Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ – НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ

Лев Толстой

Раздел 1. «СОЦИОЛОГИЯ»

ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

Существуют различные взгляды на периодизацию развития социологии.

С некоторой долей условности можно выделить четыре основные этапа в формировании и развитии социологии как науки. На каждом из этапов господствовали разные социологические течения и ориентации.

Первый этап охватывает время с 40-х до 80-х г.г XIX в. Это период формирования двух крупных социологических теорий: позитивизма (О.Конт, Г. Спенсер) и марксизма (К.Маркс, Ф.Энгельс).

Второй этап развития социологии датируется с 90-х гг. XIX в. до 20-х гг. ХХ в.. Это период формирования специфически-социологических методов мышления, собственно социологического категориального аппарата. В эти годы складываются школа социального действия М.Вебера и функциональная школа Э.Дюркгейма. Идет борьба «психологизма» и «социологизма» как методов исследования общества и человека.

Третий этап – с 20-х до середины 60-х гг. ХХ века – время бурного развития социологии как эмпирической дисциплины, широкого распространения и совершенствования методов и техники конкретных социологических исследований. На первый план выходят неопозитивистские социологические школы США, синтезирующие на своей почве все европейские тенденции: британский эмпиризм и теоретические школы России (П.Сорокин и др.), Франции и Германии. Повсеместное признание на Западе получает структурно-функциональная теория Т.Парсонса.

Четвертый этап развития и функционирование социологии начинается с середины 60-х гг. и продолжается по настоящее время. На этом этапе проявился глубокий разрыв между теоретической социологией и конкретными социологическими исследованиями. Кроме того, четко определились разные по характеру теории: «описательные» – структурный функционализм Т.Парсонса, теории социального обмена Дж.Хоманса, теории конфликта Л.Козера, которые описывают «элементарные» единицы общества, их взаимосвязи и факторы, обусловливающие их взаимодействие, и «политико-идеологические» теории – основанные на технологическом детерминизме концепции индустриального и постиндустриального общества, технократии, государства всеобщего благоденствия, конвергенции, переводящие борьбу групп интересов в сферу технологии управления, рассматривающие конфликты лишь в той мере, в какой социальные институты способны их регулировать и потому носящие идеологический характер.

В России социология как наука получила свое становление во второй половине XIX в., а ее развитие напрямую зависело от условий в стране, от уровня демократичности – были периоды роста, спала, запрета, гонений и подпольного существования.

В отечественной социологии выделяют следующие этапы:

– до- и послереволюционный (рубеж – 1917 г.) – характеризуется богатством социологической мысли (теория о культурно-исторических типах (цивилизаций) Н.Данилевского, концепции о всестороннем развитии личности Н.Михайловского, географическая теория Л.Мечникова, учение о социальном прогрессе М.Ковалевского, теория социальной стратификации и социальной мобильности П.Сорокина и др.)

–«советский»подразделяется на периоды, где каждое десятилетие имело свои особенности:

– 1918-1928 гг. – период признания социологии новой властью и определенного роста, усиление влияния марксистского направления;

– в 30-е гг. XX в. – «первое вторжение» в науку – социология была объявлена буржуазной, лженаукой и запрещена до начала 60-х гг.;

– с конца 50-х гг. (после ХХ съезда КПСС) началось возрождение социологии (большей частью прикладной), но под прикрытием экономических и философских наук;

– в 70-80-е гг. социология получила полупризнание (всячески тормозилась, оказавшись в прямой зависимости от партийных решений);

– к концу 80-х гг. вновь стало усиливаться вмешательство в социологию («второе вторжение») и только в 1986 г. социология в стране была полностью восстановлена в своих правах, с этого времени начинается ее современный этап.

ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕСТВ

1. Формационный подход (марксистская школа обществознания), где ключевым понятием выступает «общественно-экономическая формация» – это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем (экономика – базис) и возвышающейся над ним надстройкой.

