Выбор темы вкр и ее утверждение

Тематика выпускных квалификационных работ должна отвечать профилю специальности, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки и практики, а также учитывать потребности практических организаций и учреждений.

Основным критерием выбора выпускником темы ВКР должен служить исследовательский интерес студента, а также заинтересованность администрации предприятия (учреждения, организации), на примере которого проводится исследование. Если студент четко представляет, по какой теме он может найти наиболее полный и содержательный материал, то при прочих равных условиях именно это обстоятельство может определить выбор темы.

Пользуясь правом выбора, студент может предложить «свою» тему ВКР при условии обоснования целесообразности ее разработки.

При выборе темы должны соблюдаться следующие условия:

­ тема должна быть согласована с научным руководителем, обсуждена на заседании кафедры, после чего ее формулировка с указанием научного руководителя и консультанта (если он необходим) утверждена заведующим кафедрой;

­ допускается выполнение ВКР группой студентов, при этом, индивидуальные задания выдаются каждому студенту;

­ не рекомендуется выбор одинаковых тем двумя и более студентами одной учебной группы;

­ в названиях выпускных квалификационных и курсовых работ недопустимы сокращения слов, за исключением общепринятых аббревиатур (АСУ, ТЭЦ, вуз, ООО, ОАО, НИИ, ГОСТ и др.)

За выпускником, не воспользовавшимся правом выбора, тема ВКР закрепляется по предложению научного руководителя.

По прибытии студента на преддипломную практику тема работы может быть уточнена в соответствии с интересами организации (предприятия).Все изменения тем выпускных квалификационных (дипломных) работ оформляются приказом ректора.

При выборе темы ВКР следует учитывать:

а) ее актуальность, научное и практическое значение, уровень ее разработанности (исследованности) и освещения в литературе, наличие необходимых научных и нормативных источников;

б) предшествующий опыт практической работы студента, его склонность и интерес к более углубленному изучению той или иной сферы, области экономического регулирования или научного исследования;

в) возможность использования результатов работы в дальнейшей практической деятельности.

Примерная тематика ВКР приведена в приложении 1.

После выбора темы необходимо написать заявление на имя заведующего кафедрой Экономики (приложение 2).

Закрепление за студентами темы ВКР по его письменному заявлению и по представлению выпускающей кафедры оформляются приказом ректора университета.

Научный руководитель ВКР назначается студенту из числа преподавателей кафедры, а также высококвалифицированных специалистов учреждений и предприятий.

Приказ об утверждении тем ВКР издается не позднее трех месяцев до дня защиты ВКР.

После издания приказа об утверждении тем ВКР и научных руководителей каждому студенту выдается задание по ВКР. В недельный срок по получении задания студент составляет график подготовки ВКР и согласовывает его с руководителем (приложение 3).

После издания приказа и выдачи задания по ВКР темы ВКР изменению не подлежат.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВКР

Структура выпускной квалификационной работы должна соответствовать плану, утвержденному научным руководителем. Выпускная квалификационная работа по гуманитарным дисциплинам, как правило, состоит из введения, нескольких глав, разбитых на параграфы, и заключения.

ВКР состоит из введения, нескольких глав, заключения, списка использованной литературы, приложений (приложение 4):

1. Введение;

2. Основная часть;

3. Заключение;

4. Список источников и литературы;

5. Приложения.

Объем ВКР, как правило, составляет 60-80 страниц, без учета приложений, подготовленного на компьютере в формате Word.

Введение должно содержать обоснование актуальности выбранной темы, цель и задачи исследования, его объект и предмет, методико-методологические основы, научную новизну и практическую значимость, а также характеристику основных источников и литературы по теме.

Во введении должна быть четко определена теоретическая база исследования, т.е. названы все наиболее значимые авторы, проводившие научные или научно-практические исследования по данной проблеме; сформулировано и обосновано отношение студента-выпускника к их научным позициям (см.: таблица 1).

