Развитие фонематического анализа и синтеза

Логопедическая работа по формированию фонематичес­кого анализа и синтеза проводится с учетом сложности раз­личных форм звукового анализа и синтеза в следующей по­следовательности .

1. Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова.

1.1. Выделение гласных из ряда звуков.

1.2. Узнавание гласных на фоне слога и односложных слов.

1.3. Узнавание гласных на фоне многосложных слов.

1.4. Выделение согласных из ряда других звуков.

1.5. Узнавание согласных на фоне многосложных слов.

2. Выделение первого и последнего звука в слове, опре­
деление места звука (начало, середина, конец).

'2.1. Выделение первого ударного гласного из двуслож­ных слов.

2.2. Выделение последнего ударного гласного из слова.

2.3. Определение места ударного гласного в слове (нача­ло, середина, конец).

2.4. Выделение первого согласного звука из слога и од­носложных слов.

2.5. Выделение первого согласного звука из многослож­ных слов.

2.6. Выделение последнего согласного звука из одно­сложных и многосложных слов.

2.7. Определение места согласного звука (начало, сере­дина, конец).

3. Определение последовательности звуков.

3.1. В ряду гласных: ау, уа;

3.2. В обратном слоге: ам, ап, ах;

3.3. В прямом открытом слоге: му, ха, да;

3.4. В закрытом слоге типа: мак.

Примерные задания на узнавание звука «м» на фоне слова

1. Поднять флажок, если в слове слышится звук м. Сло­на называет логопед. Примерные слова: мак, лук, дом, мыш­ка, кот, сыр, мыло, лампа.

2. Отобрать предметные картинки, в названии которых слышится звук м. Предварительно картинки называются логопедом.

3. По сюжетной картинке назвать слова, в которых слы­шится звук м.

4. Придумать слова со звуком м.

5. Дополнить предложение словами, в которых слышит­ся звук м, с опорой на картинки. Логопед называет часть предложения, а дети выбирают картинку на звук м среди ряда других картинок. Например: «Мама посадила на гряд­ке ...» (картинки: свекла, лук, морковь). «На клумбе рас­цвели ...» (розы, маки, тюльпаны). «Мама купила ...» (мыло, ведро, шапку).

6. Игра в лото. Детям предлагаются карточки с кар­тинками на слова, включающие звук м и не имеющие его, а также красные и белые квадратики. На красном квадрати­ке нарисован мак. Логопед называет слова. Дети находят на карточках соответствующую картинку и определяют, есть ли в названии картинки звук м. Если в названии картинки слышится звук м, дети закрывают картинку красным квад­ратиком, если в этом слове отсутствует звук м — то закры­вают белым квадратиком.

Примерные задания по определению места звука «м» в словах (начало, середина, конец).

1. Игра «Светофор». Логопед называет слова. Дети ставят фишку на левую красную, среднюю желтую или зе­леную правую часть полоски («светофора») в зависимости от того, где слышится звук м в слове. Предлагаются слова, в которых звук м слышится в начале, середине или конце слова (мак, дом, лампа, мыло, мост, комок, солома, маска, сом, зима, муха и др.).

2. Игра в л о т о. Предлагаются карточки с картинка­ми, в названии которых звук м стоит в начале или конце слова, а также красные и зеленые фишки. Логопед называет слова. Дети определяют место звука м в слове (начало или конец) и закрывают картинку красной фишкой, если звук м слышится в начале слова, и зеленой фишкой, если звук слы­шится в конце слова..

3. Назвать посуду, цветы, животных, игрушки, которые начинаются со звука м.

4. По сюжетной картинке подобрать слова, которые на­чинаются со звука м.

5. Игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда с тремя вагонами и картинки на звук м. Дети раскладыва­ют картинки по вагончикам в зависимости от того, где слы­шится звук м (в начале, середине или конце слова).

6. Разложить в три ряда картинки: первый — в назва^ нии которых звук м стоит в начале слова, второй — в се­редине, третий — в конце. Примерные картинки (комна­та, магазин, мышь, сом, дым, молоток, муха, мак, мас­ло, комар и др.).

7. Подобрать слова, которые начинаются со звука м.

8. Подобрать слова, в которых звук м находится в конце слова.

9. Игра «Волшебный домик». Предлагается ма­кет трехэтажного домика и картинки на определенный звук, например, на звук к. На каждом этаже почтовые ящики. Дети берут картинку, определяют место звука к в названии картинки и опускают в соответствующий ящик (на 1 этаж — картинки, в названии которых звук к стоит в начале слова, на 2 этаж — картинки, в названии которых звук к находит­ся в середине слова, на 3 этаж — картинки, в названии ко­торых звук к расположен в конце слова). Предлагаются картинки на слова (кот, каток, мак, окно, утка, рак, май­ка и др.).

