Социология как наука об обществе

Глава I

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ СОЦИОЛОГИИ

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ

Определение социологии как науки. Социология в системе соци­альных наук. Научный статус социологии: объект, предмет и мето­ды. Структура социологии. Функции социологии. Что такое обще­ство. Понятие общества. Социальные и социетальные системы. Об­щество как социетальная система. Общество и индивид. Государ­ство. Гражданское общество. Типология обществ. Эволюция, изме­нение, развитие общества

Определение социологии как науки

Когда во второй трети XIX в. О. Конт и Г. Спенсер закладывали основы социологии, трудно было предположить, что рождается наука, которую ждет столь большое будущее. Сегодня социология — одна из ведущих научных дисциплин.

Какие бы сложные и высокие задачи ни стояли перед челове­ком или группой, все они упираются в характер человеческих отношений, в умение и способности людей жить вместе, разде­лять какие-то общие ценности, нормы поведения, находить ком­промиссы при решении конфликтных ситуаций, которыми изо­билует наш мир. Чем сложнее проблемы, стоящие перед нами, тем большую роль в их решении играет личность и ее знание о человеке.

Каждому из нас, и специалисту особенно, важно не только хорошо знать свое дело, но и разбираться в жизненных интересах и социальных отношениях людей, на основе которых строится се­мья, студенческая группа, общество, мировое сообщество.

Социология помогает разобраться в сложных социальных сис­темах и структурах, понять, как живет и функционирует соци­альный мир.

В России и на Западе долгое время существовало мнение, что социальные знания нужны только тем, кто занимается полити­кой, культурой. Однако социальный мир исключительно сложен.



Он полон кризисов, конфликтов, противоречий. Кому из нас не нужно взаимопонимание, добрая воля? Легче не допустить конф­ликта, чем его разрешать. Это будет возможно тогда, когда мы будем способны к научному познанию окружающего мира. Социо­логия как раз и является наукой, позволяющей понять социальный мир, социальное взаимодействие личности.

Социологический анализ отражает решение трех главных воп­росов:

1. Как формируются социальные структуры, каковы причины и условия образования различных форм социальной организации?

2. Каким образом эти социальные структуры и образцы поведе­ния приобретают устойчивость и стабильность?

3. Как изменяются и разрушаются социальные структуры, како­вы причины социальной дезорганизации?

Ответы на поставленные вопросы выдвигают основные пробле­мы социологии: насколько возможен социальный порядок и ка­кими способами его добиться.

Социология — это научное изучение структурных механизмов изменения и функционирования общества и составляющих его компонентов — социальных групп, общностей, социальных ин­ститутов, возникающих в процессе социального взаимодействия людей.

Главная цель социологии — объяснение и рациональное пони-» мание поведения человека и социальной организации, благодаря чему становится возможным определение научных путей решения встающих перед обществом проблем.

Структура социологии

Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточ­но сложную структуру, исследуя социальные процессы и явления как на уровне общества в целом, так и на уровне личностных и межличностных связей. Социологическая наука делится на следу­ющие составные части:

1. Общетеоретическую социологию, направленную на выяснение общих закономерностей функционирования и развитие социума как целого и представляющую собой макросоциологическое ис­следование.

2. Социологию среднего уровня, направленную на выяснение об-» щих закономерностей действия и взаимодействия отдельных струк­турных частей социальной системы (например, социологию соци­альных групп, социологию города, социологию права, социоло­гию образования, социологию спорта, социологию труда, социо­логию семьи и т.д.).

3. Микросоциологию, изучающую социальные явления и процес­сы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. В такой структуре социологического знания находит свое выраже­ние соотношение общего, особенного и единичного.

В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Для теоретического исследования решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области со­циальной жизни. В центре эмпирических социологических иссле­дований находятся само накопление, сбор фактического материа­ла в указанной области (на основе непосредственного наблюде­ния, опроса, анализа документов, данных статистики и т.д.) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения.

Было бы серьезной ошибкой разрывать теоретическое и эмпи­рическое в социальном исследовании, как это было в недавнем прошлом, когда социология сводилась к эмпирическому исследо­ванию общественного мнения, к опросам. Это двуединые стороны целостного исследования.

