Исламский мир: единство и многообразие

Исламский мир - понятие широкое, охватывает страны с населением ок. 750 млн. человек, где ислам - господствующая религия, оказывает значительное влияние на общ.-полит. развитие, политическую жизнь.
До II мировой войны исламские государства - колонии и зависимые госуд-ва, входили в состав колониальных империй Великобрит. и Франции.
Национально-патриотическая модель развития.

После войны - две модели развития этих стран. 1) подъем антиколониального движения, приход к власти нац.-патриот. режимов. Победа революции в Египте, получил независимость Судан. После серии военных переворотов в 1970 г. Ирак был провозглашен нар-дем. республикой. В бывших колониях Франции власть также перешла в руки патриотически настроенных военных. В Сирии после нескольких переворотов к власти пришли лидеры, ориентирующиеся на реформы. В 1958 г. Сирия объединилась с Египтом в единое федеративное государство — Объединенную Арабскую Республику (ОАР). Недовольство положением, когда руководящие посты в администрации ОАР оказались в руках египтян, привело в 1961 г. к расторжению союза, но ориентация на реформы в Сирии сохранилась.
Сложный путь к независимости прошел Алжир, где сложилась многочисленная община выходцев из Франции, не мыслящая себе жизнь в не зависимом от нее государстве. В 1954 г. в Алжире началась вооруженная борьба за независимость, которая унесла жизни не менее 1 млн человек. В 1956 г. Франция признала независимость Марокко и Туниса, однако не оставляла попыток удержать Алжир, и только в 1962 г. Франция вывела войска из Алжира, кот. был провозглашен народно-демократ. республикой.


Т.о, общей чертой развития стран Северной Африки и Ближнего Востока стала упорная борьба за национальное освобождение. Особую роль в этой борьбе играла армия, патриотически настроенное офицерство.
Оказавшись у власти, военные, как правило, брали курс на ускоренную модернизацию экономики. Проводились национализация собственности иностранных компаний, аграрные реформы, создавались условия для внедрения передовых технологий землепользования.
Еще одна общая черта - постепенное развитие гражданских форм общественной жизни. Военные лидеры становились руководителями политических партий. В Египте, Сирии и Ираке возникли партии арабского социалистического возрождения — БААС. Они являлись коалицией различных левых политических сил коммунистической, социал-демократической, патриотической ориентации. Складывались и оппозиционные движения, которые чаще всего запрещались.


Во внешней политике эти страны, как правило, искали себе союзников, не связанных с бывшими метрополиями. Большинство из них заключили договора о дружбе и союзе с СССР, который оказывал им техническую помощь и содействие в развитии энергетики, тяжелой индустрии, военной мощи. Пример такого сотрудничества - строительство в 1950-е гг. в Египте плотины позволившей улучшить землепользование в долине Нила, ставшей крупнейшим центром энергетики.

Традиционализм в исламском мире. Вторая модель развития стран исламского мира была связана с сохранением традиционных для них монархических режимов, сотрудничающих с индустриальными державами Запада, бывшими метрополиями. К таким странам относились Саудовская Аравия, Иордания, Марокко, Иран, ОАЭ (Объединенные Арабские Эмираты). К ним примыкали страны, экономически ориентирующиеся на рынки развитых стран, получающие от них военную помощь. Турция является членом НАТО. Пакистан участвовал в большинстве военных союзов, созданных США и Великобританией на Среднем Востоке в период «холодной войны».
Традиционалистские режимы также стремились к модернизации своих стран, однако их возможности оказались ограничены. В этих странах не было подъема массового освободительного движения. Модернизация осуществлялась «сверху», большая часть населения относилась к переменам негативно.

Политика модернизации вИране провалилась. В 1961-1970-е гг. монархический режим, используя огромные доходы от продажи нефти и помощь США, вступил на путь модернизации. По темпам экономического роста (13% — 14% в год) Иран сравнялся с Японией в годы «экономического чуда». Строились центры индустрии, внедрялась европейского типа система светского образования, предоставлены равные права женщинам, в деревнях создавались фермерские, хозяйства. Все эти мероприятия ломали традиционный, привычный уклад жизни. Несмотря на рост благосостояния значительной части населения, усиливалось недовольство, подогревавшееся духовенством. Социальной базой протеста стало малограмотное, беднейшее сельское население, 40% которого не выдержало конкуренции с высокопроизводительными фермами, лишилось земли и не могло найти работы. Массовое движение протеста под лозунгом возвращения к традиционным исламским ценностям и образу жизни охватило в 1979 г. всю страну. Шах бежал за границу, а власть перешла к исламскому руководству. Иран был провозглашен исламской республикой, значительная часть плодов модернизации оказалась утрачена. Закрывались банки и компании, связанные с иностранным капиталом, разрывались внешнеторговые связи. Все это вызвало упадок экономики.

