую просто игнорируется.

Однако, несмотря на эти негативные явления, внешняя разведка продолжала выполнять свой долг, по-прежнему докладывая в Центр разнообразную информацию.

Подводя итог, следует упомянуть о том, что хоть в дореволюционной России также была служба внешней разведки, задачи ее существенно отличались от тех, что ставились перед разведкой в последующие годы и потенциал службы не использовался максимально эффективно. В Советском Союзе внешняя разведка сыграла ключевую роль в развитии государства. При этом, всю ее деятельность можно условно разделить на несколько значимых периодов. Это обусловлено целой совокупностью факторов, таких как политическая обстановка в стране и мире в определенный промежуток времени, личность руководителя службы, личность руководителя государства и иные. И анализируя эти периоды в динамике, можно выявить тенденции развития службы внешней разведки.

ГЛАВА 2

ВНЕШНЯЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Внешняя разведка в зарубежных странах

Внешняя разведка США

Пожалуй, служба разведки Соединенных Штатов Америки является наиболее известной во всем мире и причиной тому не столько популяризация таких служб как Центральное разведывательное управление (ЦРУ), Федеральное бюро расследований (ФБР), Агенство национальной безопасности (АНБ) в различных фильмах и сериалах, сколько реальных масштаб их деятельности. Перед разведывательным сообществом в целом стоит задача сбора информации и ведения разведывательной деятельности в интересах государства. Это многочисленная структура, предположительная численность Разведывательного сообщества Соединенных Штатов составляет около 100 000 человек. Совокупный бюджет разведывательной деятельности США в 2010 году составил 80,1 миллиарда долларов, что составляет 4.5% всего федерального бюджета США на 2010 год, 2014 году согласно отчету Пентагонаобщий бюджет США на гражданские и военные разведывательные составил 67,9 миллиарда долларов, что ниже показателя 2010 года на 15%, затраты же за 2016 год по официальным данным составили 53 миллиарда долларов. Однако полностью доверять данной информации нельзя, ведь широко известно, что суммы о которых говорится в официальных отчетах, зачастую не соответствуют действительности, а списание части расходов на разведывательную деятельность и ее перенос на другие статьи расходов бюджета является распространенной практикой[2, с. 13].

- Разведсообщество США включает в себя 16 основных разведывательных служб (также называемых членами разведсообщества США). Основной независимой от других министерств и ведомств службой политической разведки американского правительства является Центральное разведывательное управление (ЦРУ);

Остальные 15 членов разведсообщества входят в состав различных федеральных министерств и ведомств США. Вместе с тем они так же в состоянии осуществлять внешнюю разведку как независимо с одобрения сената, так и в составе оперативных групп под руководством ЦРУ. Все разведслужбы США делятся на 3 группы:

- Центральное разведывательное управление;

- Разведывательные организации министерства обороны США;

- Разведывательные организации, входящие в гражданские ведомства США[36, с. 97].

Структура ЦРУ

Согласно данным американской печати структура ЦРУ состоит из пяти основных директоратов и ряда самостоятельных подразделений.

1. Оперативный директорат – решает задачи по добыванию информации силами агентурной разведки, организует и проводит тайные операции, осуществляет контрразведывательное обеспечение агентурной деятельности, занимается борьбой с терроризмом и наркотиками[7, с. 71].

В состав директората входят:

· Управление внешней разведки, которое руководит деятельностью оперативных отделов, подразделяющихся на две группы:

Географические отделы:

- отдел по бывшему Советскому Союзу и Восточной Европе;

- отдел Латинской Америки;

- отдел Ближнего Востока и Южной Азии;

- отдел стран Африки;

- отдел Восточной Азии.

Отделы по направлениям работы:

- отдел иностранных ресурсов (агентурно-оперативная работа с территории США);

- отдел международной деятельности (планирование и проведение полувоенных тайных операций);

- отдел сбора информации на территории США;

- отдел прикрытий;

- отдел коммерческих предприятий и др.[49, с. 495];

· Управление внешней контрразведки – обеспечивает безопасность разведывательной деятельности резидентур ЦРУ и центрального аппарата разведки, осуществляет проникновение в иностранные спецслужбы, опрашивает перебежчиков. В 1993 г. в управлении создан контрразведывательный центр для координации контрразведывательной деятельности всех контрразведывательных органов США.

· Управление тайных операций - разрабатывает и осуществляет тайные операции.

· Управление технических служб (управление “Д”) – осуществляет техническое обеспечение тайных операций.