Иной специфический аспект характеристики структуры социоло­гии отражает различение фундаментальной и прикладной социологии.

Основанием для такого деления служит различие в целях и за­дачах, которые ставятся перед социологическим исследованием. Фундаментальная социология направлена на построение и совер­шенствование теории и методологии, на обогащение основ самой социологической науки. Прикладная социология — на изучение прак­тических вопросов, отдельных сторон социальной жизни, на вы­работку практических рекомендаций в этой области.

Следует различать:

социальные исследования — широкое понятие, они проводятся в других общественных науках: экономике, политологии;

социологические исследования — ядро более широких социологи­ческих исследований.

Функции социологии

Социология выполняет многообразные функции, в которых проявляются ее предназначение и роль. В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на три основные: теоретико-позна­вательную, практически политическую и идейно-воспитательную. Разграничение этих функций не должно быть чрезмерно жестким, исключающим их взаимосвязь и взаимодействие.

Реализация теоретико-познавательной функции позволяет рас­ширить и конкретизировать знание о сущности общества, его струк­туре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социо­логии, так и в результате динамического развития самого объекта познания этой науки — социальной действительности. Особая роль принадлежит здесь эмпирической социологии и непосредственно специальным социологическим теориям.

Практически политическая функция социологии связана с тем, что эта наука не ограничивается познанием социальной реальнос­ти. Опираясь на это, она вырабатывает предложения и рекоменда­ции для политики и практики, направленные на совершенствова­ние социальной жизни, на повышение эффективности управле­ния социальными процессами. Социология не только описывает социальную жизнь, ее проявления в различных сферах и на раз­ных уровнях, но и дает им оценку с позиций гуманизма, общече­ловеческих ценностей. Таким образом, обогащение и совершен­ствование теории не самоцель, а необходимая предпосылка и ус­ловие оптимизации социальной жизни в интересах свободного и всестороннего развития личности. В этом плане социология — одна из теоретических основ политики и практики.

Тот факт, что в рамках социологии осуществляются не только теоретические и фундаментальные, но и эмпирические и приклад-

ные исследования, подчеркивает особенно близкую связь и тесное взаимодействие социологической теории и социальной политики и практики. На основе эмпирических социологических знаний об­наруживается социальное нездоровье общества, рост социальной напряженности и т.д., а в связи с этим должны вырабатываться политические и практические меры по их предотвращению и пре­одолению. Предвидение, планирование и прогнозирование явля­ются конкретными формами реализации практически политичес­кой функции социологии, из которых следуют функции социаль­ного проектирования и конструирования; управленческая и орга­низационно-техническая функции (разработка и внедрение соци­альных технологий).

Вопросы и задания

1. В чем суть социологического знания?

2. Чем социология отличается от философии, психологии и других гу­манитарных наук?

3. Расскажите о предмете изучения социологии.

4. Какова структура социологической науки?

5. Чем отличается фундаментальная социология от прикладной?

6. Что является предметом исследования макро- и микросоциологии?

7. Перечислите основные функции социологии.

Литература

Смелзер Н. Социология. — М., 1994.

Основы социологии: Курс лекций / Отв. ред. А. Г. Эфендиев. — М., 1993. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. — М., 1995. Социология: Учебное пособие / Отв. ред. Э.В.Тадевосян. — М., 1995. Харчева В. Основы социологии: Учебник. — М., 1997.

ОБЩЕСТВО КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ И ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

Что такое общество. Понятие общества

Общество следует понимать как исторический результат есте­ственно складывающихся взаимоотношений людей.

Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей. От дру­гих образований оно отличается собственными признаками и свой­ствами. Американский социолог Э. Шиле выделил следующие кри­терии, отвечающие понятию «общества»:

1. Оно не является частью какой-либо крупной системы.

2. Оно состоит из людей, браки которых заключаются, как пра­вило, между представителями данного объединения.

3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются представителями данного объединения.

4. Объединение имеет свою территорию, которую считает своей собственностью.

5. У данного объединения собственное название и собственная история.

6. Оно обладает собственной системой управления.

