Внешняя разведка как важнейший элемент государственного механизма и системы обеспечения национальной безопасности

ОГЛАВЛЕНИЕ

РЕФЕРАТ.…………………………………………………………………….. ВВЕДЕНИЕ.…………………………………………………………………...
ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.…………………..
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ СССР………....………………………………………………….
1.1 Период развития и становления внешней разведки СССР в период с 20-х годов ХХ века до начала Великой Отечественной войны .……….
1.2 Внешняя разведка СССР в период с начала Великой Отечественной войны по 90-е года ХХ века.………………………………..
Глава 2 ВНЕШНЯЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ …...…..…………….……………………………...
2.1 Внешняя разведка в зарубежных странах………………………………. 2.2Внешняя разведка в Республике Беларусь……….....…………………...
2.3 Международное сотрудничество Республики Беларусь с зарубежными странами в областивнешней разведки……………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..

РЕФЕРАТ

Давыдов Руслан Владимирович

Внешняя разведка как важнейший элемент государственного механизма и системы обеспечения национальной безопасности

Работа 58 с., 49 источников, 1 приложение.

Ключевые слова: внешняя разведка, международное сотрудничество, терроризм, Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств – участников СНГ (СОРБ), Интерпол.

В результате проведенного исследования были сформулированы следующие выводы и предложения:

1. Для устранения недостатков и упущений в области нормативного регулирования внешней разведки в Республике Беларусь необходимо создание специальной государственной службы внешней разведки, подконтрольной Президенту и Национальному Собранию.

2. Ввиду общности национального законодательства, предлагаем позаимствовать наработки Российской Федерации в области регулирования внешней разведывательной деятельности.

3. Пока не создана специальная государственная служба внешней разведки, необходимо приложить усилия для улучшения взаимодействия всех государственных органов, на которые возложена обязанность по осуществлению внешней разведки.

3. Необходимо продолжать развивать международные связи, при этом уделяя внимание не только региону СНГ, но и другим зарубежным странам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данного научного исследования заключается в том, что в современных условиях сложно переоценить значимость внешней разведки для государства, поскольку ни для кого не секрет что в нынешних реалиях информация является наиболее ценным ресурсом. А само определение внешней разведки говорит о том, что это особый вид деятельности субъектов внешней разведки, предусматривающий защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства путем добывания и использования разведывательной информации, тем самым внешняя разведка способствует политическому и социально-экономическому развитию государства. Помимо перечисленного, актуальность данной темы обусловлена широким кругом отношений, на которые направлена деятельность внешней разведки, так к поставленным перед государственным органам, осуществляющим внешнюю разведку задачам относится обеспечение Президента Республики Беларусь, Палаты представителей и Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях, обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Республики Беларусь в сфере безопасности, содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Республики Беларусь.

Объектом дипломного исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением внешней разведки как уполномоченными на то органами Республики Беларусь, так и иностранных государств.

Предметом дипломного исследования являются исторические аспекты становления внешней разведки как института защиты государственных интересов, способы их защиты, а так же проблематика регулирования действий внешней разведки государств, в частности осуществления одного из основополагающих принципа международного права – принципа невмешательства во внутренние дела государств[48].

Цели настоящего дипломного исследования заключается в решении научной задачи, направленной на изучение исторического аспекта вопроса, а так же на исследования мировой практики в области осуществления внешней разведки и ее законодательного регулирования. Изучение национального законодательства Республики Беларусь, регулирующего данный вид отношений, а так же поиск способов его усовершенствования.

Достижение поставленной цели стало возможным при условии комплексного подхода к решению следующих взаимосвязанных задач:

- изучить путь становления и развития органов государственной безопасности, осуществляющих внешнюю разведку

- конкретизировать понятие, цели и задачи внешней разведки

- выявить мировые тенденции в развитии данного института защиты интересов государства

- систематизировать информацию, полученную в ходе проведения исследования данной темы

- разработать практические рекомендации по усовершенствованию законодательства в области осуществления внешней разведки;

Задачи, решаемые в дипломном исследовании, определили комплекс общих и частных научных методов исследования. Опираясь на диалектический метод познания использовались общие и частные методы исследования, включая историко-сравнительный, системно-структурный, формально-логический, логико-правовой, социологический, статистический, анализ, синтез, дедукция, индукция, восхождение от абстрактного к конкретному.

