Тема 1. социология как наука об обществе

ВВЕДЕНИЕ

Представленные планы семинарских занятий составлены в соответствии с рабо­чей пршраммой но курсу «Социология*) для всех направлений бакалавриата и рассчитаны на 34 часа аудиторных занятий, в ходе которых осуществляется системати­зация знаний, по (ученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы с литературы с закрепление практических навыков.

Новая меюдология образования, формируемая иод воздействием Болонского процесса, построена на применении комнетентностного подхода в подготовке специа­листа, т. е. приобретение студентом, в ходе обучения способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Обретение студентами компетенций - важнейшая задача, которая стоит перед со­временной системой образования. Такой подход объективно требует смешения акцентов от образования к самообразованию, го есть увеличению компонента собст­венного социокультурного опыта индивида в образовательном процессе. Необходимость умегь добывать материал стимулирует индивида обращаться все боль­ше к различным формам образования и самообразования.

Государственные стандарты высшего образования третьего поколения содержат перечисление тех основных компетенций, которые должны прибрести студенты за вре­мя обучения. Нам видится, что в ходе изучения социологии происходит формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию

информации, постановке цели и выбору путей сс достижения;

- умение логически верно. аро^ентировано и ясно строить устную и письменную речь;

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

- способность к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и

правовых норм;

- способность с большой степенью самостоятельности критически оценивать свои достоинства и недостагки, наметить пуги и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;

- владение целостной системой научных знаний об окружающем мире, способность ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры;

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выпо.тнению профессиональной деятельности;

- применение основных положений и методов социальных, гуманитарных и эконо­мических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировав социально-значимые проблемы и процессы,

- применение основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональ­ной деятельности, применение методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; способность понимать сущность и значение информации в развитии современно­го информационною общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличие навыков работы с компьютером как средством управления информацией;

- способность работать с информпцней в глобальных компькмерных сетях;

- способность организовать собственною работу на научной основе, оценить с большой степенью самостоятельности результаты своей яеятелькости;

- готовность участвовать в oрганизацииработы производственных коллективов

- способность исполыовать законы и методы математики,естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач;

- умение работать с компьютером как средством управления, готовность работать с программными средствами общего назначения

- способность использовать методы сбора, обработки и интерпретации информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности;

- способность использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитиче­ской и консалтинговой деятельности;

- способность составлять частное техническое задание, управлять небольшой груп­пой и оказывать помощь равным но квалификации и подчиненным, готов нести ответственность за результат собственных действий и (или) группы сотрудников на конкретном участке деятельности;

- способность и готовность участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследо­вательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории.

ВВЕДЕНИЕ

Представленные планы семинарских занятий составлены в соответствии с рабо­чей пршраммой но курсу «Социология*) для всех направлений бакалавриата и рассчитаны на 34 часа аудиторных занятий, в ходе которых осуществляется системати­зация знаний, по (ученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы с литературы с закрепление практических навыков.

Новая меюдология образования, формируемая иод воздействием Болонского процесса, построена на применении комнетентностного подхода в подготовке специа­листа, т. е. приобретение студентом, в ходе обучения способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Обретение студентами компетенций - важнейшая задача, которая стоит перед со­временной системой образования. Такой подход объективно требует смешения акцентов от образования к самообразованию, го есть увеличению компонента собст­венного социокультурного опыта индивида в образовательном процессе. Необходимость умегь добывать материал стимулирует индивида обращаться все боль­ше к различным формам образования и самообразования.

Государственные стандарты высшего образования третьего поколения содержат перечисление тех основных компетенций, которые должны прибрести студенты за вре­мя обучения. Нам видится, что в ходе изучения социологии происходит формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию

информации, постановке цели и выбору путей сс достижения;

- умение логически верно. аро^ентировано и ясно строить устную и письменную речь;

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

- способность к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и

правовых норм;

- способность с большой степенью самостоятельности критически оценивать свои достоинства и недостагки, наметить пуги и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;

- владение целостной системой научных знаний об окружающем мире, способность ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры;

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выпо.тнению профессиональной деятельности;

- применение основных положений и методов социальных, гуманитарных и эконо­мических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировав социально-значимые проблемы и процессы,

- применение основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональ­ной деятельности, применение методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; способность понимать сущность и значение информации в развитии современно­го информационною общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличие навыков работы с компьютером как средством управления информацией;

- способность работать с информпцней в глобальных компькмерных сетях;

- способность организовать собственною работу на научной основе, оценить с большой степенью самостоятельности результаты своей яеятелькости;

- готовность участвовать в oрганизацииработы производственных коллективов

- способность исполыовать законы и методы математики,естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач;

- умение работать с компьютером как средством управления, готовность работать с программными средствами общего назначения

- способность использовать методы сбора, обработки и интерпретации информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности;

- способность использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитиче­ской и консалтинговой деятельности;

- способность составлять частное техническое задание, управлять небольшой груп­пой и оказывать помощь равным но квалификации и подчиненным, готов нести ответственность за результат собственных действий и (или) группы сотрудников на конкретном участке деятельности;

- способность и готовность участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследо­вательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории.

ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ

ВОПРОСЫ;

1. Предпосылки возникновения социологии.

2. Объект и предмет социологии.

3. Функции социологии.

4. Структура социологического знания.

5. Связь социологии с другими науками.

Литература:

Девятко, И. Ф. Состояние и перспективы социологической теории в мире и в России / И. Ф. Девятко// Социс. - 2007. - № 9. - С. 35-37. Кастельс, М Россия в информационную эпоху / М. Кастельс, Э. Киселева // Мир России. - 2001. - № I. - С. 35-66. Орлов, Г. П. Категории социологии: ггроблема классификации / Г. П. Орлов ;/Социолошческие исследования. - 1997.-№ 10.-С. 109-116. Оспанов, С. И. Об объекте и предмете социологии: логико-гносеологическое осмысление / СИ. Оспанов // Социологические ис­следования. - 1998. - № 3. - С. 62-72.

Подвойский, Д. Г. О предпосылках и истоках рождения социологиче­ской науки / Д. Г. Подвойский // Социс. - 2005. - № 7. - С. 3-12. Полякова, Н. Л. XX век в социологических теориях общества / Н. Л. Полякова. - М.: «Логос», 2004. - 384 с.

Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. - М.: Про­гресс, 1983 -605 с.

Рабочая книга социолога / отв. ред. Г.В.Осипов. - М: КомКнита, 2006. - 480 с.

Современная западная социология: словарь / сост.: Ю. Н. Давыдов [и др.] - М.: Политиздат, 1990. - 432 с.

Тошенко, Ж. Т. Парадигмы, структура и уровни социологического анализа / Ж. Т. Тощенко // Социс. - 2007. - № 9. - С. 5-16.

Учетные пособия и методические указания, разработанные кафедрой:

1. Игнатенко, Т. И. Объект и предмет социологии, ее структура и функ­ции: метод, указания / Т. И. Игнатенко, Г. Б. Старков; ВолгГТУ. -Волгоград, 2005. - 16 с.

2. Овчар, Н. А. Специальные социологические теории (теории среднего уровня): учеб. пособие / Н. А. Овчар. Н. В. Дулина / ВолгГТУ. - Вол­гоград, 2006. - 80 с.

Наши рекомендации