7. Объединение сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Э. Шиле достаточно полно характеризует общество с социоло­гической точки зрения, поскольку указывает на главные его при­знаки: семейно-брачные и кровно-родственные отношения; опи­сывает способ социального воспроизводства, систему управления (государство) и культуру, которые связаны социальной структу­рой, социальными институтами и социальной стратификацией.

В отличие от общества, государство — искусственный полити­ческий конструкт — учреждение или институт, призванный уп­равлять социальными отношениями. В то же время понятие «стра­на» включает в себя естественно сложившуюся общность людей (общество) и искусственное территориально-политическое обра­зование, имеющее государственные границы.

Итак, страна — часть света или территория, обладающая гра­ницами и пользующаяся государственным суверенитетом. Государ­ство — политическая организация страны, подразумевающая оп­ределенный тип власти (монархия, республика) и наличие аппа­рата управления (парламент, правительство). Общество — соци­альная организация не только страны, но и также нации, народ­ности, племени.

Понятия «общество», «государство», «страна» иногда по смыс­лу могут совпадать, но обязательно различаются по содержанию, поскольку отражают разные стороны одного и того же предмета. Рассматривая общество как социологическую категорию, можно констатировать, что это целостная организация, в рамках которой осуществляется совместное проживание людей. Это своеобразный организм или система, обладающая своими составными элемента­ми, пространственными и временными границами своего суще­ствования. Например, древнее общество, средневековое общество, современное европейское общество, французское общество, рос­сийское общество и т.д.

Итак, общество — это универсальный способ организации со­циальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей. Общество воз­никает по мере упорядочения, упрочения социальных связей, по­явления особых институтов, норм, поддерживающих и развиваю­щих эти связи.





^^шшат^я^шш^ш^ш^^шяяяшшяшшя^^^^^^^^^^^^^^^ш ^ш

Гражданское общество

Если из многообразия общественных отношений, взаимодей­ствий, статусов, ролей, институтов вычесть только те, которые относятся к политической сфере, то оставшаяся часть отношений называется в социологии гражданским обществом. Оно включает семейные, кровнородственные, межэтнические, религиозные, экономические, культурные отношения, отношения различных классов и слоев, т.е. все то, что неподконтрольно государству. В со­циологии это понятие появилось благодаря работам Г.Гегеля и К. Маркса. У Гегеля «гражданское общество» предстает как проме­жуточный институт между семьей и политическими отношениями в рамках государства. У К. Маркса термин «общество» редко упот­ребляется сам по себе. По мнению классиков, «гражданское обще­ство есть подлинный источник и театр всей истории». Таким обра­зом, объяснение политических событий, изменения в праве и раз­витии культуры надо искать в развитии структуры гражданского общества. Между принудительными государственными отношени­ями и экономической сферой производства пролегает область граж-

данского общества, а именно — область социальной жизни, кото­рая выступает в качестве феномена согласия гражданского и ин­дивидуального.

Типология обществ

Существует множество способов классификации обществ. Со­гласно марксистской традиции, тип общества определяется спо­собом производства, то есть тем, как используются и контролиру­ются экономические ресурсы.

Классификация обществ может быть составлена на основе господ­ствующих в них религий (например, православия) или языка (франко­язычное общество). Г. и Дж. Ленски классифицировали общества в соответствии с основными способами получения средств к сущест­вованию, но в то же время выявили и другие важные их черты.

1. Общества, живущие собирательством и охотой. Большинство таких обществ обычно ведут кочевой образ жизни, занимаются охотой, сбором ягод, корений и другой съедобной растительной пищи. Охотники и собиратели имеют самые примитивные орудия труда: каменные топоры, копья, ножи. Имущество этих людей ог­раничено самыми необходимыми предметами, которые они носят с собой, кочуя с места на место. Их социальная жизнь организует­ся на основе родственных связей. Политические структуры в этом обществе почти не существуют, во главе его обычно стоит старей­шина или вождь.

2. Огороднические общества впервые возникли на Ближнем Вос­токе примерно за четыре тысячи лет до нашей эры. В дальнейшем они получили распространение от Китая до Европы и сохрани­лись до настоящего времени, главным образом в Африке, на юге Сахары. Так же как в обществе охотников и собирателей, огород­нические общества не производят прибавочного продукта: люди трудятся, используя лишь мотыгу, не в состоянии создать высоко­производительную систему сельского хозяйства. Политические структуры этих обществ имеют до двух социальных слоев. Система родственных связей также является основой социальной структу­ры данных социумов.