Таблица 1

Структура введения ВКР

Элемент введения Комментарий к формулировке
Актуальность темы Раскрыть суть исследуемой проблемы, показать ее актуальность и степень проработанности в трудах экономистов. Желательно при демонстрации актуальности привести ряд статистических или фактических данных, характеризующих важность проблемы. Избегайте при формулировке актуальности использования общеизвестных и банальных вещей (например, общепринятых определений). Ссылки на список литературы во введении обычно не приводят. В целом актуальность прописывается в рамках 1-2 абзацев, занимая не более половины страницы.
Цель работы Должна заключаться в решении исследуемой проблемы путем ее анализа и практической реализации
Задачи работы Определяются исходя и в развитие цели работы. Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав и параграфов работы. Как правило, формулируются 3-4 задачи.
Объект исследования Дать определение экономическому явлению, на которое направлена исследовательская деятельность.
Предмет исследования Дать определение планируемым к исследованию конкретным свойствам объекта или способам изучения экономического явления.
Информационная база исследования Перечислить источники информации, используемые для исследования.
Методы исследования Перечислить методы исследования, используемые в работе
Практическая значимость исследования Не носит обязательного характера. Наличие сформулированных направлений реализации полученных выводов и предложений придает работе большую практическую значимость. Обычно отвечает на вопрос, где или при решении каких проблем могут быть использованы выводы (результаты), полученные в работе.
Структура работы Приводится краткое содержание глав с кратким обоснованием выбранной логики изложения материала.

Объем введения: 2-3 страницы.

Основная часть работы состоит, как правило, из 3-х логически связанных и соподчиненных глав (разделов), вытекающих из общей цели работы и тех задач, которые определены автором во введении. Главы могут подразделяться на несколько частей (подразделов, параграфов).

В первой главе (теоретической части), как правило, выполняется анализ современного состояния теории проблемы, дается обзор нормативных актов и литературных источников, позиций исследователей, обосновывается точка зрения автора на исследуемую проблему.

В этой главе могут быть рассмотрены:

­ понятие и сущность изучаемого явления, процесса;

­ краткий исторический обзор (эволюция) взглядов на проблему;

­ тенденции развития тех или иных процессов;

­ теории, которые используются (применяются) при решении проблемы, факторы, которые влияют на нее;

­ система (группа) показателей, связанных с проблемой, методы решения, применяемые в настоящее время, их достоинства и недостатки;

­ и другое.

По объему теоретическая часть может занимать до 30-40% всей работы.

В первой главе рекомендуется уделить внимание истории развития исследований выбранной проблемы и анализу зарубежного опыта. Анализ зарубежного опыта должен сопровождаться сравнением его с отечественной практикой и возможностями его использования в России.

Вторая глава включает в себя совокупность расчетно-аналитических или практических действий.

Назначением главы является подробное раскрытие практического состояния исследуемого процесса, явления. В главе анализируется динамика показателей, выявляются и классифицируются факторы, влияющие на эти показатели, раскрываются конкретные методы решения той или иной проблемы, которые должны быть проиллюстрированы соответствующими примерами, цифрами.

Эта глава может занимать 40-50% общего объема работы.

Данная глава должна содержать в себе краткую характеристику исследуемого предприятия (организации) и глубокий, детальный анализ предмета исследования, который проводится на основе конкретных фактических данных о деятельности предприятия. Выводы о состоянии той или иной стороны деятельности предприятия должны лечь в основу проектных предложений, которым посвящается третий раздел работы.

Вторая глава работы, включает 3-4 параграфов (подразделов) и является базовой частью ВКР. Эта глава в обязательном порядке начинается с характеристики объекта исследования.

В данном параграфе следует дать общий обзор, достаточный для формирования представления о том, что собой представляет исследуемое предприятие (организация). Для этого следует кратко охарактеризовать следующие аспекты деятельности предприятия (организации):

- время создания (слияния, объединения, разъединения…) и сроки деятельности;

- организационно-правовая форма, статус, тип и характер деятельности;

- организационная структура;

- основные направления деятельности; структура производимой продукции;

- характеристики внешней среды предприятия: потребители, конкуренты, поставщики, посредники;

- основные технико-экономические показатели деятельности, их динамика за последние 2-3 года. Экономические показатели должны отражать специфику деятельности предприятия (организации), отраслевую принадлежность. Технические показатели характеризуют производственный потенциал предприятия. Основные показатели должны быть представлены в виде таблицы.

На основании приведенных данных делается краткий анализ деятельности предприятия за рассматриваемый период.

Анализ предмета исследования должен основываться на теоретико-методических положениях Первой главы. В конце главы представляются краткие выводы, полученные на основе проведенного анализа.

Материалы анализа являюься базой для разработки проектных предложений.