10. «Прогулка по саду». Детям предлагается ма­
кет клумбы с цветами. Дети «рвут» только те цветы, назва­
ния которых начинаются с определенного звука: со звука м
(маки), со звука в (васильки), со звука а (астры), со звука х
(хризантемы), со звукар (розы,ромашки) и др.

11, Преобразование слов. Игра «Что спрятано?». На доске разложены картинки, за которыми «спрятались» другие картинки. Детям дается задание отгадать спрятавшие­ся картинки. Для этого дети должны преобразовать слова:

а) добавляя первый звук. Логопед называет слово и пред­
лагает добавить один звук (конкретный звук называется ло­
гопедом). Примерные картинки: рот — крот, челка — пчел­
ка, игры — тигры, дочка — удочка, пушка — опушка;

б) добавляя последний звук. Примерные картинки: вол —
волк, пар — парк, пол — полк, стол — столб, лис — лист
и др.

Примерные задания по определению последовательности звуков в словах

С целью определения последовательности звуков предлага­ются слова: а) состоящие из двух гласных звуков; б) состоящие из обратного слога типа ах, из прямого открытого слога типа му, из закрытого слога типа мак.

1. Игра «Живые звуки». У двух детей медальоны с бук­вами или символами звуков а и у. Логопед называет слова ау, уа, а дети занимают соответствующие места (слева на­право), чтобы получилось слово. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.

2. Аналогичное задание выполняется со звуками а и м. Предлагается составить слова ам, ма, ум, му.

3. Назвать первый, второй, третий звук слов: дом, ком, дам, вот, мак, лук, ком и др.

4. Поднять цифры 2 или 3 в зависимости от количества звуков в слове. Предлагаются слова: на, кол, нос, да, ах, мох, му, лук, лак, ам.

5. Выложить фишки в графической схеме слова. Рабо­та проводится следующим образом. Детям предъявляется картинка, слово-название которой будет анализироваться, и графическая схема слова. Количество клеточек этой схе­мы соответствует количеству звуков данного слова. Детям раздаются фишки. Первоначально для анализа даются од­носложные слова типа кот, мак, дом, лук. По мере выделе­ния звуков в слове дети с помощью фишек заполняют схему слова.

6. Преобразование слов, заменяя

а) первый звук слова (дом — сом — ком);

б) второй звук слова (дом — дам — дым);

в) третий звук слова (кот — ком — кол).

7. Выбрать картинку по названию места одного из зву­ков слова. Например, выбрать картинку в названии кото­рой после т произносится а (танк); после д слышится о (дом); после л — звук у (лук).

8. Выбрать картинки к данной графической схеме.

9. Придумать слова к данной графической схеме.

Ill стадия — коррекция нарушенных звуков речи

В соответствии с традиционной методикой коррекции на­рушений звукопроизношения на этой стадии ставятся зада­чи постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи.

Этап постановки звука

Постановка звука представляет собой процесс формирова­ния артикуляции, обучения ребенка произношению звука в изолированном звучании. На этапе постановки звука фор­мируется навык правильного произношения изолированно­го звука, закрепляется слуховой, кинестетический образ зву­ка, используется зрительное восприятие артикуляции.

Этап постановки звука у детей с ЗПР вызывает значитель­но большие трудности, чем у детей с нормальным психичес­ким развитием, что обусловлено недоразвитием слуховой дифференциации звуков речи, нарушением речевой мото­рики, снижением аналитико-синтетической деятельности.

В связи с психологическими особенностями детей с ЗПР, на этапе постановки звука используется восприятие различ­ной модальности: зрительное восприятие артикуляции, ис­пользование кинестетических, тактильных, тактильно-вибра­ционных ощущений, уточнение слухового образа звука, связь акустического образа звука с неречевыми звуками и др.

На данном этапе логопедическая работа прово­дится по следующим направлениям:

, 1) развитие восприятия речи, уточнение акустического и произносительного образа звука;

2) формирование фонематического анализа и синтеза;

3) развитие артикуляторной моторики;

4) работа по непосредственной постановке звука.

Развитие восприятия речи проводится с использо­ванием заданий на имитацию слогов. Предлагаются слоги с правильно произносимыми звуками, со стечением и без стечения согласных: тух, кан, кван, к лень, двон и др.

Уточняется, прежде всего, слуховой образ звука. Звук соотносится с неречевыми звуками (с — как течет вода из крана, з — как звенит комар, ш — как шелестит листва, ж — как жужжит жук и т. д.).

