Внешняя разведка на рубеже 30-х годов

В конце 20-х годов, в СССР произошел фактический отказ от политики НЭПа, провозглашенной В.И.Лениным, который говорил, что «НЭП - это всерьез и надолго». Был взят курс на ускоренную индустриализацию страны, а в области сельского хозяйства - на коллективизацию. Допущенные сталинским руководством перегибы в проведении этого курса привели к ухудшению внутреннего положения в стране и росту противоречий между городом и деревней. Это не осталось незамеченным внешним окружением СССР, особенно белой эмиграцией, которая вынашивала планы реставрации прежних порядков в России[35, с. 270].

Сталинское руководство отвечало на рост недовольства в стране массовыми репрессиями в отношении всех тех, кто не был согласен с его политическим курсом. В 1928 году было сфабриковано так называемое «Шахтинское дело», ударившее в первую очередь по технической интеллигенции. Под усиленную охрану стали приниматься мирные объекты: мосты, железные дороги, заводы и т.п. Нагнеталась кампания подозрительности, шпиономании. Любые производственные аварии рассматривались как акты вредительства.

Усилилась международная изоляция Советского Союза. В 1927 году Великобритания разорвала дипломатические отношения с СССР. Политические отношения с Францией были практически заморожены. Опасаясь новой интервенции, руководство нашей страны отводило важную роль внешней разведке в деле выявления истинных планов и намерений основных стран Запада в отношении СССР.

30 января 1930 года Политбюро ЦК ВКП(б) принимает решение о реорганизации внешней разведки. Перед ней ставится задача активизировать разведывательную работу по Англии, Франции, Германии, Польше, Румынии, Японии, странам Прибалтики и Финляндии[12, с. 146].

В связи с реорганизацией ИНО ОГПУ было произведено совершенствование ее аппарата. В частности, было создано 8 отделений с общим штатом 121 человек, которые руководили разведкой по отдельным регионам и направлениям ее деятельности.

Важное значение придавалось ведению нелегальной разведки. Так, в Англии и Франции было создано несколько нелегальных резидентур, успешно решавших стоящие перед ними задачи.

Годы, предшествовавшие приходу Гитлера к власти, в Германии были переломными для внешней разведки. На рубеже 30-х годов ей удалось создать прочные агентурные позиции в основных странах Запада, в сопредельных странах, на Дальнем Востоке и Китае. Это позволяло советскому руководству быть в курсе политики основных государств, своевременно принимать меры по нейтрализации агрессивных устремлений Японии на Дальнем Востоке.Однако захват Гитлером власти в Германии и развязанная им экспансия в Европе в скором времени подорвали приобретенные советской разведкой агентурные позиции, в результате чего буквально накануне войны ей пришлось принимать срочные меры по восстановлению агентурной сети в Европе[45, с. 215].

Внешняя разведка в предвоенный период (1935-1941)

В 1933 году в Германии установилась фашистская диктатура. Гитлер не скрывал своих захватнических планов в отношении Советского Союза и других стран, выдвигая идею о переделе мира. Так к концу 1933 года в Европе сложился очаг военной угрозы.В ноябре 1936 года Германия и Япония подписали т.н. «антикоминтерновский пакт», направленный против СССР. Он положил военно-политическому союзу между Германией и Японией. В 1937 году к пакту присоединилась и фашистская Италия[44, с.305].

Правительства США, Англии и Франции,несмотря на очевидную военную угрозу со стороны Германии и Японии, проводили политику умиротворения агрессоров, надеясь натравить Гитлера на СССР и тем самым избежать столкновения с Германией.Особенно характерной в этом плане была политика Англии и Франции, которые с готовностью соглашались с территориальными претензиями Германии в Европе, в том числе с аннексией Данцига,аншлюсом Австрии, оккупацией Чехословакии. Мюнхенская сделка в сентябре 1938 году показала, что Гитлер может рассчитывать на полную свободу рук в Европе в случае, если его военные усилия будут направлены на Восток.
Обострение международной обстановки потребовала перестройки работы внешней разведки, от которой требовалось добывать в сложных условиях информацию о секретных военно-политических планах Германии и Японии.

В мае 1934 г. на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) был рассмотрен вопрос о координации деятельности Разведупра РККА, ИНО и Особого отдела ОГПУ. Было решено создать постоянную комиссию в составе начальников этих органов и поручить ей разработку общего плана разведработы за рубежом. Начальник ИНО А.Х. Артузов был назначен по совместительству зам. начальника Разведуправления РККА[18, с. 104].

10 июля 1934 г. постановлением ЦИК СССР был образован Народный комиссариат внутренних дел, в составе которого создавалось Главное управление государственной безопасности (ГУГБ). Иностранный отдел - разведка - стал 5 отделом ГУГБ.