3. Аграрные общества впервые возникли в Древнем Египте. Бла­годаря возросшей продуктивности сельского хозяйства, они мог­ли производить больше продуктов, чем требовалось для обеспече­ния сельского населения. Это создало возможность для возникно­вения городов, ремесел и торговли. На основе аграрных обществ возникло государство, была изобретена письменность, появились первые денежные системы и расширилась торговля. Стали склады­ваться более сложные политические организации, поэтому систе­ма родственных связей перестала быть основой социальной струк­туры общества. Тем не менее родственные связи продолжали иг-

рать важную роль в политической жизни — крупные гражданские и военные должности переходили от отца к сыну, большинство коммерческих предприятий были семейными.

4. Промышленные общества возникли лишь в конце XVIII в. под влиянием индустриализации Великобритании. Самые передовые современные промышленные общества сложились в Северной Америке, Европе, в Восточной Азии. Как и при переходе от ого­роднических обществ к аграрным, совершенствование технологии и использование новых источников энергии сыграли основную роль в развитии промышленных обществ. Промышленное производство связано с применением научных знаний, необходимых для управ­ления производственным процессом. Физический труд человека уступает место использованию тепловой, электрической, а в даль­нейшем и атомной энергии.

Создаваемый прибавочный продукт промышленного общества настолько велик, что обеспечивает жизнь больших масс населе­ния, сосредоточенных в крупных городах. В большинстве промыш­ленных обществ сложились высокоразвитые системы государствен­ного управления, включающие бюрократический аппарат и мощ­ные вооруженные силы. В то же время индустриализация способ­ствует дальнейшему ослаблению роли семьи.

Устойчивым в социологии является деление общества на тра­диционное, индустриальное и постиндустриальное. Под традицион­ным понимается общество с аграрным уклоном, с малоподвиж­ными структурами. В сегодняшнем понимании традиционное об­щество воспринимается как примитивное и отсталое.

Термин «индустриальное общество» впервые ввел К. А. Сен-Си­мон, подчеркивая тем самым иную производственную основу. Дру­гими важными чертами индустриального общества являются гиб­кость, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

Постиндустриальное общество — господство технократическо­го государства: приоритет знаний и образования и в то же время усиления социального контроля.

Понятие постиндустриального общества впервые было введено Д. Белл ом в 1962 г. Согласно Беллу, этот новый тип экономики имеет шесть характеристик:

— широкие торговые отношения между странами;

— большой излишек товаров;

— большой сектор обслуживания;

— разнообразие товаров, доступных среднему человеку;

— «информационный взрыв»;

— «глобальная деревня» — глобальная информационная сеть связи, которая делает возможным мгновенные всемирные комму­никации.

Постиндустриальное общество характеризуется растущей влас­тью технократов в экономической и политической жизни. В то же

время основное воздействие на принятие решений оказывают но­вые интеллектуальные технологии и новый интеллектуальный класс. Постиндустриальная экономика позволяет среднему человеку вы­сокоразвитых стран жить на таком уровне, о котором несколько поколений назад только мечтали.

Эволюция общества

Даже элементарное знакомство с историей формирует пред­ставление об изменчивости, развитии общества. У социолога это представление перерастает в потребность познания основных тен­денций социальной эволюции.

В XIX в. под воздействием дарвинизма прочные позиции занял эволюционизм — система взглядов, признающая объективный ха­рактер социального развития.

О. Конт определяющим фактором такого развития считал про­цесс знания. Развитие знания от теологической формы к научной обусловливает переход человека от военного общества к индуст­риальному.

Г. Спенсер видел сущность эволюции в усложнении общества. Движение общества от гомогенности к ее терогенности сопровож­дается ростом свободы индивидов.

Э.Дюркгейм считал, что эволюция общества сводится к пере­ходу от механической солидарности, основанной на неразвитости индивидов, к солидарности органической, возникающей на осно­ве разделения труда и социальной дифференциации.

