Политические отношения и процессы.
Политический процесс–это совокупность действий субъектов политики, их взаимодействие по использованию политической власти для реализации своих политических концепций, идей и интересов.
Политический процесс – динамическая характеристика политической жизни, он раскрывает глубинные изменения политической системы, ее эволюцию во времени и пространстве.
Другими словами, политический процесс – это совокупность отношений между субъектами политики.
Политические отношения–взаимодействие субъектов политики друг с другом и с властью.
Политические отношения играют в обществе такую же важную роль, как и отношения экономические, социальные, духовные. Выделяют следующие типы политических отношений:
· отношения сотрудничества, взаимодействия и политического единства (консенсус);
· отношения подчинения господства и эксплуатации. При таком типе отношений возможны разногласия, противоречия, конфликты и даже войны. Конфронтация обусловлена непримиримостью между субъектами политического процесса, особенно в области политической идеологии.
Политические отношения бывают также горизонтальными и вертикальными. Горизонтально организованные и вертикально организованные политические отношения М. Вебер считал «идеальными типами» отношений.
Характер политического процесса зависит от преобладающего в нем характера политических отношений.
Обычно выделяют следующие виды политических процессов:
1. Базовые и периферийные.
Базовые это процессы политического участия и государственного управления (принятие решений, законотворчество, контроль за исполнением законов и решений и т. п.). Базовые политические процессы характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством (поддержка, требования), приемы формирования и рекрутирования элит (электоральный процесс).
Периферийные политические процессы характеризуют динамику формирования партий, групп давления, политических ассоциаций, клубов, развитие местного самоуправления, деятельность объединений избирателей.
2. По времени.
3. Явные или скрытые.
4. С различным циклом протекания.
Основываясь на вышесказанном, можно выделить стадии политическогопроцессаили режимы его протекания. Эти стадии следующие:
Первая стадия –конституирование, становление политической системы. Становление политической системы происходит, как правило, в переломные моменты развития общества. К власти приходит элита с противоположной политической идеологией и эта победившая элита создает качественно новые органы политической власти и политические институты; происходит процесс легитимации власти.
Конституирование не обязательно предполагает полное изменение политической системы. Это может быть политическая модернизация, обновление на существующей правовой базе без радикальных перемен.
Вторая стадия– функционирование.
Это, как правило, стабильный период развития общества и политической системы без острых политических конфликтов и кризисов. Конституированная и легитимная политическая элита уверенно удерживает в своих руках политическую власть. Конституция государства одобряется и поддерживается большинством населения.
Третья стадия –развитие.
Эта стадия характеризуется частичными изменениями в государственных органах, что позволяет повысить уровень влияния правящей элиты, ее авторитет и роль в решении вопросов общественной жизни.
На этой стадии активизируется деятельность элиты оппозиции, которая создает «теневой кабинет» и борется за влияние на народные массы, на электорат.
Четвертая стадия– разложение, упадок.
На определенном уровне политической системы происходит ее застой, стагнация. Элита оппозиции настолько набирает политический вес и влияние, что в состоянии сформировать иные, новые формы организации политической жизни. Эта иная по направленности динамики политического процесса имеет негативный характер по отношению к существующему институту власти. В результате правящая элита и связанные с нею политические институты теряют свою легитимность. Этим завершается один цикл политического процесса.
Однако политическая система в своем развитии не обязательно проходит стадию разложения и упадка вплоть до делегитимации существующей политической власти. В некоторых случаях осуществляется процесс политической модернизации.
Политическая модернизация–совокупность приемов и средств совершенствования политической системы государства, повышения ее эффективности.
История политических модернизаций знает два основных пути ее осуществления:
· либеральный;
· консервативный.
Основным условием успешного осуществления политической модернизации является рост экономики страны.
Американский политолог Р. Дальв качестве основных условий политической модернизации выделил следующее:
· последовательность правящей элиты в осуществлении политических реформ;
· установление сильной исполнительной власти, способной провести социально-экономические преобразования в стране;
· достижение достаточно высокого уровня социально-экономического развития для проведения структурных изменений в политической системе и государстве;
· установление определенных отношений равенства-неравенства;
· субкультурное разнообразие;
· наличие интенсивной иностранной помощи или международного контроля;
· демократические убеждения правящей политической элиты и политических лидеров.
Во всяком политическом процессе существенное значение имеет то, какими приемами и средствами достигается политический результат, какова политическая технология.
Политическая технология – это совокупность используемых средств и приемов достижения результата политического процесса.
Технология каждого политического процесса зависит от многих факторов: политической среды, объекта и субъектов, политических ресурсов, характера и масштабов политического процесса.
Важным условием успешной реализации политических технологий является процесс принятия государственных политических решений, политическое управление.
Политическое управление – это процесс принятия и приведения в жизнь политических решений.
Политическое решение – это сознательный выбор одного из не менее двух возможных вариантов политических действий.
Обычно выделяют следующие этапыпринятия политических решений:
1 этап.Определение проблем, которые надо решить, или целей, которые надо достичь.
2 этап. Подготовка и анализ различных вариантов решения.
3 этап. Принятие решения, выбор оптимального плана действий.
4 этап. Реализация политического решения.
5 этап. Коррекция, внесение изменений в план действий по выполнению политического решения.
6 этап. Подведение итогов, анализ выполнения политического решения.
Таким образом, политический процесс – сложный и многогранный процесс, динамика политических отношений, деятельность субъектов политики.