И. сообщение темы и целей урока

— Урок русского языка мы проведем в форме игры «Счастливый слу­чай». Продолжим красиво писать, будем думать, рассуждать.

III. Игра «Счастливый случай»

Сегодня встретятся 3 команды. Наша задача — выявить команду-побе­дительницу и лучших знатоков каждой из них.

За правильный ответ — жетон. Итак, начнем, но сначала дадим коман­дам названия. Для этого вспомним, какие части слова вы знаете. (При­ставка, корень, суффикс, окончание.)

— Назовем команды:

1- я команда «Приставка»

2- я команда «Суффикс»

3- я команда «Корень».

1. Разминка «Чистописание».

— Отгадайте, какая буква похожа на лесной шалашик? (Буква «Л».)

— Дайте характеристику звуку, который обозначает эта буква.

2. Пальчиковая гимнастика.

— Подготовим пальчики к работе.

Дети соединяют поочередно пальцы, затем хлопают в ладоши и говорят: Вышли пальцы погулять (массаж пальцев).

Этот пальчик самый сильный; Этот толстый и большой, Этот пальчик для того... Чтоб показывать его, Этот пальчик самый длинный, И стоит он в середине, Этот пальчик безымянный, Он избалованный самый, А мизинчик, хоть и мал, Очень ловок и удал,

3. Письмо букв.

— Запишите, продолжив закономерность.

JLU ajLO JCUU ллЛли,

4. Давайте поиграем!

1- й гейм. «Найдите друзей»

— Прочитайте слова. Определите части речи. Отданных слов образуй­те однокоренные слова. Запишите в тетрадь.

1)лень,... 2) боль,... 3) соль,... (Проверка осуществляется с помощью доказательства. За правильный ответ — жетон).

2- й гейм. «Домашнее задание» Составить слова и разобрать по составу:

1) и, ник, под, снеж.

2) а, к, по, сад

3) а, ушк, корм.

IV. Физкультминутка

«Не ошибись, пожалуйста».

Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я скажу волшебное слово «пожалуйста»:

1. Встаньте, пожалуйста.

2. Поднимите руки.

3. Будьте добры, похлопайте.

4. Потопайте, пожалуйста.

5. Тихонько сядьте.

6. Попрыгайте, пожалуйста.

7. Тихонько сядьте, пожалуйста.

V. Продолжение игры

3- й гейм. «Кто больше»

— Запишите как можно больше слов за одну минуту.

1 вариант: при помощи приставок от корня -ход- образуйте и запишите новые слова. Выделите приставки.

2 вариант: от заданных слов с помощью суффиксов образуйте и запи­шите новые слова. Суффиксы выделите.

Во время проверки выдаются жетоны

— Чем различаются приставка и суффикс?

4- й гейм. «Отгадайте слова»

1. Корень мой находится в «цене»,

в «очерке» найдите приставку мне, суффикс мой в «тетрадке» все встречали, вся же — в дневнике я и в журнале. (Оценка)

2. Корнем с дорогой роднится, в «сборе» приставка таится, суффикс как в слове «дневник», целым же в космос проник. (Спутник)

3. Мой корень — родственник сражению, приставка в слове «заявление»,

в «наборщике» есть суффикс мой, а весь — тружусь я под землей. (Забойщик)

Дмитриева

5-й гейм. «Это все мы проходили» (игра «Грамматическое лото») Во время игры используются карточки двух видов: на одних написаны вопросы, на других ответы. В каждой команде имеются по две такие кар­точки. Команды задают друг другу вопросы.

1- я команда

— Что вы знаете о родственных словах? (Родственные слова имеют об­щую часть. Они близки по смыслу.)

— Какая часть слова бывает во всех словах? (Главная часть слова — корень.)

2- я команда

— Что называется корнем? (Корнем называется общая часть всех родст­венных слов.)

— Что называется окончанием? (Окончанием называется изменяемая часть слова, окончание служит для связи слов в предложении.)

3- я команда.

— Что такое приставка? (Приставка — часть слова, которая стоит пе­ред корнем, при помощи приставок образуются новые слова.)

— Что такое суффикс? (Суффикс — часть слова, которая стоит после корня, при помощи суффикса образуются новые слова.)

Во время проверки жетоны выдаются тем, кто правильно отвечает.

Подведение итогов

Урок 46

Тема урока: Состав слова; приставка и предлог. Цели урока: Развивать умение различать приставки и предлоги , пра­вильно их писать.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

II. Чистописание

1. Фонетическая разминка.

— Назовите буквы: Ч, Ц, Ж. Что общего в звуках, которые они обозна­чают? (Все звуки согласные.)

