Развитие и совершенствование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза

К моменту поступления в первый класс у ребенка должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи и практические навыки дифференциации фонем родного языка.

Среди основных причин, вызывающих недоразвитие фонематического восприятия, исследователи называют:

- нарушения в деятельности левой височной области коры головного мозга вследствие родовых травм, травм или воспалительных заболе­ваний в раннем детстве;

- отсутствие необходимого опыта наблюдения и выделения фонематических явлений, обусловленное отсутствием внимания к этому аспекту развития детей со стороны близких взрослых.

первый этап — совершенствование слухового восприятия, чувства ритма, слухоречевой памяти;

второй этап — развитие фонематического восприятия и фор­мирование четких фонематических представлений;

третий этап — формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

На первом этапе учитель может использовать следующие виды заданий:

•после прослушивания предложить детям выделить и назвать неречевые звуки (например, бытовые шумы, звуки улицы, школы, звучание музыкальных инструментов и т.д.);

•чередовать характер действий или изменять направление движений, ориентируясь на громкость или смену темпоритмических характеристик звукового сигнала (барабан, бубен, хлопки);

•запомнить и как можно точнее воспроизвести ритмический рисунок с помощью отхлопывания, отстукивания или зарисовывания;

•прослушать серию звуков (например, удары в барабан) и определить их количество (показать цифру, отхлопать столько же раз);

•различить на слух голоса учеников класса по высоте, силе, тембру.

На втором этапе содержание заданий усложняется и в работу включаются речевые звуки, с которыми детям предлагается совершить следующие действия:

•запомнить и воспроизвести без ошибок ряд звуков (или слогов, слов), начиная с двух-трех элементов и постепенно доводя их число до шести-семи;

•выделить из ряда слов, отличающихся одним звуком, заданное педагогом слово;

•подобрать сходные по звучанию слова;

•найти в слоговом ряду лишний (отличающийся одним звуком) слог;

•угадать гласный звук по беззвучной артикуляции.

Третий этап работы непосредственно направлен на воспитание у учеников навыков анализа и синтеза звукового и слогового состава слов.

Педагог предлагает детям:

•выделить заданный звук из ряда сначала резко контрастных, а позже близких по акустическим и артикуляционным признакам звуков;

•выделить заданный звук на фоне слова (сначала выделяются гласные звуки, стоящие в сильной позиции, т. е. в начале и середине слова под ударением, позже согласные — взрывные в конце, а щелевые — в начале слова);

•найти общий звук в словах;

•выделить из текста слова с заданным звуком;

• придумать самостоятельно слова с определенным звуком (придумать любые слова; придумать слова — названия животных, названия птиц и т. д.);

•различить в словах звуки, близкие по звучанию или артикуляции;

•определить в названном педагогом слове первый, последний звуки;

•определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова);

•определить и назвать последовательность звуков в слове, их количество, место каждого звука по отношению к другим (перед каким, после какого звука стоит заданный звук);

•подобрать слова с заданным количеством звуков;

•определить количество слогов в предложенных словах;

•сгруппировать картинки в зависимости от количества слогов в их названиях;

•придумать слова с заданным количеством слогов;

•сгруппировать картинки в зависимости от количества слогов в их названиях;

•добавить разные звуки, слоги к одному и тому же исходному слогу, чтобы каждый раз получались новые слова;

•расчленить названные слова на слоги, слоги на звуки;

•преобразовать слова, добавляя или изменяя один звук, переставляя звуки;

•составить слова разной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки;

•составить схемы слов и, наоборот, подобрать слова к предложенным учителем схемам;

•установить соотношение между звуковым и знаковым составом слов (соотнести слово и изображение предмета; вписать знакомые буквы в схему слова; по отдельным буквам определить все слово) и т. д.

Таким образом, своевременно начатая и проводимая систематически, в строгом соответствии с определенной коррекционно-развивающей программой работа учителя по восполнению дефицита школьно-значимых функций у учащихся позволяет предупреждать их академическую неуспешность, способствует полноценному становлению необходимых предпосылок учебной деятельности и помогает младшим школьникам эффективно овладевать общеучебными и предметными умениями.

? 1. Каковы причины недоразвития психических функций?

2. Недоразвитие какой психической функции приводит к наибольшему количеству ошибок у детей младших классов?

3. Как развивать фонематическое восприятие?

Наши рекомендации