· Финансово-плановое управление обеспечивает планирование и финансирование всей деятельности директората.

· Центр по борьбе с терроризмом координирует деятельность подразделений ЦРУ в борьбе с международным терроризмом.

· Центр по борьбе с наркотиками осуществляет анализ всей информации по наркотикам, разрабатывает и проводит оперативные мероприятия против наиболее опасных организаций наркобизнеса[24, с. 257].

2. Научно-технический директорат проводит исследования и разработки в области технических средств сбора информации, эксплуатирует их, поддерживает контакты с крупнейшими научными центрами США.

В структуру директората входят:

· Управление исследований и разработки технических систем занимается фундаментальными и прикладными исследованиями в самых различных областях (искусственный интеллект, моделирование процессов, полупроводниковые системы, связь и т.п.)

· Управление по разработкам и конструированию – занимается разработкой и эксплуатацией крупных технических систем сбора информации

· Управление радиоперехвата эксплуатирует и обслуживает новейшую аппаратуру по сбору и анализу информации

· Управление технического обеспечения разрабатывает и изготавливает различную оперативную технику (средства тайнописи, подслушивания, скрытного фотографирования и т.п.)

· Информационная служба по зарубежному радиовещанию осуществляет прослушивание и запись иностранных радио и телепередач

· Национальный центр по расшифровке материалов аэрокосмической разведки.

3. Информационно-аналитический директорат – головное подразделение всей американской разведки по обработке и анализу разведывательной информации и подготовке выходной продукции разведки для президента, Совета национальной безопасности и конгресса.

Основными выходными документами директората являются:

- «меморандум предупреждения» – информация об угрозе нападения или назревания кризисной ситуации, способной перерасти в крупный вооруженный конфликт;

- ежедневная разведывательная сводка и еженедельный доклад для президента, вице-президента, госсекретаря, министра обороны, советника президента по национальной безопасности и председателя комитета начальников штабов;

- ежедневный обзор национальной разведывательной информации рассылается на 200 адресов;

- национальные разведывательные оценки, содержащие анализ и прогноз развития наиболее важных проблем[22, с. 14].

В структуру директората входят:

- Управление анализа информации по странам, входившим в бывший советский блок

- Управление анализа информации по европейским странам

- Управление анализа информации по Ближнему Востоку и Южной Азии

- Управление анализа информации по Восточной Азии

- Управление анализа информации по странам Африки и Латинской Америки

- Управление текущей продукции и обеспечения аналитической работы – выпускает информационные материалы всего директората. В его составе имеется круглосуточный оперативный центр слежения за назреванием кризисных ситуаций, угрожающих безопасности США

- Управление научных исследований в области вооружений – анализирует технические аспекты вооружений и космических систем других стран

- Управление глобальных проблем – занимается анализом экономических, географических и технологических проблем в международном масштабе

- Управление информационных ресурсов – осуществляет информационно-справочные функции, обеспечивает хранение, поиск и рассылку информации, располагает большим парком мощных ЭВМ

- Управление анализа информации об иностранных лидерах

- Отдел обеспечения руководства и аналитической работы

- Отдел подготовки заданий и оценок

- Отдел по контролю за вооружением.

4. Административный директорат – занимается вопросами подбора кадров на работу в ЦРУ, подготовкой и переподготовкой кадров, обеспечивает безопасность персонала и объектов ЦРУ, осуществляет шифрсвязь с резидентурами, финансовое, медицинское и хозяйственное обслуживание, разрабатывает и эксплуатирует электронные системы хранения и поиска информации[26, с. 91].

В состав директората входят:

- Управление кадров

- Управление подготовки и переподготовки кадров

- Управление безопасности

- Финансовое управление

- Управление хранения и поиска информации

- Управление компьютерной техники

- Управление связи

- Медицинское управление

- Хозяйственное управление

5. Директорат планирования – создан в 1989 г. - занимается планированием и координацией деятельности разведки, отслеживанием новых потребностей в разведывательной информации в связи с “бурными изменениями, происходящими в мире, и необходимостью оперативного реагирования на них”. Структура этого директората в прессе не освещалась.

6. Отдел главного юристконсульта. Сотрудники отдела дают консультации и следят за соблюдением конституции, законов, уголовного кодекса, а также действующих правил и инструкций.

7. Отдел генерального инспектора. Генеральный инспектор назначается президентом США и утверждается сенатом. Он подотчетен президенту США и конгрессу, но обязан согласовывать свою деятельность с директором ЦРУ. Отдел имеет собственный бюджет и автономный кадровый аппарат. Отдел проводит проверки и расследования работы подразделений ЦРУ, рассматривает жалобы сотрудников.

