Второй вопрос. основные политические идеологии современности
Общественно-политические системы государств представляют собой единый организм, в котором сосуществуют разнородные политические силы и отражающие их идейно-теоретические течения. Эти течения не просто существуют и сосуществуют, но взаимодействуют, взаимопроникают или находятся в противоречии друг с другом. Нередко противоречия носят принципиальный характер, что позволяет нам говорить о существовании различных течений и направлений современной западной общественно-политической мысли. Как отмечают ряд отечественных и зарубежных исследователей: в новейших концепциях западной социально-политической науки значительное место отводится вопросам человеческого измерения политических процессов. К основным политическим идеологиям современности можно отнести либерализм, консерватизм и социал-демократизм. Понятие «либерализм» используется, как правило, в двух смыслах.
Либерализм- это образ мышления и деятельности, умонастроение, для которого характерна независимость по отношению к традициям, привычкам , догмам, стремление и способность к активному самоопределению в мире.
Либерализм определяется как совокупность идейно-политических учений, политических и экономических программ. Ставящих своей целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного или общественного принуждения по отношению к индивиду. В обоих случаях речь идёт об идеях, восходящих к периоду буржуазных революций 17-18 веков. Исходные принципы, классического либерализма изложены в трудах Дж. Локка и Ш. Монтескьё.
В мировоззренческом смысле либерализму соответствуют свобода от групповых, классовых, националистических и иных предрассудков, терпимость, гуманизм, индивидуализм, демократизм. В целом либеральное мировоззрение с самого начала тяготело к признанию идеала индивидуальной свободы, в качестве универсальной цели. Предпосылкой либерального мировоззрения является вычленение человеческой индивидуальности, осознание ответственности отдельного человека перед обществом, утверждение представлений о равенстве всех людей в своём врождённом, естественном праве на самореализацию.
В политической области либерализм ориентирован на признание прав человека, разделение властей, свободы выбора занятий, свобода конкуренции. В экономической области либерализм требует отмены регламентаций и ограничений со стороны государственной власти, простора для частной инициативы, создание максимально свободных условий развёртывания частного предпринимательства.
В социальной сфере либерализм исходит из естественного неравенства людей. Социальное неравенство – естественное и закономерное. Новейшее развитие привело к возникновению неолиберализма – доктрины, сохраняющей верность принципам демократии, свободной конкуренции, частного предпринимательства, но полагающей, что они не смогут достичь успеха автоматически, а требуют постоянного вмешательства государства, создающего благоприятные условия для их реализации. Неолиберализм это попытка приспособить либеральные принципы к современной социальной действительности (см. Современная западная социология; словарь – М.: Политиздат 1990, с. 185). Современный либерализм весьма сложное и неоднородное общественно-политическое явление, которое развивается под влиянием и во взаимодействии с другими идейно-политическими течениями, прежде всего консерватизмом. На основании взаимодействия – «либерализм-консерватизм» американский политолог Д. Белл выделяет следующие типы либерализма : «либеральный консерватизм» - выступающий за свободный рынок и права человека поступать со своей жизнью по собственному усмотрению; «консервативный либерализм» - ….. за смешанную экономику, и «либеральный либерализм» - выступающий за крупные правительственные расходы на социальные программы и за демократический контроль правительства со стороны масс. По приоритетным началам выделяет типы либерализма немецкий социолог и политолог Ральф Дарендорф:
1. Экономический либерализм делает акцент на экономическую сферу. Среди приверженцев этого направления – сторонники лозунга «рынок всегда прав» и сторонники согласованных усилий государства и профсоюзов по регулированию рынка и предотвращению социальных конфликтов.
2. Сторонники «правового государства».
3. «Социал-либерализм», который видит свою задачу в обеспечении «социальных предпосылок» свободы или реализации социальных прав всех членов общества.
4. «Радикал-либерализм» - провозглашает своей целью предоставление максимальному числу людей максимума возможностей.
Исторически общественная, в том числе и социально-политическая мысль запада разделилась на два магистральных направления: либерализм и консерватизм.
Консерватизм – политическая идеология, ориентирующаяся на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь её морально-правового оснований, воплощённых в нации, религии, браке, семье, собственности. Термин «консерватизм» впервые ввёл в научный оборот французский писатель Ф. Шатобриан для обозначения феодально-аристократической идеологии периода Великой французской революции. Важнейшими консерваторами 18 начала 19 века были А. Мюллер, А. Мозер, Ф. Новалис, Ф. Шталь в Германии, Э. Бёрк, У. Вордсворт, С. Кольдридж в Англии, де Местр, Ф. Ламенне, Бональд во Франции.
Основателем классического консерватизма стал Э. Бёрк. Им был сформулирован главный принцип консерватизма: «все люди имеют равные права, но не одни и те же блага». К «заповедям классического консерватизма (XVIII-XIX веков) относятся:
· вера в то, что божественное проведение управляет миром и все политические проблемы являются религиозными по своей сути;
· убеждение в необходимости классового и сословного деления общества;
· признание в качестве единственного возможного только «нравственного равенства»;
· убеждение в том, что основой общественной свободы, является частная собственность;
· вера в «право давности» и традиции народа;
· рассмотрение человека как несовершенного, неразумного существа. Подверженного греховному падению (человеческая природа низменна, несовершенна, порочна);
· убеждение в том, что существование строгих границ между классами и сословиями необходимо для социальной стабильности.
