Методы беседы, опроса, интервьюирования, анкетирования, тестирования
Беседа – это метод сбора фактов о педагогических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. Особенность беседы состоит в том, что по её ходу можно менять вопросы в соответствии с полученными ответами. Беседа относится к традиционным методам исследований. В ней отражается отношение людей, их чувства и намерения, оценки и позиции.
Беседа должна проводиться доброжелательно, не должна превращаться в опрос или допрос. Планируя беседу и определяя цель, следует строить её так, чтобы возможно более полно наблюдать и использовать особенности интонации, поведения собеседника, контекст беседы и т.п. Вопросы в беседе могут быть поставлены как прямо, так и косвенно.
Беседа может быть фронтальной (со всем классом), групповой и индивидуальной. Во время беседы можно осуществлять и наблюдение – поведение учеников во время беседы, реакция на вопросы, мимика, жесты, интонация – всё это для внимательного исследователя может служить существенным дополнением к содержанию беседы, раскрыть особенности личности школьника.
Беседа педагога с товарищами ученика, с другими учителями, с родителями дают возможность учесть мнения из разных источников, что позволяет повысить достоверность и объективность результатов.
Опрос – это получение информации путём постановки стандартизированной системы вопросов. Он проводится в двух основных видах: анкетирование и интервьюирование
Интервьюирование – это способ получение информации путем устного опроса. Оно бывает свободным (не регламентированное темой и формой) и стандартизированным (по заранее данным вопросам). Этот метод исследования позволяет накапливать отдельные факты и поэтому играет вспомогательную роль – ориентировочную или уточняющую. Например, оно позволяет сориентироваться при выявлении трудных, слабо освоенных учениками разделов программного материала; предшествовать анализу контрольных работ – для предварительного выявления наиболее типичных ошибок учащихся и составления рациональной схемы анализа. Интервьюирование может быть использовано как дополнение к анкетированию, если результаты анкетного опроса допускают разные истолкования, или содержат неожиданный, незапрограммированный результат. Например, при анкетном изучении одного из классов был обнаружен необычно высокий интерес учеников к изобразительному искусству. Проведённое интервью позволило выявить причину этого явления – классный руководитель обладал специальными познаниями, часто проводил весьма эмоциональные беседы с учащимися, сумел их увлечь изобразительным искусством.
Анкетирование – это опрос по опросному листу для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Оно бывает открытым (свободные ответы отвечающего), закрытым (выбор ответа из ряда предлагаемых) и смешанным.
Основная особенность применения этого метода состоит в том, что уже при формулировании вопросов надо отчетливо представлять их цель, возможность проведения количественной обработки и выявления предполагаемых зависимостей. Анкета должна позволять интерпретацию собранной информации в соответствии с определёнными критериями и обеспечивать легкую группировку ответов. Однако родственные по характеру вопросы не следует располагать в непосредственной близости друг к другу, чтобы исключить их взаимное влияние. Надо учитывать также, что заполнение громоздких анкет утомительно для детей и даёт меньшую достоверность. Полезно также провести предварительную проверку степени понимания вопросов анкеты на небольшом числе испытуемых и внести коррективы в содержание анкеты.
Должна быть обеспечена репрезентативность выборки, позволяющая считать полученную информацию типичной для данного контингента учащихся в современных условий. Для чего процент учеников, охваченных анкетированием, следует сделать достаточно большим.
Тестирование это стандартизированный метод исследования, предназначенный для точных количественных и определённых качественных характеристик, оценки индивидуальных психолого-педагогических особенностей и поведения человека путем сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами – нормами теста. Часто применяют тесты обученности – это совокупность заданий, сориентированных на выявление уровня усвоения определённых аспектов содержания обучения, и содержащих задания на деятельность данного уровня.