Социология как наука об обществе

Социология как наука об обществе

Социология —наука о социальных явлениях, происходящих в обществе. Она занимается изучением социальных институтов (право, государство и т.д.), социальных взаимоотношений между субьектами: личностями, социальными институтами.

Основные этапы развития социологии.

1. Древнейшее время. Ученые и философы обратили внимание на существование человека в обществе. Истоки социологии найти можно в рассуждениях мудрецов и ученых – в их мудрых советах по жизненным вопросам.

2. Эпоха Возрождения. Изучение различных сторон общества. Ученые средних веков подняли проблемы человеческих взаимоотношений. Это привело к складыванию модели общества, которое напоминает общину, в которой моральные нормы и порядок регулировались традициями и Богом. У человека была незначительная роль в обществе.

3. Эпоха Просвещения. Во время этой эпохи взгляды на общество и места в нем человека изменились. Дени Дидро, Клод Адриан Гельвецкий – анализировали общество, почему появилось неравенство, неоднородность общества. Человек – независимый субъект, его жизнь, поведение зависит от его усилий воли, так они рассуждали.

4. Классический этап развития (19-20 века). Можно выделить трех выдающихся мыслителей Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Карл Маркс.

К.Маркс обосновал, почему появилось социальное неравенство, проанализировал конфликты в обществе как явления, которые необходимы для развития общества.

М.Вебер разработал социологическую общественную теорию. Центральный пункт теории – от поведения человека в обществе зависят его взаимоотношения с другими людьми.Э.Дюркгейм, основал социологическую школу. Существование общества не зависит от действий отдельных личностей. Каждый индивид выполняет свою функцию.

Функции социологии как науки:

1.Познавательная, ее цель – изучить общество, понять его структуру, как взаимодействуют индивиды и их группы.

2.Концептуально-описательная, она предоставляет тем, кто изучает социологию, систему понятий, теорий и правил описания, которые отражают социальную реальность.

3.Оценочная. Оценка соответствия общества (институты, социальные организации) норм и прав ожиданиям социальных групп и индивидов, их целям, потребностям.

4.Объясняющая. Дает объяснение социальным событиям, явлениям, процессам основываясь на выявленные факты, закономерности.

5.Идеологически-мировоззренческая. Реализует определенные политическо-общественные идеалы.

6.Прогностическая. Делает прогнозы на основе закономерностей развития общества и познания тенденций, создание сценариев для различных событий, происходящих в будущем.

7.Управленческая. После выявления закономерностей развития, создания сценариев для различных событий в будущем – социология может управлять событиями, происходящими в обществе.

8.Обучающая (образовательная). Социология благодаря различным институтам по повышению квалификации, учебным заведениям может широко распространять социологические оценки и знания.

Предмет и объект социологии

Под объектом обычно понимают опред. часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него.

Таким образом, объектом социологии является общество, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества.

Объектами социологического познания могут являться:

глобальное мировое сообщество;

традиционное национальное общество;

микрообщество (социальная группа, семья и т.д.);

индивид.

Т.е. социология мало интересуется отдельно взятым индивидом, его поведением, мыслями, чувствами, а если интересуется, то лишь типичными, повторяющимися у всех, или очень многих. Соответственно эта наука принципиально и изначально безличностна. Социология подразделяет людей не на личностей, а на типы.

Предмет же социологии, поскольку он явл-ся результатом исследовательских действий, не может быть определен однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. И это естественно, т.к. предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.

Для лучшего понимания существа предмета социологии важно представить общество как структуру, т.е. как целое, состоящее из частей, взаимодействующих между собой в строго определенных границах. Каждая часть этой структуры испытывает на себе влияние остальных ее частей, а также сама оказывает обратное влияние.

Ошибочно полагать, что люди сами выбирают занятие, которое им кажется интересным. Подвергая научному анализу общество и мир социальных отношений, можно увидеть, что наш повседневный выбор во многом связан с обществом, которое нас окружает. То, как люди решают провести свое время, не зависит от «свободной воли», о которой говорят философы.

