Особенности организации работы по математике в разновозрастных группах детского сада

Важная задача современной педагогики — формирование достаточного уровня знаний и умений детей, достижение го­сударственного стандарта в различных типах дошкольных уч­реждений. Дошкольные учреждения накопили достаточный опыт в обучении и воспитании детей, осуществляют работу в соответствии с современными требованиями, основывающи­мися на достижениях психолого-педагогической науки.

Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности, требует от пе­дагога знания программ всех возрастных групп, умения со­поставлять программные требования с возрастными и инди­видуальными особенностями детей, способности правильно

распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соот­ветствии с их возможностями. Следует отметить и те пре­имущества, которые характерны именно для разновозраст­ной группы: общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования «опережающих» знаний (учитель-методист С.Н.Лысенкова) и взаимного обу­чения. Однако достичь этого можно лишь при правильной организации обучения. Дошкольная педагогика сталкивается с двумя жизненно важными проблемами: разработкой наи­более эффективных форм планирования обучения в дош­кольных учреждениях и поиском форм и методов обучения в группах с разновозрастным составом.

Характеризуя воспитательную работу в разновозрастной группе, все исследователи (В.Н.Аванесова, А.Н.Давидчук, Е.Г.Батурина, Е.В.Русакова, М.В.Минкина и др.) указыва­ют, что она во многом зависит от личностных качеств педа­гога, его методической подготовки, умения одновременно руководить деятельностью детей разного возраста. В литера­туре есть и некоторые методические рекомендации к орга­низации занятий в разновозрастных группах детского сада. Например, авторы предлагают два варианта организации кол­лективных занятий: начало занятия одновременно во всех трех (четырех) подгруппах, а окончание последовательное (через 15 минут — у младших, через 20 — у средних и т.д.); последовательное начало занятия (занятие начинается с од­ной подгруппой, потом через 5—7 минут подключается вто­рая, потом третья).

Несмотря на определенные успехи в решении вопросов, касающихся организации учебного процесса в малокомплект­ных детских садах (разновозрастные группы), есть еще ряд нерешенных проблем. Поэтому воспитатели разновозрастных групп должны глубоко осознавать специфику этой работы.

В основу работы по математике в разновозрастных груп­пах положен принцип дифференцированного подхода к обу­чению, которое осуществляется, во-первых, с учетом воз­раста детей, во-вторых, с учетом уровня усвоения матема­тических знаний, умений и навыков каждого ребенка в отдельности. Воспитатель должен изучать эти уровни усвое­ния. Данные, полученные при таком обучении, дают воз­можность определить основные педагогические задачи в ра­боте с отдельными подгруппами детей и наметить пути их реализации, а также постоянно контролировать эффектив­ность учебно-воспитательной работы.

Организацию работы в подгруппах в современной педа­гогике иногда называют «социоигровой педагогикой», или «социоигровыми подходами» в педагогике (Е.Е.Шулешко). Исследователи рекомендуют количество детей в микрогруп­пах от трех до шести. Для каждого ребенка в такой группе создаются максимально благоприятные условия для возник­новения коллективного делового общения. В такой микро-группе меньше «психологического давления» на ребенка, осо­бенно на неуверенного, боязливого.

Безусловно, наиболее важная область в организации всей работы по формированию элементарных математических пред­ставлений в разновозрастной группе — планирование. Труд­ности заключаются в том, что воспитатель должен правиль­но сочетать общие требования дидактики с особенностями работы в таких группах.

В разновозрастной группе, как и в группе с детьми одно­го возраста, прежде всего необходимо обеспечивать усвоение программного содержания каждого занятия каждым ребен­ком. При разработке перспективного плана по математике воспитатель исходит из необходимости строго придерживаться связи между сообщением нового материала, его повторени­ем, закреплением и самостоятельным использованием деть­ми в разных видах деятельности.

Воспитатель тщательно продумывает содержание каждого занятия, используя такие его формы и методы организа­ции, которые могли бы обеспечивать достаточную нагрузку на детей в каждой возрастной подгруппе. В качестве примера можно взять группу детей от 4 до 7 лет.

Воспитатель заранее должен определить, достаточен ли и соответствует ли учебный материал программным задачам возрастной подгруппы, обеспечивая правильный подбор за­даний для работы под руководством воспитателя и самосто­ятельной работы детей.