Данный подход концентрирует внимание на общем, повторяющемся, универсальном.

2. Цивилизационный подход, где ключевым понятием выступает «цивилизация».

Данный подход концентрирует внимание на локально-региональном, уникальном, своеобразном.

В современной теории цивилизации выделяются стадийный и локальный подходы.

Цивилизация – единый процесс, проходящий через определенные стадии:

– доиндустриальная (аграрная, традиционная; IV-III тыс. лет до н.э. – 60-80-е гг. XVIII в.);

– индустриальная (машинная, техногенная; сер. XIX в. – последняя треть XX в.);

– постиндустриальная (информационная; переход совершается в наши дни).

Типология обществ

Линии сравнения Доиндустриальное Индустриальное Постиндустриаль-ное
Основной фактор производства Земля Капитал Знания
Основной продукт производства Пища Промышленные изделия Услуги
Характерные черты производства Ручной труд Широкое применение механизмов и технологий Автоматизация производства, компьютеризация общества
Характер труда   Индивидуальный труд Преимущественно стандартная деятельность Резкое повышение творческого начала в труде
Занятость населения   Сельское хозяйство – до 75% Промышленность – 85%; сельское хозяйство – 10% Услуги – около 2/3 населения; промышленность – 1/3%; сельское хозяйство – 3-4%
Социальная структура Сословия, классы, включенность всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низкая социальная мобильность Классовое деление; упрощение социальной структуры; подвижность и открытость социальных структур Сохранение социальной дифференциации; рост численности среднего класса; проф. дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации
Воздействие человека на природу Локальное, неконтролируемое Глобальное, неконтролируемое Глобальное, контролируемое
Взаимодействие с другими странами Несущественное Тесная взаимосвязь Открытость общества
Политическая жизнь Преобладание монархических форм правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужно обоснование; сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй Провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство Политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии – «демократии консенсуса»
Духовная жизнь   Господствуют традиционные религиозные ценности; однородный характер культуры; преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей; борьба с неграмотностью Утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов Особая роль науки, образования; развитие индивидуализиро-ванного сознания; непрерывное образование

Локальная цивилизация – большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, социально-политической, духовной жизни и осуществляет свой индивидуальный путь исторического развития. Современные типы: западная, восточно-европейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская.

Обычно все многообразие локальных культур делят на две большие группы – западную и восточную.

Линии сравнения Западная цивилизация Восточная цивилизация
Особенности восприятия мира Рациональное, противоречивое восприятие Эмоциональное, целостное восприятие (вера в бесконечную цепь смертей и возрождений)
Отношение к природе Стремление подчинить себе природу. Человек – венец природы, все создано для его пользы. Для возмещения несовершенства человека создается и используется техника Стремление быть в гармонии с природой. Человек – органическая часть природы (медицина и др. построены на изучении законов природы). Усовершенствование своей души и тела
Соотношение личности и общества Приоритет свободной личности, обладающей гражданскими правами. Ценности индивидуальной свободы Приоритет системы подчинения личности (подданных) обществу (государству). Господство традиций коллективизма
Отношения власти Принцип разделения властей. Сословно-представительские структуры. Парламентаризм   Политический монизм. Восточная деспотия (неограниченная власть, обожествление монархии)
Отношения собственности Господство частной собственности Преобладание государственной и общинной собственности. Принцип власти – собственности (власть рождает собственность, а утративший власть становится, как и все, бесправным)
Отношение к прогрессу Стремление к прогрессу, постоянное изменение форм деятельности, использование новаций. Развитие общества носит постепенный, поступательный характер Стремление к воспроизводству самих себя, поддержанию традиционного образа жизни. Развитие носит циклический характер

Тема 3. СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА

Учебные вопросы:

1. Социальная группа как посредник между индивидом и обществом.

2. Социальные институты. Институализация.

3. Семья – главный социальный институт. Функции семьи.