Структура работы состоит из содержания, введения, двух глав и заключения, а также списка использованной литературы, состоящего из 39 источников и одного приложения. Общий объем основной части работы составляет 51 страницу.

ГЛАВА 1

После завершения Гражданской войны началась полоса дипломатического признания молодого государства. Перед нашей страной стояла задача восстановить разрушенную войной экономику и приступить к мирному строительству. В начале 1921 года в России возник острый внутриполитический кризис, вызванный недовольством крестьянства продразверсткой. Он вылился в восстания крестьянских масс в ряде губерний, в частности, в Тамбовской, где крестьянские волнения получили название Антоновщины.

Под давлением широких крестьянских масс, требовавших введения твердого натурального налога взамен продразверстки, а также в связи с очевидным провалом политики «военного коммунизма» руководство РСФСР принимает на Х съезде РКП(б) в 1921 году курс на так называемую «новую экономическую политику», которая предусматривала отмену продразверстки и системы распределения, допускала существование частного сектора в сельском хозяйстве и промышленности, сдачу предприятий в аренду, иностранную концессию в области добычи полезных ископаемых, свободную торговлю и использование наемной рабочей силы. Это позволило в кратчайший срок наполнить рынок товарами и решить многие экономические проблемы страны, особенно продовольственную[10, с. 15].

С изменением политического положения как внутри страны, так и на международной арене, соответственно изменились и функции ВЧК. В частности, исчезла необходимость использования чрезвычайных мер, к которым ЧК прибегала во время Гражданской войны. Поэтому 23 января 1922 года было принято решение об упразднении ВЧК и создании на его базе Государственного политического управления (ГПУ) при Народном комиссариате внутренних дел.

В декабре 1922 года был создан Советский Союз, который объединил в едином государстве практически большую часть бывшей территории Российской империи. После образования СССР ГПУ было преобразовано в Объединенное государственное управление (ОГПУ).

Эта реорганизация не была простой сменой вывески. В отличие от бывшей ВЧК, имевшей право выносить внесудебные приговоры, ОГПУ занималось решением политических задач. А все вопросы, касающиеся сферы деятельности юстиции, решались через органы прокуратуры и суда.

В соответствии с Положением об ОГПУ, в нем было создано Секретно-оперативное управление, в которое входил и Иностранный отдел (ИНО), занимавшийся ведением разведки за рубежом. ИНО ОГПУ был значительно расширен, перед ним были поставлены новые, более сложные задачи с учетом изменившейся обстановки[16, с. 13].

В июне 1922 года было утверждено Положение о Закордонном отделе ИНО ГПУ. Согласно этому документу, Закордонный отдел являлся «организационным центром, сосредоточивающим все руководство и управление зарубежной работой разведывательного и контрразведывательного характера».

Для ведения разведывательной работы за рубежом создавались резидентуры ИНО. В целях руководства разведаппаратами (резидентурами) за границей образовывалось 6 секторов:

- Северный, включавший страны Прибалтики и Скандинавию.

- Польский.

- Центрально-Европейский (резидентуры в Берлине и Лондоне).

- Южноевропейский и балканских стран.(Резидентура ГПУ - в Вене).

- Восточный. (Организацией закордонной разведки занимались Полномочные представительства ОГПУ в регионах. Так, Полпредство ОГПУ на Кавказе вело работу по Турции и Ирану, Хабаровское - против Японии и Китая).

- Американский (резидентуры - в Нью-Йорке и Монреале)[18, с. 205].

В 1921-1925 г. основной задачей ИНО ОГПУ являлось создание системы «легальных» резидентур, которые действовали под прикрытием советских дипломатических или торговых представительств. В те времена резидентуры были немногочисленными и состояли, как правило, из 2 - 4 человек. Сотрудники «легальных» резидентур работали под прикрытием совзагранучреждений - полпредств, торговых представительств, других учреждений.

В 20-х годах выделялись следующие направления деятельности внешней разведки:

- разработка российских эмигрантских групп и партий,

- внешняя контрразведка,

- дипломатическая разведка,

- экономическая разведка.