Следует также отметить, что, планируя работу со всеми тремя подгруппами одновременно по одной теме, воспита­тель обязательно конкретизирует программные задания для каждой возрастной группы. Например, со всеми подгруппа­ми планируется работа для закрепления знаний о геометри­ческих фигурах, но дети пятого года жизни должны только найти и назвать эти фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник); дети шестого года жизни — отыскать и назвать еще и ромб, уметь выделять стороны и углы, а седь­мого года — сравнивать эти фигуры, находить сходство и различия, описывать геометрическую фигуру и др.

В.Н.Аванесова предложила три типа организации детей на занятиях в малокомплектном детском саду. Опыт работы показал правомерность этого предположения на занятиях в разновозрастной группе: I — все дети заняты одним видом деятельности, например математикой; II — комбинирован­ные занятия; III — занятия с одной (подготовительной) подгруппой по общепринятой методике. Эти занятия обеспе­чивают правильное выполнение режима дня в разновозраст­ной группе, глубокое усвоение знаний, влияют на успеш­ное решение образовательных задач.

Педагогический опыт дает возможность разнообразить варианты каждого типа организации занятий (Е.И.Щерба­кова, Л.И.Щербань). Учет этих вариантов при планирова­нии и организации обучения математике в разновозрастной группе способствует эффективному решению программных заданий для каждой возрастной подгруппы. Ниже дано опи­сание возможных вариантов каждого из трех типов занятий по математике в разновозрастной группе.

I тип— все дети заняты одним видом деятельности — математикой. Этот тип предусматривает разнообразие вари­антов.

Вариант первый: начало занятий одновременное, все три подгруппы работают по одной теме с усложнением для стар­ших детей, потом детям подготовительной и старшей под­групп дается самостоятельное задание, а дети средней под­группы работают с воспитателем (вторая половина занятия). На этом занятие с детьми средней подгруппы заканчивается. Воспитатель переходит к детям старшей подгруппы, работа­ет с ними над третьим программным заданием. Окончив с ними занятие, воспитатель еще 5—8 минут продолжает ра­ботать с детьми подготовительной подгруппы.

Вариант второй: начало занятия также одновременное, в первой части занятия все три подгруппы работают с воспи­тателем по одной теме с усложнением для старших детей, потом предлагается самостоятельная работа детям средней и младшей подгрупп, а дети подготовительной подгруппы про­должают работать с воспитателем. Предложив самостоятель­ную работу детям подготовительной подгруппы, воспита­тель 1,5—2 минуты отводит для проверки выполнения само­стоятельного задания детьми средней подгруппы (старшие в это время продолжают работать самостоятельно) и отпуска­ет их играть. После этого воспитатель переходит к детям старшей подгруппы, проверяет выполнение самостоятельно­го задания, работает с ними над решением третьего про-

граммного задания, после чего отпускает их играть, а сам продолжает работу с детьми подготовительной подгруппы.

Вариант третий: в первой части занятия организация де­тей такая же, как в первом и втором вариантах; во второй части занятия воспитатель работает с детьми старшей под­группы, а самостоятельной работой заняты дети средней и подготовительной подгрупп. В третьей части занятия дети стар­шей подгруппы работают самостоятельно, а воспитатель сна­чала проверяет самостоятельную работу детей средней под­группы и отпускает их играть, потом проверяет самостоя­тельную работу детей подготовительной подгруппы и работает с ними над решением третьего программного задания. После этого дети подготовительной группы получают задания для самостоятельного применения знаний по третьей программ­ной задаче, и они работают самостоятельно, а воспитатель 1,5—2 минуты отводит для проверки самостоятельной рабо­ты старших детей и отпускает их играть. Заканчиваются за­нятия проверкой самостоятельной работы детей подготови­тельной группы.

Вариант четвертый используется в основном во время контрольных, итоговых занятий. В первой части занятия дети всех трех подгрупп работают совместно по одной теме с усложнением для старших детей, во второй части всем им предлагаются самостоятельные задания. Проверка самостоя­тельной работы начинается со средней подгруппы, после чего дети идут играть. Потом проверяется выполнение са­мостоятельного задания детьми старшей и подготовитель­ной подгрупп. В третьей части занятия дети старшей и под­готовительной подгрупп работают вместе с воспитателем по одной теме с усложнениями для детей подготовитель­ной подгруппы.