Третья часть ВКР (2–3 параграфа) посвящается разработке, характеристике и обоснованию конкретных мероприятий, предложений и рекомендаций студента по теме исследования. Она базируется на результатах проведенного анализа, сведениях о выявленных в процессе анализа внутренних резервах, недостатках и упущениях в работе предприятий и организаций. Эта часть должна отражать практическую полезность выполненного студентом исследования, в ней должны быть конкретные рекомендации по устранению выявленных недостатков.

По своей сути в данной части решаются две основные задачи:

1) поиск путей или мероприятий по совершенствованию экономической деятельности предприятия;

2) обоснование этих путей или мероприятий с оценкой их экономической целесообразности.

Содержание третьей части ВКР определяется темой исследования, характером предложений и степенью детальности аналитической части.

Разработка рекомендаций предполагает, что на основе анализа выявленных недостатков и возможностей решения проблемы студент формулирует достаточно полные и аргументированные предложения и рекомендации.

Разрабатываемые предложения включают следующие основные моменты:

- перечень предлагаемых мероприятий и их краткую характеристику;

- расчеты показателей, изменяющихся в результате внедрения предлагаемых мероприятий;

- организация внедрения предлагаемых мероприятий (сроки, исполнители, ответственные, стоимость, источники финансирования);

- экономическое обоснование проектных предложений.

Каждое предложение должно быть обосновано с позиции финансово-экономической целесообразности и перспектив использования предложений.

В Заключении автор, как правило, излагает основные выводы, к которым он пришел в процессе работы над темой, дает свои оценки перспективам развития исследуемой проблематики, отмечает практическую ценность работы. Рекомендуемый объем заключения - 3-5 страниц.

После заключения принято помещать перечень использованных источников нормативной и научной информации. Он является составной частью выпускной работы и показывает степень изученности проблемы, включает источники, которыми пользовалсяавтор приизучении темы и написании работы и оформляется в соответствии с требованиями действующего ГОСТа. Примеры библиографического описания даются в Приложении 5.

В Приложения выносятся материалы, которые облегчают восприятие основной части, не перегружая ее. Приложения способствуют более широкому освещению темы, вместе с тем, основной текст исследования следует создавать таким образом, чтобы он был самодостаточным и содержал небольшое количество приложений. По содержанию и форме приложения могут быть самые разные: копии документов, выдержки из отчетных материалов, фотографии, письма, таблицы, графики, диаграммы и т.п. В основном тесте работы должны содержаться ссылки на все приводимые приложения.

ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Требования к тексту ВКР

ВКР должна быть оформлена в виде, который может позволить судить о полноте и обоснованности содержащихся в ней результатов, выводов и предложений. Изложение материала должно быть последовательным, логичным, конкретным, с опорой на результаты практики.

ВКР должна быть написана, как правило, на русском языке и выполнена в единой стилевой манере. Стиль изложения должен быть научным, предполагающим использование принятой в соответствующей отрасли науки (практики) терминологии. Предложения следует формулировать так, чтобы избежать их двусмысленного или противоречивого толкования, неопределенности понимания. Вместе с тем, не следует прибегать к искусственному усложнению текста, ложной наукообразности, за которой часто скрывается поверхностное содержание работы.

В тексте работы рекомендуется выделять законченную мысль в самостоятельный абзац.

Для обоснования сформулированных в работе положений, суждений, выдвигаемых гипотез, решения различных вопросов студенту необходимо широко использовать выписки, сделанные в процессе изучения источников. В качестве довода, подтверждающего ту или иную мысль, могут быть использованы выводы, сформулированные специалистами по данной проблеме. В этих случаях допускается передача чужого мнения в форме свободного изложения, либо цитирования специальных мест из опубликованных работ, статей и т.п., но с обязательной ссылкой на источник. Ссылки на источник оформляются в виде сносок. По их содержанию можно судить о научном аппарате работы и ее квалификационных качествах.

Приводимые в тексте цитаты не должны быть громоздкими. Цитировать нужно только суть доказательства.

Если на предмет исследования имеются различные точки зрения, необходимо привести каждую из них (либо основные, наиболее распространенные), подвергнуть критическому анализу на основе имеющихся фактических данных и сформулировать вывод о преимущественном значении той или другой, поддержать или отвергнуть (полностью или частично), показав мотивы, по которым эта точка зрения поддерживается или отвергается.

Выводы по каждой главе должны быть краткими, с конкретными данными о результатах. Текст на иностранных языках может быть целиком напечатан или вписан от руки.