4. Система социального контроля. Социальные нормы, социальные санкции и девиации.

5. Социальная стратификация и социальная мобильность

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА – строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп и отношений между ними.

В основе социальной структуры лежит общественное разделение труда, наличие специфических потребностей и интересов, ценностей, норм и ролей, образа жизни различных социальных групп.

СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА – устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие социальные признаки (социальное положение, ценностные ориентации и др.).

Социальная группа является посредником между отдельным человеком и обществом в целом.

Границы социальной группы очерчиваются участием (неучастием) индивидов в данном виде совместной деятельности. Ч.Кули классифицировал группы на первичные и вторичные. Первичные – небольшие группы, в которых индивиды взаимодействуют непосредственно – «лицом-к-лицу»; «здесь-и-теперь» (например, семья, группа друзей, рабочий коллектив). Им свойственны свои нормы поведения и солидарность. В первичных группах, по Кули, человек впервые осознает свою социальную принадлежность, усваивает социальные нормы, идеалы, ценности. Вторичные – это большие группы (этнические сообщества, классы), где каждый член группы не взаимодействует напрямую с остальными, хотя в некоторых (профсоюзах и др.) отдельные члены взаимодействуют и сохраняют нормативную систему и общее чувство корпоративности.

В соответствии с местом в системе общественных отношений выделяются большие и малые группы.

Большая группа – это группа с большим числом ее членов, основанная на различных типах социальных связей, не предполагающих обязательных контактов:

– номинальные группы – совокупность людей, выделяемая для целей анализа по какому-либо признаку, не имеющему социального значения, т.е. для удобства анализа (статистические признаки – пол, возраст, профессия);

– реальные группы (класс, этнос и др. сообщества, которые образуются на основе совокупности существенных признаков) – это общности людей, которые способны к самодеятельности, т.е. могут действовать как единое целое, объединены общими целями, осознают их и стремятся их удовлетворить совместными организованными действиями.

Малая группа (или группа членства) – это объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной и родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми (от 3 до 30 человек; оптимальный размер – 5-12 человек):

Крите­рии выделения социальных групп:

– демографический (распределение населения по таким признакам, как: возраст (дети, подростки, молодежь, люди среднего и пожилого возраста), пол (мужчины, женщины), состояние в браке (женатые/замужние, разведенные, вдовые), семейное положение (одинокие, семейные) и др.);

– этносоциальный (принадлежность к этносу (племени, нации, народности);

– расовый – единство происхождения и области расселения, общности наследственных физических особенностей людей (негроидная, европеоидная, монголоидная расы);

– поселенческий или территориальный (в зависимости от места жительства – горожане, сельские жители и т.п.);

– профессиональный (в соответствии с родом трудовой деятельности – врачи, учителя, инженеры и т.п.);

– конфессиональный (религиозный) и др.

Квазигруппа – малоустойчивая, неформальная сово­купность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имею­щая неопределенную структуру, систему ценностей и норм (ауди­тория, фан-группа, толпа).

К основным свойствам квази­групп относятся: анонимность, внушаемость, социаль­ная заражаемость, бессознательность. Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей.

Социальные институты классифицируются по общественным сферам: экономические (собственность, зарплата, разделение труда), политические (парламент, армия, полиция, политическая партия), институты родства (брак и семья), институты культуры (музеи, клубы) и др.

Социальные институты имеют историческое происхождение и находятся в постоянном изменении и развитии. Их становление называется институализацией.

Институализация– процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.

Функции социальных институтов:

– воспроизводственная – закрепление и воспроизводство общественных отношений, обеспечение порядка и рамок деятельности;

– регулятивная – регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки образцов поведения;

– социализация – передача социального опыта;

– интегративная – сплочение, взаимосвязь и взаимоответственность членов групп под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей;

– коммуникативная – распространение информации внутри института и во внешнею среду, поддержание взаимосвязей и другими институтами;

– автоматизация – стремление к самостоятельности.