На этапе постановки звука развитие фонематичес­кого анализа и синтеза предполагает формирование умения выделять отрабатываемый звук в слове, определять его место, дифференцировать от других звуков, прежде всего, далеких по звучанию и артикуляции. Например, при поста­новке звука с можно дать следующие задания: поднять флаж­ки, если в слове слышится звук с; отобрать картинки, в на­звании которых имеется звук с; определить место звука с (начало, середина, конец) в словах: сом, лес, осы, сад, нос, усы. С учетом уровня сформированности звукового анализа и синтеза у детей, их возраста (дошкольники или школьни­ки) в работу можно включить и задания по развитию слож­ных форм фонематического анализа. Например, детям пред­лагается определить, каким по счету звук с является в словах усы, нос, носок, миска и др., нарисовать графическую схему слова и отметить на ней место звука с. При этом необходимо помнить, что на этом этапе фонематический анализ осуще­ствляется детьми только на основе слухового восприятия, без произнесения слова.

На этапе постановки звука большое внимание уделяется развитию речевой моторики (кинестетической и кинетической основы артикуляторных движений), продолжа­ется работа по закреплению навыков речевого дыхания, по развитию голоса, артикуляторных движений.

Развитие артикуляторнои моторики проводится в виде артикуляторнои гимнастики. Артикуляторная гимнастика представляет собой определенный комплекс упражнений для губ, языка, подготавливающих правильное произнесе­ние звука. Целью артикуляторнои гимнастики является от­работка каждого элемента артикуляции звука. Например, для звука с — губы в улыбке, язык широкий, боковые края приподняты, кончик языка за нижними резцами, язык гор­бом, посередине языка желобок (углубление).

Комплекс артикуляторных упражнений определяется нормальной артикуляцией звука и характером дефекта. Для каждого звука рекомендуется определенная система арти­куляторных упражнений. Так, для постановки звука ш не­обходимы упражнения, направленные на вытягивание губ в виде трубочки, на умение делать широкий язык, подни­мать широкий кончик языка вверх, поднимать боковые края вверх, делать «чашечку» и др.

В процессе работы продумывается постепенное усложне­ние артикуляторных упражнений.

Артикуляторная гимнастика обычно проводится по под­ражанию, перед зеркалом, под счет. Если движения не по­лучаются, то используется механическая помощь. В даль­нейшем от пассивного выполнения движений переходят к активным действиям.

На этапе постановки звука к артикуляторным упражне­ниям предъявляются те же требования, что и на предыду­щей стадии. Движения органов артикуляции должны быть точными, плавными, без сопутствующих движений, выпол­няться с нормальным тонусом мышц. Обращается внима­ние на достаточный объем движений, на умение удержи­вать на определенное время положение артикуляторных органов, на переключаемость движений.

После отработки изолированных элементов движения объединяются в единый артикуляторный уклад.

Основные способы постановки звука

1. По подражанию — с опорой на слуховой образ, на зри­тельное восприятие артикуляции. У детей с нормальным интеллектуальным развитием подражание достаточно хо­рошо сформировано. Однако по подражанию звук можно поставить лишь тогда, когда он отсутствует. У детей с ЗПР постановка звука на основе подражания редко достигает же­лаемого результата.

2. Механический способ постановки с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда и т. д.). С меха­нической помощью артикуляторным органам придается оп­ределенное положение. Например, при губно-губном произ­ношении звука с нижняя губа отодвигается вниз с помощью пальцев. При межзубном произношении звука с кончик язы­ка опускается вниз за нижние резцы с помощью шпателя.

3. Постановка от других звуков, правильно произноси­мых, без механической помощи. Например, звук ш можно поставить от звука с. Предлагается произнести звук с и под­нять кончик языка вверх.

4. Постановка звука от артикуляторного уклада. Напри­мер, звук ш можно поставить от «чашечки». Ребенку пред­лагают сделать «чашечку» вне ротовой полости, затем уб­рать ее внутрь рта и подуть на язык.

5. Смешанный способ постановки, когда используются различные способы.

У детей с ЗПР при постановке звука чаще всего исполь­зуются смешанные способы, постановка от правильно про­износимых звуков, от артикуляторного уклада.

Как правило, у дошкольников с ЗПР проводится инди­видуальная постановка звука. У младших школьников с ЗПР используется как индивидуальная, так и фронтальная фор­ма работы.

Этап автоматизации звука

Автоматизация звука, с точки зрения физиологической, представляет собой закрепление условно-рефлекторных ре-чедвигательных связей на различном речевом материале. Новые условно рефлекторные связи еще очень хрупкие и без

подкрепления быстро разрушаются. А в т о м а т и з и р о в а т ь
звук — это значит ввести его в слоги, слова, предложения,
связную речь. >

У детей с дефектами звукопроизношения закреплены сте­реотипы неправильного произношения слов, предложений и т. д. Автоматизация звука требует активного использова­ния процесса внутреннего торможения, способности к диф­ференциации правильного и неправильного артикулятор-ного уклада. Она осуществляется по принципу «от легкого к трудному», «от простого к сложному».