Для письменной научной речи наиболее предпочтительно повествование от третьего лица в единственном числе, т.к. основное внимание сосредоточено не на субъекте, а на объекте и предмете исследования.

Авторская позиция в то же время должна обязательно находить свое выражение, особенно в случаях, когда речь заходит о гипотезах, версиях, оценках, когда делаются определенные выводы и т.п. Однако авторское «я» не должно явно доминировать, оставаясь как бы на втором плане, что достигается использованием следующих конструкций: «автор данного исследования полагает (считает, уверен, разделяет точку зрения и т.п.)…», «автору кажется предпочтительней гипотеза о …» и др.

Сокращение слов в тексте и в подписях под иллюстрациями не допускается. Исключение составляют сокращения, установленные ГОСТ 2.216-68, а также общеизвестные сокращения, такие как, например, РФ. Не рекомендуется вводить собственные сокращения обозначений и терминов. Наименования, приводимые в тексте и в иллюстрациях, должны быть одинаковыми.

Грамматические, синтаксические, пунктуационные ошибки, опечатки в ВКР недопустимы, а их наличие существенно влияет на оценку работы и решение вопроса о допуске ее к защите.

Чтобы избежать ошибок, необходимо соблюдать следующие негласные правила:

­ не злоупотреблять использованием слов, имеющих множественное значение, употребляемых в просторечии, иностранных слов;

­ пояснять только малоизвестные или разноречивые понятия, делая ссылки на авторов;

­ тщательно подбирать синонимы;

­ избегать искусственной наукообразности;

­ избегать повторений и общеизвестных положений, содержащихся в учебниках и учебных пособиях;

­ не использовать в предложении слов, удаление которых из текста не изменит его смысла;

­ избегать громоздких словесных конструкций;

­ не употреблять фразеологизмы.

Основные параметры и требования

Оформление ВКР должно отвечать современным требованиям и стандартам.

Текстовый материал ВКР должен быть выполнен на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4 (210х297), через 1,5 интервала, с числом строк на странице не более 30, шрифтом Times New Roman стандартного размера (соответствует 14-му шрифту компьютера), с выравниванием текста по ширине листа и соблюдением следующих размеров отступа от края листа): левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм.

Весь текст работы должен быть набран в редакторе WORD, делиться на абзацы, начало которых пишется с красной строки, отступая 5 печатных знаков от общей линии строки.

Все страницы работы, включая иллюстрации, список литературы и приложения, должны нумероваться по порядку от титульного листа и оглавления (на них нумерация не ставится) до последней страницы без пропусков и добавлений. Порядковый номер печатается в середине верхнего поля страницы, начиная с цифры 3 или 4.

Вписывать в текст отдельные слова, знаки допускается только черными чернилами или тушью, при этом плотность вписанного текста должна быть максимально приближена к плотности основного изображения.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в работе, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста машинописным или рукописным способом.

Каждый раздел работы необходимо начинать с новой страницы, параграфы (подразделы) располагать друг за другом вплотную. Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм требуется приводить на языке оригинала.

Заголовки разделовнеобходимо печатать заглавными буквами полужирным шрифтом симметрично тексту без подчеркивания, через один интервал, точку в конце заголовка не ставить. Если заголовок состоит из двух и более предложений, их разделять точкой. Переносы слов в заголовке не допускаются.

Заголовки подразделов печатаются строчными буквами (кроме первой заглавной) с абзаца. Заголовок главы, параграфа не должен быть последней строкой на странице.

Расстояния от верхнего поля до заголовка – 5 интервалов, от заголовка до текста – 3 интервала, между заголовком и подзаголовком – 3 интервала. Все заголовки и подзаголовки следует выделить шрифтом, отличным от шрифта основного текста. Стили заголовков, используемых в ВКР - Основной, Заголовок 1, Заголовок 2, Заголовок 3 и т.д.

Размеры знаков для формул рекомендуются следующие: прописные буквы и цифры – 7 - 8 мм, строчные – 4 мм, показатель степеней и индексы – не менее 2 мм.

Отдельные части работы (разделы и подразделы) должны иметь заголовки и порядковую нумерацию. Например, главы (разделы) 1.,2.,3. и т.д., подразделы (параграфы) – нумерацию в пределах каждой главы, например, § 1, § 2, § 3. или 1.1., 1.2., 1.3, при более дробном делении - 1.1.1., 1.1.2., 1.1.3. Если параграф имеет только один пункт, то выделять и нумеровать его не следует.

