Социология - наука об обществе
ИСАЧЕНКО Н.Н.
СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ
Учебное пособие
для студентов высших учебных заведений
Тюмень, 2010г.
УДК 316(075.8) +32(075.8)
ББК 60.5 я 7+66 я 73
Рецензенты:
профессор, доктор философских наук Н.В. Блажевич
профессор, доктор социологических наук Л.Л. Мехришвили
Исаченко Н.Н. Социология и политология [Текст]:учебное пособие для высших учебных заведений. /Н.Н. Исаченко. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2010.– 365с.
Учебное пособие составлено на основе программы курса социологии и политологии, в соответствии с учебным планом.
В учебном пособии излагается курс социологии и политологии: становление, основные проблемы, методы и социологической и политической науки, рассматривается широкий круг вопросов социологии и политологии, категории, функции, методы исследования. Рассматриваются основные политические системы, партии и идейные течения, история социальных идей, основные понятия, направления и парадигмы социологии, а также ее методы. Учебное пособие содержит вопросы для контроля знаний, тематику рефератов, контрольные тесты, рекомендуемую литературу, словарь социологических и политологических терминов.
Для студентов технических вузов непрофильных специальностей, преподавателей высших учебных заведений.
© Исаченко Н.Н.
©Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тюменский государственный
нефтегазовый университет», 2010.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..8
РАЗДЕЛ I. СОЦиологиЯ - НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ……………………..10
Глава I. СОЦИОЛОГИЯ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА……………… 10
1.1. Понятие «социология»……………………………………………..….. 10
1.2. Объект и предмет социологии………………………………………… 11
1.3. Функции социологии…………………………………………………..11
1.4. Место социологии в системе гуманитарных наук…………………. 13
1.5.Структура социологии………………………………………………….14
1.6. Методы социологического исследования……………………………..15
Глава II. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ……………………………………………………………………………………25
2.1. Зарождение социологической мысли………………………………… 25
2.2 Предпосылки возникновения социологии как науки………………...27
2.3. Основные социологические теории…………………………………..28
2.4. Периодизация развития социологии…………………………………..32
2.5. Развитие русской социологической мысли…………………………..34
2.6. Становление социологии науки….……………………………………37
Глава III. ОБЩЕСТВО как социальная система………………… 45
3.1. Понятие общества……………………………………………………… 45
3.2.Основные формы социальной жизни…………………………………..48
3.3.Структура общества …………………………………………………….51
3.4.Типология общества…………………………………………………….53
3.5. Гражданское общество………………………………………………....54
Глава IV. ВИДЫ И ФОРМЫ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ В ОБЩЕСТВЕ. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ…………………………………………….......60
4.1. Понятие и виды социальных связей……………………………….....60
4.2. Формы социальных связей…………………………………………......61
4.3. Понятие и сущность социальных институтов……………………......64
4.4. Типология социальных институтов………………………………… …65
Глава V. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ………………………..75
5.1. Общая характеристика социальных общностей………………………75
5.2. Социальные движения………………………………………………….80
5.3. Социальные группы……………………………………………………..84
5.4. Социальные организации……………………………………………….88
Глава VI. ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ……………………………………........93
6.1. Понятие личности…………………………………………………........93
6.2. Процесс социализации…………………………………………….........95
6.3. Социальный статус и социальная роль………………………………..96
Глава VII. Социальное неравенство. СОЦиальНАЯ стРАТИФИКАЦИЯ……………………………………………………………………………........102
7.1. Понятие неравенства…………………………………………………..102
7.2. Системы социальной стратификации………………………………..104
7.3. Социальная мобильность………………………………………………108
7.4. Маргинальность…………………………………………………………110
Глава XIII. ДЕВИАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ…………………114
8.1. Понятие девиации в социологии…………………………………… ..114
8.2.Социальные теории девиации…………………………………………115
8.3. Делинквентное и криминальное поведение………………………….117
8.4. Исследование девиантного поведения в России……………………118
8.5. Социальный контроль и социальные санкции……………………….124
8.6. Социальный контроль и социальные санкции в отечественной социологической теории …………………………………………………………125
Глава IХ. СОЦИАЛЬНЫЙ прогресс и развитие общества……130
9.1. Социальные изменения, их виды…………………………………….130
