Социология как наука об обществе.

СОЦИОЛОГИЯ

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Волжский 2017

Содержание лекционного курса

Лекция № часов тема Семинар №
Социология как наука.
Методы исследования социологии.
Становление социологии как науки.
Общество как социальная система.
Социальные институты.
Социальные гриппы и общности.
Социальная стратификация.
Социальное неравенство и мобильность.
Социальное формирование личности.
Социализация.
Социология культуры.
Социология общественного мнения.
Социология организаций.
Социальные конфликты.
Социальные изменения.

- Семинарские занятия проходят в форме работы в микро-группах.

- Каждая группа получает свое задание и должна его выполнить.

- Ответы на вопросы и задания должны быть полными, содержательными и лаконичными.

- Время для ответа не более 5 минут.

- Для получения баллов студентом за занятие активно участвовать в работе группы должен каждый член группы.

- Группа должна ответить на уточняющие вопросы других групп и преподавателя.

- Рассмотрение не прозвучавших ответов на вопросы текущего занятия переносятся на следующеезанятие.

* В скобках к вопросам и заданиям указан порядок рассмотрения ответов на семинарском занятии.

Семинар № 1.

Социология как наука об обществе.

План занятия:

Задания для 1 мини-группы Выполните задание: Раскройте структуру социологического знания.(1) Найдите ответ на вопрос: Какие бывают виды наблюдения? Раскройте их классификацию. (5)
Задания для 2 мини-группы Выполните задание: Расскажите о преимуществах и недостатках телефонного опроса. (6) Найдите ответ на вопрос: Что может социология дать обществу? (3)
Задания для 3 мини-группы Выполните задание: Раскройте содержание функций социологии. (2) Найдите ответ на вопрос: Что представляет собой экспертный опрос? (7)
Задания для 4 мини-группы Выполните задание: Раскройте суть социальных законов. Приведите примеры социальных законов.(4) Найдите ответ на вопрос: В чем специфика sms- опроса? Достоинства и недостатки.(8)

Текущий контроль: тестирование

Семинар № 2.

Современные подходы к изучению общества как социальной системы.

План занятия

Задания для 1 мини-группы Выполните задание: Раскройте содержание концепции социологии позитивизма О.Конта.(1) Найдите ответ на вопрос: Назовите условия стабильности и самосохранения социальных систем. (8)
Задания для 2 мини-группы Выполните задание: Раскройте содержание органической школы в социологии. Г. Спенсера. (2) Найдите ответ на вопрос: Раскройте сущность цивилизационного подхода к развитию общества. (5)
Задания для 3 мини-группы Выполните задание: Раскройте содержание социологической концепции М.Вебера. (3) Найдите ответ на вопрос: Раскройте сущность формационного подхода к развитию общества. (6)
Задания для 4 мини-группы Выполните задание: Раскройте сущность теории социального обмена Д. К. Хоманса. (4) Найдите ответ на вопрос: Каковы основные характеристики информационного общества? Какими свойствами обладает "виртуальное общество"? (7)

Текущий контроль: тестирование

Семинар № 3.

Социальные институты и общности.

План занятия

Задания для 1 мини-группы Выполните задание: Перечислите функции социальных институтов. Что представляют собой дисфункции социальных институтов? (3) Найдите ответ на вопрос: Что представляют собой квазигруппы и агрегации? (6)
Задания для 2 мини-группы Выполните задание: Перечислите виды социальных групп. (5) Найдите ответ на вопрос: Каковы условия формирования социальных институтов? (1)
Задания для 3 мини-группы Выполните задание: Раскройте содержание процесса институционализации. Перечислите ее этапы. (2) Найдите ответ на вопрос: Каковы основные источники социальных движений?(7)
Задания для 4 мини-группы Выполните задание: Перечислите угрозы, возникающие в процессе существования больших стихийных групп. (8) Найдите ответ на вопрос: Каковы индикаторы состояния социальных институтов? (4)

Текущий контроль: тестирование

Семинар № 4.

Социальная структура.

Социальная мобильность и миграция

План занятия



Задания для 1 мини-группы Выполните задание: Расскажите о вкладе П.А.Сорокина в теорию социальной стратификации?(3) Найдите ответ на вопрос: В чем состоит сущность социального неравенства? (Что представляет собой абсолютная и относительная бедность. (8)
Задания для 2 мини-группы Выполните задание: Назовите различия между стратификацией и социальной структурой? (2) Найдите ответ на вопрос: Какие показатели (измерения) стратификации выделяет К.Маркс и какие М.Вебер? (4)
Задания для 3 мини-группы Выполните задание: Определите факторы социальной мобильности. (6) Найдите ответ на вопрос: Каковы критерии разделения общества на страты?(1)
Задания для 4 мини-группы Выполните задание: Раскройте сущность явления маргинальности? (5) Найдите ответ на вопрос: Каковы разновидности вертикальной и горизонтальной мобильности?(7)

Семинар № 5.