— На какие группы можно поделить звуки? (1 — звонкие, 2 — глухие, или 1 — звуки, которые могут обозначать только мягкие согласные, 2 — те, которые могут быть только твердыми).

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Письмо букв.

— Запишите, продолжив закономерность до конца строчки.

'Чцлю l^OfOV

4. «Путаница».

— Исправьте ошибки и запишите предложение.

Церная чапля чиркулем цертила.

III. Словарно-орфографическая работа

— Перепишите слова и поставьте ударение:

алфавит, звонит, километр, случай.

— Какое слово лишнее? Составьте предложение с одним из слов (устно).

IV. Работа над темой

1. Комментированное письмо. Спишите предложения.

В летнее время дети ходят в походы. В открытое окно влетела птичка.

— Разберите выделенные слова по составу. Что можете сказать? В ка­ком из слов в является частью слова?

— Как она называется? Как пишется? Чем является в в первом слове? Как пишутся предлоги?

2. Работа над правилом, стр. 62.

3. Коллективно-индивидуальная работа. Упр. 107, стр. 62.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного

Упр. 108, стр. 63. Вывод, стр. 63.

VII. Самостоятельная работа

Упр. 109, стр. 63,64.

Домашнее задание

Упр. 110, стр. 64.

Итог урока

Урок 47

Тема урока: Правописание предлогов и приставок. Цели урока: Развивать умение отличать предлог от приставки, правиль­но писать предлоги и приставки.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

II. Чистописание

1. Фонетическая разминка.

— Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой.

/Со

2. Пальчиковая гимнастика

3. Письмо букв.

— Запишите, продолжив закономерность.

K/caJE

III. Письмо по памяти

Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно ... {карандаш).

— Найдите слово с приставкой. Выделите приставку. Что знаете о приставке? Чем отличается приставка от предлога?

IV. Работа над темой

1. Игра «Не подведи». Выделите приставку. Вариант 1:

доехать, домовой, допить, дождаться, долина, достро­ить, дождь. Вариант II:

подвиг, подвижный, подушка, подводный, подарок, подъе­хал.

— Докажите, что это приставки.

V. Физкультминутка

VI. Работа над темой

1. Коллективно-индивидуальная работа. Упр. 111, стр. 64.

2. Объяснительный диктант.

В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась ело­вая ветка. Под елкой проснулся заяц и прислушался. Насту­пило утро.

— Подчеркните предлоги. Выделите приставки.

Домашнее задание

Упр. 112, стр. 64.

Итог урока

Урок 48

Тема урока: Закрепление по теме «Предлоги и приставки». Цели урока: Развивать умение правильно писать предлоги и приставки, разбирать слова по составу.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

II. Фонетическая разминка

1. Запишите согласные, которые:

• всегда мягкие;

• всегда твердые.

2. Спишите только те слова, в которых нет звука [й]

Суховей, веялка, белеть, люблю.

3. Запишите слова, учитывая знаки транскрипции:

[маркоф,]; [райа]; [дуп]; [клуп]

III. Работа над темой

У каждого ученика карточка. Работу можно организовать по «цепочке».

Прочитайте страшилку, выделите предлоги и приставки, которые ты уже зна­ешь.

Кот Баюн

Смеркается. На улице становится темно и пустынно. По городу идет Кот Баюн. На хвосте у него узелок висит. На спине котенок сидит. Подходит он к дому, отворяет окно и подает котенка. Девочка подходит и говорит:

—Какой хороший котенок! Возьму к себе!

И забрала котенка. Девочка легла спать. Кот Баюн доволен и мурлыкает:

— Мурр-мурр, усни! Мурр-мурр, усни!

Девочку сладкий сон начал одолевать. Дрема на глаза накатилась. И видится ей, что она белочка с золотыми орешками, с ветки на ветку прыгает. Чудится, что она рыбка — серебряная спинка, по морю — океану плывет и корабли обго­няет. Снится, что она жаворонок, над полем летает, песенки распевает и сол­нышко крылышками достает.

Идет дальше кот Баюн. Отворяет окно в другом доме. Подает котенка. Маль­чик увидел и говорит:

— Люблю котят мучить! Возьму и этого!

Мальчика стал сон одолевать, глаза закрыл. Видится ему, что он заяц и за ним волк гонится, вот-вот зубами захватит. Заяц споткнулся, перевернулся че­рез голову и в голубя превратился. И в небо полетел. Увидал голубя коршун и за ним погнался, так и хочет когтями вцепится. Голубь в воду нырнул и превра­тился в карася. И в море поплыл. Увидала карася щука, за ним погналась. Не хочется карасю от щуки смерть принимать. Выбросился он на берег. И прямо к рыбаку в горшок попал. Рыбак увидел рыбу. Поставил на огонь и говорит:

— Славная уха будет!