Вариант пятый: занятие начинается с детьми подготови­тельной подгруппы, через 7—10 минут приглашаются дети старшей, а еще через 5—7 минут — средней подгруппы. Во второй части занятия детям подготовительной подгруппы дается большая по объему самостоятельная работа на 12—14 минут. Это могут быть задания с использованием продук­тивной деятельности детей: рисования, аппликации, конст­руирования и др. За это время воспитатель может успеть поработать с детьми старшей подгруппы и подготовить их к самостоятельной работе, пригласить детей средней подгруп­пы и провести с ними первую часть занятия. В последней части все три подгруппы работают по одной теме с усложне­нием для старших подгрупп.

Вариант шестой отличается от пятого тем, что в послед­ней части занятия детям средней подгруппы воспитатель мо­жет дать самостоятельное задание, а с детьми старшей и под­готовительной работает по одной теме, после чего они идут играть, а воспитатель проверяет работу детей средней под­группы и заканчивает с ними занятие.

Вариант седьмой: занятие начинается с детьми подгото­вительной группы, через 5—7 минут присоединяется стар­шая подгруппа, а еще через 5—7 минут — средняя. В то время как подготовительная группа работает самостоятельно над решением второй программной задачи, воспитатель прово­дит первую часть занятия с детьми старшей подгруппы. По­том дети средней, старшей и подготовительной подгрупп работают по одной теме. Для детей подготовительной под­группы эта задача последняя, третья часть занятий, для стар­шей — вторая, а для детей средней подгруппы — первая. После этого дети средней и старшей подгруппы работают по схожей теме (можно одной из подгрупп дать самостоятель­ную работу, а другая в это время работает с воспитателем).

Вариант восьмой: занятия начинаются с детьми подгото­вительной и старшей подгрупп. Они работают с воспитате­лем по одной теме с усложнением для детей седьмого года жизни. На занятие приглашаются дети средней подгруппы. Решив первую задачу вместе с воспитателем, они приступа­ют к самостоятельной работе. Воспитатель в это время рабо­тает с детьми старшей подгруппы, после чего они идут иг­рать. Воспитатель выделяет 2—3 минуты для проверки само­стоятельной работы детей средней подгруппы и отпускает их играть. С детьми подготовительной группы работает еще 5—7 минут.

Вариант девятый: занятие начинается с детьми подгото­вительной и старшей подгрупп. Они работают с воспитате­лем по одной теме с усложнением для детей седьмого года жизни. Во второй части занятия дети подготовительной под­группы работают самостоятельно, а дети старшей — с вос­питателем, или наоборот. На третью часть занятия пригла­шаются дети средней подгруппы, все три подгруппы работа­ют по одной теме с усложнением для детей старших групп. Потом дети старшей и подготовительной групп уходят с занятия, а воспитатель продолжает работу с детьми средней подгруппы.

В первые дни, организуя занятия в смешанной группе, воспитатель может приобщать для помощи помощника вос­питателя или методиста (заведующую). Со временем дети при-

4 Заказ 1392

выкают к спокойной тихой игре, и воспитателю помощь не требуется. Следует также отметить, что детям в это время очень хорошо предложить настольно-печатные игры, строи­тельный материал и др. Большое значение имеет правильное размещение мебели в комнате. Место для игр рекомендуется отделять специальной ширмой с комнатными растениями. Таким образом, игровой уголок будет в стороне, и дети, которые играют, не отвлекают внимания тех, которые за­нимаются.

Опыт показывает, что этот тип организации детей на занятиях можно периодически использовать на протяжении всего учебного года. При этом обеспечивается активность де­тей на занятии, дети приучаются самостоятельно выполнять отдельные задания. Как показали контрольные проверки в конце квартала и в конце учебного года, такая организация занятий обеспечивает качественные знания, умения детей.

II тип — комбинированное занятие:две подгруппы заняты математикой, третья — изобразительной деятельностью, или наоборот.