Таким образом, социальные институты организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни; включают систему санкций; упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий индивидов; обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.

Число основных социальных институтов связано с базовыми потребностями личности и удовлетворяют их важнейшие нужды (семья – воспроизводство рода, социализация личности; культура – духовные потребности; экономика – материальные потребности; политика – обеспечение общественного порядка; социальная защита – помощь социально уязвимым слоям общества и др.).

Структурные параметры семьи

ФОРМА СЕМЬИ: Нуклеарная Расширенная ФОРМА БРАКА: Моногамия Полигиния Полиандрия ТИП ВЛАСТИ: Патриархат Матриархат Эгалитаризм ВЫБОР ПАРТНЕРА: Экзогамия Эндогамия ВЫБОР МЕСТОЖИТЕЛЬСТВА: Матрилокальный Патрилокальный Неолокальный РОДОСЛОВНАЯ И НАСЛЕДОВАНИЕ ИМУЩЕСТВА: По женской линии По мужской линии По обеим линиям

Расширенная семья – социальная ячейка, состоящая из родителей и детей и более дальних родственников (бабушек-дедушек или дядей-тетей, живущих под одной крышей).

Нуклеарная семья – социальная ячейка, состоящая из мужчины и женщины, живущих вместе со своими детьми.

Брак– культурный феномен, санкционирующий более или менее постоянный союз между партнерами и обеспечивающий легитимность их потомства. Формы брака варьируются (юридический брак, церковный брак, «гражданский брак», брак по любви, хищнический брак и др.). Как институт брак является либо моногамным (заключенным в одно время с одним лицом), либо полигамным (заключенным одновременно с двумя и более партнерами).

Моногамия – практика, посредством которой люди вступают в брак только с одним супругом одновременно. Рост числа разводов в современном мире имеет своим результатом «серийную моногамию», при которой большинство разведенных впоследствии снова вступают в брак. Существуют общества, в которых обычаем является для мужчины иметь одновременно несколько жен (полигиния), для женщины несколько мужей (полиандрия) и групповой брак (несколько мужей и жен, состоящих в одном общем браке).

Тип власти, или образцы распределения власти в семье, также разнообразны. Патриархат – господство мужчин над женщинами, а также тип семейной организации, где более старший мужчина (патриарх) господствует над всем семейством, включающим в себя и более молодых мужчин. Матриархат – тип власти, где лидирующая роль принадлежит женщинам, матерям семейств.

Имеются теории, объясняющие разницу социальных и семейных ролей мужчин и женщин наличием у мужчин мужественности и у женщин женственности: мужественность в современных западных обществах считается, что быть мужественным означает быть агрессивным, независимым и активным; быть женственной означает быть заботливой, доброй и привлекательной.

Одновременно растет число «эгалитарных» браков, включая симметричные семьи. Последние характеризуются следующим: 1) муж и жена сосредоточиваются на доме, пока дети еще маленькие; 2) расширенная семья становится менее значимой, а нуклеарная семья приобретает большее значение; 3) в домашней работе между мужем и женой существует меньшее разделение труда. Мужчины несут большую ответственность по отношению к домашнему хозяйству и заботе о детях, а замужние женщины больше работают вне дома. Симметричная семья представляет собой третью стадию в развитии семьи. На первой стадии семья была единицей производства, все члены семьи работали вместе дома и в поле. На второй, соответствующей индустриализации, семейная ячейка разрушалась, мужчины работали вне дома, женщины были прикованы к дому как домработницы, а дети получали обязательное образование. Симметричная семья представляет собой повторное объединение семьи, но уже вокруг потребления, а не производства.

