Внешняя разведка СССР в период с начала Великой Отечественной войны по 90-е года ХХ века

Деятельность внешней разведки в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)

Не смотря на то, что по всему мире ощущалось напряжение и озабоченность, которые начали нарастать еще до начала Второй мировой войны, руководители СССР, даже располагая разведданными свидетельствующими о возможном нападении на Советский Союз не предпринимали никаких активных мер по подготовке к войне. Так, Координационный совет по разведке, обеспечивавший взаимодействие всех разведслужб страны, на заседании 29 мая 1941 г. утвердил лишь инструкцию о взаимодействии в мирное время. Работу же органов безопасности в военное время было решено обсудить на следующем заседании[17, с. 11].

В связи с тем, что внешней разведке не удалось наладить работу непосредственно в Германии и оккупированных ею странах, 18 июля 1941 г. ЦК ВКП(б) принимает постановление «Об организации борьбы в тылу германских войск». Перед внешней разведкой ставились следующие задачи:

- наладить работу по выявлению военно-политических планов Германии и ее союзников во время войны

- создать специальные отряды для ведения разведывательно-диверсионных операций,

- выявлять истинные планы и намерения США и Англии по вопросам ведения войны и послевоенного устройства,

- вести разведку нейтральных стран с тем, чтобы не допустить их перехода на сторону стран «оси»,

- осуществлять научно-техническую разведку в целях укрепления военной и экономической мощи СССР[23, с. 158].

Для решения поставленных задач были усилены разведывательные подразделения органов госбезопасности. Основным разведывательным подразделением стало Первое Управления НКГБ. В начале войны в нем было 10 отделов и две группы.

Великая Отечественная война стала серьезным испытанием для внешней разведки. В неимоверно сложных условиях, порой под бомбами, разведчики рисковали своей жизнью для того, чтобы добыть важную разведывательную информацию. Разведка информировала Сталина о планах германского командования под Сталинградом, на Курской дуге, о других замыслах германского вермахта. Тем самым она внесла свой вклад в победу нашего народа над самым опасным в истории человечества агрессора.

Важное место в ее деятельности в годы войны занимало выяснение подлинных планов союзников СССР по антигитлеровской коалиции в отношении сроков открытия «второго фронта», их позиции на совещаниях «Большой тройки».

Внешняя разведка получила и своевременно направила в Центр документальные данные о намерениях союзников в отношении послевоенного устройства в Европе.

Благодаря полученным разведчикам сведениям о сепаратных переговорах в Швейцарии руководителя резидентуры УСС (разведки) США А. Даллеса с нацистами, удалось сорвать планы отдельных главарей нацистского режима по внесению раскола в ряды антигитлеровской коалиции[30, с. 113].

Широко известна роль внешней разведки в проникновении в тайны «Манхэттенского проекта». Благодаря полученным ею в военные годы сведениям о разработке в США и Англии атомного оружия, нашей стране удалось в нелегкие послевоенные годы создать собственную бомбу и преодолеть монополию США в этой области.

16 июля 1945 г. в обстановке полной секретности в пустынной местности штата Нью-Мексико, в Аламогордо, США произвели первое в истории испытание атомного оружия. Президент США Г. Трумен, которому доложили об успешном испытании «сверхбомбы», был потрясен, поскольку внезапно почувствовал себя властелином мира. Даже будучи еще вице-президентом, он не знал и не догадывался о том, что тайно на создание оружия колоссальной разрушительной силы тратятся миллиарды долларов.

А степень секретности, действительно, была чрезвычайно высокой. Американский атомный «Манхэттенский проект» осуществлялся в пустынном месте. Для переписки с родственниками, работающими в Лос-Аламосе, письма следовало адресовать в Армию США, почтовый ящик 1663.Но то, что являлось секретом для сенатора, а затем вице-президента США Г. Трумена, не было секретом для советской внешней разведки, которая еще в 1941 г. получила в Лондоне информацию о заседании Уранового комитета и рекомендации Комитета начальников штабов о немедленном начале работ по созданию атомного оружия[44, с. 185].

Внешняя разведка информировала Москву о ведущихся в США работах по «Манхэттенскому проекту». Так, в ноябре 1941 г. Центр получил телеграмму, в которой говорилось о попытках группы американских ученых создать «взрывчатое вещество» огромной силы. Разумеется, речь шла об «урановой бомбе», как первоначально называлось атомное оружие.

В июле 1945 г. СССР, США и Англия все еще были союзниками: предстояла кровопролитная война на Дальнем Востоке против Японии, и Президент Г. Трумен был заинтересован в том, чтобы Сталин сдержал свое слово о вступлении в эту войну. 17 июля в Потсдаме начала работу конференция глав правительств СССР, США и Великобритании, которая обсуждала вопросы послевоенного устройства Германии. По рекомендации Премьер-министра У. Черчилля Президент Г. Трумен, только что получивший шифрованную телеграмму об успешном испытании атомной бомбы, сообщил Сталину о создании в США оружия огромной разрушительной силы. Руководители США и Англии хотели проверить реакцию кремлевского диктатора на это сообщение.Однако реакция Сталина была весьма сдержанной. Он поблагодарилТрумена за сообщенные сведения и никак их не комментировал. Его поведение казалось настолько странным, что Г. Трумен и У. Черчилль подумали, что И.В. Сталин просто не понял, о чем идет речь. Их попытка оказать давление на советского руководителя в ходе Потсдамской конференции и сделать его более сговорчивым успехом не увенчалась[29, с. 75].

На самом деле И.В. Сталин уже давно был в курсе работ, которые велись в США и Великобритании по созданию ядерного оружия. Внешняя разведка постоянно его информировала об этом. И когда в августе 1949 г. в СССР была взорвана собственная атомная бомба, США и Великобритания, которые считали, что это может произойти не раньше 1955-1957 г., поняли, что американской монополии на ядерное оружие больше не существует[27, с. 274].

Наши рекомендации