Вариант первый: занятие начинается с организации изоб­разительной деятельности с детьми средней подгруппы. Вос­питатель объясняет детям задание, напоминает о техничес­ких приемах его выполнения. Убедившись, что дети присту­пили к работе, воспитатель начинает занятие по математике с детьми старшей и подготовительной подгрупп. Проводит с ними первую часть занятия по одной теме с усложнением для детей седьмого года жизни и дает задания для самостоя­тельной работы. В это время воспитатель оказывает индиви­дуальную помощь детям средней группы, наблюдая за рабо­той всех остальных. После ан&чиза работ детей средней под­группы воспитатель продолжает работу с двумя подгруппами. У детей старшей подгруппы занятия заканчиваются на 4—5 минут раньше, чем в подготовительной.

Вариант второй отличается от первого тем, что варьиру­ются объединения детей. Например, дети средней подгруппы заняты математикой, а старшая и подготовительная — изоб­разительной деятельностью. Этот вариант занятия проводит­ся в тот же самый день вторым занятием.

Вариант третий: одна из подгрупп занимается изобрази­тельной деятельностью, но в других подгруппах занятие по математике начинается последовательно.

Занятия второго типа дают возможность воспитателю боль­ше внимания уделять детям, занимающимся математикой. Кроме того, при третьем варианте организации занятия по-

является возможность сообщения нового материала обеим подгруппам.

Следует также отметить, что желательно по-разному объединять подгруппы при организации их математической деятельности. Например, на одной неделе математикой объе­динены старшая и подготовительная подгруппы, а на дру­гой — средняя и старшая или подготовительная и средняя. Такое варьирование организации занятия способствует бо­лее полному усвоению детьми учебного материала.

III тип организации детей связан с неоди­наковым количеством занятий по математике для разных возрастных групп в неделю (например, в подготовительной подгруппе). Определилось два варианта организации детей на занятии.

Вариант первый: занятия с двумя подгруппами — стар­шей и подготовительной.

Вариант второй: занятия по математике воспитатель про­водит только с детьми подготовительной подгруппы по об­щепринятой методике. В это время, если в детском саду есть отдельная комната или утепленная веранда, музыкальный руководитель проводит музыкальное занятие или занятие по физической культуре с детьми старшей группы.

Варианты занятий этого типа обычно организационно проще. Вот почему именно на эти занятия воспитатель пла­нирует самые сложные темы, особенно на занятиях второго варианта. Как правило, на этих занятиях излагается новый материал детям подготовительной подгруппы.

Такое количество вариантов организации детей на заняти­ях по математике в разновозрастной группе не исключает воз­можности и других вариантов. Все зависит от конкретных про­граммных задач каждого занятия, от знаний детей, их опыта и, конечно, от творчества воспитателя. Однако опыт показы­вает, что наибольший эффект для развития дает применение не какого-нибудь одного варианта разработанных занятий, а их сочетания. Большое значение имеет подбор дидактического материала для занятий. Воспитатель тщательно продумывает и подбирает дидактический материал для каждой возрастной подгруппы, особенно для самостоятельной работы детей.

Самостоятельная работа детей должна быть интересной и достаточно сложной, чтобы она заставляла их думать, нахо­дить свои собственные пути решения. Простые задания не вызывают у ребенка напряжения мысли, не способствуют развитию познавательно-волевой активности. Однако нельзя допускать и непосильных заданий.

Планируя занятие, даже опытный воспитатель должен хотя бы кратко записывать его ход. Воспитатель должен четко знать, когда, в какой части занятия он работает с той или иной группой детей. От четкости объяснения задания также зависит результативность деятельности детей. Специфика ра­боты в разновозрастной группе требует дифференцирован­ного учета знаний детей, что дает возможность более четко планировать дальнейшую индивидуальную работу с детьми.

Выполнение индивидуальных контрольных заданий деть­ми в конце каждого квартала и в конце учебного года пока­зывает, что дети всех возрастных групп при правильной орга­низации обучения в основном овладевают программным ма­териалом. Применение разнообразных вариантов организации детей на занятиях, включение в педагогический процесс разных дидактических игр и упражнений с отдельными детьми вне занятий, во время самостоятельной деятельности детей дают возможность уделять достаточно внимания каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности.

Наши рекомендации