Политическая идеология. Основные политические идеологии современности

Политическая идеология – это система идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира политики, в основе которой лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры.

Уровни политической идеологии:

- теоретико-концептуальный – формулировка основных положений, раскрывающих интересы и идеалы социальной группы, нации и государства.

- программно-политический – разработка программ, манифестов, лозунгов, которые составляют идейную основу для принятия политических решений и мобилизации масс.

- актуализированный – степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, мера их воплощения в практических действиях

Функции политической идеологии:

- образовательно-воспитательная – овладение массовым политическим сознанием

- пропагандистская – создание позитивного образа проводимой политической линии, ее соответствие интересам социальных групп, нации, государства

- интегрирующая – сплочение общества на базе общегосударственных патриотических или групповых ценностей

- мобилизационная – стимулирование целенаправленных действий граждан на выполнение поставленных задач

Политические идеологии в современных обществах разнообразны. Они основываются на множестве представлений о социальной справедливости, форме государственного устройства, национальном интересе, этических нормах. Основные идеологии современного мира – консерватизм, либерализм, радикализм – отразили аспекты и тенденции эволюции промышленной культуры.

Типы политических идеологий:

- консерватизм – главные ценности: государство, церковь, семья, частная собственность. Укрепление устоев государства. Против государственного капитализма, радикальных реформ и экстремизма. Обществу присуще неравенство. Общество изменяется эволюционно.

- либерализм – главные ценности: демократизм, индивидуализм, гарантированность прав человека, частная собственность, экономические свободы. Абсолютная ценность человеческой личности. Ограничение объема и сфер деятельности государства. Политическое равенство всех людей. Общество изменяется при помощи реформ.

- радикализм – решительное изменение существующих социальных и политических институтов. Стремление к быстрому темпу перемен, оправдание силовых методов достижения поставленных целей, может выступать теоретическим обоснованием и оправданием терроризма. Проявляется в кризисные, переходные исторические периоды, когда возникает угроза существованию, традициям и укладу тех или иных слоев и групп.

Сми в политике

В течение длительного периода главным источником информации служила пресса – газеты и журналы. Первоначально многие из них возникли в качестве органов тех или иных политических партий либо были вовлечены в политический процесс.
Началом «эры телевидения» считается 1952 год, когда оно впервые было использовано для широкого освещения президентской избирательной кампании в США. Постепенно теледебаты между конкурирующими кандидатами на высшие выборные должности как инструмент предвыборной борьбы получают все более растущее признание и применение во всех индустриально развитых странах, в том числе и в России.
В зависимости от того, в чьих руках находится телевидение, его можно использовать для
• объективного и оперативного информирования людей о реальных событиях в мире
• просвещения и воспитания
• манипулирования в интересах тех или иных групп людей
Основные функции СМИ:
1. Наблюдение за миром (сбор и распространение информации)
2. «Редактирование» (отбор и комментирование информации)
3. Формирование общественного мнения
4. Распространение культуры
Иными словами, СМИ обеспечивают расширенную форму человеческой коммуникации. В большинстве развитых стран они представляют собой частнопредпринимательский институт, отрасль экономики. Экономическая деятельность СМИ основывается на сборе, производстве, хранении и продаже информации. В этом качестве они подчиняются законам рыночной экономики.
Влияние СМИ модифицируется влиянием семьи, школы, церкви, общины и других институтов. Нельзя не учитывать того, что сами эти институты также испытывают на себе воздействие СМИ.
Особенностью информационной или телекоммуникационной революции стала замена однолинейной связи между отправителем и получателем информации многофункциональной и диалоговой связью. Появление кассет и кабельного телевидения создает новые возможности для участия в информационном обмене.
Характер взаимоотношений правительства и средств массовой информации варьируется от страны к стране в зависимости от того, о каких органах СМИ идет речь, какое правительство сейчас у власти, какие проблемы в центре внимания, какова ситуация в мире и т.д. Государство в развитых капиталистических странах является крупнейшим производителем информации. Помимо законов, регулирующих деятельность СМИ, государство само участвует в распространении информации через свои агентства. Важным инструментом осуществления влияния правительства на СМИ является предоставление им государственных субсидий.
По мере все более широкого проникновения стиля и методов коммерческой рекламы в сферу политики политические кампании более явно приобретают характер рекламных. То есть в области СМИ утвердился своего рода новый вид профессиональной деятельности – «политический маркетинг».
Он включает в себя три этапа:
1. Социальный, экономический, политический анализ места действия.
2. Выбор стратегии, определение целей для обработки различных групп избирателей, выбор темы кампании, тактики использования местных и национальных СМИ.
3. Продвижение кандидатов.
Телевидение в данном случае обладает большей способностью подать личность, нежели идею или программу. В результате политика максимально персонифицируется. СМИ превратились в одну из важнейших конструкций в инфраструктуре политики, взяв на себя существенную роль соединения последнего с гражданским обществом.



Наши рекомендации