Традиционалистский протест против навязываемой сверху модернизации охватил и Афганистан. В 1978 г. власть захватила группа военных, входивших в Народно-дем. партию, считавшую себя марксистской. Была свергнута монархия, страна провозглашена демократической республикой.
Курс на установление диктатуры не существующего в стране пролетариата, уравнительное распределение земли, разрушавшее традиционную систему землепользования, провозглашение равенства всех народностей, населявших Афганистан, отмена исторически сложившихся привилегий племен привели к массовому недовольству. Лидеры НДПА обратились за помощью к СССР, который в 1979 г. ввел в Афганистан так называемый ограниченный контингент своих войск. Это придало традиционалистскому движению характер национально-освободительной войны. В ходе войны около 5 млн. человек (почти треть населения) бежали в соседний Пакистан, который оказывал поддержку борющимся с советскими и правительственными войсками племенам. С выводом советских войск в 1989 и падением власти НДПА в 1992 г. Афганистан был провозглашен исламскойреспубликой. Однако война не прекратилась, продолжалась борьба за контроль над центральной властью.

В 1995 г. на базе пуштунских племен, живущих на юге Афганистана и севере Пакистана, сложилось движение Талибан, выступающее за строжайшее соблюдение исламских норм жизни. Оно начало войну за установление полного контроля над Афганистаном. В 1996 г. талибы заняли столицу — Кабул и начали наступление на север страны, населенный таджиками и узбеками. В стране идет религиозная, межэтническая война.

В большинстве стран с сильным влиянием ислама (богатой нефтью Саудовской Аравии, Объед. Арабских Эмиратах) модернизация не затрагивала образа жизни и традиций коренного населения. В нефтедобывающей, строительной промышленности используется преимущественно труд иностранных инженеров и рабочих.

Факторы единства исламских стран. Большие различия в характере полит. режимов стран исламского мира, их идеологии, расхождения в выборе союзников, казалось бы, исключают восприятие этого мира целостным. По многим вопросам позиции стран исламского мира не совпадают. Особенно, если между ними самими возникают конфликты. В то же время исламский мир все чаще демонстрирует общие подходы к основным вопросам международной жизни. В 1972 г. была создана Организация исламская конференция, учредителями которой стали 26 государств Северной Африки и Азии. В ее состав вошла и Индонезия.

Большое влияние на взаимоотношения исламских стран оказал арабо-израильский конфликт. После решения ООН о создании на территории Палестины двух государств, арабского и еврейского (1947), началась арабо-израильская война, в результате которой Израиль оккупировал всю Палестину. Почти 1 млн. палестинских арабов были вынуждены искать убежища в соседних государствах. Поддержка требований палестинцев о возвращении им родных земель стала важнейшим источником арабского единства.
После войны 1967 г. на Ближнем Востоке Израиль оккупировал Синайский полуостров, западный берег реки Иордан, Голанские высоты. Все государства исламского мира проявляли солидарность с Египтом, Сирией и Иорданией, земли которых были оккупированы Израилем.
Война 1973 г.- Египет и Сирия предприняли попытку разгромить Израиль и вновь потерпели поражение. Мирное урегулирование началось при посредничестве основного союзника Израиля - США. В 1988 г. Израиль завершил вывод войск с Синайского полуострова. В 1993 г. в Вашингтоне Израиль и Организация Освобождения Палестины (ООП) признали законность существования друг друга.

Развитие арабо-израильского диалога вызвало в исламском мире неоднозначную реакцию. В то же время солидарность с народом Палестины продолжает играть важную роль в развитии мирного процесса, учитывающего его законные интересы.

Близость исламских стран возросла в результате модернизации.
Общей тенденцией стало усиление влияния ислама, в том числе и в госуд-вах, считающих себя светскими. Активность полит. сил, ставящих целью исламизацию своих стран, пробудила исламская революция в Иране. В Турции исламская Партия Благоденствия на выборах 1995 г. получила 21% голосов. Были приняты законы, устанавливающие строгие наказания за оскорбление ислама. В Алжире новая партия - Исламский Фронт Спасения - в 1991г. получила более 50% голосов на выборах. Чтобы предотвратить исламизацию страны, армия установила военное правление. Аналогичные тенденции - и в др. исламских странах. Чаще всего исламизация –это реакция населения на внутренние трудности. Беднейшие слои общества обращаются к вере предков, считая, что это путь решения современных проблем. Правящие круги стран Ближн. и Средн. Востока, Север. Африки не только не противостоят росту влияния религии, но проявляют солидарность с течениями воинствующего ислама. Это осложняет их отношения с развитыми странами мира. Зато подобная солидарность обеспечивает внутреннюю стабильность, становится символом единства и взаимоподдержки исламских стран.

Наши рекомендации