Марксизм определяющим фактором социального развития счита­ет производственные силы, рост которых ведет к смене производства.

Отличительной чертой марксизма стала настоятельное стрем­ление соединить эволюцию с революцией. Маркс считал, что про­гресс возможен только на основе кардинального обновления спо­соба производства.

Значение эволюционизма заключается в том, что признается объективность развития общества. Однако процесс развития на­столько сложен, что теория эволюционизма, несмотря на его призна­ние, не могла ответить на вопросы, которые ставит жизнь: кризи­сы, распады обществ, исчезновения целых цивилизаций. Для объяс­нения этих явлений ученые обратились к теориям циклического развития: своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упад­ка — маятникообразное развитие (крайности — стабильность).

Вопросы и задания

1. Что такое общество? Дайте развернутое социологическое определе­ние этого явления.

2. Раскройте критерии понятия общества, выделенные Э.Шилсом.

3. Обоснуйте содержание понятий «страна», «общество», «государство». Покажите, что в этих понятиях общее, а что специфическое.

4. Дайте понятие системы.

5. Что из себя представляет общество как социетальная система и ка­ковы ее основные элементы?

6. Охарактеризуйте основные противоречия, возникающие между об­ществом и индивидом.

7. В чем особенности понятий «государство» и «гражданское общество»?

8. Обоснуйте главный критерий типологии общества.

9. В чем суть понятий «изменение», «развитие», «эволюция общества»?

Литература

Смелзер Н. Социология. — М.,1994.

Основы социологии: Курс лекций / Отв. ред. А. Г. Эфендиев. — М., 1993. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. — М., 1995. Социология: Учебное пособие / Отв. ред. Э.В.Тадевосян. — М., 1995. Харчева В. Основы социологии: Учебник. — М., 1997.

Глава II

СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК

ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

И СПОРТА

Общее представление о социологии физической культуры и спорта. Социология физической культуры и спорта как научная и учебная дисциплина. Базовые понятия учебного курса «Социология физи­ческой культуры и спорта». Содержание и структура, цель и задачи, функции социологии физической культуры и спорта. Сходство и основные отличия социологии физической культуры и спорта от других специальных наук. Исторические аспекты развития социо­логии спорта

И РАЗВИТИЯ

Содержание и структура,цель и задачи, функции социологии физической культуры и спорта

Физическая культура и спорт, заняв прочное положение в сис­теме явлений общей культуры человечества, стали полноправны­ми объектами изучения социологии — науки о движущих силах и закономерностях развития и функционирования общества.

Исторически сложилось так, что раньше всех сформировалось научное знание о теории физической культуры, психологии, пе­дагогике, цикле медико-биологических дисциплин и лишь впос­ледствии — социологическое знание о физической культуре и спорте. Разработка социологической теории в области физической куль­туры и спорта в западных странах началась в 1950—60-х годах, в России — в конце 1950-х годов.

Как любая научная дисциплина, социология физической куль­туры решает свои специфические проблемы и имеет свой пред­мет, отличный от других социальных наук. Ее объект — физичес­кая культура и спорт как общественные явления. Она исследует их социальную природу, законы их возникновения, развития и функ­ционирования, систему и закономерности, которые сложились и существуют в современном обществе. Решение данных проблем и составляет сущность ее как науки. В ее фукнции входит также изу­чение взаимосвязей физической культуры, спорта с другими об­щественными явлениями и сторонами культурной жизни обще­ства: с производством, социальной, политической и духовной сферами социума, с его природными основами. Значительное ме­сто отводится социологии физической культуры в решении про­блем воспитания и образования подрастающего поколения. В ней рассматриваются проблемы ценностно-потребительского отноше­ния людей к сфере физической культуры и спорта.