Титульный лист является первой страницей работы, но не нумеруется.

Содержание (оглавление) включает названия всех частей работы с указанием страниц, в соответствии с которыми они расположены в тексте.

Таблицы и иллюстративные материалы

Многие исследования содержат большое количество цифрового материла, который необходимо давать в сравнении, динамике и т.п. и оформлять в виде таблиц. По своему содержанию таблицы делятся на аналитические и констатирующие. Аналитические таблицы являются результатом анализа цифрового материла, и сопровождаются комментариями: «из таблицы видно, что …», «как показывает таблица …» и т.п. В констатирующих таблицах осуществляется лишь демонстрация цифрового материала без комментария в тексте исследования.

Основными элементами таблицы являются порядковый номер и тематический заголовок, боковик, заголовок вертикальных глав, заголовки горизонтальных и вертикальных граф основной части. Таблицы помещают в тексте работы после ссылок на них. Таблицы должны иметь названия и порядковую нумерацию, которая должна быть сквозной для всего текста ВКР.

Порядковый номер таблицы связывает ее с текстом и необходим, если в исследовании две и более таблицы. Слово «Таблица» и ее порядковый номер пишутся вверху над таблицей в правой стороне, затем дают ее название и единицу измерения, если она общая для всех граф и строк.

Заголовок таблицы выполняется строчными буквами (кроме первой заглавной), знак «№» и точка в конце заголовка не ставятся.

Таблица должна занимать не более одной страницы. Если аналитическая таблица по размеру превышает одну страницу, ее следует включить в приложение.

Ссылаться на таблицу нужно в том месте текста, где формулируется положение, подтверждаемое или иллюстрируемое. В тексте, анализируемом или комментирующем таблицу, не следует пересказывать ее содержание, а уместно формулировать основной вывод, к которому подводят табличные данные, или вводить дополнительные показатели, более отчетливо характеризующие то или иное явление или его отдельные стороны.

Графу «№ п/п» в таблицу не включают. При необходимости нумерации показателей параметров или других данных порядковые номера указывают в боковике таблицы перед их наименованием.

Повторяющийся в графе текст, состоящий из одного слова, допускается заменять кавычками, если строки в таблице не разделены линиями. Если повторяющийся текст состоит их двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словом «То же», а далее – кавычками. Если цифровые или иные данные в таблице не приводятся, то в графе ставят прочерк.

Иллюстрации (чертежи, рисунки, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) и таблицы следует располагать непосредственно после текстов, в которых они упоминаются впервые, а также могут быть вклеены на стандартных листах формата А4. Порядковый номер рисунка и его название проставляются под рисунком. Иллюстрация должна иметь название, которое помещают под ней. При необходимости под иллюстрацией помещают также поясняющие данные (подрисуночный текст), иллюстрация обозначается общим словом «Рис.», которое помещают после поясняющих данных.

Подписи и пояснения к фотографиям, рисункам, эскизам, схемам и таблицам должны быть напечатаны под ними. Оформление чертежей, графиков, диаграмм, схем должно соответствовать требованиям ГОСТов.

Формулы и цифровой материал

Формулы и расчеты должны органично вписываться в текст выпускной квалификационной работы, не разрывая его грамматической структуры. Формулы необходимо сначала привести в буквенном выражении, затем дать расшифровку входящих в них индексов и величин.

Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки.

Формулы следует располагать на середине строки, а связывающие их слова «где», «следовательно», «откуда», «находим», «определяем» - в начале следующей строки. Формулы следует нумеровать, особенно, если в тексте приходится на них ссылаться, порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках, например, (2) в крайнем правом положении в строке.

Внутри пунктов и подпунктов могут быть приведены перечисления. Их следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами со скобкой, например, 1), 2), 3) и т.д. и печатать строчными буквами с абзаца без точки после скобки. Содержание каждого подпункта отделятся друг от друга точкой с запятой. В пределах одного пункта или подпункта не допускается более одной группы перечислений.

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснений начинают со слова «где» без двоеточия.

При приведении цифрового материала должны использоваться только арабские цифры, за исключением общепринятой нумерации кварталов, полугодий, которые обозначаются римскими цифрами.

