Политическая система: основные подходы.

Дать определение понятию «политическая система» весьма трудно: смысл и содержание его очень широки. Действительно, в одном термине нужно «схватить» и зафиксировать предельно широкое, живое, изменчивое явление — политическую жизнь общества. Исследователь в данном случае уподоблялся летчику, который из кабины своего самолета смотрит с высоты на огромный город и видит четкие линии улиц и «кубики» домов. Конечно, от его взора ускользают и обаяние старых дворов, и архитектурные красоты, да и кучи мусора тоже. Однако он видит главное - схему, структуру, систему. Так и в нашем случае: нужно было «забыть» о деталях и многообразии политической жизни, выделив в ней главное.

Такая постановка проблемы вызвала к жизни немало вариантов ее решения. Сегодня в политической науке зафиксировано множество определений понятия «политическая система». С определенной долей условности их можно разделить на несколько групп.

Первую группу составляют определения, в которых политическая система рассматривается как механизм принятия решений в обществе. В их трактовке она предстает как некое особое устройство, «улавливающее», что происходит в обществе, «думающее» над этим и «вырабатывающее» общеполитические решения. Этот подход позволяет заняться поиском наиболее эффективных процедур формирования политического курса, обнаружить «неисправности и поломки» в реально существующих политических системах.

Вторая группа включает в себя определения политической системы как совокупности политических институтов. Сторонники этого подхода руководствуются тем, что человечество в своем развитии создало ряд устойчивых образований, которые традиционно и занимаются политикой. Это - государство, местные органы самоуправления, партии, группы интересов, общественные движения и т.п. Взятые вместе, они и составляют политическую систему. В этой трактовке она предстает как организм со своими «руками», «ногами», «головой». Она позволяет увидеть материальную, осязаемую основу политической системы.

Третья группа представлена определениями, в которых политическая система понимается как система политических ролей. Сторонники этого подхода полагают, что каждый участник политического процесса играет какую-либо политическую роль - главы государства или мелкого служащего, лидера партии или рядового избирателя. Они взаимодействуют между собой и создают определенную систему. Во многом это напоминает то, что мы наблюдаем в театре: каждый играет свою роль - главную или второстепенную, а все вместе создают спектакль, основанный на их взаимодействии.

В рамках четвертого подхода политическая система предстает как система взаимодействий и общения субъектов политики. В этом случае наше внимание обращено на то, как и по какому поводу и с каким результатом люди общаются в политике. Предметом научного анализа становятся не безликие механизмы, институты или роли, но живые люди, вступившие в общение с другими людьми. Это могут быть властвующие или стремящиеся к власти активисты или аполитичные граждане и т.д. Общаясь между собой, они и создают политическую систему.

Итак, политическая система есть совокупность политических институтов, ролей и субъектов, взаимодействующих между собой в целях формирования и проведения в жизнь политического курса общества или составляющих его групп. При этом объектом такого взаимодействие выступает политическая, прежде всего государственная власть. Она и есть та притягательная сила, которая объединяет людей и заставляет приводить свои взаимодействия в систему. Можно сказать, что власть - это стержень, скрепляющий вею политическую систему. Вместе с тем политическая система - это способ реализации власти, ее реального воплощения в обществе.

2) Институт Президента: формирование, полномочия, разновидности.

В осуществлении своих функций Президент может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать только в рамках Конституции.

Придание Президенту статуса главы государства вызвано объективными причинами. Этого требовало повышение уровня персонифицированного представительства государства как внутри страны, так и в международных отношениях. Наиболее целесообразно, чтобы вытекающие из этого функции выполнялись главой государства, а не высшим должностным лицом, входящим в систему исполнительной власти, что в меньшей мере соответствовало бы высокому статусу государства и, по существу, умаляло бы прерогативы представительного органа государственной власти РФ, ставило бы исполнительную власть над законодательной. Имела значение и необходимость в условиях федерации, действия принципа разделения властей обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти на всех уровнях. 1. Понятие главы государства Президент РФ является главой государства и возглавляет исполнительную власть в РФ, является гарантом Конституции и законов, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает точное исполнение Конституции и законов. Президент РФ разрабатывает концепцию внутренней и внешней политики государства и принимает меры к ее реализации. Президент в пределах предоставленных ему настоящей Конституцией полномочий представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. Президент РФ является Главнокомандующим Вооруженными силами и в силу принимает любые законные меры, направленные на укрепление обороноспособности РФ.

2. Требования к кандидатам Конституционных требований к Президенту РФ не так много. Им может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Не требуется специального образования или опыта работы, нет ограничения верхнего возрастного предела. Требование постоянного проживания в РФ не менее 10 лет не означает, что кандидат в Президенты вообще не мог отлучаться из страны в кратковременные поездки, речь здесь идет только о непрерывном основном местожительстве. В то же время законом установлено, что граждане, проживающие в период подготовки и проведения выборов за пределами России, обладают равными правами на выборах Президента РФ.