В 20-е годы главным противником считалась белогвардейская эмиграция, готовившая свержение советской власти. Поэтому перед внешней разведкой стояла первоочередная задача по проникновению в белоэмигрантские организации, выявлению их планов, задач, состава, источников финансирования и т.п. И заграничная разведка ОГПУ сумела обеспечить агентурное проникновение практически во все активные белоэмигрантские формирования, такие, как «Народный союз защиты родины и свободы» Савинкова, «Российский общевоинский союз» (РОВС) и другие[35, с. 210].

В результате активных действий внешней разведки удалось приобрести ряд ценных агентов в спецслужбах Японии, Китая, Германии, Турции и некоторых других стран. В результате ИНО ОГПУ сумел получить документальные данные о подрывной деятельности немецкой контрразведки против Германской компартии и сорвать провокации против сотрудников советского диппредставительства.Внешняя контрразведка в 20-х годах сумела также получить документальные материалы, раскрывающие подрывную деятельность спецслужб Великобритании, Франции и Японии против СССР.

Несмотря на сложную для СССР международную обстановку, в 20-х годах внешняя разведка добилась серьезных результатов. Наиболее успешной была ее деятельность в Германии и Китае. Берлинская резидентура ИНО ОГПУ вела работу не только в отношении Германии, но и против Англии, Франции, Австрии, Болгарии, Румынии и Чехословакии. Берлинская резидентура сумела проникнуть в руководящие органы контрреволюционных белоэмигрантских организаций, а также правительственные органы и спецслужбы этой страны[42, с. 68].

В 20-е годы внешняя разведка делала первые шаги на международной арене. Для нее в тот период были свойственны большая свобода оперсостава в вербовке агентуры, широкие права резидента, который без согласования с Центром утверждал новоприобретенных агентов. От разведки требовалось одно: добывать секретную информацию, интересующую Центр. В то время не было четкой грани между «легальной» и нелегальной разведкой: один и тот же разведчик мог сначала работать под прикрытием официального советского представителя, а очередной служебной командировке выступать под именем иностранца.В те времена не существовало плотного наружного наблюдения, опасных для оперработников технических средств радиоперехвата, контроля и проверки.В 20-е годы внешняя разведка сумела заявить о себе и успешно выполняла задания Центра.

ГЛАВА 2

Внешняя разведка США

Пожалуй, служба разведки Соединенных Штатов Америки является наиболее известной во всем мире и причиной тому не столько популяризация таких служб как Центральное разведывательное управление (ЦРУ), Федеральное бюро расследований (ФБР), Агенство национальной безопасности (АНБ) в различных фильмах и сериалах, сколько реальных масштаб их деятельности. Перед разведывательным сообществом в целом стоит задача сбора информации и ведения разведывательной деятельности в интересах государства. Это многочисленная структура, предположительная численность Разведывательного сообщества Соединенных Штатов составляет около 100 000 человек. Совокупный бюджет разведывательной деятельности США в 2010 году составил 80,1 миллиарда долларов, что составляет 4.5% всего федерального бюджета США на 2010 год, 2014 году согласно отчету Пентагонаобщий бюджет США на гражданские и военные разведывательные составил 67,9 миллиарда долларов, что ниже показателя 2010 года на 15%, затраты же за 2016 год по официальным данным составили 53 миллиарда долларов. Однако полностью доверять данной информации нельзя, ведь широко известно, что суммы о которых говорится в официальных отчетах, зачастую не соответствуют действительности, а списание части расходов на разведывательную деятельность и ее перенос на другие статьи расходов бюджета является распространенной практикой[2, с. 13].

- Разведсообщество США включает в себя 16 основных разведывательных служб (также называемых членами разведсообщества США). Основной независимой от других министерств и ведомств службой политической разведки американского правительства является Центральное разведывательное управление (ЦРУ);

Остальные 15 членов разведсообщества входят в состав различных федеральных министерств и ведомств США. Вместе с тем они так же в состоянии осуществлять внешнюю разведку как независимо с одобрения сената, так и в составе оперативных групп под руководством ЦРУ. Все разведслужбы США делятся на 3 группы:

- Центральное разведывательное управление;

- Разведывательные организации министерства обороны США;

- Разведывательные организации, входящие в гражданские ведомства США[36, с. 97].