Девиантное поведение

Девиантное (отклоняющееся) поведение – поступок, деятельность субъекта, не соответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам.

Позитивная девиация – это такое отклоняющееся поведение, которое хоть и воспринимается многими как необычное, странное (ненормативное), но в то же время не вызывает неодобрения (сверхтрудолюбие, героизм и т.д.). Негативная девиация – это такое отклоняющееся поведение, которое однозначно вызывает у большинства людей неодобрительное осуждение (преступность, пьянство и алкоголизм, наркомания, проституция, бродяжничество и т.д.).

"Ядром" девиантного поведения в классификации Ф. Патаки являются:

- преступность;

- алкоголизм;

- наркомания;

- самоубийство;

- "преддевиантный синдром" - комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения. А именно:

аффективный тип поведения;

семейные конфликты;

агрессивный тип поведения;

ранние антисоциальные формы поведения;

отрицательное отношение к учебе;

низкий уровень интеллекта.

Классификация В. В. Ковалева построена на трех разных основаниях:

1) социально-психологическая:

- антидисциплинарное поведение;

- асоциальное;

- противоправное;

- аутоагрессивное.

2) клинико-психопатологическая:

- патологические;- непатологические девиации.

3) личностно-динамическая:- "реакции";- "развития";- "состояния"

Причины, формы девиации

Формы девиантного поведения:

-Гемблинг (игровая зависимость)

-Пищевая девиация:

· анорексия

· булимия

-Сексуальные девиации:

· педофилия

· зоофилия

· некрофилия

-Алкогольная зависимость

-Наркомания

-Трудоголизм

-Клептомания.

Причины девиантного поведения раньше пытались объяснить исходя из биологических особенностей нарушителей норм — специфическими физическими чертами, генетическими отклонениями; на основе психологических особенностей — умственной отсталости, различных проблем психического характера. При этом психологическим механизмом формирования большинства девиаций объявлялось аддиктивное поведение (аддикция — пагубное пристрастие), когда человек стремится убежать от сложностей реальной жизни, используя для этого алкоголь, наркотики, азартные игры. Итогом аддикции является разрушение личности.

Согласно концепции дезориентации, предложенной французским coциологом Эмилем Дюркгеймом (1858-1917), питательной почвой для девиаций являются социальные кризисы, когда происходит рассогласование принятых норм и жизненного опыта человека и наступает состояние аномии — отсутствия норм.

Американский социолог Роберт Мертон (1910-2003) считал, что причиной девиаций является не отсутствие норм, а невозможность им следовать. Аномия - это разрыв между предписанными культурой целями и доступностью социально одобряемых средств для их достижения.

Еще один вариант девиантного поведения в такой ситуации — бунт против общества, культуры и установленных целей и средств.

В соответствии с теорией стигматизации (или навешивания ярлыков) все люди склонны к нарушению норм, но девиантами становятся те, на кого «наклеен» ярлык девианта. Отметим, что в современном мире девиантное поведение наиболее характерно для молодежи как нестабильной и наиболее уязвимой социальной группы.

Делинквентное поведение

Совокупность противоправных поступков называют делинквентным (преступным) поведением.

К числу делинквентных относятся административные правонарушения, выражающиеся в нарушении правил дорожного движения, мелком хулиганстве (сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан). В качестве административных правонарушений рассматриваются также распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и в других общественных местах; появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения родителями или иными лицами. Влекут за собой административную ответственность и такие деликты, как занятие проституцией, распространение порнографических материалов или предметов и др., перечень которых в законодательстве об административных правонарушениях достаточно обширен.