Исходя из предмета, определяющего специфические черты со­циологии физической культуры и спорта, можно заключить, что эта наука — одно из прикладных направлений социологии. Как на­учная и учебная дисциплина, она выясняет механизмы и характер общественных отношений в сфере физической культуры и спорта, рассматривает роль и место физической культуры и спорта в образе жизни людей, а также специальные взаимодействия в связи с их участием в физкультурно-спортивной деятельности [2]. Кроме того, по определению В.И.Столярова [3], социология физической куль­туры и спорта является научной дисциплиной, изучающей место физической культуры и спорта в обществе, их социальные функ­ции и связь с другими общественными явлениями, а также по­требности, интересы, ценностные ориентации и общественное мнение различных социально-демографических групп населения. Целью научной дисциплины «Социология физической культуры и спорта» является исследование физической культуры и спорта как общественных явлений, использование его результатов для построения закономерностей и тенденций их развития, прогнози­рование и принятие управленческих решений по совершенствова­нию работы в данной отрасли, а также интеграции физкультурно-спортивной деятельности в образ жизни населения страны.

В качестве учебной дисциплины социология имеет своей целью формирование мировоззренческих взглядов на физическую куль-




2—444



туру и является составной частью физкультурного образования. Она вырабатывает научные взгляды на развитие физической культуры, на общественную потребность в ней и исследует пути, способы удовлетворения этой потребности.

Социология физической культуры и спорта призвана вооружить специалистов по физической культуре знаниями социальных ас­пектов их профессиональной деятельности, способствовать уме­нию проводить конкретные социологические исследования с це­лью разрешения социальных противоречий, которые неизменно встают перед современными специалистами.

Задачи социологии физической культуры и спорта можно свес­ти к двум социально значимым проблемам: проблеме достижения массовости физкультурно-спортивного движения и разрешению социальных проблем спорта, спортивной деятельности.

Приоритетной задачей социологии физической культуры и спорта считается выявление факторов, позволяющих в полной мере достигнуть массовости физкультурно-спортивного движения. Эти факторы носят объективный и субъективный характер и подразде­ляются на две группы.

I группа — объективные факторы, определяющие массовость
физкультурно-спортивных занятий. К ним относятся:

• уровень развития материальной базы физической культуры и спорта;

• подготовка профессиональных кадров, их численность и каче­ство подготовки.

II группа — субъективные факторы, влияющие на разрешение
проблемы массовости физкультурно-спортивной деятельности. К ним
относятся:

• формирование общественного мнения и индивидуального сознания в отношении освоения ценностей физической культуры и спорта;

• формирование устойчивых мотивов, ценностных ориентации населения на физкулыурно-спортивную деятельность;

• воспитание у населения потребности в физкультурно-спортив­ной деятельности, актуализация значимости здоровья, уровня физической подготовленности, физической культуры личности в общей иерархии ценностей человека и общества.

Не менее значимой для социологии физической культуры и спорта является задача разрешения социальных проблем спорта, заключающаяся в решении следующих вопросов:

Что такое спорт и спортивная деятельность?

Как соотносится спорт с другими социальными явлениями?

Как осуществляется спортивная деятельность в структуре обра­за жизни и свободного времени?

Какие факторы стимулируют занятия спортом или, наоборот, препятствуют развитию спортивной деятельности?

Каким образом развивается спорт как самостоятельный соци­ально-культурный феномен?

Ответы на эти вопросы можно получить с помощью конкрет­ных социологических исследований (КСИ).

Определив цели и приоритетные задачи социологии физичес­кой культуры и спорта, можно представить структуру построения этой науки. Первая часть исследует развитие физической куль­туры как общественного явления (изучение проблем физической культуры и массового спорта, выявление динамики отношения людей к занятиям физическими упражнениями, анализ и прогноз развития физической культуры). Вторая часть социологии фи­зической культуры и спорта построена на изучении спорта как социально-культурного феномена, его противоречий, основных за­кономерностей и тенденций развития в современном обществе.

Социология физической культуры, являясь по своей сути при­кладной наукой по отношению к общей социологии, выполняет ее главные функции — теоретико-познавательные, мировоззрен­ческие и организационно-управленческие.

Теоретико-познавательные функции состоят в изучении соци­альных аспектов физической культуры и спорта, их места и роли в общественной жизни, социальных процессов, происходящих внутри физической культуры, в физкультурно-спортивных коллективах, добровольных спортивных обществах и других организациях. Ре­зультаты исследований дают прирост новосознания о социальных процессах, происходящих в сфере физической культуры и спорта.