План занятия

Задания для 1 мини-группы Выполните задание: Раскройте сущность первичной и вторичной социализации, их особенности.(1) Найдите ответ на вопрос: Что представляет собой социальная изоляция? Назовите ее причины и последствия для индивида. (7)
Задания для 2 мини-группы Выполните задание: Сравните понятия «социальная роль» и «социальный статус». (6) Найдите ответ на вопрос: В чем специфика современного процесса социализации как процесса интеграции индивидуума в социальные системы? (5)
Задания для 3 мини-группы Выполните задание: Раскройте содержание понятия «социальная среда» личности.(2) Найдите ответ на вопрос: В чем особенности традиционного и современного типа личности. (3)
Задания для 4 мини-группы Выполните задание: Раскройте действие механизма социализации личности и ее поведения.(4) Найдите ответ на вопрос: Кто такие «феральные» люди? (8)

Семинар № 6.

Социология культуры.

План занятия

Задания для 1 мини-группы Выполните задание: Назовите источники формирования и структурные элементы общественного мнения. (5) Найдите ответ на вопрос: Каков механизм взаимодействия культур в современном мире. (2)
Задания для 2 мини-группы Выполните задание: Перечислите тенденции развития культуры в современном мире.(1) Найдите ответ на вопрос: Приведите примеры манипуляции общественным мнением. (8)
Задания для 3 мини-группы Выполните задание: Перечислите плюсы и минусы массовой культуры. (3) Найдите ответ на вопрос: Каковы стадии возникновения и формирования общественного мнения? (6)
Задания для 4 мини-группы Выполните задание: Раскройте роль слухов в общественной жизни. (7) Найдите ответ на вопрос: Что представляет собой контркультура?. Что такое "культурный шок" и каковы форм его преодоления? (4)

Семинар № 7.

Социология организации.

План занятия

Задания для 1 мини-группы Выполните задание: Расскажите об организационно-управленческих патологиях. (8) Найдите ответ на вопрос: Что представляют собой процессы адаптации и контрадаптации в организации? (5)
Задания для 2 мини-группы Выполните задание: Дайте понятие социальной организации, назовите ее основные элементы. (1) Найдите ответ на вопрос: Какая модель организации является доминирующей в настоящее время? Почему?(3)
Задания для 3 мини-группы Выполните задание: Раскройте сущность и назовите основные черты организационного поведения. (6) Найдите ответ на вопрос: Что такое сетевая организация? В чем ее отличие от других организаций? (4)
Задания для 4 мини-группы Выполните задание: Сформулируйте принципиальные характеристики основных концептуальных моделей организаций. (2) Найдите ответ на вопрос: Что представляет собой организационная культура? Из каких элементов она состоит и каково ее значение для организации? (7)

Семинар № 8.

Социология конфликта.

План занятия

Задания для 1 мини-группы Выполните задание: Расскажите о реформе и революции как формах социальных изменений.(5) Найдите ответ на вопрос: Каковы функции социальных конфликтов? (1)
Задания для 2 мини-группы Выполните задание: Каковы принципы и правила регулирования конфликтов в обществе? (2) Найдите ответ на вопрос: Каковы отличия между странами ядра, периферии и полупериферии в процессе глобализации? (7)
Задания для 3 мини-группы Выполните задание: Назовите источники и действующие силы социальных изменений? (4) Найдите ответ на вопрос: В чем суть сценария глобализации Ф. Фукуямы. (8)
Задания для 4 мини-группы Выполните задание: Расскажите о конфликтах, вызываемых процессом глобализации? (6) Найдите ответ на вопрос: Какая информация о конфликте необходима, чтобы прогнозировать конфликтную ситуацию? (3)

СОЦИОЛОГИЯ

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Волжский 2017

Содержание лекционного курса

Лекция № часов тема Семинар №
Социология как наука.
Методы исследования социологии.
Становление социологии как науки.
Общество как социальная система.
Социальные институты.
Социальные гриппы и общности.
Социальная стратификация.
Социальное неравенство и мобильность.
Социальное формирование личности.
Социализация.
Социология культуры.
Социология общественного мнения.
Социология организаций.
Социальные конфликты.
Социальные изменения.

- Семинарские занятия проходят в форме работы в микро-группах.

- Каждая группа получает свое задание и должна его выполнить.

- Ответы на вопросы и задания должны быть полными, содержательными и лаконичными.

- Время для ответа не более 5 минут.

- Для получения баллов студентом за занятие активно участвовать в работе группы должен каждый член группы.

- Группа должна ответить на уточняющие вопросы других групп и преподавателя.

- Рассмотрение не прозвучавших ответов на вопросы текущего занятия переносятся на следующеезанятие.

* В скобках к вопросам и заданиям указан порядок рассмотрения ответов на семинарском занятии.

Семинар № 1.

Социология как наука об обществе.

План занятия:

Задания для 1 мини-группы Выполните задание: Раскройте структуру социологического знания.(1) Найдите ответ на вопрос: Какие бывают виды наблюдения? Раскройте их классификацию. (5)
Задания для 2 мини-группы Выполните задание: Расскажите о преимуществах и недостатках телефонного опроса. (6) Найдите ответ на вопрос: Что может социология дать обществу? (3)
Задания для 3 мини-группы Выполните задание: Раскройте содержание функций социологии. (2) Найдите ответ на вопрос: Что представляет собой экспертный опрос? (7)
Задания для 4 мини-группы Выполните задание: Раскройте суть социальных законов. Приведите примеры социальных законов.(4) Найдите ответ на вопрос: В чем специфика sms- опроса? Достоинства и недостатки.(8)

Наши рекомендации