Консервативное мировоззрение представляет собой комплекс принципов – главные из которых – традиции, религиозность, авторитет, свобода и ответственность, естественное неравенство людей, скептицизм. Консерватор в отличие от либерала – носитель интерактивного сознания, для него интересы государства выше, чем интересы индивида или какой-то социальной группы. По мнению учёного М. Оукшота, «быть консерватором … означает предпочитать известное неизвестному. То что испытано, тому, что не прошло проверку практикой, факт – выдумке, действительность - тому, что возможно, ограниченное – безграничному, близкое – далёкому, достаточное – изобилию, сегодняшнее веселье – утопическому блаженству». В настоящее время консервативные настроения на Западе вылились в форму неоконсерватизма.
Под лозунгом «работа, семья, добрососедство» неоконсерваторы в конце 70-х годов – начале 80-х прошлого века пришли к власти в США, Англии, ФРГ и др. странах. Неоконсерваторы проявляют большую склонность к либеральным ценностям, мягче относясь к государственному регулированию. Участию населения в управлении, но и требуют укрепления законности и порядка. Неоконсерватизм предложил обществу ясные духовные приоритеты семьи, религии, социальной стабильности (на базе взаимной ответственности граждан и государства, уважения права). Приверженность рыночному хозяйству, привилегированность отдельных слоёв рассматривается им как основа для сохранения универсальных нравственных законов; человеческих качеств. Сам человек обязан отвечать за сохранение человеческого начала, рассчитывая на собственные силы и локальную солидарность, но при известной помощи государства. Эта модель отличается от либеральной (когда индивид представлен сам себе). Государство же должно основываться на морали, обеспечивая экономические и политические условия, для развития институтов гражданского общества ориентируясь на демократию. В современном консерватизме органически сочетаются две тенденции: уважение классического либерализма к свободе отдельного индивида и традиционная для консерваторов защиты таких ценностей как религия, семья, закон, порядок, протестантская этика. ( М.С. Вершинин, Н.С. Теплова).
Одной из популярных политических идеологий современности является социал-демократия. Социал-демократия – идейно-политическое течение пытающееся соединить представления об обществе социальной справедливости с рядом либеральных идей и представлений. Так, разделяя воззрения социалистов о движении буржуазного общества в направлении строя социальной справедливости, социал-демократия признаёт большую роль индивидуальных ценностей, отдавая при этом приоритет моральным источникам и факторам исторического процесса. При этом категорически отрицаются революционные методы упрочнения социалистического строя утверждается исключительность эволюционных механизмов замены одного общества другим, признавая ведущую роль рабочего класса, социал-демократия вместе с тем требует социального равенства для всех групп граждан независимо от их общественного положения, разделяет основанные принципы политического плюрализма и смешанной экономики. Кредо социал-демократии покоится на необходимости политического осуществления свободы, справедливости и солидарности.
Социал-демократизм как одно из направлений социалистической мысли и политической практики XX века взяли за основу своей программы действий концепцию демократического социализма. (термин К. Каутского). В содержательном плане - ДС. предполагает государственное регулирование экономической жизни и смешанную экономику; участие трудящихся в принятии решений на уровне кампаний и предприятий; участие профсоюзов в разработке национальной экономической политике; самоуправление коллективов рабочих и фермеров, национализация ряда крупных промышленных предприятий; контроль государства за деятельностью транснациональных компаний; обеспечение минимального уровня равенства граждан в сфере образования, здравоохранения, культуры и информации; разработка согласованного законодательства по защите окружающей среды и обеспечение политической стабильности в мире. Как понимают сущность социализма современные социал-демократы. Социализм в их понимании – это не общественный строй, а процесс, причём непрерывный и не имеющий конца. В основе такого понимания социализма лежит известная формула Э. Берштейна: «движение всё цель ничто». Исходя из такого понимания социализма социал-демократы не делают традиции из поражения на парламентских выборах. Так как согласно их концепции социализм на практике в той или иной степени являются в виде отдельных элементов и институтов. Лидеры международной социал-демократии уверены в том, что у социализма есть шанс стать знаменитой политической силой XXI века, если серьёзно пересмотрит свою идеологическую политику и откажется от концепции, которая завела его в тупик. Что это означает конкретно? Прежде всего признать тот факт, что мировая капиталистическая система оказалась более жизнеспособней, чем это представляли все теоретики социализма. ( см. Документы XIX конгресса Социнтерна/ Берлин 1992 г. ).
Социал-демократия не делает трагедии из падения коммунистических режимов в странах Восточной Европы и распада СССР. Она внимательно изучает уроки поражения и считает, что в XXI веке обновлённый социализм может дать достойный ответ на поставленные временем вопросы. Главное в том, чтобы найти правильный баланс между индивидуальными и коллективными началами жизни.
Резюмируем наиболее важные положения данной темы. Роль политической идеологии в жизни общества детерминирована не только выражением интересов определённых социальных групп, но и потребностью людей в целостной, непротиворечивой ориентации в социально-политических отношениях. Как свидетельствует исторический опыт: в модернизирующихся странах, при выборе пути развития значение политической идеологии возрастает в борьбе за захват и удержания политической власти.