Особую общественную опасность представляет такой вид делинквентного поведения, как преступление. Преступлениями являются только те общественно опасные деяния, которые предусмотрены уголовным законом и запрещены им под угрозой наказания. К ним относятся кражи и убийства, угоны автомобилей и вандализм (осквернение сооружений и порча имущества), терроризм и изнасилования, мошенничества и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Эти и многие другие преступления влекут наиболее строгие меры государственного принуждения — наказание и иные меры уголовной ответственности (общественные работы, штраф, арест, лишение свободы и др.), которые применяются к лицам достигшим возраста уголовной ответственности: 16 лет, а за некоторые преступления — 14 лет. Совершение деяний, признаваемых преступлениями, лицами, не достигшими уголовной ответственности, влечет применение мер воздействия, носящих воспитательный характер (объявление выговора или строгого выговора, помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение и др.).

Основные признаки общества

Американский социолог Э. Шилз выделил следующие признаки общества:

· оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;

· браки заключаются между представителями данной общности;

· оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;

· оно имеет свою территорию;

· у него есть самоназвание и своя история;

· оно обладает своей системой управления;

· оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

· его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

Важнейшей отличительной чертой общества является его автономность и высокая степень саморегуляции. Автономность общества заключается в его многофункциональности, способности создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и представлять им широкие возможности для саморазвития и самоутверждения.

Саморегуляция общества достигается тем, что общество управляется и регулируется внутренними структурами, на основании собственных норм и принципов поведения, без вмешательства извне.

Кроме того, любое общество развивается через обновление и преемственность. Это достигается за счет того, что каждое новое поколение людей, включается в сложившуюся систему отношений и подчиняется общепринятым правилам и нормам.

Социальная сущность семьи

Семья – один из наиболее древних и значимых социальных институтов. При всём разнообразии исходных позиций социологи сходятся в том, что семья и необходимость её сохранения возникают из потребностей в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Семья, столь многослойное социальное образование, которое сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и, шире, социализации социологии образования, политики и права, труда, культуры и т.д., позволяет лучше понять процес.
В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой – малая социальная группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда её зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно – относительная самостоятельность.
Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сёстрами, и другими родственниками, живущими вместе с ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами.

Функции семьи и брака

Семья выполняет ряд функций, обеспечивающих жизнедеятельность общества. Важнейшими из них, по мнению большинства специалистов, являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная.

Функции:

а) репродуктивная — в любой семье важнейшей является проблема деторождения.

б) хозяйственно-экономическая — включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;

в) регенеративная — (лат. regeneratio — возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей.

г) образовательно-воспитательная — (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;[26]

д) сфера первоначального социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

е) рекреативная — (лат. recreatio — восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.

ж) духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

з) социально-статусная — предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

и) психотерапевтическая — позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

Типология социальных групп

По общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные, по непосредственности взаимосвязей — на реальные и номинальные, по значимости — на референтные и группы членства. Типологии выделяются по количеству человек и по уровню развития.

По количеству членов выделяют большие, малые группы и микрогруппы. Состав микрогрупп включает двух или трех человек (связующие факторы: чувства дружбы, общее дело и т. д.). Большие группы изучаются с точки зрения массовидных явлений психики (толпа, аудитория, публика).

Малая группа — такая группа, участники которой лично знают друг друга.

Значимость малой группы определяется устремлениями индивида. Если он ориентируется на мнения членов группы, группа является источником социальных установок субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы. Референтная группа имеет две основные социальные функции: нормативную и сравнительную.

По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплоченности (ассоциации, диффузные группы) и группы высокого уровня развития (коллективы).

Группы рассматривают с точки зрения отношения к социуму: позитивное отношение — просоциаль-ные, негативного — асоциальные. Любой коллектив является хорошо организованной просоциальной группой, поскольку ориентирован на пользу обществу. Хорошо организованная асоциальная группа называется корпорацией. Корпорация обычно характеризуется замкнутостью, жесткой централизацией и авторитарным управлением.

Социометрия малых групп

Социометрия - проект социальной науки в целом. Основная идея этого проекта - малая группа - модель общества, на ее примере видно, что для жизни людей важна как объективная структура, создаваемая функциональными обязанностями, так и структура эмоциональных отношений - структура эмоциональных отношений должна быть выявлена специальными методами.