Выбор предпочитаемого брачного партнера в некоторой степени подобен рынку, и правила выбора определяют формы обмена между партнерами и их семьями. Эти правила отличаются чрезвычайной сложностью – от упорядоченных до формально свободных браков. На закрытом рынке выбор делается родителями с целью закрепления собственности и формирования семейных союзов. Родительский выбор важнее любви, и браки основываются на предусмотрительности и расчете. На открытых рынках основой брака становится романтическая привязанность, значение родительских желаний сводится к минимуму и, в принципе, партнеры выбираются из неограниченного круга лиц, имеющих возможность вступить в брак, или в супружеские отношения (в отношения между партнерами, состоящими в браке, или между мужчиной и женщиной, живущими вместе).

Приемлемость партнеров при любой форме брака определяется либо экзогамией, либо эндогамией. Правило эндогамии разрешает или предписывает брак внутри определенной группы, основанной на родственной, родовой, классовой или религиозной принадлежности, например, лишь внутри своей конфессии, расы, «круга». Правило экзогамии вынуждает к браку вне определенной группы, например, вне своей расширенной семьи, рода, города, страны и т.п.

Выбор местожительства молодоженов также подчиняется известным правилам. В обществах, где нормой является патрилокальное местожительство (как это было в России и большинстве доиндустриальных обществ), новобрачная уходит из своей семьи и живет в семье мужа или вблизи от дома его родителей. Матрилокальное местожительство предполагает проживание молодоженов с родителями невесты или поблизости от них. В современных обществах преобладает неолокальное местожительство – проживание молодоженов отдельно от своих родителей, что ведет к нуклеаризации семей.

Правила определения родословной упрощают отслеживание списка родных и выделяют родственников, реально значимых для человека. Существуют три типа систем определения родословной и правил наследования собственности. Наиболее распространенной является родословная по мужской линии: «отец – сын – внук…», когда дети становятся членами семьи мужа, наследуют его фамилию, отчество, родословную и имущество. В ряде отсталых обществ родство определяется по женской линии, по этой линии наследуется имущество и оказывается материальная поддержка молодой семьи. Во многих развитых обществах родство определяется по обеим линиям: и родословная, и имущество наследуется независимо от пола супруга, хотя фамилию (а на территории СНГ) и отчество человек получает от отца и, чаще всего, жена берет фамилию мужа.

Лев Толстой

Раздел 1. «СОЦИОЛОГИЯ»

Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ – НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ

Учебные вопросы:

1. Общество – предмет изучения социально-гуманитарных наук.

2. Функции социологии.

3. Основные подходы к характеристике структуры социологии.

4. Периоды развития мировой и отечественной социологии.

5. Понятие парадигмы. Мультипарадигмальность современной социологии.

Термин «социология» (sociology; от лат. «societas» – общество или socius – сотоварищ и греч. «logos» – слово, учение, исследование) введен Огюстом Контом в 30-х гг. XIX в. и означает «науку об обществе».

ОБЩЕСТВО (в широком смысле) – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Общество (в узком смысле): круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (дворянское общество, общество любителей оперы и т.п.); отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (современное российское общество и т.п.); исторический этап в развитии человечества (капиталистическое общество и т.п.); человечество в целом.

Когда социальные взаимодействия (основные формы которого – сотрудничество и соперничество) превращаются в стабильную систему, то они становятся социальными отношениями.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – это многообразные связи, возникающие между социальными группами и внутри их в процессе практической и духовной деятельности людей (т.е. они складываются во всех сферах общественной жизни; но не все возникающие между людьми связи относят к общ. отношениям). Делятся на: материальные (в ходе практической деятельности: производственные, экологические, деторождения и др.) и духовные (идеальные): моральные, политические, правовые, философские, религиозные, художественные) ценности.

ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ(ПОДСИСТЕМЫ)ОБЩЕСТВА – экономическая, политическая, социальная, духовная – находятся в тесном взаимодействии, т.к. поддерживают необходимую целостность общества.

Социология, как наука, выполняет специфические функциив обществе. Главной функцией является изучение действительности, накопление знаний о социальной реальности, их обобщение и составление наиболее полной характеристики современных социальных процессов. Эта функция относится ко всем уровням социологического знания и служит основой для осуществления остальных функций.

