II. Сообщение темы и целей урока.
—Прочитайте словосочетания. Определите падежи выделенных имен
существительных.
Капля дождя, берег моря, кувшинчик из глины, остаться у друга, спуститься с горы, бежать от старта до финиша, выглянуть аз-под крыши.
— О каком падеже пойдет речь на уроке? (О родительном.)
III. Орфографическая разминка
Крутыми тр..пинками (в) горы. Он встретить (в) пути (не) б..ялся
Вдоль быстрых и медленных рек, Ни змей, ни быков, ни собак,
Минуя б..льш..е ..зера, А если встр..ч..л, то см..ялся.
В..селый ш..гал человек... С. Михалков
— Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
— Назовите словарные слова.
— Назовите однородные члены предложения. Восстановите знаки препинания в предложении с однородными членами.
— Назовите существительное в именительном падеже. Чем оно является в предложении?
— Определите падеж имен существительных.
— Кто такие туристы? Любите ли вы путешествовать по родному краю?
IV. Чистописание
похо.. путешественник к..стер
— Вставьте пропущенные буквы.
— Подберите к словам однокоренные.
К..стер вы бросили (в) л..су — И вот несч.стье (на) н..су
V. Вспомните правила разведения костра
Скороговорка:
Я — бродяга с рюкзаком, путешествую пешком.
VI. Работа с учебником
1.Упр. 99, с. 63.
— Как родительный падеж получил свое название?
2. Наблюдения над особенностями имен существительных родительного падежа.
Игра «Из чего предметы?».
Учитель показывает различные предметы, а ученики определяют, из какого материала они сделаны.
— В каком падеже мы употребили имя существительное, указывающее
на материал, из которого они сделаны?
3. Упр.100, с. 64.
— Определите падеж имен существительных, которые называют владельцев предметов.
Физкультминутка
4. Упр. 101, с.64.
5. Упр. 102, с. 65.
6. Упр. 103, с. 65.
Выполняя эти упражнения, учащиеся делают вывод: имена существительные в родительном падеже указывают на лицо- которому принадлежит предмет; целый предмет, о части которого говорится; предмет, с которым сравнивается другой предмет; материал, из которого сделан предмет.
Физкультминутка (под песню «Музыкант — турист» (муз. Ю. Чичкова, ел. И. Белякова))
7. Работа с текстом:
Когда падходишь к Командорским астровам, кажется, сказочьный горад встает из глубин акеана. Только вместе улец и площядей — извилистые песчяные отмели с россыпью комней. Вместо дамов — скалы-замки. Очиртания причюдливых башен и шпилей витны издолека. Макушки сопок прячются в кружэве аблаков.
По М. Жилину
— Исправьте ошибки, допущенные в написании слов. Объясните правописание орфограмм.
— Чем интересны Командорские острова?
— Подчеркните однородные члены предложения. Определите их роль в предложении.
— Над существительными в родительном падеже поставьте знак «+».
Упражнения в употреблении имен существительных в родительном падеже.
8. Самостоятельная работа.
— Спишите, расставляя имена существительные в скобках в нужном
падеже.
1/вариант
1) Вишня слаще (смородина). 2) Малина слаще (клюква). 3) Около (черешня) росли цветы. 4) У (опушка) стоит избушка. 5) Детям белые ромашки поклонились до (земля). 6) Около (березка) зазеленела трава. 7) Вдоль (дорога) тянулся густой лес.
2 вариант
Упр. 104, с.66. ;
— Определите падеж имен существительных, данных в скобках, и их значение.
9. Письмо по памяти:
На пл,.ч..х рюкзак т..желый, Шел и песню нал..вал.
Но турист (не) унывал. Все см..ялось улыбалось;
Музыкант — турист в..селый Со..нце небо и з..мля. С. Беляков
— Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
— Восстановите знаки препинания. Назовите однородные члены предложения.
— Определите падеж имен существительных.
10. Работа с текстом:
Туристские дороги прол..гают и по л..сной------------, и по болотистой---------, и по жаркой--------, и по равнине и по горной-------- .
Туризм — это соревнование в----------- и----------. __.
Турист неутомим в х..дьбе. Ему не откажешь в муж.стве. Он верен в дру..бе. С ним ле.ко в п..ходе.
Для справок: скорость, пустыня, выносливость, чаща, тундра, местность.
— Дополните предложения однородными членами, определите их роль в предложениях.
— Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
—Выделите окончания имен существительных, определите падеж имен существительных.
11. Работа с пословицами:
1) Без, песни, человек, что, родины, соловей, без. 2) Из, золото, знания, земли, добывают, книги, а, из. 3) Дом, весла, без, лодка, что, без, книги. 4) Умный, дороги, товарищ, половина.
— Составьте из слов пословицы, объясните их смысл.
— Подчеркните изученные орфограммы, объясните их написание.
— Подчеркните имена существительные в родительном падеже.
VII. Рефлексия
— Расскажите о родительном падеже по плану:
1. На какие вопросы отвечает имя существительное в родительном падеже?
2. С какими предлогами употребляется?
— Послушайте стихотворные строчки. Какие еще предлоги употребляются с родительным падежом?
Я из дома убежал,
Я до вечера гулял.
С дерева в сугроб сигал,
без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком я собирал.
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.
Мне уроки надо делать?
Я на это наплевал!
Вот стою я _у доски .
И вздыхаю от тоски.
— Расскажите о своих путешествиях во время летних каникул. Какие интересные места Беларуси вы посетили? Что нового узнали?
Домашнее задание
Упр. 106, с. 67.
Урок 21. Тема: Дательный падеж имен существительных.
Цели:познакомить с наиболее употребительными значениями имен существительных в форме дательного падежа; формировать умение определять падеж, имен существительных по вопросам и предлогам; развивать память учащихся; показать красоту осенней природы.
Ход урока
I. Организационный момент