Сообщение темы и целей урока

4. Чтение и анализ главы «Пропавшая королева» из повести «Кондуит и Швамбрания»

Чтение текста учителем

Анализ текста

• Расскажите, что произошло в доме у мальчиков.

• Что за «неотвратимая гроза» надвигалась на ребят и почему?

• Как мальчики восприняли наказание? Найдите в тексте.

• Какой вам представилась «аптечка»? Опишите её сло­вами.

• Как ребята вели себя в «аптечке»? Расскажите.

• О чём думали мальчики, сидя в углу?

• Какая «ослепительная идея» пришла в голову Льву? Прочитайте.

• Какие черты характера присущи мальчикам?

• Отличается ли старший брат от младшего? Чем?

• Справедлив ли был отец по отношению к мальчикам?

• Как вы считаете, эта глава из повести поучительная или развлекательная?

Пересказ главы

Ученики «по цепочке» включаются в последовательный пере­сказ первой главы повести.

Творческая работа

Придумать продолже­ние первой главы: как закончилась для ребят история с наказа­нием и как они жили в придуманной стране Швамбрании.

5. Выразительное чтение учи­телем второй главыиз повести «Первая швамбранка». Выявление первичного восприятия текста

¾ Понравилась глава? Чем? Сочувствовали ли вы Леле? Когда? Почему?

Перечитывание главы вслух учащимися.

¾ Какие рисунки можно сделать к главе? Словесно их опишите.

Подведение итогов урока

7. Домашнее задание:прочитать главу, подготовиться к выразительному чтению диалогов.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: Л. Кассиль. Глава «Первая швамбранка»

Цели: развитие умения выразительного диалогическо­го чтения; закрепление умения составления характеристики героя; развитие умения самостоятельно задавать вопросы к тексту; формирование интереса к творчеству писателя.

Организационный момент

2. Распределения ролей для выра­зительного чтения главы

В чтении участвуют три челове­ка: Леля, Тая, кадет. Двух чтецов в процессе чтения второй части главы можно поменять.

Для того чтобы не было особых заминок в чтении, необ­ходимо дать возможность чтецам (да и всему классу) про­смотреть текст и определить слова каждого из героев. Осо­бенно это необходимо сделать в предложениях с прямой речью, где совмещаются слова героев.

3. Продолжение составления характеристики героя — в данном случае Лели — через ана­лиз текста:

• Каким вам представляется Леля при первом знаком­стве с Таей?

• Почему Лев решил принять девочку в игру? Как он это объяснил брату? Найдите в тексте.

• Как к этому предложению отнеслась Тая?

• Как повёл себя Леля, когда увидел Таю с кадетом?

• Переживал ли Лев, когда девочка предала его? Как он выразил свою обиду? Найдите в тексте.

4. Игра «Вопрос-ответ»

Учитель предлагает ученикам задать свой вопрос к тексту (можно использовать обе главы). Ученик, задавший вопрос, выби­рает одноклассника, который должен будет ответить на этот вопрос.

Работа с текстом

Учащиеся ещё раз возвращаются к тексту, находят и читают вслух самые смешные эпизоды и фразы.

6. Чтение учителем новой главы из книги Льва Кас­силя «Кондуит и Швамбрания»

Учитель показывает книгу Льва Кас­силя «Кондуит и Швамбрания», главы из которой даются в учебнике, и читает ещё одну главу, чтобы вызвать у учащихся интерес к чтению данной книги и к творчеству писателя. При этом после чтения главы можно вернуться к статье о Льве Кассиле в учебнике, где указаны и другие книги писателя, адресованные детям.

Подведение итогов урока

8. Домашнее задание:по выбору — либо прочитать но­вую главу из книги Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания», либо познакомиться с другой книгой автора и начать её читать.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: А. Н.Толстой. Глава «Солнечное утро» из повести «Детство Никиты»

Цели:знакомство учащихся с биографией писателя; раз­витие навыка самостоятельного чтения «про себя», умения представлять прочитанное, делать словесные рисунки; вос­питание доброжелательности, щедрости.

Организационный момент

Наши рекомендации