II. Сообщение темы и целей урока. €

—Прочитайте словосочетания. Определите падежи выделенных имен

существительных.

Капля дождя, берег моря, кувшинчик из глины, остаться у друга, спуститься с горы, бежать от старта до финиша, выглянуть аз-под крыши.

— О каком падеже пойдет речь на уроке? (О родительном.)

III. Орфографическая разминка

Крутыми тр..пинками (в) горы. Он встретить (в) пути (не) б..ялся

Вдоль быстрых и медленных рек, Ни змей, ни быков, ни собак,

Минуя б..льш..е ..зера, А если встр..ч..л, то см..ялся.

В..селый ш..гал человек... С. Михалков

— Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

— Назовите словарные слова.

— Назовите однородные члены предложения. Восстановите знаки препинания в предложении с однородными членами.

— Назовите существительное в именительном падеже. Чем оно является в предложении?

— Определите падеж имен существительных.

— Кто такие туристы? Любите ли вы путешествовать по родному краю?

IV. Чистописание

похо.. путешественник к..стер

— Вставьте пропущенные буквы.

— Подберите к словам однокоренные.

К..стер вы бросили (в) л..су — И вот несч.стье (на) н..су

V. Вспомните правила разведения костра

Скороговорка:

Я — бродяга с рюкзаком, путешествую пешком.

VI. Работа с учебником

1.Упр. 99, с. 63.

— Как родительный падеж получил свое название?

2. Наблюдения над особенностями имен существительных родительного падежа.

Игра «Из чего предметы?».

Учитель показывает различные предметы, а ученики определяют, из какого материала они сделаны.

— В каком падеже мы употребили имя существительное, указывающее

на материал, из которого они сделаны?

3. Упр.100, с. 64.

— Определите падеж имен существительных, которые называют владельцев предметов.

Физкультминутка

4. Упр. 101, с.64.

5. Упр. 102, с. 65.

6. Упр. 103, с. 65.

Выполняя эти упражнения, учащиеся делают вывод: имена существительные в родительном падеже указывают на лицо- которому принадлежит предмет; целый предмет, о части которого говорится; предмет, с которым сравнивается другой предмет; материал, из которого сделан предмет.

Физкультминутка (под песню «Музыкант — турист» (муз. Ю. Чичкова, ел. И. Белякова))

7. Работа с текстом:

Когда падходишь к Командорским астровам, кажется, сказочьный горад встает из глубин акеана. Только вместе улец и площядей — извилистые песчяные отмели с россыпью комней. Вместо дамов — скалы-замки. Очиртания причюдливых башен и шпилей витны издолека. Макушки сопок прячются в кружэве аблаков.

По М. Жилину

— Исправьте ошибки, допущенные в написании слов. Объясните правописание орфограмм.

— Чем интересны Командорские острова?

— Подчеркните однородные члены предложения. Определите их роль в предложении.

— Над существительными в родительном падеже поставьте знак «+».

Упражнения в употреблении имен существительных в родительном падеже.

8. Самостоятельная работа.

— Спишите, расставляя имена существительные в скобках в нужном

падеже.

1/вариант

1) Вишня слаще (смородина). 2) Малина слаще (клюква). 3) Около (черешня) росли цветы. 4) У (опушка) стоит избушка. 5) Детям белые ромашки поклонились до (земля). 6) Около (березка) зазеленела трава. 7) Вдоль (дорога) тянулся густой лес.

2 вариант

Упр. 104, с.66. ;

— Определите падеж имен существительных, данных в скобках, и их значение.

9. Письмо по памяти:

На пл,.ч..х рюкзак т..желый, Шел и песню нал..вал.

Но турист (не) унывал. Все см..ялось улыбалось;

Музыкант — турист в..селый Со..нце небо и з..мля. С. Беляков

— Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

— Восстановите знаки препинания. Назовите однородные члены предложения.

— Определите падеж имен существительных.

10. Работа с текстом:

Туристские дороги прол..гают и по л..сной------------, и по болотистой---------, и по жаркой--------, и по равнине и по горной-------- .

Туризм — это соревнование в----------- и----------. __.

Турист неутомим в х..дьбе. Ему не откажешь в муж.стве. Он верен в дру..бе. С ним ле.ко в п..ходе.

Для справок: скорость, пустыня, выносливость, чаща, тундра, местность.

— Дополните предложения однородными членами, определите их роль в предложениях.

— Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

—Выделите окончания имен существительных, определите падеж имен существительных.

11. Работа с пословицами:

1) Без, песни, человек, что, родины, соловей, без. 2) Из, золото, знания, земли, добывают, книги, а, из. 3) Дом, весла, без, лодка, что, без, книги. 4) Умный, дороги, товарищ, половина.

— Составьте из слов пословицы, объясните их смысл.

— Подчеркните изученные орфограммы, объясните их написание.

— Подчеркните имена существительные в родительном падеже.

VII. Рефлексия

— Расскажите о родительном падеже по плану:

1. На какие вопросы отвечает имя существительное в родительном падеже?

2. С какими предлогами употребляется?

— Послушайте стихотворные строчки. Какие еще предлоги употребляются с родительным падежом?

Я из дома убежал,

Я до вечера гулял.

С дерева в сугроб сигал,

без уроков жить мечтал.

Для коллекции снежинки

Языком я собирал.

Около костра плясал

И вокруг двора скакал.

Мне уроки надо делать?

Я на это наплевал!

Вот стою я _у доски .

И вздыхаю от тоски.

— Расскажите о своих путешествиях во время летних каникул. Какие интересные места Беларуси вы посетили? Что нового узнали?

Домашнее задание

Упр. 106, с. 67.

Урок 21. Тема: Дательный падеж имен существительных.

Цели:познакомить с наиболее употребительными значениями имен существительных в форме дательного падежа; формировать умение определять падеж, имен существительных по вопросам и предлогам; развивать память учащихся; показать красоту осенней природы.

Ход урока

I. Организационный момент

Наши рекомендации