9.2. Теории социальных изменений………………………………………133
9.3. Концепции социального прогресса…………………………………..134
Глава Х. Культура как фактор социальных изменений….144
10.1. Понятие культуры в социологии………………….............................144
10.2. Функции культуры…………………………………………………...145
10.3. Виды культуры………………………………………………………..145
10.4. Основные элементы социальной культуры…………………………147
10.5. Динамика культуры…………………………………………………...151
10.6.Деловая культура как культура новой социальной общности……..152
10.7. Глобализация культуры………………………………………………153
ГЛОССАРИЙ ……………………………………………………………….158
Раздел II. Политология как САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА. ………………………………………………………………….172
Глава 1. Политология: понятие, методы, функции…………172
1.1. Политология и политика………………………………………………172
1.2. Предмет и объект политологии………………………………………173
1.3. Методы исследования в политологии ………………………………..174
1.4. Функции политологии…………………………………………………176
1.5. Роль и место политики в жизни современных обществ……………..177
1.6. Функции и основные задачи социальной политики…………………180
Глава II. История развития политической мысли……........185
2.1. Политическая мысль древнего мира ………………………………….185
2.2. Политические учения Средних веков и Нового времени …………..186
2.3. Политические теории европейских мыслителей ХIХ-ХХ веков ….188
2.4. Развитие политической мысли в России ……………………………189
2.5. Институционализация политической науки ………………………...192
Глава III. Основные течения политической мысли………..197
3.1. Политическая идеология. Сущность, содержание, значение………..197
3.2. Идеологические течения……………………………………………….198
Глава IV. Политическая власть как социальный феномен……………………………………………………………………………….207
4.1. Понятие и сущность власти……………………………………………207
4.2. Субъект и объект власти………………………………………………209
4.3. Ресурсы власти…………………………………………………………210
4.4. Виды власти…………………………………………………………….211
4.5. Легитимность власти. ………………………………………………….213
4.6. Разделение властей………………………………………. ……………214
ГлаваV. Политическая элита и политическое лидерство……………………………………………………………………………………..219
5.1. Политическая элита……………………………………………………219
5.2. Классификация элит……………………………………………………222
5.3.Системы рекрутирования в элиту…………………………...................223
5. 4. Политическое лидерство………………………………………………225
Глава VI. Политическая система и политические режимы………………………………………………………………………………….230
6.1 Теория политической системы…………………………………………230
6.2.Государство - основной институт политической системы…………232
6.3. Формы государственного устройства и формы правления………….237
6.4. Понятие политического режима………………………………………241
Глава VII. правовое государство и гражданское общество…………………………………………………………………………………...251
7.1. Понятие правового государства…………………………. …………..251
7.2. Принципы правового государства…………………………………….252
7.3. Общие признаки правового государства…………………..................252
7.4. Проблемы становления правового государства в России…………..253
7.5. Становление теории гражданского общества…………………………254
7.6. Характеристика гражданского общества………………………….....256
7.7. Предпосылки формирования гражданского общества………………258
7.8. Проблемы формирования гражданского общества в России………..259
Глава XIII. Политические партии и избирательные системы………………………………………………………………………………….264
8.1. Политические партии и партийные системы…………………………264
8.2. Типология политических партий……………………………………...267
8.3. Общественно-политические организации и движения………………269
8.4. Избирательная система…………………………………………………271
8.5. Избирательный процесс…………………………………......................273
8.6. Основные стадии избирательного процесса………………………….274
Глава IХ. Политическая культура и политическое поведение…………………………………………………………………………280
9.1. Политическая культура…………………………………………………280
9.2. Особенности российской политической культуры…………………..284
9.3. Политическое поведение……………………………………………….285
9.4. Политическое сознание…………………………………………………286
9.5.Политическая психология………………………………………………288
9.6. Политические настроения……………………………………………...290
Глава Х. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ…………….295
10.1. Понятие, сущность и структура политического процесса…………295
10.2. Политические отношения……………………………………………298
10.3. Политические конфликты……………………………………………299
10.4. Политический менеджмент………………………….........................304
10.5. Современные политические технологии…………………………..308
10.6. Политическая модернизация…………………………… …………..311