8. Отдел финансового ревизора – контролирует всю финансовую деятельность ЦРУ.

9. Секретариат ЦРУ.

10. Финансово-плановый отдел.

11. Отдел истории ЦРУ.

12. Отдел шифрпереписки.

13. Совет по рассмотрению публикаций о ЦРУ.

14. Управление по связи с общественностью или пресслужба ЦРУ – осуществляет поддержание контактов с общественными организациями и средствами массовой информации.

15. Управление по связи с законодательными органами – отвечает за связь ЦРУ с конгрессом, особенно с комиссиями по разведке сената и палаты представителей, готовит ответы на запросы конгрессменов, организует для них посещения ЦРУ, выступления перед ними сотрудников разведки и т.д[49, с. 503].

В США регулярно издаются сборники нормативных актов о деятельности разведывательного сообщества.

В 1987 г. былизданочереднойсборник«Compilation 1on intelligence laws and relaited laws and executiwe orders 1of interest to the national intelligence community»Внем - более 100 действующихнормативныхактов.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим организацию и деятельность внешней разведки в США является Закон о национальной безопасности 1947 г.Этим законом был утвержден механизм обеспечения национальной безопасности, состоящий из Совета национальной безопасности, Министерства обороны и Центрального разведывательного управления. Этим же законом (статьей 102) было учреждено ЦРУ, возглавляемое директором Центральной разведки и подчиняемое Совету национальной безопасности, в функции которого входит координация разведывательной деятельности всех разведывательных подразделений и идея самостоятельной разведки[5, с. 13].

В последующем этот закон был дополнен тремя новыми разделами, каждый из которых состоит из ряда самостоятельно принятых законов.

Так, в пятый раздел вошли 2 принятых ранее нормативных акта:

- Закон о надзоре за разведкой, который устанавливает контроль президента за осуществлением тайных операций.

- Закон 1988 г., усиливающий подконтрольность президента конгрессу относительно тайных операций.

Шестой раздел составил Закон о защите личного состава разведки (1982 г.). Он запрещает разглашение всяких сведений о личном составе и агентуре ЦРУ и предусматривает строжайшие меры наказания, включая очень длительные сроки тюремного заключения, за любое их разглашение любым лицом, включая конгрессменов.

Ряд законов был включен в седьмой раздел:

- Закон о ЦРУ 1949 г.;

- Закон об агентстве национальной безопасности 1959 г.

- Закон о пенсиях сотрудников ЦРУ 1964 г. В соответствии с ним, все сотрудники государственных учреждений США пользуются общим государственным бюджетным фондом, но для сотрудников ЦРУ этим законом предусматривается специальное пенсионное обеспечение.

- Закон о наблюдении за деятельностьюиностранных разведок 1978 г.

- Закон об информации ЦРУ 1984 г. Этим законом разведка выведена из-под действия закона 1966 г. о свободе информации. Всякая информация о разведке должна публиковаться после рассмотрения ее ЦРУ.В основном закон касается регулирования финансовой деятельности разведки, ее официальной деятельности. Помимо этогов нем содержатся разделы о защите информации ЦРУ,а также разделы, предусматривающие упрощенную процедуру принятия американского гражданства лицами, оказавшими помощь ЦРУ.

Кроме этого есть целый блок законов, регулирующих деятельность разведок, это ежегодно принимаемый закон об ассигнованиях на разведывательную деятельность США. В этих законах кроме утверждения собственно бюджетных ассигнований предусматриваются какие-либо новые нормы – расширение или изменение прав членов разведывательного сообщества[49, с. 508].

В американской юридической теории и практике есть и такой источник как исполнительные приказы Президента США, которые рассматриваются как разновидность нормативных актов исполнительной власти(составляющая часть федерального права) и имеют обязательную силу для всех без исключения правительственных ведомств США.

Наиболее важным из исполнительных приказов президента о деятельности разведки является приказ № 12333 от 1981 г. Он определяет состав разведывательного сообщества и задачи его членов[33, с. 718].

Таким образом, можно отметить, что разведсообщество США имеет сложную структуру управления и соподчиненности, главную роль в которой играет Центральное разведывательное управление. Служба внешней разведки США на сегодняшний день является одной из самых известных спецслужб в мире, что не удивительно, учитывая объемы средств выделяемых на ее финансирование, количество сотрудников и размеры агентурный сети, развернутой по всему миру.

Наши рекомендации