Социометрия в современной социологии - это метод изучения структуры неформальных отношений в малых группах. Он основан на том, что эмоциональные отношения в группах распределены неравномерно (как и доверие, авторитет, признание каких-то качеств), а так же на том, что определение этих отношений связано с поведением людей в ситуациях выбора. В социометрии такую ситуацию создает специальный вопрос - социометрический критерий. Чем точнее определен критерий, тем точнее будут получены результаты.

По результатам социометрического опроса заполняется таблица, представляющая собой данные о сделанных и полученных выборах - социологическая матрица. Результаты опроса могут быть представлены графически в виде социограммы, наглядно представляющей структуру межличностных связей.

Малой группой называют небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют между собой. Примером малой группы может служить школьный класс, производственная бригада, спортивная команда, семья, компания друзей и т.п.

Размер малой группы может колебаться от 2-3 до 20-25 человек (при оптимальной численности 7-9 чел.). Наблюдения показывают, что группы с бoльшей численностью неизбежно распадаются на несколько малых групп.

Социология борьбы

Если понятие социального конфликта выражает форму проявления социальных противоречий, то понятие социальной борьбы представляет собой одну из форм разрешения этих противоречий.

Характеризуя это понятие, прежде всего, следует отметить разные масштабы его проявления: ---социальная борьба крупного масштаба, т.е. борьба, в которой противоборствующими сторонами выступают крупные страны и государства или их объединения;

-борьба между монополиями, предпринимателями или отдельными производствами и предприятиями.

-борьба в рамках отдельно взятого производства, региона или отдельно взятого коллектива, т.е. когда социальная борьба развертывается на уровне микрообъекта.

В зависимости от того, какие противоречия разрешаются в ходе, различаются формы социальной борьбы:

- вооруженная борьба, которая ведется на уничтожение противника, с целью захвата или защиты территории или отстаивания своих интересов

-невооруженная борьба, т.е. такая борьба, которая ведется с помощью административно-правовых средств, моральных норм, писанных и неписаных правил.

С точки зрения механизма протекания социальная борьба может иметь резкий, взрывной характер, принимая форму вооруженного конфликта, а может иметь плавный, перманентный характер, растягиваясь во времени на долгие годы, образуя своеобразный политический фон общественной жизни.

В любой социальной борьбе выделяются два противоборствующих полюса и нейтральная масса людей. Политика социальной борьбы как раз таки и заключается в том, чтобы раскачать эту массу людей и перетянуть на свою сторону как можно больше сторонников и сочувствующих.

Феномен группового давления

С точки зрения личности, включенной в группу, этот феномен будет называться феноменом конформизма. Конформизм – изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.

Групповые нормы.

Это совокупность правил и требований, вырабатываемых группой и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения, общения, взаимодействия и взаимоотношений членов группы.

Группа сохраняет себя как целое и быстрее достигает цели, стоящей перед ней, если членами группы признаются и выполняются групповые нормы.

Групповая сплоченность

Групповая сплоченность – один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов.

Феномен лидерства

Лидерство – процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу.

40. Лидер и управление группой

Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы.

Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Формальный лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других и благодаря своим деловым и личным качествам.

три стиля управления:

· авторитарный;

· демократический;

· попустительский.

Авторитарный стиль управления. Для него характерны жесткое единоличное принятие руководителем всех решений, жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности. Сотрудники должны исполнять лишь то, что им приказано. При этом они получают минимум информации. Интересы сотрудников во внимание не принимаются.

За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим.

Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.).

Демократический стиль управления. Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников, выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками; руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учету их интересов, потребностей, особенностей.

Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов группы; каждый сотрудник может выражать свои мнения по разным вопросам, не опасаясь какой-либо мести либо одергивания

Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически-коммуникативных способностях руководителя.

Попустительский стиль управленияхарактеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» , а с другой — «минимумом контроля.

