Внешняя разведка в Республике Беларусь

На сегодняшний день в Республике Беларусь нет специального органа внешней разведки, хотя Президентом Республики Беларусь неоднократно предпринимались попытки по его созданию. Так, например, первая попытка была предпринята в декабре 2001 года. Тогда глава государства своим Указом № 764 «Об утверждении плана подготовки законопроектов на 2002 год» планировал начать работу над проектом, что бы в марте 2003 года он попал к депутатам. Однако по каким-то причинам этого не произошло. В 2013 году, в указе № 572 «Об утверждении плана подготовки законопроектов на 2014 год» Президент вновь предусмотрел подготовку проекта закона «О внешней разведке», но данное намерение тоже не было реализовано. Таким образом, единственным нормативным правовым актом в открытом доступе является Указ Президента Республики Беларусь № 116 «О вопросах внешней разведки» от 25.03.2003 года[40, 41].

Глава государства в целях определения субъектов внешней разведки, сфер их деятельности, а также правового положения и социальных гарантий сотрудников разведывательных служб, членов их семей и лиц, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие этим службам, установить, что:«Внешняя разведка – особый вид деятельности субъектов внешней разведки, предусматривающий защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства путем добывания и использования разведывательной информации, а также оказания содействия государственным органам и организациям в реализации мер в области политического и социально-экономического развития Республики Беларусь.» Разведывательные службы это объединенные по целям и задачам структурные подразделения субъектов внешней разведки, непосредственно ее осуществляющие. К ним относятся органы государственной безопасности Республики Беларусь, Вооруженные Силы Республики Беларусь, пограничные войска Республики Беларусь.Осуществление же внешнеразведывательной деятельности другими государственными органами и организациями, не являющимися субъектами внешней разведки, а также физическими лицами запрещено.

Разведывательная информация предоставляется Президенту, Правительству, другим государственным органам и организациям непосредственно или через Совет Безопасности. Иным организациям разведывательная информация может предоставляться только в определенных случаях, предусмотренных законодательством.Должностные лица органов и организаций, получившие разведывательную информацию, несут ответственность за разглашение содержащихся ней сведений, составляющих государственные секреты, или иных сведений, охраняемых в соответствии с законодательством. Таким образом, разведывательная информация это добытые в результате внешней разведки данные о реальных и потенциальных внешних угрозах национальной безопасности Республики Беларусь, а также иные сведения, представляющие интерес для Республики Беларусь[38].

Основными задачами внешней разведки являются:

- содействие политическому и социально-экономическому развитию страны, научно-техническому прогрессу и военно-техническому обеспечению безопасности Республики Беларусь;

- обеспечение Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, других государственных органов и организаций сведениями, необходимыми для принятия решений в политической, экономической, военной, информационной, гуманитарной и иных сферах;

- обеспечение безопасности организаций Республики Беларусь, находящихся за пределами Республики Беларусь, сотрудников этих организаций и членов их семей в стране пребывания, а также командированных за пределы Республики Беларусь граждан Республики Беларусь, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственные секреты, и находящихся с ними членов их семей.

При этом, все разведывательные службы осуществляют внешнюю разведку сугубо в пределах своих полномочий:

· органов государственной безопасности Республики Беларусь – в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической, информационной, гуманитарной и экологической сферах;

· Вооруженных Сил Республики Беларусь – в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах;

· пограничных войск Республики Беларусь – в сфере пограничной политики в интересах защиты и охраны Государственной границы Республики Беларусь[38].

Порядок и условия их взаимодействия определяются совместными нормативными правовыми актами уполномоченных государственных органов субъектов внешней разведки. Белорусские разведывательные службы взаимодействуют также с разведывательными и контрразведывательными службами других стран на основе международных договоров Республики Беларусь. В соответствии с ними, представители субъектов внешней разведки направляются в зарубежные государства в порядке, установленном законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

Общее руководство субъектами внешней разведки осуществляется Президентом Республики Беларусь, реализующим свои полномочия непосредственно либо через Совет Безопасности Республики Беларусь.Непосредственное же управление внешней разведкой осуществляется в пределах своих полномочий руководителями субъектов внешней разведки и разведывательных служб. А координацию внешней разведки обеспечиваетСовет Безопасности Республики Беларусь.

Разведывательным службам предоставляются следующие полномочия:

- обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственных секретов в организациях Республики Беларусь, находящихся за пределами нашей страны, включая определение порядка физической и инженерно-технической защиты данных организаций, мероприятия по предотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющих государственные секреты;

- разработка и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности сотрудников организаций Республики Беларусь, находящихся за рубежом, и членов их семей в стране пребывания, а также командированных за пределы Республики Беларусь белорусских граждан, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственные секреты, а также находящихся с ними членов их семей;

- установление отношений сотрудничества с гражданами Республики Беларусь, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства для оказания конфиденциального содействия;

- осуществление мер по легендированию сотрудников разведывательных служб и организации их деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;

- заключение с государственными органами, иными организациями соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности;

- обеспечение собственной безопасности;

- внесение в установленном порядке предложений о создании организаций либо их подразделений, необходимых для функционирования разведывательных служб;

- разработка, изготовление, приобретение и использование специальных технических средств для выполнения задач внешней разведки.

