Специфика анкетирования (заочного опроса)

При составлении анкеты необходимо учитывать специфические особенности заочной формы опроса. На первой странице анкеты указывается организация, проводящая опрос. Далее идет вступление – обращение к опрашиваемому. Здесь называются цели исследования, объясняется, почему опрашиваемый должен ответить на вопросы анкеты (можно, например, подчеркнуть важное общественное или научное значение изучаемой проблемы). Иногда желательно дать некоторое разъяснение по заполнению анкеты (здесь возможны примеры). Следует также обязательно заверить опрашиваемого в анонимности полученных ответов. Вступление должно быть лаконичным и вежливым. В конце анкетного бланка всегда выражается благодарность опрашиваемому.

Еще на стадии построения вопросника необходимо учитывать требования, обусловленные использованием компьютерной техники с целью обработки анкет. В одних анкетах на каждой странице отводится колонка для шифровки ответов, которая производится по окончании опроса. В других анкетах место для шифра на полях анкеты не оставляется, а в конце ее помещается специальная шифровальная таблица. Возможны также анкеты, в которых вообще не предусмотрено место для шифра ответов. В этих случаях шифровальная таблица печатается на отдельном бланке, который не попадает в руки опрашиваемого. Составляя макет анкеты, необходимо иметь в виду, что структура вопросов и технология обработки ответов тесно взаимосвязаны.

Внешний вид анкеты имеет очень большое значение, поскольку он может оказать как благоприятное, так и неблагоприятное психологическое воздействие на опрашиваемых. Здесь важно и качество бумаги, и полиграфическое оформление анкеты в целом.

Довольно широко используется в психологии опрос посредством анкет, вручаемых анкетером лично каждому опрашиваемому. При этом иногда анкеты заполняются сразу же в присутствии анкетера, иногда они оставляются у опрашиваемых, чтобы те ответили на вопросы в удобное для себя время и возвратили бланки к назначенному сроку. Этот способ опроса имеет ряд преимуществ по сравнению с другими. Так, возврат анкет здесь может доходить почти до 100%.

Имеется ряд способов контроля надежности первичных данных, получаемых путем опросов: в любом вопроснике предусматривается серия основных и контрольных (обычно косвенных) вопросов для повышения достоверности ответов. Контроль ее достоверности возможен следующими способами: соответствующей отработкой системы основных и контрольных, прямых и косвенных вопросов, с помощью техники шкалирования вариантов ответа в нескольких измерениях, повторными опросами в панельном исследовании, путем сравнения с другими сообщениями или объективными данными, которые касаются рассматриваемых факторов (наблюдение, анализ продуктов деятельности, эксперимент и т.д.).

Основное преимущество анкетирования состоит в возможности массового опроса большого количества лиц. Другое немаловажное значение имеет более доверительное отношение респондентов к этому способу опроса и искренность в ответах, так как, по их мнению, анкета гарантирует анонимность в большей степени, чем интервью.

Выбор между методиками интервью и анкеты зависит от уровня изученности проблематики, целей исследования и его программы в целом. Анкетирование нельзя проводить, не имея определенных рабочих гипотез. Метод интервью менее требователен в этом отношении. Он может быть эффективным даже при недостаточно четко сформулированных гипотезах исследователя. Преимущество нестандартизированного интервью – получение более глубокой информации, гибкость опроса. Недостаток – сравнительная узость охвата опрашиваемых. Массовый стандартизированный опрос путем анкеты дает репрезентативные результаты, но в более узкой сфере проблем. Сочетание анкетирования и интервью является одной из наиболее плодотворных методик опроса, так как наряду с охватом большого числа опрашиваемых в сравнительно короткий срок позволяет получать материал и для глубокого анализа.

Литература: 11; 44; 45.

Наши рекомендации