Прежде всего проводится включение поставлен­ного звука в слоги. Слог — более простой элемент речи, чем слово. Кроме того, слоги лишены смысла, и у ре­бенка, в связи с этим, отсутствуют стереотипы произноше­ния слогов, что облегчает их автоматизацию.

Автоматизация щелевых звуков начинается с прямых от­крытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. При закреплении смычных звуков и аффрикат после­довательность иная: сначала звук автоматизируется в обратных слогах, а затем — в прямых открытых. Позже отрабатывается произношение звуков в слогах со стечением согласных.

На этом этапе большое место занимает работа по имита­ции слогов с отрабатываемым звуком: сначала — слогов без стечений, затем — слогов со стечением согласных. Напри­мер, при автоматизации звука с предлагается повторить сло­ги: са, сы, со, су, сэ, ас, ус, ыс, ос, сол, оск, воет и др.

Предлагаются упражнения на произношения серий сло­гов с переносом ударения: саса, саса.

В работе по автоматизации слогов учитывается последу­ющая гласная. Вначале для автоматизации предлагаются слоги с гласным а, а затем — с гласными, артикуляция ко­торых близка к звуку, который автоматизируется.

Автоматизация звуков в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (со, сом). На начальных этацах проводит­ся закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова; затем — слов, в которых звук на­ходится в конце и середине слова. Вначале звук автомати­зируется в словах простой звукослоговой структуры, за­тем — в словах со стечением согласных.

На следующем этапе проводится автоматизация звука в словосочетаниях, чистоговорках, в пред­ложениях, связной речи. Вначале предлагаются предложе­ния с умеренным включением звука, в дальнейшем автома­тизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком.

Этап автоматизации звуков у детей с ЗПР является очень длительным, что обусловлено психофизиологическими осо­бенностями этих детей.

На этом этапе проводится работа и над слож­ными формами звукового анализа и син­теза, умением выделять звук из слова, определять его мес­то по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком).

Работа над фонематическим анализом слов способствует большей эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова явля­ется необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации. Автоматизация звуков очень трудна для детей с ЗПР, в частности и потому, что они плохо пред­ставляют себе место звука в слове. А если ребенок нечетко представляет себе место звука в слове, то он и не сможет своевременно подготовить артикуляторные органы к пра­вильному произношению звука (в условиях его коррекции), особенно когда звук находится в середине или конце слова. В процессе автоматизации звуков проводится и развитие просодической стороны речи: работа над ударе­нием при автоматизации звука в слогах, словах; работа над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях; работа над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.

Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи, на этапе автоматизации звуков осуществляется и о б о -гащение словаря, его систематизация, фор­мирование грамматического строя речи. Эта работа проводится в четкой системе, в тесной связи с про­граммой детского сада, с уроками обучения грамоте в шко­ле. Особенностью проведения этапа автоматизации у детей с ЗПРявляется планирование занятий, распределение тем

В системе занятий по автоматизации звуков предусматри­вается постепенное усложнение заданий и речевого мате­риала.

Например, на этапе автоматизации звука с в слогах и словах предусматривается следующая тематика занятий.

1. Автоматизация звука с в открытых слогах: са, сы, сэ, со, су.

2. Автоматизация звука с в обратных слогах: ас, ос, ыс, ус, ис и др.

3. Автоматизация звука с в закрытых слогах (звук в на­чале слога): сол, сот, сак и др.

4. Автоматизация звука с в закрытых слогах (звук в кон­це слога): лос, тос, кас и др.

5. Автоматизация звука с в слогах со стечением соглас­ных: ста, ска, ост, уск, иск и др.

6. Автоматизация звука с в простых односложных сло­вах (звук в начале слова): сад, сыр, сок, сук, сух и др.

7. Автоматизация звука с в простых односложных сло­вах (звук в конце слова): лес, лис, вес, нос.

8. Автоматизация звука с в односложных словах со сте­чением согласных: стая, стол, стул, лист, ест, куст, мост.

9. Автоматизация звука с в простых двусложных словах (звук в начале слова): сани, сыро, сухо и др.

10. Автоматизация звука с в простых двусложных сло­вах (звук в середине, конце слова): оса, косы, весы, овес и др.

11. Автоматизация звука с в двусложных словах со сте­чением согласных (звук в начале слова): сумка, свекла, ста­кан, стайка и др.

12. Автоматизация звука с в трехсложных словах без сте­чения согласных: сапоги, сухари, самолет и др.

13. Автоматизация звука с в трехсложных словах со сте­чением согласных: скамейка, ступени, капуста и др.

Аналогичным образом проводится автоматизация звука с в четырехсложных словах.

Наши рекомендации