Этот стиль управления характеризуется безынициативностью, невмешательством в процесс тех или иных работ. Вследствие чего:

Лидера должен владеть всеми тремя стилями и умело применять их в зависимости от конкретной обстановки, специфики решаемых задач, социально-психологических особенностей сотрудников и своих личных качеств.

41. Конфликт и его природа

Социальный конфликт – это открытое противоборство, столкновение двух или более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

Когда конфликт в организации неуправляем – это может привести к деградации коллектива и организации в целом. Большинство ассоциирует конфликт с агрессией, спорами, враждебностью, войной. В результате есть мнение, что конфликт по возможности необходимо избегать или немедленно разрешить.

Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными.

Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют – деструктивными.

80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.

Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены.

Конфликтогены – это слова, действия (или бездействия), могущие привести к конфликту.

Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное. Конфликт обостряется и охватывает все больше людей.

Анализ конфликтов полезно начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности А. Маслоу подразделяет на пять основных типов: 1) физические потребности; 2) потребности в безопасности; 3) социальные потребности; 4) потребности в достижении престижа, знаний, уважения; 5) высшие потребности в самовыражении, самоутверждении. Все желания, стремления индивидов и социальных групп можно отнести к какому-либо типу этих потребностей. Сознательно или бессознательно индивиды мечтают добиться своей цели в соответствии с потребностями.

42. .Виды конфликтов

Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий следующим образом.

1. Личностный конфликт. Эта зона включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты могут быть связаны, например, с излишней зависимостью или с ролевой напряженностью.

2. Межличностный конфликт. Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп.

3. Межгрупповой конфликт. Некоторое число индивидов, образующих группу (т.е. социальную общность, способную на совместные скоординированные действия), вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, сформировать группу, облегчающую действия в конфликте.

4. Конфликт принадлежности происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.

2. По характеру причин:

- объективные

- субъективные

3. По сфере общественной жизни:

- экономические

- политические

- социальные

- идеологические

- юридические

- семейно-бытовые

- социально-культурные

4. По времени протекания:

- быстротечные (динамичные)

- затяжные (статичные)

5. По масштабу:

- локальные

-широкомасштабные

6. По сфере приложения:

- конструктивные (деловые, созидательные)

- деструктивные (личностные, разрушительные)

7. По последствиям:

- позитивные

- негативные

8. По психическому состоянию сторон:- разрушительные;- эмоциональные

9. По степени проявления:

- скрытый – когда люди скрывают своё противоборство

- открытый – это конфликт явный, на лицо столкновения

43. Пути выхода из конфликта

Чтобы эффективно управлять конфликтами менеджеру необходимо:

  • определить вид конфликта
  • его причины
  • его особенности,
  • а затем применить необходимый для данного типа конфликта способ разрешения.

принципиальным значением в вопросе разрешения конфликта является выбор стратегии выхода из него, что зависит от различных факторов: личностные особенности оппонента, уровень нанесенного ущерба, статус оппонента, возможные последствия и т.п. Можно выделить пять основных стратегий выхода из конфликтной ситуации:

· конкуренция;

· компромисс;

· сотрудничество;

· избегание;

· приспособление.

Конкуренция, т. е. соперничество, заключается в навязывании противоположной стороне предпочтительного решения для себя. Такой стиль поведения может использовать человек, обладающий сильной волей, авторитетом, властью.

Компромисс как стратегию выхода из конфликта необходимо применять в случае, когда стороны хотят достичь согласия, урегулировать отношения.

Стратегия избегания обычно реализуется, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон и нет необходимости отстаивать свои права.

Стратегия приспособления заключается в том, что стороны действуют совместно, отстаивая при этом собственные интересы, в целях сглаживания конфликтной ситуации и восстановления стабильной рабочей обстановки.

44. Педагогика как наука

Педагогика — одна из общественных наук, которая исследует процесс воспитания человека, то есть её предметом является воспитание: как из ребёнка в ходе его общения и взаимодействия с общественными коллективами воспитывается личность. Этот процесс протекает по свойственным ему законам, то есть в нём проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определённые изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика. Одно из практических направлений современной педагогики — неформальное образование.

Педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Научные знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять педагогическим процессом развития личности. В свое время великий русский педагог К.Д.Ушинский предосте­регал от эмпиризма в педагогике, справедливо отмечая, что недостаточно основываться только на личном, хотя бы и удачном, опыте воспитания. Педагогическую практику без теории он срав­нивал со знахарством в медицине.

Для определения педагогики как науки важно установить гра­ницы ее предметной области или ответить на вопрос, что же она изучает. В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает осмысление ее объекта и предмет

45. Предмет и основные задачи педагогики

Предметом педагогики как науки является педагогический процесс, т. е. процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях той или иной педагогической системы.

Предмет педагогики есть везде, где:

осуществляется образование, воспитание, обучение, развитие и самоорганизация граждан;

оказывается педагогическое влияние на воспитанность, образованность, облученность, граждан;

Объектами педагогики могут быть ученики, воспитанники, учебные коллективы, учителя, воспитатели, педагогические коллективы, а также относящиеся к области воспитания и образования явления, которые обусловливают развитие индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Задачи педагогики – описание, объяснение прогнозирование явлений и процессов, происходящих в сфере образования.

Следует различать теоретические и практические задачи педагогики. Педагогика как наука - решает несколько важных теоретических задач:

• нахождение закономерностей образования, обучения, воспитания;

• изучение и обобщение практического опыта педагогической деятельности;

• разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;

• прогнозирование развития образовательных систем;

• внедрение результатов педагогических исследований в практику, расширение связей теории и практики;

• разработка новых концепций, учебных программ, стандартов, учебников и учебно-методических материалов

46. Основные методологические принципы и методы педагогики

При проведении педагогического исследования необходимо руководствоваться следующими принципами:

· исходить из объективности и обусловленности педагогических явлений: они существуют и развиваются в силу действия внутренних объективных законов, противоречий, причинно-следственных связей;

· обеспечивать целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов;

· изучать явление в его развитии;

· изучать данное явление в его связях и взаимодействии с другими явлениями;

· при выборе методов исследования исходить из того, что для решения любой научной проблемы используется не один, а комплекс взаимодополняющих методов;

· методы исследования должны быть адекватны существу изучаемого предмета;

· рассматривать процесс развития как самодвижение и саморазвитие, обусловленное присущими ему внутренними противоречиями, выступающими как движущая сила и источник развития;

Методы исследования - это способы получения достоверного знания, достижения конкретных научных результатов, это приемы, процедуры научного познания. В зависимости от уровня исследования, его целей и этапов выделены три группы методов: эмпирические, теоретические и математические.

Эмпирические методы служат сбору данных о состоянии объекта исследования, получению и фиксированию научных фактов. Они же служат изучению и обобщению педагогического опыта, анализу состояния практики воспитания, выявлению проблем. К ним относятся наблюдение, изучение продуктов деятельности, литературы, документов, опросные методы, социометрия, метод независимых характеристик и др.

Теоретические методы используются в основном в фундаментальных исследованиях и на этапе осмысления, обобщения фактов, служат интерпретации эмпирических данных, для обоснования научных положений и построения теорий. К теоретическим методам относятся анализ и синтез, абстракция и конкретизация, классификация, сравнение, реферирование, мысленный эксперимент, моделирование, мозговая атака, операции с научной терминологией и пр.

Математические методы служат установлению количественных зависимостей между явлениями. К ним относятся регистрация, ранжирование, шкалирование и пр. Педагогика стремится использовать математический язык для описания своих теорий.

47. Система образования в Республике Беларусь

Национальная система образования РБ включает:

- дошкольное образование;

- общее среднее образование;

- внешкольные формы образования;

- профессионально-техническое образование;

- среднее специальное образование;

- высшее образование;

- подготовку научных и научно-педагогических кадров;

- повышение квалификации и переподготовку кадров;

- самостоятельное образование граждан.

В с

Наши рекомендации