Теоретико-познавательный функциональный блок включает в себя:

а) информационную функцию – получение первичных данных об индивидах и общностях; их потребностях, интересах, ценностных ориентациях, мотивах и фактах реального и вербального поведения, об общественном мнении и т.д.;

б) теоретическую функцию – выявление новых закономерностей и тенденций, обогащение социологической теории;

в) методологическую функцию (ее выполняет главным образом фундаментальная социология по отношению к другим социальным наукам и эмпирическим социологическим исследованиям).

Практический функциональный блок тесно связан с познавательным. Единство теории и практики – характерная черта социологии. Этот блок включает: функцию прогнозирования; функцию действенного социального контроля над социальными процессами; функцию оптимизации деятельности социальных общностей и индивидов, внесения коррективов в эту деятельность; функцию социальной помощи.

Мировоззренческо-идеологическая функция социологии направлена на:

а) познание естественно-исторического процесса и выработку перспективных и ближайших целей развития общества;

б) научную и идеологическую дискуссию с иными концепциями;

в) распространение научной идеологии среди населения;

г) подготовку компетентных специалистов и всестороннее усвоение ими научной идеологии.

Критическая функция социологии призвана предупреждать социальную политику об отклонениях в развитии общества, сигнализировать о возможных негативных социальных явлениях и последствиях.

Прикладная функция социологии связана с совершенствованием управленческих отношений.

Гуманитаристская функция социологии выражается в разработке целей социального развития, социальных идеалов, программ научно-технического, социально-экономического и социокультурного развития общества.

Успех реализации всех этих функций социологии зависит от общественных закономерностей и социальных условий, от профессиональной подготовки социологических кадров и от уровня организации социологической деятельности.

На социологию возлагается огромная ответственность за точное и всестороннее раскрытие механизма действия самой сложной из всех живых систем – общественной системы и ее составляющих – людей. Только социологическое исследование позволяет получить сравнительно точную социально-статистическую информацию для понимания состояния общества и качественного прорыва в социальном регулировании.

Социология выступает мощным оружием в руках разных политических сил. Она воздействует на массовое сознание своими результатами, формирует его, активно влияя на установки и ценностные ориентации личности.

В системе общественных наук социология занимает особое место в силу того, что является наукой об обществе, его явлениях и процессах; включает в себя общую социологическую теорию, которая служит теорией и методологией всех других наук; связана со всеми гуманитарными науками социальным аспектом, техникой и методикой изучения человека и его деятельности (социология их разрабатывает, а другие науки используют). Сложилась целая система исследований, проводимых на стыке социологии и других наук (социально-экономических, социально-демографических, социально-политических), развиваются новые «пограничные» науки: социобиология, социогеография, социальная антропология, социальная психология, социальная экология и др.

То, что социология занимает общее, а не частное место среди гуманитарных наук, не означает ее превращения в философскую науку. Ее значение для других наук заключается в том, что она дает научно обоснованную теорию об обществе через его структуры, через закономерности их взаимодействия.

Наиболее тесная связь у социологии с историей. И та, и другая изучают общество и его закономерности в конкретных проявлениях. Различия между ними в том, что история воспроизводит социальный процесс post factum, а социология in factum; история описывает, а социология анализирует; история выстраивает анализ в хронологической последовательности, социология – в логической иерархии; историю интересуют разные уникальные события, социологию же – повторяющиеся и воспроизводимые.

Имеются разные подходы к характеристике структуры социологии – содержательный, целевой, масштабный.

Содержательный подход подразумевает выделение трех основных частей социологии – теории, методологии и эмпирии. Без этих составляющих социология перестает быть цельной наукой: ее нельзя рассматривать только как эмпирическую науку, равно как и ограничивать ее содержание только общей социологической теорией или методологией. Конкретные социологические исследования требуют глубоких теоретических обобщений, формирующих законы и категории, а методология представляет собой способы получения знаний, принципы движения от эмпирии к теории и обратно.