3. Выборы Выборы президента РФ назначаются Советом Федерации РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. В соответствии со статьей 5 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», днем голосования на выборах президента является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах президента Российской Федерации и в котором шесть лет тому назад был избран президент Российской Федерации.

Кандидаты на должность президента могут быть выдвинуты политическими партиями (при этом политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата), в порядке самовыдвижения (в этом случае его кандидатура должна быть поддержана инициативной группой не менее 500 избирателей, зарегистрированной в Центральной избирательной комиссии). В обоих случаях необходимо собрать не менее 2 млн. подписей в поддержку кандидата, причем, не более 50 тыс. подписей должно приходиться на один субъект Федерации.

Регистрацию кандидатов в президенты осуществляет Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

Президент России избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать президента России имеет каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет (за исключением тех, кто лишен активного избирательного права).

Голосование происходит на специально оборудованных избирательных участках путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, и последующего помещения заполненного бюллетеня в опломбированный стационарный ящик для голосования.

Первоначальный подсчет голосов осуществляют участковые избирательные комиссии, которые направляют протоколы о результатах подсчета в территориальные избирательные комиссии. Территориальные избирательные комиссии после предварительной проверки правильности составления протоколов участковых комиссий, составляют протоколы об итогах голосования на соответствующей территории и направляют их в избирательные комиссии субъектов РФ, которые в свою очередь после их проверки составляют протоколы об итогах голосования на территории субъектов, и направляют их в Центральную избирательную комиссию.

4. Вступление в должность

Присяга Президента РФ - торжественная клятва, произносимая лицом, избранным Президентом Российской Федерации, во время торжественной церемонии вступления его в должность (инаугурации).

По сложившейся традиции, к присяге Президента приводит Председатель Конституционного Суда России.

Присяга приносится вступающим в должность Президентом, стоящим на специальной трибуне на подиуме Андреевского зала Большого Кремлёвского дворца, лицом к присутствующим, при этом справа от вступающего в должность располагается Специальный экземпляр Конституции РФ, а слева — Знак Президента РФ. Присяга произносится с наложением правой руки на Специальный экземпляр Конституции. Также на подиуме размещаются Государственный флаг РФ и Штандарт Президента РФ.

Во время принесения присяги на подиуме, помимо вступающего в должность Президента и Председателя Конституционного Суда, присутствуют Председатель Совета Федерации, Председатель Государственной Думы и Президент-предшественник (который перед

принесением новым Президентом присяги выступает с небольшой речью, где сообщает о передаче своих полномочий новоизбранному). Остальные приглашённые находятся в зале.

После произнесения текста присяги вступающим в должность Президента, Председатель Конституционного Суда произносит реплику, констатирующую, что присягавший вступил в должность Президента России, после чего играет Государственный гимн РФ.

Завершается церемония кратким выступлением нового Президента.

Принесение присяги — кульминация и основной момент всей церемонии инаугурации, поскольку только после её произнесения избранный Президент приобретает статус действующего и начинает пользоваться всеми правами и нести все обязанности, возложенные на него Конституцией и иными законами.

5. Полномочия и обязанности

На основании четвёртой главы конституции президент России осуществляет следующие полномочия:

назначает с одобрения Гос. думы председателя Правительства РФ;

имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

принимает решение об отставке Правительства РФ;

представляет Гос. думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка; а также ставит перед Гос. думой вопрос об освобождении председателя Центрального банка от занимаемой должности;

назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;

представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, а также кандидатуру генерального прокурора;

вносит в Совет федерации предложение об освобождении генерального прокурора от должности; назначает судей других федеральных судов;

формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом;

утверждает военную доктрину РФ;

формирует администрацию президента;

назначает и освобождает полномочных представителей президента РФ;

назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;

назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

назначает выборы Гос. думы в соответствии с конституцией и федеральным законом;

распускает Гос. думу в случаях и порядке, предусмотренных конституцией;

назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

подписывает и обнародует федеральные законы в течение четырнадцати дней с момента получения;

обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ;

осуществляет руководство внешней политикой РФ;

ведёт переговоры и подписывает международные договоры РФ;

решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища;

награждает государственными наградами РФ, присваивает почётные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания;

осуществляет помилование.

В процессе осуществления своих полномочий президент РФ издает указы и распоряжения, являющиеся обязательными для исполнения на всей территории РФ. Указы и распоряжения президента РФ не должны противоречить конституции РФ и федеральным законам.

6. Прекращение полномочий

Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий:

В случае его добровольной отставки;

Кончина;

В случае его стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности

Истечение срока полномочий.

Экзаменационный билет № 14

Наши рекомендации