Глава ХI.МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ………………………………..……………………………………………….318
11.1. Мировая политика…………………………………………………….318
11.2. Мировой политический процесс……………………………………..319
11.3. Международные отношения…………………………………………..321
11.4. Национальный интерес. Национальная безопасность… ………….325
11.5. Внешняя политика……………………………………………………..327
11.6. Международная безопасность………………………………………..328
11.7. Геополитика……………………………………………………………332
11.8. Глобализация общества………………………………………………334
11.9. Формирование мировой системы…………………………………….336
Глава ХII. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ СТАТУС РОССИИ И ЕЕ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ……………………………………………… ……………………...342
12.1. Концепции построения геостратегии России……………………….342
12.2. Национальные интересы России……………………………..............345
12.3. Место России в мировом сообществе……………………………….346
12.4. Сценарии будущего России………………………………..…………347
ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………………...354
ВВЕДЕНИЕ
Россия вступила в XXI век, век интеграционных процессов, технологического и социального прогресса. Правительством нашего государством определена цель: формирование гражданского, информационного общества. Формирующемуся новому обществу и правовому государству нужна гармоничная и всесторонне развитая личность, занимающая активную гражданскую позицию. Эта потребность обусловлена новыми социальными, политическими, экономическими, культурными отношениями, характерными для современного этапа развития общества.
Строить новую Россию, движущуюся по пути прогресса, должна образованная, профессионально грамотная, занимающая активную гражданскую позицию личность. Точные знания, основанные на эмпирических данных об обществе как целостной социальной системе, дает социология. Она позволяет узнать законы развития общества, способы коммуникаций, помогает определить свое место в обществе и сформировать соответствующие ценности, идеалы, нормы поведения. А политические знания и культура на современном этапе развития общества нужны современному человеку, независимо от его профессиональной принадлежности.
Изучение дисциплины «Социология и политология» направлено на формирование общекультурных компетенций у будущих специалистов:
-способность анализировать социально-значимые процессы, понимать закономерности исторического процесса, место человека в нем в и политической организации общества;
-готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм.
Учебное пособие поможет будущим специалистам сформировать следующие профессиональные компетенции:
-способность ориентироваться в современной российской и мировой политике;
- способность к участию в организации управленческих процессов в органах власти, в аппарате политических партий, в органах местного самоуправления;
-понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасность и угрозы, возникающие в этом процессе;
-самостоятельно формировать и отстаивать собственные мировоззренческие позиции, использовать социологическое и политическое знания в профессиональной деятельности.
Целью настоящего учебного пособия является:
- приобщение студентов к мировому историческому опыту социологической мысли, формирование целостного представления об обществе как системе; приобретение навыков самостоятельного аналитического мышления; овладение принципами рационального подхода к процессам и тенденциям изменяющегося российского общества;
-формирование знаний о предмете и методе политической науки, о сущности власти, о государстве, политической жизни, политических отношениях и процессах, о субъектах политики, политических системах и политических режимах, о месте и роли России в современном мире.
Задачи учебного пособия:
- ознакомить студентов с историей возникновения и развития социологии, основами общей теории социологии, законами развития общества;
- осветить актуальные вопросы современной социальной действительности, научить анализировать социальные факты и явления, опираясь на научное знание, сформировать социальное мировоззрение;
- привить студентам знания о предмете и методе политической науки, о сущности власти, о государстве, политической жизни, политических отношениях и процессах, различиях политических систем и политических режимов, характере социально-экономических преобразований в России;
- воспитывать у студентов высокий уровень политической культуры, навыки самостоятельного анализа социально-политической информации, обобщения фактов политической науки и практики, осознанного политического выбора.
