Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений
Фонематический анализ
Выделение звука на фоне слова по картинкам и на слух (после показа логопедом). Инструкция: «Слышишь ли звук [Ш] в слове ШШУБА?» (логопед произносит звук в изолированном положении и в слове интонированно, т. е. более продолжительно). И далее: «Слышишь ли звук [Р] в слове ПАРР? звук [Ж] в слове ЖЖУК? звук [Ч] в слове МЯЧ? звук [Щ] в слове ЩЩЕПКА? звук [Л] в слове ЛЛАМПА?.
Выделение на слух ударного гласного из начала слова. Слова для предъявления: Аня, Оля, утка, Ира, окна.
Определение места, последовательности и количества звуков в слове (подготовительная группа). Например, определение места звука в слове (глобально: в начале слова и в конце).
Инструкция: «Какой звук слышишь в начале слова ШАПКА?, Какой звук слышишь в конце слова ДУШ?».
Фонематический синтез
Логопед предлагает ребенку составить слово из звуков произнесенных логопедом в ненарушенной последовательности: [С], [Ы], [Р]; [Н], [О], [С]; [О], [С], [А]; [Л], [А], [П],[А].
Фонематические представления
Логопед предлагает ребенку выбрать и отложить картинки, в названиях которых есть звук [С] или другой заданный логопедом звук, затем подобрать слово с заданным логопедом звуком (если у ребенка есть в речи отдельные слова).
При обследовании речевой активности следует отметить: самостоятельно вступает в контакт, с помощью, стремится к общению, негативен.
По окончании обследования логопед записывает уточненный диагноз.
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка_______________ _____
Дата рождения
Дата обследования _________________________________
Возраст
Домашний адрес, телефон_________________________ Из какого детского сада, поликлиники направлен (номер детского сада, номер поликлиники, район) _______________
Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа)…………………………………………………………
Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии …………………………………
Сведения о родителях
Мать: образование, профессия ________________________
Отец: образование, профессия ______________—_______
Жалобы родителей _______________________________
Речь родителей: построение фраз (грамотное, нет), интонационно-ритмическое оформление фразу (правильное, нет)
- Наследственные заболевания. Особо отметить наличие семейного заикания ________________________________
Общий анамнез
От какой беременности ребенок ____________________
Возраст матери при рождении ребенка (до 35 лет, после 35 лет)
Как протекала беременность в 1 половину, во 2 половину:
заболевания: краснуха, ГРИПП) сахарный диабет, токсоплазмоз, заболевания печени, почек, ангина, анемия, токсикоз …………………………………………………………………………..
травмы……………………………………………………………………………………………….
явления угрожающего выкидыша…………………………………………………………………
Течение родов: в срок, в 8 мес., в 7 мес. _____________ Роды: нормальные, срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные и др………………………………………………….
Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция ………………………………….
Длительность родов: первые — более 20 часов, повторные — более 12 часов…………………
Травмы во время родов: переломы, кровоизлияния родовая опухоль у ребенка ……………….
Состояние ребенка в момент рождения: закричал сразу: нет, через несколько минут, наличие асфиксии: синей, белой………………………………………………………………………………
Резус-фактор: отрицательный, совместимость — врождённые пороки: сердца, косолапость и др………………………………………………………………………………………………………
Вес и рост ребенка……………………………………………………………………………………
Когда принесли кормить, как ребенок взял грудь, как и сколько сосал, спал во время кормления, наблюдались срыгивания, поперхивания
До какого времени грудное вскармливание ________ Состояние ребенка в грудном возрасте: спокоен, беспокоен, вял, криклив, плаксив и др……………………………………………………
Перенесенные заболевания на 1-м месяце жизни: сепсис, грипп, анемия, пневмония, желтуха, диспепсия………………………………………………………………………………………………
Заболевания на 1-м году жизни: пневмония, грипп, скарлатина, коклюш, дизентерия, диспепсия и др. ________
Заболевания ребенка от 1 года до 3 лет, после 3 лет
Травмы головы: с потерей сознания, без потери сознания
Закрытие родничка: раннее, норма _________________
Нервно-психическое здоровье отца, матери ………………………………………………………….
Заболевания у родственников: эпилепсия, психические заболевания, туберкулез, сифилис, алкоголизм, заикание ……………………………………………………………………………..
Данные о развитии речи
Время появления и особенности гуления, лепета ………………………………………………
Понимание речи с………………………………………………………………………………….
Первые слова с …………………………………………………………………………………….
Первая фраза с ……………………………………………………………………………………..
Темп речи …………………………………………………………………………………………...
С какого времени речь стала средством общения со взрослыми, сверстниками ………………
Дефекты слоговой структуры слов: пропуски, замены, перестановки, повторения с……………………………………………………………………………………………………….
Какие звуки долго произносил неправильно (этот симптом может провоцировать судороги в речи из-за излишнего напряжения артикуляторных мышц на неправильно произносим ба звуках. Повышенный тонус мышц возникает вследствие ого, что ребенок стремится приблизить свое произношение к воспринимаемым им звукам речи) …………………………..