Интервалы величин «от» и «до» записываются через тире, например, 8-12 % или стр. 5-7 и т.д. При величинах, имеющих два предела, единица измерения пишется только один раз при второй цифре. Такие знаки, как №, % пишутся только при цифровых или буквенных величинах, а в тексте их следует писать только словами: «номер», «процент».

Математические знаки «+», «-», «=», «>», «<» и другие используются только в формулах. В тексте следует писать словами «плюс», «минус», «равно», «больше», «меньше».

Приложения к выпускной квалификационной работе

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии более одного приложения их следует нумеровать арабскими цифрами без знака №, например: Приложение 11.

Оформление списка литературы

Оформлению списка литературы придается большое значение. По его содержанию можно судить о том, насколько полно автор использовал литературу по данному вопросу. Кроме того, такой список может представлять самостоятельную ценность как справочный материал для дальнейших исследований.

В зависимости от характера работы в библиографический список можно внести использованную литературу не только основную, но и цитируемую.

Расположение литературы в списке может быть организовано одним из следующих способов:

­ алфавитное;

­ хронологическое;

­ систематическое;

­ в порядке первого упоминания литературы в тексте;

­ по главам работ.

При алфавитном расположении литература группируется в строгом алфавитном порядке фамилий авторов книг, статей или заглавий, если описание начинаются с заглавия. Если заглавие начинается с цифр, то описание располагается с начальной буквы цифрового выражения. Работы одного автора могут располагаться в алфавитном порядке названий работ. При наличии нескольких работ одного автора, но с соавторами, они располагаются в порядке алфавита фамилий соавторов. Авторы однофамильцы располагаются по алфавиту их инициалов. Алфавитный способ группировки оправдан, когда список невелик по объему и касается узкого вопроса.

При хронологическом расположении литература группируется по годам публикаций, а внутри года – по алфавиту фамилий авторов и названий книг. Возможен и обратнохронологический порядок.

Систематическое расположение предполагаетрасположение литературы по отдельным отраслям знания, вопросам и темам в их логическом соподчинении. Вначале размещается литература общего характера, охватывающая широкий круг вопросов, а затем следует материал по отдельным проблемам. Внутри разделов расположение литературы алфавитное.

Расположение в порядке упоминания литературы в тексте. В этом случае описания располагаются в порядке их первого упоминания в тексте. Нумерация записей - сквозная по всему списку.

Группировка литературы по главам. В начале списка указываются работы общего характера, затем идет литература, относящаяся к отдельным главам. Внутри главы расположение алфавитное или хронологическое.

Расположение литературы по разделам. В больших по объему списках литературы материал можно сгруппировать по разделам:

­ документы, формирующие методическую базу исследования;

­ официальные документы. Сюда можно отнести государственные документы и документы общественных организаций и политических партий;

­ источники (опубликованные и неопубликованные). Под источником понимаются печатные и рукописные документальные материалы, положенные в основу исследования и выводов автора;

­ периодические издания. Центральная и местная печать с указанием, за какие годы просмотрена;

­ библиографические и справочные издания (в алфавитном порядке);

­ литература. В разделе «Литература» материал располагается в алфавитном порядке, вначале – отечественная, затем – иностранная.

­ Список литературы должен быть пронумерован. Варианты заголовка списка:

­ список использованной литературы;

­ список основной использованной литературы;

­ литература;

­ библиографический список.

Литература на иностранных языках помещается в конце списка.

Библиографическое описание документов и оформление библиографических ссылок

Требования к библиографическому описанию документов и оформлению библиографических ссылок приведены в Методическом пособии по оформлению списка литературы к курсовым и дипломным работам, изданным научной библиотекой УдГУ в 2004 году. Примеры библиографического описания предложены в Приложении 5.

Сокращения слов и словосочетаний

При использовании сокращений в списке литературы необходимо соблюдать следующие правила:

1. Заглавия книг и статей не сокращаются, сокращаются лишь сведения, относящиеся к заглавию.

2. Нельзя сокращать слова и словосочетания, если возможно различное понимание сокращенного выражения.

3. При описании статей название источника указывается сокращенно.

4. Сокращения проводятся в соответствии с:

- ГОСТ 7.12–93. Библиографическая запись. Сокращения слов на русском языке. Общие требования и правила.

- ГОСТ 7.11–78 (СГС ЭВ2012–79). Сокращения слов и словосочетаний на иностранных европейских языках в библиографическом описании.

НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО

Научными руководителями могут быть преподаватели выпускающей кафедры, преподаватели университета или других вузов, образовательных учреждений, а также работники органов государственной власти, предприятий, компаний, фирм и пр., имеющие ученые степени и (или) являющиеся специалистами в определенной области знаний.

В целях стимулирования научно-исследовательской работы студентов следует закреплять научное руководство ВКР за теми преподавателями, которые руководили научно-исследовательской работой студентов в процессе их обучения в вузе. При закреплении научного руководителя рекомендуется учитывать его научные интересы, а также желание студента работать под руководством того или иного специалиста.

Утверждение научных руководителей осуществляется приказом ректора по представлению выпускающей кафедры. Смена научного руководителя допускается не позднее, чем за 3 месяца до защиты ВКР и оформляется приказом ректора.

Основными функциями научного руководителя ВКР являются:

­ детальное ознакомление студентов-выпускников с требованиями, предъявляемыми к содержанию ВКР, выполняемых по программам бакалавра, специалиста или магистра;

­ консультирование, заслушивание отчетов студентов о ходе выполнения ВКР, предполагающее ежемесячные встречи со студентами-выпускниками;

­ непосредственное руководство и контроль процесса исследования;

­ рекомендации необходимой основной научной, методической литературы, справочных материалов и других источников по теме;

­ в отдельных случаях по согласованию с заведующим кафедрой организация предзащиты студентом ВКР;

­ консультирование выпускников по составлению текста выступления на защите ВКР;

­ подготовка письменного отзыва на ВКР (См. Приложение 6).

Научный руководитель дает письменный отзыв о ВКР студента-выпускника, в котором характеризует отношение студента к проведенной исследовательской работе, отмечает актуальность темы, глубину ее рассмотрения, практическую значимость работы, соответствие ее содержания теме, цели и задачам работы, содержит рекомендации о допуске ВКР к защите. В отзыве рекомендуется отразить проявленные способности выпускника, достаточность использования и проработки источников и литературы, качество оформления, правильность выводов и степень их обоснованности. Отзыв научного руководителя не должен содержать балльной оценки.

Научный руководитель не является ни соавтором, ни редактором ВКР. В ходе выполнения работы научный руководитель выступает как оппонент, указывая на недостатки аргументации, композиции, стиля, ошибочных решений и выводов и т.п., и советует, как лучше устранить их, рекомендуя пути и сроки исправления.

Если выпускник нуждается в дополнительных консультациях по специальным вопросам темы, заведующий кафедрой может назначить ему научного консультанта в счет времени, отведенного на руководство ВКР.

В случае если научный руководитель не имеет опыта работы в высшем учебном заведении, назначение научного консультантаиз числа преподавателей вуза является обязательным. Назначение должно быть согласовано с заведующим выпускающей кафедрой, научным руководителем и отражено в приказе о закреплении тем ВКР.

РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ВКР

Выпускная квалификационная работа выпускника направляется на рецензию. Рецензентами ВКР могут быть профессора, доценты, ведущие научные сотрудники УдГУ и других высших учебных заведений, а также специалисты профильных организаций и предприятий, хорошо владеющие вопросами, связанными с тематикой работ. В качестве рецензентов могут привлекаться преподаватели УдГУ, если они не работают на выпускающей кафедре.

ВКР передается на рецензию не позднее, чем за 1 неделю до защиты. На рецензирование одной ВКР предусмотрено 4 часа. Письменный отзыв рецензента (См. Приложение 7) передается на кафедру не позднее 3 дней до защиты, и доводится до сведения автора.

Рецензия на ВКР должна содержать характеристику актуальности ее темы, цели, структуры с точки зрения целесообразности и достаточности предпринятого исследования. Необходимым элементом рецензии является краткая характеристика основных положений содержания ВКР, их новизны и обоснованности. Важнейшая часть рецензии – замечания, в которых отмечаются недостатки ВКР как по существу содержания работы, так и по ее отдельным выводам и положениям (с указанием страниц, на которых они сформулированы). Замечания могут касаться также оформления ВКР и ее научного аппарата.

В заключительной части рецензии рекомендуется отметить степень влияния отмеченных недостатков на квалификационные качества ВКР, а также сформулировать вывод о том, отвечает ли данная работа квалификационным требованиям. Рецензент может высказать свое мнение относительно оценки, которую ВКР заслуживает. Получение отрицательной рецензии не лишает права студента защищать выпускную квалифик

Наши рекомендации