В задачи теоретической социологии входит изучение общих законов функционирования и развития общества. Она выявляет взаимосвязи экономики, политики и культуры, взаимодействие различных социальных групп. Теоретическая социология включает в себя большой спектр теорий разной степени общности, в ней сложились свои традиционные сферы исследования: производство, семья, общественное мнение, политика, право, молодежь, женщины, спорт, мода, искусство, религия, личность, девиантное поведение.

Эмпирическая социология представляет собой комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ конкретных фактов социальной жизни с использованием специальных методов – опросов, наблюдения, эксперимента, математических и статистических методов. Прикладные эмпирические исследования направлены на решение четко определенных практических задач, таких как: выяснение причин, порождающих социальный дискомфорт людей; выработка рекомендаций по их устранению; разработка методов сбора, обработки и интерпретации полученных социологических данных; определение объекта, стратегии и цели исследования; осуществление выборки, достижение ее репрезентативности.

Теория и эмпирия имеют существенные различия. Теоретическая социология включает в себя совокупность гипотез, теорий, моделей, объясняющих процессы развития социальной системы и ее элементов, а эмпирическая социология изучает реальные социальные факты, что является исходной точкой социологического анализа.

Методология– это учение о методе социального познания, система философских, исторических и социальных принципов, обосновывающих пути и способы накопления, построения и применения социологического знания. Методология может содержаться в социальной теории (диалектический метод в марксизме, структурно-функциональный метод в теории Т.Парсонса и Р.Мертона, социокультурный метод в теории идеальных типов М.Вебера). В англоязычной литературе в качестве сходного понятия используется термин метатеория (meta-theory), обозначающий общее философское основание (background) допущений, создающее правила для построения частных социологических теорий и обосновывающее применение частных социологических методов. В социологии существует несколько таких метатеорий, примером которых является герменевтика.

В рамках целевого подхода выделяются фундаментальная и прикладная социологии.

Фундаментальная социология, или базисная, чистая, ориентированная на дисциплину, именуемая на Западе академической, решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой концептуального аппарата социологии, методологии и методов социологического исследования. Разрабатываемые теории и концепции отвечают на два вопроса: «что познается?» (объект) и «как познается?» (метод), т.е. они связаны с решением гносеологических (познавательных) задач. Основной, отличительной чертой фундаментальной социологии является то, что главная задача социального познания усматривается в открытии и формулировании универсальных, независимых от времени и места закономерностей поведения человека и социальной организации, в поиске объективной истины.

Прикладная социология, называемая в США «проблемно ориентированной», «ориентированной на клиента», изучает проблемы, связанные с практическим преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы, использования познанных фундаментальной социологией законов. Она прямо отвечает на вопрос «для чего познается?»: для социального развития, для совершенствования социальных отношений, для формирования личности, для реконструкции управления и т.д. Под прикладной социологией западными учеными понимается совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта. Это социологическая работа, сделанная для заказчика государственного учреждения, правительственной организации, частной фирмы, федеральных органов власти и др.).

Масштабный подход«делит» субъекты социальной жизни на мегауровень (общества, этносы, цивилизации), макроуровень (социальные общности и общественные институты), микроуровень (личности и их взаимодействие «face-to-face»). Социологические теории также различаются по уровню обобщения:

1) общая социология (мегасоциология);

2) макросоциология (частные теории среднего уровня):

– cпециальные (изучающие крупные социальные общности),

– отраслевые (исследующие отдельные сферы, т.е. социальные системы, структуры, институты и процессы);

3) микросоциология (занимается социальными контактами лицом к лицу в повседневной жизни и межличностным поведением в малых группах).

Фундаментальная и прикладная социология различаются не по объекту или методу исследования, не только содержанием и характером научной деятельности, а по своей цели – решению научных или практических задач, по своей ориентации – на практическую пользу или на п

Наши рекомендации