Страшно и жутко стало. Мальчик закричал:

— Спасите! Помогите!

И тут проснулся и открыл глаза. Кот Баюн затворил окно и пошел по городу дальше. _______________

IV. Физкультминутка

V. Проверочная работа

Списывание. Упр. 113, стр. 65.

Домашнее задание

Упр. 114, стр. 66.

Итог урока

Урок 49

Тема урока: Предлог; приставка или часть корня.

Цели урока: Уточнить особенности корня, приставки, суффикса. Раз­вивать умение правильно писать предлоги и приставки.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

II. Повторение изученного

1. Индивидуальная работа.

— Образуйте новые слова, используя суффиксы -ок-ек- или -ик Подчеркните чередующиеся согласные.

дом — друг — снег —

холод — дуб — ключ —

лук —f сад —- жук —

окунь — мост — палец — лист —

2. Фронтальная работа.

1) Фонетическая разминка.

Выпишите слова, в которых рядом находятся два гласных звука.

Лауреат, струя, майор, фойе, баюшки-баю, галерея, фи­лиал, боец, оазис, союз. Значение незнакомых слов объясняется.

Выпишите слова, в которых встречается звук [о].

Белая береза под моим окном Принакрылась снегом , точно серебром.

Запишите, сколько раз встречается этот звук в данном предложе­нии.

2) Письмо по памяти.

Час обеда приближался, Топот по двору раздался: Входит семь богатырей, Семь румяных усачей.

А. Пушкин

Выделите приставки, предлоги подчеркните.

III. Упражнение в правописании приставок и предлогов

Упр. 115, стр. 66, 67.

IV. Физкультминутка

V. Проверочное списывание

Упр. 116, стр. 67

Домашнее задание

Упр. 117, стр.68

Итог урока

Урок 50

Тема урока: Состав слова. Окончание, Цели урока: Уточнить знания об окончании. Развивать умение разбирать слова по составу.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

II. Чистописание

1. Индивидуальная работа.

1) Вставьте пропущенные буквы. Запишите проверочные слова. мур...еьи — ... с...жают — ... оч...рование — ... с...сновый — ... п...хучие — ... л...шадка — ... под...рить —-... м...кушка — ...

2) Запишите только те слова, где написанное расходится с произ­ношением.

Лодка, пробка, глотка, кружка, подружка, старушка, утка, нагрузка, скользкий, связка, мороз, указка, поездка, город, гром. 2. Фронтальная работа.

1) «Отгадай букву»

Книга, гиря, рубашка.

— Догадайтесь, какую букву мы будем писать на минутке чистописа­ния. В одном из слов она обозначает согласный звонкий парный мягкий звук. (Буква «г» в слове «гиря»)

2) Пальчиковая гимнастика.

3) Письмо букв.

— Запишите, продолжив закономерность.

^l/lSls JsZWO J>bVZ3

— Запишите из словаря известные вам слова на букву Г. (Герой, горя­чий, готов.)

3. Проверка индивидуальной работы.

III. Словарно-орфографическая работа

1) «Путаница» (газон, гарнир, гербарий). НГАЗО, РИНРАГ, БАРИЙГЕР

— Что обозначают эти слова? Составьте со словами предложения (уст­но). Запишите слова в словарик.

IV. Работа над темой

Понятие об окончании.

В городе построили новую (школа). Кабинеты (школа) светлые и уютные.

За (школа) находится спортивная площадка. К (школа) ведут аккуратные дорожки.

— Восстановите текст. Что вы сделали? (Изменили окончания.)

— Почему? (Чтобы восстановить связь слов в предложении.) Учащиеся по цепочке выходят к доске, стирают скобки и пишут окон­чания цветными мелками.

— Вы изменили окончания, изменился ли смысл? (Нет.)

— Для чего служит окончание? Далее дети читают правило (стр. 69).

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного

1. Коллективно-индивидуальная работа. Упр. 118, стр. 68.

2. Самостоятельная работа. Упр. 119, стр. 68, 69. Вариант I — слово страну вариант II — слово река.

VII. Повторение изученного

Комментированное письмо.

Школьники сбежали с пригорка и свернули с дороги в поле. Здесь они помогут взрослым прополоть свеклу.

— В каждом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

— Выделить приставки.

— Разобрать по составу слова «пригорка», «школьники».

Домашнее заданно

Упр. 120, стр. 70, выучить правило.

Итог урока

Урок 51

Тема урока: Окончание — изменяемая часть слова. Цели урока: Закрепить знания об окончании, Развивать умение разби­рать слова по составу.

Ход урока

Наши рекомендации