В 1933 г. в связи с угрозой фашизма в Европе Центром было принято решение о формировании на базе нелегальных резидентур и групп, действовавших в Германии, Италии, Франции, Австрии и других странах, разведывательного нелегального аппарата специального назначения для организации диверсионных актов против нацистской Германии и ее сателлитов и проведения специальных акций против белоэмигрантских и троцкистских организаций. Эта организация впоследствии получила название «аппарат службы Серебрянского».

Созданные нелегальные группы проводили диверсионные акты на германских пароходах, перевозивших вооружение и боевую технику для франкистских мятежников во время гражданской войны в Испании.В годы Великой Отечественной войны они также совершали диверсионные акты в отношении нацистских транспортных судов в Атлантике, в Балтийском и Северном морях.

С августа 1931 по май 1935 года внешнюю разведку органов госбезопасности возглавлял Артузов Артур Христианович, который впоследствии стал начальником Разведуправления Красной Армии.

С мая 1935 года по февраль 1938 года, главой внешней разведки был Слуцкий Абрам Аронович. Сведений о нем в архивах внешней разведки не сохранилось. Известно только то, что он работал в США и Германии. А.А. Слуцкий несет персональную ответственность за репрессии в отношении сотрудников внешней разведки. В 1938 году в связи с организованными Берией чистками органов госбезопасности он пал жертвой собственных интриг. 17 февраля 1938 года внезапно скончался в кабинете заместителя наркома внутренних дел СССР М.П. Фриновского, а в апреле 1938 года был посмертно исключен из партии как «враг народа».

Всего же за период 20.12.1920 по 15.06.1946 обязанности руководителя службы внешней разведки СССР исполняло 12 человек:

- Давыдов Яков Христофорович (20.12.1920 –20.01.1921, 10.04.1921 –06.08.1921);

- Катанян Рубен Павлович (20.01.1921 –10.04.1921);

- Могилевский Соломон Григорьевич (06.08.1921 –13.03.1922);

- Трилиссер Меер Абрамович (13.03.1922 –27.10.1929);

- Мессинг Станислав Адамович (27.10.1929 –01.08.1931);

- Артузов Артур Христианович (01.08.1931 –21.05.1935);

- Слуцкий Абрам Аронович (21.05.1935 –17.02.1938);

- Шпигельглас Сергей Михайлович (17.02.1938 –09.06.1938);

- Пассов Зельман Исаевич (09.06.1938 –02.11.1938);

- Судоплатов Павел Анатольевич (02.11.1938 –02.12.1938);

- Деканозов Владимир Георгиевич (02.12.1938 –13.05.1939);

- Фитин, Павел Михайлович (13.05.1939 –15.06.1946)[12, с. 209].

Из всех этих людей печальной участи избежали только Могилевский С.Г. и Фитин П.М., остальные же были расстреляны либо репрессированы, при этом все они были впоследствии реабилитированы посмертно.

В конце 30-х годов осложнилась ситуация в Европе и на Дальнем Востоке в связи с подготовкой Германии и Японии к новому переделу мира. Вторая мировая война стала реальностью в 1939 году. В этих условиях перед внешней разведкой органов госбезопасности стояли сложные задачи по выявлению истинных планов и намерений Германии и Японии в отношении нашей страны.

В целом внешняя разведка органов госбезопасности выполнила свой долг перед народом. Если в начале 1941 года еще существовали какие-то сомнения в отношении планов Гитлера, то уже к весне у руководства 1-го управления НКВД сложилось твердое убеждение в неизбежности войны в текущем году.

Важная роль в получении военно-политической информации о планах и намерениях Германии и Японии в отношении СССР принадлежит внешней разведки, П.М. Фитину, который руководил ее работой в предвоенные и военные годы. Несмотря на стремление Л.П. Берии угодить И.В. Сталину, который считал, что войны можно избежать в 1941 году, комиссар госбезопасности 3-го ранга П.М. Фитин докладывал «кремлевскому затворнику» тревожную информацию, которая требовала принятия срочных мер по укреплению обороноспособности страны[29, с. 28].

На основании вышеизложенного можно прийти к выводу, касательно того, что охватываемый период был, пожалуй, одним из самых сложных в истории СССР, поскольку только что образовавшееся государство, в основе которого лежали такие смелые идеи, бросающие вызов остальному миру, находилось под угрозой, как со стороны иностранных государств, так и изнутри. Ключевую же роль, в разрешении данной проблемы сыграла служба внешней разведки, которая была достаточно оперативно и своевременно сформирована новым правительством. Также к исследуемому периоду относятся репрессии 30-х годов, которые так же затронули и служащих ВЧК, в результате чего, служба лишилась большого количества ценных сотрудников. И, несомненно, огромное значение имеет деятельность внешней разведки в период, предшествующий Великой Отечественной войне, который показал всему миру фатальные последствия небрежного отношения к информации, предоставляемой разведкой.

Наши рекомендации