Сотрудники разведывательных служб для выполнения своих обязанностей могут занимать должности в других государственных органах, иных организациях. В то же время никто не вправе вмешиваться в их служебную деятельность, за исключением государственных органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то соответствующими законодательными актами[39];

Большое внимание уделяется охране жизни и здоровья сотрудников разведывательных служб, направляемых за границу. Все они подлежат обязательному государственному страхованию. А в случае гибели либо же смерти сотрудников разведывательной службы или членових семей в связи с осуществлением внешней разведки государство оплачивает расходы по подготовке к перевозке и по перевозке тела (останков) к месту захоронения, оговоренному в завещании или указанному близкими родственниками (в случае их отсутствия – руководством разведывательной службы), а также расходы по его (их) захоронению.

Государство также обязано всемерно содействовать освобождению сотрудников разведывательных служб и членов их семей, задержанных, заключенных под стражу или осужденных за пределами Республики Беларусь в связи с осуществлением внешней разведки.Периоды же пребывания сотрудника разведывательной службы под стражей и в местах лишения свободы на территории другого государства засчитываются при назначении ему пенсии в выслугу лет на льготных условиях (один месяц пребывания под стражей и в местах лишения свободы – за 3 месяца выслуги);

В случае полной или частичной утраты сотрудником разведывательной службы профессиональной пригодности в результате его раскрытия или по другим, не зависящим от него причинам, разведывательная служба обязана трудоустроить указанного сотрудника или создать условия для его профессиональной переподготовки, включая компенсацию связанных с этим расходов. Социальная защита обеспечивается также и белорусским гражданам, оказывающим (оказывавшим) конфиденциальное содействие разведывательным службам. Если конфиденциальное содействие разведывательным службам оказывают лица, не являющееся гражданами Республики Беларусь, они могут быть приняты в гражданство Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством.Лицо, оказывающее (оказывавшее) конфиденциальное содействие разведывательным службам и не являющееся гражданином Республики Беларусь, может представляться к государственным наградам Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством.

Вопросы социальной защиты лиц, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие разведывательным службам и не являющихся гражданами Республики Беларусь, решаются в индивидуальном порядке Президентом Республики Беларусь.

При анализе текста данного Указа видно, что отсутствуют четкие формулировки, а также имеются скрытые отсылки к засекреченным локальным нормативным правовым актам.Необходимо подчеркнуть, что данная черта является общей для, пожалуй, всех документовиностранных государств подобного рода. Это является острой необходимостью, обусловленной спецификой работы органов осуществляющих внешнюю разведку.

Исследуя деятельность внешней разведки Республики Беларусь, следует отметить, что эпизодически зарубежные СМИ сообщают о задержании белорусских шпионов. Так, несколько лет назад, польское издание Gazeta Wyborcza проинформировало о задержании Агентством внутренней безопасности двух гражданин Беларуси, которых якобы подозревают в шпионаже в пользу России. По информации газеты, один из задержанных – белорусский военный атташе – был пойман на том, что фотографировал военный объект в Быдгощи (учебный центр НАТО).В 2014 году, опять же из польских СМИ стало известно об еще одной успешной спецоперации контрразведки внутренней безопасности, задержавшей белоруса, который якобы фотографировал военные объекты[1, с. 5].

Изредка просачивается информация и о провалах предположительнобелорусских разведчиков в Литве. Например, в 2006 году там был арестован гражданин Беларуси Сергей Монич. Позже его экстрадировали в Польшу, где осенью 2009 года приговорили к пяти с половиной годам тюрьмы за шпионаж. 43-летний Монич был признан виновным в передаче «информации, затрагивающей интересы национальной безопасности Польши, иностранным разведслужбам».

Однако никаких официальных комментариев во всех этих и других случаях со стороны белорусских структур не поступало. Это характерно не только для Беларусь, просто такова специфика работы внешней разведки: о собственных провалах либо ничего, либо называть их провокациями спецслужб.В то же время это обстоятельство является причиной, вызывающей большое количество затруднений на пути исследования данной темы.

Намного лучше обстоит дело с разоблачениями собственных предателей и иностранных разведчиков.

В конце 2013 года КГБ сообщил об осуждении граждан Беларуси Александра Фензеляу и Евгения Кочуры «за измену государству и шпионаж в пользу Литвы». Белорусским военным судом они приговорены к 10 и 8 годам лишения свободы соответственно. В 2007 году КГБ сообщал о «пресечении деятельности агентурной группы из пяти человек, работавшей в пользу Польши. Шпионы собирали информацию о работе объединенной системы противовоздушной обороны Беларуси и России, в частности, о ракетных комплексах С-300». В агентурную сеть входили четверо военнослужащих белорусской армии и офицер Вооруженных сил России.

По официальным сообщениям, весьма успешным для белорусских контрразведчиков выдался 2011 год. Тогда, по обнародованным КГБ данным, была «выявлена и пресечена деятельность 23 кадровых сотрудников и агентов иностранных спецслужб и вскрыты 33 вербовочных подхода к белорусам со стороны иностранных разведывательных органов». Также был выявлен «ряд попыток проникновения к государственным секретам специальных служб».

Таким образом, несмотря на то, что в Республике Беларусь нет отдельной структуры внешней разведки, и обязанности по ее осуществлению возложены на комитет государственной безопасности, следует подчеркнуть, что он успешно справляется с возложенной на него работой. Однако многие ученые и специалисты все же считают, что нашей стране необходим отдельный орган, задачей которого будет осуществление внешней разведки. Так же существует необходимость в более обширном и детальном правовом регулировании данного вопроса.И то, что на сегодняшний день действует только Указ Президента Республики Беларусь от 25 марта 2003 г. № 116 "О вопросах внешней разведки", который регулирует лишь наиболее общие вопросы этой сферы, несомненно, является проблемой. Понимая это, Президент, как уже отмечалось, неоднократно предпринимал попытки создания обособленной структуры внешней разведки, однако работа так и не была доведена до конца.

Наши рекомендации