III. Сообщение темы и целей урока

- Сегодня на уроке мы поговорим о нашей Родине. Подумаем, почему человеку близка и любима его Родина.

IV. Беседа о том, что такое Родина.

- Какое простое и непростое слово… Родина. Так что же такое Родина?

Родина – это то место, где мы родились и живем.

Родина – определенное место, где ты родился. Чаще всего родиной мы называем город, в котором родились. Реже – район, двор, где играли, росли, дружили, влюблялись, дрались, становились людьми.

Большая Родина всегда начинается с малой - своей семьи, двора и дома, детского сада и школы, леса и речки.

На доске учитель вывешивает иллюстрацию, читая стихотворение:

Учитель: Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор…

1 ученик: А другим, наверно, вспомнит.

Свой родной, московский двор

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

2 ученик: И большой соседней фабрики

Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная.

Золотая целина.

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Физминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу

В сторону руки - плавно помашем –

Это к нам птицы летят

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложим назад.

V. Работа со стихотворением И.Никитина "Русь"

- Давайте вспомним стихотворение о Родине, с которым мы познакомились вначале Азбуки.

Чтение стихотворения И.Никитина «Русь»

- Как поэт называет нашу Родину? (Русь)

Русью нашу землю называли очень давно, в давние времена.

- А как сейчас её называют? (Россия)

Россией нашу страну стали называть недавно, в конце прошлого века (ХХ век) Названий у нашей страны было много, но в каждое из них народ вкладывал огромную любовь, защищал её, гордился ей.

- Как ещё называет поэт нашу Родину? (Матерью)

- К чему призывает автор?

VI. Работа с книгой

1. Подготовка к чтению рассказа.

- Сейчас мы будем читать рассказ, который написал великий русский педагог и писатель К.Д. Ушинский. (Портрет на доске)

- Прочитайте название рассказа на доске.

- Как вы понимаете слово "Отечество"?

- Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам ещё раз познакомиться. Меня зовут Ольга. Это имя собственное. Имя есть у каждого человека. Оно сопровождает его всю жизнь. Каждому из вас очень приятно, когда вас называют по имени. Когда вы станете старше, вас будут называть не только по имени, но и по отчеству. К примеру, вы зовёте меня Ольга Ивановна: Ольга, дочь Ивана.

- Что означает слово отчество? От какого слова оно произошло? (Отче, отец)

Мама и папа – самые близкие тебе люди – твоя семья. Недаром и место, где родился человек стали называть красивым словом – Отечество.

(Слово «Отечество» произошло от слова «отец». Значит, здесь жили наши предки.)

2. Словарная работа.

- Посмотрите на иллюстрацию вверху страницы.

- Кого вы видите?

- Что он делает?

- Как в прошлом называли этого человека, который записывал всё происходящее, все исторические события? (Летописец)

- Что обозначает выражение «испокон веку»? (Издавна, с давних времён)

- «Государство» - страна.

Первичное чтение произведения учителем.

4. Беседа по содержанию:

- Как называется рассказ, который я вам прочитала?

- Что нового вы узнали из рассказа?

Чтение рассказа по цепочке

6. Выборочное чтение:

- Почему автор называет Россию отечеством?

- Почему автор называет Россию Родиной?

- Почему автор называет Россию матерью?

- У каждого из нас есть своя мама, но есть и общая мать – наша земля. Мать растит, воспитывает, кормит, учит ходить, мыслить. Потом выросший ребенок никогда не даст в обиду свою мать и в старости воздаст ей добром за те бессонные ночи, муки, слезы, пот, которые отдала она, чтобы он стал человеком.

Беседа по иллюстрации

- Какое историческое время изображено на иллюстрации? (Прошлое и настоящее)

- Кто изображён на иллюстрации сверху?

- Как зовут этого всадника?

- Что он делает?

- Где или на чём вы могли видеть изображение святого Георгия-Победоносца? (На флаге Москвы, Победоносец – приносящий победу)

- В озере близ Ливанских гор обитал громадный змий, пожиравший людей. Жители каждый день по приказу царя должны были приносить в жертву по жребию своих детей. Очередь дошла и до самого царя. Когда его дочь, горько плача, ожидала своего смертного часа, неожиданно пред ней предстал на коне великомученик Георгий. Он копьём пронзил гортань змею. Девушке он повелел связать змея поясом и как пса вести в город.

- А как изображено настоящее?

- А есть ли на земле другие государства?

- Где вы уже побывали, в каких странах?

- Скучали вы по родному дому? Почему?

- Хотелось ли вам возвратиться домой?

- А как всё это можно назвать?

- Может быть у человека две или три Родины?

- Почему?

- Прочитайте, как об этом сказано в тексте.

- Родина – это дом. И, уезжая куда-то надолго, мы говорим: «Хочу домой»,

хочу туда, где родные стены, где родные люди, друзья, любимые. Символом дома когда-то была земля, взятая от родного порога, которую в ладанке носили на груди воины, вынужденные сражаться вдали от родного дома.

Родина – ты сам, как представитель нации. Мы говорим «родной язык»,

«родная природа». Множество языков ты выучишь, стран увидишь, культур изучишь, но всегда и везде у тебя будет одна Родина. Умей за нее постоять, ее защищать, ею гордиться, умей передать эту гордость другим.

8. Игра "Собери пословицу"

1.Своя земля и / в горсти мила.

2.С родной земли -/ умри, не сходи!

3.Всякому мила / своя сторона.

4.Любовь к Родине / сильнее смерти.

5.Родина краше солнца,/ дороже золота.

6.Каждому свой / край сладок.

- Пословицы о Родине прославляют землю русскую. В каждой пословице о Родине прослеживается огромная любовь к матушке России.

- Продолжи пословицу: Родина - мать, умей…(за нее постоять).

- Как вы понимаете эту пословицу?

Издавна родина – самое дорогое место для человека. Мы должны любить свою Родину. А это значит:

знать ее историю,

сохранять и преумножать ее богатства,

беречь природу,

всегда думать о ней, прославлять ее словами и поступками.

VIII. Итог урока

- Какой праздник отмечался в стране?

- Вы будущие защитники нашей Родины.

1 ученик: Берегите Россию – нет России другой.

Берегите её тишину и покой.

Это небо и солнце, этот хлеб на столе.

И родное оконце в позабытом селе.

2 ученик: Берегите Россию – без неё нам не жить

Берегите её, чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой

Всею нашей судьбой

Берегите Россию – нет России другой!»

IX. Домашнее задание.

Урок по литературному чтению в 3-м классе. Тема: "Жизнь и творчество Л.Н. Толстого"

Цель урока:

Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого

Задачи

Развить интерес к писателю, как к личности, и к его произведениям

Обучение выразительному чтению

Научить выражать собственное отношение к событиям и героям и их поступкам

Ход урока

Организационный момент

Введение в тему

Наши рекомендации