Социология физической культуры и спорта выполняет прису­щие всякой науке описательную, объяснительную и эвристическую функции. Она описывает, накапливает и систематизирует факты, относящиеся к социальной природе и роли физической культуры и спорта. Раскрывая глубинную сущность происходящих в них про­цессов, прослеживая все характерные для них причинно-следствен­ные связи, она дает объяснение явлениям и событиям, относя­щимся к физической культуре и спорту. Используя все присущие современной науке средства и методы, она прогнозирует развитие событий в будущем, раскрывает намечающиеся тенденции, от­крывает новые факты и явления. В этом состоит ее эвристическая функция [6].

Мировоззренческая функция социологии физической культуры и спорта состоит в формировании общественного сознания по отно­шению к ценностному содержанию физической культуры и спорта, в распространении знаний о данном социальном феномене. Она исследует и раскрывает социальные функции физической культу­ры и спорта, формулирует мотивацию и интерес к занятиям фи­зическими упражнениями и спортом.

Исследуя пути, средства и формы вовлечения населения в ре­гулярные физкультурно-спортивные занятия, социология физи-





ческой культуры и спорта призвана давать практические рекомен­дации по организации и управлению в сфере физической культу­ры и спорта. Разрабатывая прогнозы развития социально-эконо­мической сферы отрасли, социология физической культуры и спорта выполняет свою организационно-управленческую функцию.

Литература

1. Виноградов П. А, Жолдак В. И., Чеботкевич В. И. Социология физи­ческой культуры и спорта: Учебное пособие. — Пенза, 1995.

2. Жолдак В. И., Коротаева Н.В. Социология физической культуры и спорта: Учебное пособие. — Малаховка, 1994.

3. Харчева В. Основы социологии: Учебник для средних специальных учебных заведений. — М., 1997.

4. Пономарев Н.А. Основы социологии физической культуры. — Л., 1976.



Глава III

Глава IV

Глава V

Литература

1. Государев Н. А. Так становятся чемпионами. — М., 1989.

2. Стамбулова Н. Б. Кризисы спортивной карьеры // Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 10.

3. Филин В. П. Теория и методика юношеского спорта. — М., 1987.





СПОРТ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Понятие личности в социологии

В повседневном и научном языке очень часто встречаются тер­мины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если стро­го подходить к определению этих понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек — понятие самое об­щее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода. Инди­видуальность можно определить как совокупность черт, отличаю­щих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях — биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале.

В социологии личность определяется как:

1) системное качество индивида, определяемое его включен­ностью в общественные отношения и проявляющееся в совмест­ной деятельности и общении;

2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он все­го лишь индивид. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременными условиями этого развития являются: 1) биологические, генетически задан­ные предпосылки; 2) наличие социальной среды, мира челове­ческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, — еще не человек в собственном смысле этого слова.

Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру.

Подойти к задаче характеристики личности можно двояким образом:

— с точки зрения ее структуры;

— с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, обще­ния с другими людьми.

Понятие «личность» показывает, как в каждом человеке инди­видуально отражаются социально значимые черты и проявляется его сущность как совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирова­ния личностных качеств, социальное содержание и социальные функции существующих в обществе типов личности, т.е. изучить личность и как источник общественной жизни, и как ее реального носителя. Конечно же, личность, с точки зрения социологии, обо-

значает единичного человека, проявляющего социально значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодей­ствию с другими людьми и тем самым способствующего стабили­зации и развитию общественных отношений.

Таким образом, социология личности как предмет изучения составляет отрасль знаний, в которой личность как объект и субъект социальных отношений действует в пределах социально-истори­ческого процесса и ценностных общественных систем. В отличие от социологии личности социология физической культуры и спорта сосредоточена на трех основных проблемах:

1) изучении личности спортсмена как элемента социальной си­стемы;

2) изучении личности спортсмена как объекта социальных от­ношений (воздействие общества на спортсмена, в том числе и в процессе его социализации, воспитания);

3) рассмотрении личности спортсмена как субъекта обществен­ных отношений, в том числе его социальной деятельности и ак­тивности.

Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности

Спорт как важный социальный феномен пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое в

Наши рекомендации