Сообщение темы и целей урока

По просьбе учителя ученики рассуждают, можно ли на бумаге изобразить всю Землю, большой город? Можно, но не на плане. Для этого понадобится глобус или карта. Школьники вспоминают, какую форму имеет Земля. Далее учащиеся устанавливают, какую форму имеет глобус? Почему? Что же такое глобус? Собственные рассуждения учащиеся сравнивают с текстом учебника на стр. 12. После чтения текста учебника, учащиеся отвечают на вопросы: Почему нельзя на плане показать всю Землю или большой город? (На плане изображается только небольшой участок земной поверхности.) Что такое глобус? Почему глобус дает наиболее точное представление о внешнем виде нашей планеты?

Изучение нового материала

Обращаю внимание, что на глобусе есть горизонтальные и вертикальные кривые линии. Горизонтальные линии называются параллелями, вертикальные – меридианами (названия линий не для запоминания). Учитель показывает на глобусе самую длинную горизонтальную линию – экватор – воображаемую окружность, которая делит земной шар на два равных полушария: южное и северное (показывает на глобусе). Длина окружности экватора примерно 40 тыс. км. Самая северная точка планеты – Северный полюс, самая южная – Южный полюс. Учащиеся рассуждают, какой полюс находится ближе к экватору (примерно на одинаковом расстоянии, так как экватор делит земной шар на два равных полушария). Кроме северного и южного полушария на глобусе выделяют западное и восточное полушарие. На запад от начального меридиана (на глобусе он показан более жирным цветом, проходит через Европу) находится западное полушарие, к востоку от него – восточное.

Рисую на схеме линию земной оси, которая находится под определенным углом. На схеме учитель отмечает самую северную точку и спрашивает школьников, как она называется. После этого делается соответствующая подпись на чертеже. Затем отмечается самая южная точка земли, учащиеся называют ее и подписывают ее. Учитель спрашивает, как называется воображаемая линия, которая расположена на одинаковом расстоянии от обоих полюсов? Учащиеся подписывают на своем рисунке экватор. На одинаковом расстоянии от экватора. В заключение подписывается Северное и Южное полушарие.

Но глобусом пользоваться не всегда удобно, поэтому придумали карту полушарий. Вывешивается карта полушарий. Учащиеся рассматривают карту полушарий и высказывают свое мнение, как ее получили. По какой линии нужно разделить глобус, чтобы получились две равные половинки – Западное и Восточное полушария? (По вертикальной линии, которая отмечена на глобусе жирным цветом. Именно она делит земной шар на два полушария). Чем похожа карта полушарий на глобус? (На карте полушарий изображена вся Земля, на ней используются такие же условные знаки, как и на глобусе.) Чем отличается карта полушарий от глобуса? ( глобус имеет шарообразную форму, это модель Земли; карта – изображение Земли на плоскости).

Итак, делает вывод учитель, мы познакомились не только с глобусом, но и картой полушарий, картой Беларуси. Что же такое карта? Чем она похожа на план, чем отличается? Вначале дети пробуют ответить на вопрос, что же такое карта.

4.Физкультпауза«Сильные и ловкие»

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке.

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже,

А потом шаг на месте, не спеша.

Закрепление изученного материала

Учитель показывает некоторые областные центры страны и просит определить, где они находятся относительно сторон горизонта, друг друга, например: В какой части нашей страны находится Брест? (На юго-западе) Какой город находится южнее Брест или Гомель? Какой город находится западнее: Брест или Гродно? Где по отношению к Бресту находится г. Минск? Витебск? И т.п.

Подведение итогов урока

– Что нового узнали на уроке?

– Чему научились?

7. Домашнее задание:Стр. 13, 15 ответы на вопросы

Тема: Формы земной поверхности. Равнины и горы как основные формы поверхности Земли

Цели: формировать представление о разнообразии форм поверхности, их особенностях; показать значение равнинного рельефа для хозяйственной деятельности человека; содействовать осознанию учащимися своей роли в борьбе с образованием оврагов и разрушением почвы; развивать умения самостоятельной работы с учебником, умений самоконтроля и самооценки, работать в парах; создать условия для воспитания уважения и взаимопомощи друг к другу.

Ход урока

Организационный момент

Проверка знаний и умений

Вначале организуется контроль по методике «Опрос пятерых». Ученики делятся на микрогруппы. В каждой микрогруппе кто-то их сильных учащихся выполняет роль учителя. Он опрашивает членов своей микрогруппы по вопросам и заданиям ( вопросы задаются ученикам по очереди или отвечают желающие; ученик-учитель фиксирует на листочке, кто отвечал): Закончите предложение: Уменьшенная модель Земли – это … Почему глобус имеет шарообразную форму? Что такое Мировой океан? Покажите океаны на карте. Назовите и покажите на карте материки. На каком материке расположена Республика Беларусь? Какие материки омывает Атлантический океан? Тихий океан? Северный Ледовитый океан? Как называется самый крупный материк? Самый маленький? После работы в микрогруппах, учитель провести выборочный устный фронтальный опрос. Ученики, выполняющие роль учителя докладывают о результатах проверки знаний и умений в своих микрогруппах. Работа в микрогруппах может быть организована и по другому, по методике «Улучшить, повторить». Один подготовленный ученик отвечает на вопросы перед всеми членами микрогруппы для того, чтобы все смогли повторить и закрепить изученный материал. После работы в микрогруппах обязательно проводится индивидуальный устный или письменный контроль. Письменный контроль может осуществляться в тестовой форме (в форме открытого теста): Модель земного шара – это …

Самая северная и самая южная точки Земли – это …

Самая большая окружность, которая делит земной шар на два полушария –это ..

Единое водное пространство – это …

Самый большой океан – это …

Самый большой материк – это …

Материк, на котором расположена территория Беларуси – …

Тест проверяется на основе предложено учителем эталона путем самопроверки.

Наши рекомендации