Основные ограничения анкетирования и интервьюирования

Ограничения анкетирования Ограничения интервьюирования
Применение анкетирования не позволяет получить глубинную информацию о мнениях, мотивах и ценностях респондентов, что в целом понижает надежность и качество получаемой информации. Применение интервью требует больших временных и финансовых затрат, затрат на обучение интервьюеров и контроль за качеством их работы.
При анкетировании на качество получаемой информации в большой степени может повлиять незаинтересованность респондента в анкетном опросе, так как иногда отсутствует прямое стимулирование к ответам на вопросы анкеты в виде материального вознаграждения, подарка и т.п. При интервьюировании на качество получаемой информации в большей степени, чем при анкетировании, может повлиять обстановка интервью (поле интервьюирования: место проведения, время проведения и длительность проведения).
В рамках анкетного опроса сложно различить в сознании респондента «зону компетентности» (совокупность представлений опрашиваемого, сформировавшихся под непосредственным влиянием практической деятельности и личного опыта) и «зону некомпетентности» (совокупность представлений о предметах, не знакомых респонденту по личному опыту и сформировавшихся под влиянием СМИ и контактов с другими людьми). В рамках интервью на качество получаемой социологической информации в большей степени, чем при анкетировании, может повлиять неискренность респондента (несоответствие выражаемых им мыслей и мнений его истинным взглядам), что может иметь как сознательный, защитный характер (боязнь не понравиться интервьюеру), так и бессознательный (утомляемость, забывчивость и прочее) характер.
При анкетировании отсутствует возможность наблюдения за реакциями респондентов в ходе опроса, что не позволяет воздействовать на них определенным образом и не обеспечивает полное заполнение всей анкеты. Индивидуальные качества интервьюера могут повлиять на процесс получения информации (такое влияние называется ≪эффект интервьюера≫).


Интервью в отличие от анкетного опроса обладает своими особенностями:

· целенаправленностью процесса общения интервьюера с респондентом согласно программе социологического исследования;

· обеспечением интервьюером психологического контакта с респондентом и в случае необходимости коррекции процесса опроса;

· близостью интервью по форме к обыденному разговору (интервью способствует непринужденности и, вместе с тем, снимает психологические барьеры или предубежденность, вызывающие нежелание участвовать в опросе или уклонение от ответов на отдельные вопросы).

В зависимости от степени свободы интервьюера и респондента выделяют три вида интервью:

1. стандартизированное (формализованное, несвободное) интервью;

2. нестандартизированное (неформализованное, свободное) интервью;

3. полустандартизированное (полусвободное) интервью.

1.Стандартизированное интервью (от англ. interview – встреча, беседа) – это вид интервью, которое проводится по строго регламентированному и детально разработанному вопроснику и инструкции, предназначенной для интервьюера. Его применение позволяет собрать информацию о моделях поведения, скрытой мотивации, обусловливающих разное отношение к качеству информации личностей.

Существует два вида стандартизированного интервью:

· стандартизированное интервью с закрытыми вопросами;

· стандартизированное интервью с открытыми вопросами. Интервью с открытыми вопросами является самым распространенным видом интервью. С его помощью можно исследовать качество информации различных социальных групп и особенности влияния их жизнедеятельности на социальные процессы.

2.Нестандартизированное интервью - это вид интервью, которое характеризуется минимальной стандартизацией поведения интервьюера и опрашиваемого. В плане интервью перечисляются лишь основные направления беседы с респондентом. Формулировка и последовательность вопросов складывается в процессе интервью.

Такой вид интервью наиболее часто используется при опросах экспертов, где субъективные экспертные показатели измеряются высококвалифицированными специалистами в предметной области путём экспертных оценок. Применение такого интервью позволяет определять значения качественных описаний показателей качества на основе решения, принимаемого группой специалистов – экспертов при решении проблем с неполной или противоречивой информацией, где много исходных данных и их связей, не поддающихся алгоритмизации.

3.Полустандартизированное интервью - это вид интервью, которое проводится интервьюером по общему плану интервью и по заранее заданному набору вопросов, которые он должен задать респонденту. Однако, интервьюер может в зависимости от хода беседы изменить форму вопросов и их последовательность, а респондент свободен в форме ответов.

Применение полустандартизированного интервью позволяет исследователям узнать о важнейших проблемах личности в современном социуме в аспекте её влияния на властные и финансовые структуры государства.

В зависимости от способа доставки анкет к респонденту выделяют четыре основных вида анкетного опроса:

1. раздаточный анкетный опрос;

2. почтовый анкетный опрос;

3. прессовый анкетный опрос;

4. телефонный анкетный опрос.

1.Раздаточный анкетный опрос – это вид анкетного опроса, который проводится по месту нахождения отвечающего посредством непосредственного общения с ним. Такой вид анкетного опроса в профессиональной среде ещё называют ≪фэйс-ту-фэйс≫ опрос (“fase-to-fase”). При таком виде анкетного опроса анкетёр отдаёт анкету из рук в руки. По численности респондентов различают два вида раздаточного анкетного опроса: индивидуальный раздаточный анкетный опрос и групповой раздаточный анкетный опрос.

a) Индивидуальный раздаточный анкетный опрос – это вид раздаточного анкетного опроса, который проводится по месту нахождения единственного отвечающего посредством непосредственного общения с ним с помощью анкеты. Он может применяться для исследования влияния отдельных граждан на продукцию фирмы, всевозможные события общества.

В зависимости от места проведения выделяют три вида индивидуального раздаточного анкетного опроса: квартирный опрос, производственный анкетный опрос и уличный анкетный опрос.

• Квартирный индивидуальный раздаточный анкетный опрос – это вид индивидуального раздаточного анкетного опроса, который проводится по месту жительства опрашиваемого (респондента).

• Производственный индивидуальный раздаточный анкетный опрос – это вид индивидуального раздаточного анкетного опроса, который проводится по месту работы опрашиваемого. Такой вид опроса позволяет собирать информацию относительно изучения влияния производственных факторов.

• Уличный индивидуальный раздаточный анкетный опрос – это вид индивидуального раздаточного анкетного опроса, когда поиск отвечающего и опрос проходит на улице. Такой вид анкетного опроса позволяет собирать информацию о восприятии населением животрепещущих проблем российского общества: ЖКХ, собственность на землю, охрана окружающей среды и рациональное, в интересах людей, использование природных богатств и т.д.

b) Групповой раздаточный анкетный опрос (групповое анкетирование) – это единовременное индивидуальное анкетирование респондентов, собранных в одном помещении. Его преимущества заключаются в следующем: большая экономичность ресурсов: временные, человеческие, финансовые ресурсы, оперативность. Ограничения связаны со сложностью организации опроса, т.к. требует тщательной организации (времени, помещения, подготовки респондентов и др.), психологическими особенностями группового раздаточного анкетного опроса (эффект группового давления и проч.).

В групповом раздаточном анкетном опросе величина группы не должна превышать 20 человек, так как группа должна быть обозрима и доступна для индивидуальных консультаций.

Наши рекомендации