Структура ЦРУ

Согласно данным американской печати структура ЦРУ состоит из пяти основных директоратов и ряда самостоятельных подразделений.

1. Оперативный директорат – решает задачи по добыванию информации силами агентурной разведки, организует и проводит тайные операции, осуществляет контрразведывательное обеспечение агентурной деятельности, занимается борьбой с терроризмом и наркотиками[7, с. 71].

В состав директората входят:

· Управление внешней разведки, которое руководит деятельностью оперативных отделов, подразделяющихся на две группы:

Географические отделы:

- отдел по бывшему Советскому Союзу и Восточной Европе;

- отдел Латинской Америки;

- отдел Ближнего Востока и Южной Азии;

- отдел стран Африки;

- отдел Восточной Азии.

Отделы по направлениям работы:

- отдел иностранных ресурсов (агентурно-оперативная работа с территории США);

- отдел международной деятельности (планирование и проведение полувоенных тайных операций);

- отдел сбора информации на территории США;

- отдел прикрытий;

- отдел коммерческих предприятий и др.[49, с. 495];

· Управление внешней контрразведки – обеспечивает безопасность разведывательной деятельности резидентур ЦРУ и центрального аппарата разведки, осуществляет проникновение в иностранные спецслужбы, опрашивает перебежчиков. В 1993 г. в управлении создан контрразведывательный центр для координации контрразведывательной деятельности всех контрразведывательных органов США.

· Управление тайных операций - разрабатывает и осуществляет тайные операции.

· Управление технических служб (управление “Д”) – осуществляет техническое обеспечение тайных операций.

· Финансово-плановое управление обеспечивает планирование и финансирование всей деятельности директората.

· Центр по борьбе с терроризмом координирует деятельность подразделений ЦРУ в борьбе с международным терроризмом.

· Центр по борьбе с наркотиками осуществляет анализ всей информации по наркотикам, разрабатывает и проводит оперативные мероприятия против наиболее опасных организаций наркобизнеса[24, с. 257].

2. Научно-технический директорат проводит исследования и разработки в области технических средств сбора информации, эксплуатирует их, поддерживает контакты с крупнейшими научными центрами США.

В структуру директората входят:

· Управление исследований и разработки технических систем занимается фундаментальными и прикладными исследованиями в самых различных областях (искусственный интеллект, моделирование процессов, полупроводниковые системы, связь и т.п.)

· Управление по разработкам и конструированию – занимается разработкой и эксплуатацией крупных технических систем сбора информации

· Управление радиоперехвата эксплуатирует и обслуживает новейшую аппаратуру по сбору и анализу информации

· Управление технического обеспечения разрабатывает и изготавливает различную оперативную технику (средства тайнописи, подслушивания, скрытного фотографирования и т.п.)

· Информационная служба по зарубежному радиовещанию осуществляет прослушивание и запись иностранных радио и телепередач

· Национальный центр по расшифровке материалов аэрокосмической разведки.

3. Информационно-аналитический директорат – головное подразделение всей американской разведки по обработке и анализу разведывательной информации и подготовке выходной продукции разведки для президента, Совета национальной безопасности и конгресса.

Основными выходными документами директората являются:

- «меморандум предупреждения» – информация об угрозе нападения или назревания кризисной ситуации, способной перерасти в крупный вооруженный конфликт;

- ежедневная разведывательная сводка и еженедельный доклад для президента, вице-президента, госсекретаря, министра обороны, советника президента по национальной безопасности и председателя комитета начальников штабов;

- ежедневный обзор национальной разведывательной информации рассылается на 200 адресов;

- национальные разведывательные оценки, содержащие анализ и прогноз развития наиболее важных проблем[22, с. 14].