Автор стремилась сконцентрировать внимание на наиболее актуальных для России проблемах: демократизация и модернизация общества, формирование правового государства, гражданского общества.
Структура учебника сохраняет целостность учебного курса социологии и политологии, что позволяет оптимально использовать его при подготовке к экзамену и для систематизации и быстрого усвоения материала.
Учебное пособие состоит из двух разделов. В первом представлен учебный материал по социологии. Во втором - курс по политологии. В конце каждого раздела размещен глоссарий (словарь основных терминов) по социологии и политологии. Каждый раздел разбит на главы. В конце каждой главы содержатся контрольные вопросы, тематика рефератов, тесты для контроля знаний, рекомендуемая литература.
Предлагаемое учебное пособие предназначено студентам, преподавателям высших учебных заведений.
Настоящее учебное пособие опирается на материалы зарубежных и отечественных авторов по социологии - Гидденса Э., Смелзера Н., Волкова Ю.Г., Добренькова В.И., Кравченко А.И., по политологии - Лавриненко В.Н., Гаджиева К.С., В.П. Пугачева.
РАЗДЕЛ I
СОЦиологиЯ - НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ
ГЛАВА I.СОЦИОЛОГИЯ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
1.1.Понятие «социология»
Социология как наука формировалась альтернативным путем: отвергая философские методы, она разделяла обобщенный подход к предмету и, отрицая психологические «частности», перенимала точный инструментарий исследования человеческих отношений и группового поведения. Новую область знания ученые создавали, отталкиваясь от «недостатков» давно сложившихся наук.
Слово«социология» — производное от двух слов: латинского слова societas — общество и греческого logo — понятие, учение. Следовательно, социология — наука об обществе. Возникновение социологии принято связывать с именем Огюста Конта, который ввел понятие «социология» для обозначения высшей науки об обществе. О. Конт дал ей имя, определил ее предмет и методы, хотя ни одну из своих теорий на практике не проверил.
Социология вышла из недр философии. Философская составляющая играет большую роль в социологии. Возникнув позже многих других наук, она вобрала в себя их понятия и конкретные результаты, статистику, данные, понятийные схемы, теоретические категории. Это систематизированное знание воплощено в определенных системах понятий. Оно формулируется в универсальных высказываниях: законах, закономерностях, принципах, обобщениях. Подобно любой другой науке, социология в целом призвана описывать, объяснять и предсказывать поведение объекта, который она изучает. Социология также раскрывает роль отдельных личностей в обществе и в отдельных социальных системах, анализирует процессы функционирования различных структур и систем, определяет роль сознания и сознательной деятельности личности.
Существует множество определений понятия «социология», приведем несколько:
Социология —это генерализующая наука о социокультурных явлениях, она изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия,– с другой.[1]
Социология -это научное изучение общества и общественных отношений. Она черпает данные (факты) из реального мира и пытается объяснить их на основе научного анализа.[2]
Социологию можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании.[3]
Наиболее полное определение дает В.А. Ядов: «социология— это наука о становлении, развитии, изменениях и преобразованиях, о функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов». [4]
Обобщая все определения, можно сказать, что социология – отрасль науки о человеческом поведении, ставящая целью раскрытие причинно-следственных связей, возникающих между индивидами и группами в процессе социальных отношений. Она изучает традиции, структуры и институты, влияние групп и организаций на поведение и характер людей. Социология исследует базисные характеристики человеческого общества в локальном и мировом масштабе, занимается изучением социального взаимодействия и группового поведения с помощью исследований, основанных на точном и специализированном сборе и анализе фактов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения.