Коррекция межличностного взаимодействия в группах детского сада

Детское общество оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. Становление личности дош­кольника будет полноценным лишь при условии благопо­лучия эмоционально-психологического климата группы, когда каждому его члену «легко дышится» в ней.

В реальной жизни, однако, выявляются дошкольники, которые непопулярны среди сверстников. У них, как пра­вило, отсутствуют избирательные контакты, узок круг об-

щения, они не являются членами устойчивых игровых объединений, а их личностные качества низко оценивают­ся детьми.

В таком случае предметом коррекции становится непопу­лярность ребенка в группе сверстников, а основными на­правлениями психокоррекционной работы — переориента­ция недоброжелательного отношения к нему детей и выра­ботка системы положительных оценок. Корректирующие воздействия должны быть строго дифференцированы отно­сительно каждой причины непопулярности.

Отклонения в формировании личности ребенка могут обнаруживаться в стремлении к уединению, отсутствии дли­тельных контактов с другими детьми, неучастии в игровых объединениях. В таком случае предметом психокоррекцион­ной работы выступает симптом малообщительности. Внима­ние психолога направляется на внутренние переживания ребенка. Эффективным приемом работы будет использова­ние эмоционального комментария взрослым всего происхо­дящего, что поможет ребенку эмоционально откликнуться на воспринимаемое. Далее целесообразно предложить ребен­ку самому стать комментатором наблюдаемых игр сверстни­ков, их споров, конфликтов. Идентичному анализу подвер­гаются читаемые литературные произведения, рассматрива­емые картинки. Перед ребенком ставятся вопросы, отвечая на которые он подчеркивает особенности проявлений чело­веческих взаимоотношений, способы воздействия людей друг на друга. Таким образом, ребенок накапливает типы выра­зительных экспрессивно-мимических движений, интонаций, учится понимать смысл шуток, поддразниваний, приобре­тает опыт коммуникативной деятельности, отсутствие ко­торого главным образом опосредствовало его замкнутость. После этого можно включать ребенка в условия реального общения, совместной игры с наиболее доброжелательными детьми, поддерживая все его попытки общаться.

Нарушения в поведении дошкольника могут быть детер­минированы наличием в группе жесткой фиксации пози­ционных ролей во всех видах деятельности, общения. При этом опасность представляет фиксированная роль не только «подчиненного», но и «руководителя». Предметом психо­коррекции становится жесткая фиксированность обеих этих ролей. Основное направление коррекционной работы — «рас­шатывание» или снятие симптома фиксации ролей, созда­ние условий, когда каждый ребенок сможет быть как веду­щим, так и ведомым. Взрослый должен позаботиться о том,

1 —1(154. по:

чтобы создать для детей с фиксированной ролью «подчи­ненный» ситуации'успеха в разных видах деятельности, осо­бенно игре, и сделать их заметными для всех сверстников.

Предметом коррекционной работы могут стать и дефек­ты операциональной стороны игровой деятельности дошколь­ников: неразвитость игровых умений и навыков, невладе­ние положительными способами сотрудничества, неадекват­ность способов игровых действий (излишняя медлительность, двигательное беспокойство, моторная импульсивность и др.). Одним из направлений коррекции при этом становится обо­гащение представлений детей о собственно игровой деятель­ности: привлечение их внимания к сюжетам игр, содержа­нию игровых действий, последовательности, к игровым умениям сверстников, их веселому жизнерадостному настро­ению. Другое направление психологических воздействий — обучение детей реализации игровых замыслов, выполнению игровых действий (вначале в игре-занятии совместно с вос­питателем); формирование умений сосредоточиваться на сво­ей роли, использовать по назначению игрушки; стимулиро­вание ребенка к придумыванию собственной игры. Необ­ходимо научить детей понимать замысел товарищей, рассказывать о своем, планировать совместную игру, опре­делять последовательность действий. У детей с замедленной моторикой важно пробуждать интерес к играм с импуль­сивным содержанием. Следует максимально совершенство­вать их игровые операции, поощрять соответствие действий такого ребенка общему темпу игры и действиям других парт­неров. Нецелесообразно включать медлительного ребенка в игры, в которых он, несмотря на все старания, не сможет быть на высоте.

Для детей с повышенной моторной активностью необхо­димо создать такие условия, которые бы позволили им уп­равлять своим двигательным беспокойством. Следует помнить, что искусственное ограничение подвижности таких детей лишь усилит их раздражительность и возбудимость. Эффективным будет использование приема включения ребенка в игры с захватывающими развернутыми сюжетами, требующими вы­сокого сосредоточения. В увлекательной сюжетной игре им­пульсивному ребенку может быть предложена ведущая роль, но при этом он должен быть точно осведомлен взрослым о функции его роли и вытекающих правилах, о главной и промежуточной целях совместной игры.

Неадекватное поведение ребенка может быть вызвано ис­кажениями в мотивационной сфере: отсутствие или невы-

раженность игровых мотивов, симптом «дети-нелюдимы». На первых этапах коррекционной работы не следует расширять контакты таких детей. Их общение со сверстниками следует активизировать очень осторожно, выявляя партнеров со схо­жими интересами. В результате образуется микрообъедине­ние с общими увлечениями, к которому постепенно могут подключаться и другие дошкольники, вносящие игровую мотивацию.

Предметом коррекции мотивационной сферы станет и доминирование авторитарных эгоистических тенденций в поведении детей. Такие дошкольники могут быть активны, инициативны, общительны. Но их стремление к игре моти­вируется не столько желанием играть, сколько личностной установкой «быть первым, главным; не играть, а выигры­вать». Эгоистические мотивы могут быть выражены как в открытом поведении детей, так и в скрытой, завуалирован­ной форме, когда используется другой ребенок для выра­жения своей воли. Основная коррекционная работа в таких случаях будет направлена на установление гармонии между личностно-значимыми и общественно ценными мотивами деятельности. Для этого целесообразна тактика включения дошкольников в различные виды социально полезной дея­тельности при одновременном формировании положитель­ного отношения к ней и закреплении позитивных пережи­ваний, связанных с успехом в деле на общую пользу. При этом могут быть использованы приемы, основывающиеся на мотивации типа: помощь другу, помощь своей группе, судья конфликта. Главное, что ребенок реально проявил социально значимое качество и одновременно удовлетворил свою потребность «быть главным».

Коррекционная работа более эффективна, когда дош­кольник систематически включается в общественно полез­ную деятельность, вступая в отношения взаимной ответ­ственной зависимости, в ситуацию взаимных требований. Общественное мнение детской группы важно направлять на развенчивание ложного авторитета детей со скрытыми эго­истическими тенденциями поведения.

Предметом психокоррекции может стать и «комплекс Зо-лушки», который характеризует состояние отверженных в группе детей: негативное самовосприятие, отказ себе в дос­тоинствах, безразличие к себе, небрежность внешнего об­лика, равнодушие в делах, неуверенность в голосе, отре­шенность. Стратегическим направлением коррекции будет включение такого ребенка в совместную деятельность с наи-

более доброжелательными сверстниками при обязательной поддержке воспитателя. Важно переориентировать самовос­приятие ребенка: вызвать интерес к своему внешнему виду (одежде, прическе и др.), личностным достоинствам. По­этому первостепенное значение здесь имеет активно-поло­жительное отношение педагога к детям, который обнару­живает и демонстрирует самому ребенку его положитель­ные качества.

Психолог должен обращать внимание на агрессивное по­ведение некоторых дошкольников, частые вспышки гнева, озлобленность, разрушительную направленность деятельно­сти. В этом случае предметом коррекции становится симп­том открыто конфликтного поведения дошкольника. Пер­вым шагом коррекции будет обеспечение ребенку возмож­ности зрительного восприятия непривлекательности норм поведения отрицательных персонажей литературных произ­ведений, мультфильмов. В дальнейшем полезно упражнять ребенка в применении этически ценных норм взаимоотно­шений, научить его использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов. Вся коррекционная рабо- , та должна проводиться в единстве с семьей дошкольника. Очень важно, чтобы ребенок не наблюдал сцен агрессии как в реальном окружении, так и в теле- и видеофильмах, комиксах и т. п. Обязательным правилом коррекции будет поощрение и положительная оценка доброжелательного от­ношения дошкольника к сверстникам, стремления и спо­собности сдержать свой гнев.

Симптом антилидерства — еще один возможный пред­мет коррекционной деятельности. Ребенок-антилидер пользу­ется авторитетом сверстников не благодаря своим достоин­ствам, а по ряду других причин. Это может быть использо­вание им физической силы, угроз, подкупа, обмана и др. Вмешательство таких детей в совместную деятельность но­сит деструктивный характер, ибо большинство действий лишены конкретного смысла. Ребенок-антилидер ведет себя шумно, гиперактивно, недоброжелательно и немиролюби­во. Коррекционную работу в этом случае целесообразно на­править на осмысление и переживание негативных форм поведения как сверстниками, так и самим ребенком. Эф­фективным приемом коррекции поведения антилидера бу­дет использование приема моделирования им совместной деятельности, где ему предоставляется возможность быть режиссером и строить, например, систему взаимоотноше­ний героев сказки. Необходимы каждодневные упражнения

в этически ценных формах общения, в таком поведении, которое бы никого не оскорбляло, не унижало, не приво­дило к конфликтам. Важным направлением коррекции дол­жно стать изменение социальных установок ребенка: на­учить его видеть в сверстнике достойного партнера, радо­ваться успехам других, восхищаться личными качествами детей; развивать социально-перцептивные качества: рефлек­сию, эмпатию, идентификацию.

Симптом усталости также является предметом коррек­ционной работы. Он может появляться у всех детей как защитная реакция и выражаться в приступах усталости, при которых отключаются когнитивные механизмы, управляю­щие поведением. Ребенок чувствует глубокое и полное ис­тощение, неспособность осмысливать происходящее, свою незащищенность и бессилие. Он «забывает» разумную про­грамму взаимоотношений и поглощается чувством беспо­мощности. Реальность отражается в его сознании искаженно. Единственное, чем ребенок может себе помочь, — это плач. Коррекция такого поведения ребенка однозначна: помочь ему успокоиться. Дети крайне нуждаются в утешениях. Со­чувствуя страданиям ребенка, мы поможем ему избавиться от чувства вины, гнева, смущения, беззащитности.

В дошкольном детстве наблюдается иногда отклоняющее­ся полоролевое поведение, т.е. такое поведение ребенка, в котором имеют место проявления, свойственные противо­положному полу. Симптомами такого поведения, которые и становятся предметом психологической коррекции, высту­пают неадекватные своему полу ролевые предпочтения, про­явления феминности, женственности — у мальчиков; мас­кулинности, мужественности — у девочек, стремление к принятию внешнего вида другого пола, фантазии и мечты, в которых ребенок выступает как представитель противопо­ложного пола, неудовлетворенность своей социальной ро­лью (завистливость и заинтересованность в преимуществах другого пола; желание изменить свой пол).

Коррекция отклоняющегося полоролевого поведения опи­рается на следующие принципы: как можно более раннее участие отца в жизни сына; обращение внимания ребенка на те преимущества, которые обеспечивают его участие в активной деятельности, свойственной другим мальчикам; при необходимости разъяснение ребенку невозможности изменения пола. Мальчишеское поведение девочек чаще бывает лишь преходящей фазой развития. Они усваивают мужские полоролевые предпочтения, но сохраняют основ-

ную женскую идентичность Принципиально подход к кор­рекции проявлений маскулинности у девочек может быть таким же, как и к проявлениям женственности у мальчи­ков*.

Традиционно психологическая помощь детям-дошколь­никам сконцентрирована вокруг их подготовки к школе. В этом направлении проведена большая научно-практическая работа (Венгер Л.А., Безруких М.М., Смирнова А.С., Та-рунтаеваТ.В., Холмовская В.В. и др.). Не отрицая важности этого направления, мы полагаем, что оно является прерога­тивой педагогов и родителей. Внимание же психолога на­правлено на решение чисто психологических проблем. Спо­собствуя развитию произвольности психических процессов, их регуляции, управлению поведением, оказывая помощь в профилактике, диагностике и коррекции недостатков детс­кого развития, психолог вносит значительный вклад в раз­витие личности ребенка, его социализацию и в том числе в подготовку к успешному обучению в школе.

Контрольные вопросы

1. Каковы психофизиологические основы метода психогимна­стики?

2. Какие коррекционные функции выполняют сюжетно-ро-левые, режиссерские и творческие игры при эффективности детей?

3. Почему у ребенка в группе сверстников могут возникать трудности межличностного общения?

Темы для семинарских занятий

1. Психологическое сопровождение естественного развития детей.

2. Методика диагностики и коррекции межличностного взаи­модействия в детском саду.

3. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их психо­логическая коррекция.

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте программу психологической характеристики ре­бенка дошкольного возраста.

2. Подготовьте перечень ситуаций, которые можно использо­вать при диагностике аффективного поведения детей.

3. Составьте сценарий одного занятия по психогимнастике.

* Методика разработана Л.В. Финькевич (1997).

Литература

Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологичес­кое сопровождение естественного развития маленьких детей. Кишинев; СПб., 1993.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возра­сте. М., 1968.

Диагностика и коррекция психического развития дошколь­ников / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е. А. Панько. Минск, 1997.

Ермолаева М.В.' Миланович Л. Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. М., 1996.

Кравцова Е.Е., Нурахонова А.А., Степанова В.В. Как помочь де­тям преодолеть трудности в поведении. Минск, 1990.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психо­логии. М., 1993.

Глава 2

Наши рекомендации