В структуру директората входят:

- Управление анализа информации по странам, входившим в бывший советский блок

- Управление анализа информации по европейским странам

- Управление анализа информации по Ближнему Востоку и Южной Азии

- Управление анализа информации по Восточной Азии

- Управление анализа информации по странам Африки и Латинской Америки

- Управление текущей продукции и обеспечения аналитической работы – выпускает информационные материалы всего директората. В его составе имеется круглосуточный оперативный центр слежения за назреванием кризисных ситуаций, угрожающих безопасности США

- Управление научных исследований в области вооружений – анализирует технические аспекты вооружений и космических систем других стран

- Управление глобальных проблем – занимается анализом экономических, географических и технологических проблем в международном масштабе

- Управление информационных ресурсов – осуществляет информационно-справочные функции, обеспечивает хранение, поиск и рассылку информации, располагает большим парком мощных ЭВМ

- Управление анализа информации об иностранных лидерах

- Отдел обеспечения руководства и аналитической работы

- Отдел подготовки заданий и оценок

- Отдел по контролю за вооружением.

4. Административный директорат – занимается вопросами подбора кадров на работу в ЦРУ, подготовкой и переподготовкой кадров, обеспечивает безопасность персонала и объектов ЦРУ, осуществляет шифрсвязь с резидентурами, финансовое, медицинское и хозяйственное обслуживание, разрабатывает и эксплуатирует электронные системы хранения и поиска информации[26, с. 91].

В состав директората входят:

- Управление кадров

- Управление подготовки и переподготовки кадров

- Управление безопасности

- Финансовое управление

- Управление хранения и поиска информации

- Управление компьютерной техники

- Управление связи

- Медицинское управление

- Хозяйственное управление

5. Директорат планирования – создан в 1989 г. - занимается планированием и координацией деятельности разведки, отслеживанием новых потребностей в разведывательной информации в связи с “бурными изменениями, происходящими в мире, и необходимостью оперативного реагирования на них”. Структура этого директората в прессе не освещалась.

6. Отдел главного юристконсульта. Сотрудники отдела дают консультации и следят за соблюдением конституции, законов, уголовного кодекса, а также действующих правил и инструкций.

7. Отдел генерального инспектора. Генеральный инспектор назначается президентом США и утверждается сенатом. Он подотчетен президенту США и конгрессу, но обязан согласовывать свою деятельность с директором ЦРУ. Отдел имеет собственный бюджет и автономный кадровый аппарат. Отдел проводит проверки и расследования работы подразделений ЦРУ, рассматривает жалобы сотрудников.

8. Отдел финансового ревизора – контролирует всю финансовую деятельность ЦРУ.

9. Секретариат ЦРУ.

10. Финансово-плановый отдел.

11. Отдел истории ЦРУ.

12. Отдел шифрпереписки.

13. Совет по рассмотрению публикаций о ЦРУ.

14. Управление по связи с общественностью или пресслужба ЦРУ – осуществляет поддержание контактов с общественными организациями и средствами массовой информации.

15. Управление по связи с законодательными органами – отвечает за связь ЦРУ с конгрессом, особенно с комиссиями по разведке сената и палаты представителей, готовит ответы на запросы конгрессменов, организует для них посещения ЦРУ, выступления перед ними сотрудников разведки и т.д[49, с. 503].

В США регулярно издаются сборники нормативных актов о деятельности разведывательного сообщества.

В 1987 г. былизданочереднойсборник«Compilation 1on intelligence laws and relaited laws and executiwe orders 1of interest to the national intelligence community»Внем - более 100 действующихнормативныхактов.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим организацию и деятельность внешней разведки в США является Закон о национальной безопасности 1947 г.Этим законом был утвержден механизм обеспечения национальной безопасности, состоящий из Совета национальной безопасности, Министерства обороны и Центрального разведывательного управления. Этим же законом (статьей 102) было учреждено ЦРУ, возглавляемое директором Центральной разведки и подчиняемое Совету национальной безопасности, в функции которого входит координация разведывательной деятельности всех разведывательных подразделений и идея самостоятельной разведки[5, с. 13].

В последующем этот закон был дополнен тремя новыми разделами, каждый из которых состоит из ряда самостоятельно принятых законов.

Так, в пятый раздел вошли 2 принятых ранее нормативных акта:

- Закон о надзоре за разведкой, который устанавливает контроль президента за осуществлением тайных операций.

- Закон 1988 г., усиливающий подконтрольность президента конгрессу относительно тайных операций.

Шестой раздел составил Закон о защите личного состава разведки (1982 г.). Он запрещает разглашение всяких сведений о личном составе и агентуре ЦРУ и предусматривает строжайшие меры наказания, включая очень длительные сроки тюремного заключения, за любое их разглашение любым лицом, включая конгрессменов.

Ряд законов был включен в седьмой раздел:

- Закон о ЦРУ 1949 г.;

- Закон об агентстве национальной безопасности 1959 г.

- Закон о пенсиях сотрудников ЦРУ 1964 г. В соответствии с ним, все сотрудники государственных учреждений США пользуются общим государственным бюджетным фондом, но для сотрудников ЦРУ этим законом предусматривается специальное пенсионное обеспечение.

- Закон о наблюдении за деятельностьюиностранных разведок 1978 г.

- Закон об информации ЦРУ 1984 г. Этим законом разведка выведена из-под действия закона 1966 г. о свободе информации. Всякая информация о разведке должна публиковаться после рассмотрения ее ЦРУ.В основном закон касается регулирования финансовой деятельности разведки, ее официальной деятельности. Помимо этогов нем содержатся разделы о защите информации ЦРУ,а также разделы, предусматривающие упрощенную процедуру принятия американского гражданства лицами, оказавшими помощь ЦРУ.

Кроме этого есть целый блок законов, регулирующих деятельность разведок, это ежегодно принимаемый закон об ассигнованиях на разведывательную деятельность США. В этих законах кроме утверждения собственно бюджетных ассигнований предусматриваются какие-либо новые нормы – расширение или изменение прав членов разведывательного сообщества[49, с. 508].

В американской юридической теории и практике есть и такой источник как исполнительные приказы Президента США, которые рассматриваются как разновидность нормативных актов исполнительной власти(составляющая часть федерального права) и имеют обязательную силу для всех без исключения правительственных ведомств США.

Наиболее важным из исполнительных приказов президента о деятельности разведки является приказ № 12333 от 1981 г. Он определяет состав разведывательного сообщества и задачи его членов[33, с. 718].

Таким образом, можно отметить, что разведсообщество США имеет сложную структуру управления и соподчиненности, главную роль в которой играет Центральное разведывательное управление. Служба внешней разведки США на сегодняшний день является одной из самых известных спецслужб в мире, что не удивительно, учитывая объемы средств выделяемых на ее финансирование, количество сотрудников и размеры агентурный сети, развернутой по всему миру.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность данной темы обусловлена широким кругом отношений, на которые направлена деятельность внешней разведки.Так, к поставленным перед государственным органам, осуществляющим внешнюю разведку задачам относится обеспечение Президента Республики Беларусь, Палаты представителей и Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях, обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Республики Беларусь в сфере безопасности, содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Республики Беларусь.

Так же, на сегодняшний день, сложно переоценить значимость внешней разведки для государства, поскольку ни для кого не секрет что в нынешних реалиях информация является наиболее ценным ресурсом. А обеспечение Президента Республики Беларусь, Палаты представителей и Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях, обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Республики Беларусь в сфере безопасности, содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Республики Беларусь является основной задачей службы внешней разведки Комитета государственной безопасности. Аналогичные задачи стоят и перед службами внешней разведки иностранных государств.

Проведенное исследование позволяет сделать соответствующие выводы:

- Служба внешней разведки Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, наряду с аналогичными службами стран постсоветского пространства, являясь странами правопреемниками СССР, имеют богатейшую историю развития и становления;

- В Республике Беларусь нет отдельной структуры внешней разведки, и обязанности по ее осуществлению возложены на Комитет государственной безопасности, следует отметить, что он успешно справляется с возложенной на него работой. Однако многие ученые и специалисты считают, что нашей стране необходим отдельный орган, задачей которого будет осуществление внешней разведки;

- Существует необходимость в более обширном и детальном правовом регулировании деятельности внешней разведки в Республике Беларусь.

В дипломном исследовании подробно рассмотрены цели, принципы и структура служб внешней разведки Республики Беларусь и зарубежных стран. Проанализировав динамику развития служб внешней разведки по всему миру, мы пришли в выводу, касательно того, что внешняя разведывательная деятельность должна являться одним из наиболее приоритетных направлений развития и совершенствования, поскольку на современном этапе, поскольку может дать толчок к развитию как оборонной промышленности, так и научно-технического развития государства в целом, не говоря уже об обеспечении защиты государства от внешний угроз.

В связи с тем, что ввиду специфики осуществления разведывательной деятельности в открытом доступе находится лишь малая часть информации о деятельности органов внешней разведки, хотя и существует большое количество научных работ по данной теме, к сожалению, большинство из них носят исторический характер. Это усложняет более детальное исследование данной темы, поскольку в основном при работе приходится опираться исключительно на сведения предоставленные пресс-службами органов внешней разведки, которые в свою очередь могут быть недостоверны.

Изучив общемировую тенденцию к развитию органов внешней разведки, увеличению финансирования и расширению штата, мы считаем целесообразным предложить сформировать в Республике Беларусь специальный обособленный орган внешней разведки, подотчетный Президенту Республики Беларусь и Национальному собранию. А ввиду многолетних традиций и схожести национального законодательства предложить взять за основу нормативное регулирование данного вопроса Российской Федерации и использовав как шаблон Федеральный закон "О внешней разведке" от 10 января 1996 года № 5-ФЗ, путем доработки и внесения правок адаптировать его под нужды Республики Беларусь.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Внешняя разведка как важнейший элемент государственного механизма и системы обеспечения национальной безопасности - student2.ru

ОГЛАВЛЕНИЕ

РЕФЕРАТ.…………………………………………………………………….. ВВЕДЕНИЕ.…………………………………………………………………...
ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.…………………..
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ СССР………....………………………………………………….
1.1 Период развития и становления внешней разведки СССР в период с 20-х годов ХХ века до начала Великой Отечественной войны .……….
1.2 Внешняя разведка СССР в период с начала Великой Отечественной войны по 90-е года ХХ века.………………………………..
Глава 2 ВНЕШНЯЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ …...…..…………….……………………………...
2.1 Внешняя разведка в зарубежных странах………………………………. 2.2Внешняя разведка в Республике Беларусь……….....…………………...
2.3 Международное сотрудничество Республики Беларусь с зарубежными странами в областивнешней разведки……………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..

РЕФЕРАТ

Давыдов Руслан Владимирович

Внешняя разведка как важнейший элемент государственного механизма и системы обеспечения национальной безопасности

Работа 58 с., 49 источников, 1 приложение.

Ключевые слова: внешняя разведка, международное сотрудничество, терроризм, Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств – участников СНГ (СОРБ), Интерпол.

В результате проведенного исследования были сформулированы следующие выводы и предложения:

1. Для устранения недостатков и упущений в области нормативного регулирования внешней разведки в Республике Беларусь необходимо создание специальной государственной службы внешней разведки, подконтрольной Президенту и Национальному Собранию.

2. Ввиду общности национального законодательства, предлагаем позаимствовать наработки Российской Федерации в области регулирования внешней разведывательной деятельности.

3. Пока не создана специальная государственная служба внешней разведки, необходимо приложить усилия для улучшения взаимодействия всех государственных органов, на которые возложена обязанность по осуществлению внешней разведки.

3. Необходимо продолжать развивать международные связи, при этом уделяя внимание не только региону СНГ, но и другим зарубежным странам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данного научного исследования заключается в том, что в современных условиях сложно переоценить значимость внешней разведки для государства, поскольку ни для кого не секрет что в нынешних реалиях информация является наиболее ценным ресурсом. А само определение внешней разведки говорит о том, что это особый вид деятельности субъектов внешней разведки, предусматривающий защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства путем добывания и использования разведывательной информации, тем самым внешняя разведка способствует политическому и социально-экономическому развитию государства. Помимо перечисленного, актуальность данной темы обусловлена широким кругом отношений, на которые направлена деятельность внешней разведки, так к поставленным перед государственным органам, осуществляющим внешнюю разведку задачам относится обеспечение Президента Республики Беларусь, Палаты представителей и Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях, обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Республики Беларусь в сфере безопасности, содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Республики Беларусь.

Объектом дипломного исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением внешней разведки как уполномоченными на то органами Республики Беларусь, так и иностранных государств.

Наши рекомендации