Коррекция межличностного взаимодействия в группах детского сада

В реальной жизни выявляются дошкольники, которые "непопулярны" среди сверстником. У них, как правило, отсут­ствуют избирательные контакты, узок круг общения, они не явля­ются членами устойчивых игровых объединений, а их личност­ные качества низко оцениваются детьми.

В таком случае предметом коррекции становится "непопулярность" ребенка в группе сверстников, а основными направлениям! психокоррекционной работы –

· переориентация недоброжелательно­го отношения к нему детей

· выработка системы положительных оценок.

Корректирующие воздействия должны быть строго дифференцированы относительно каждой причины непопулярности.

Отклонения в формировании личности ребенка могут обнару­живаться в стремлении его к уединению, отсутствии длительных контактов с другими детьми, неучастии в игровых объединениях.

В таком случае предметом психокоррекционной работы выступа­ет "симптом малообщительности". Внимание педагога направ­ляется на внутренние переживания ребенка. Эффективным при­емом работы будет использование эмоционального комментария взрослым всего происходящего, что поможет ребенку эмоциональ­но откликнуться на воспринимаемое. Далее целесообразно предложить ребенку самому стать комментатором наблюдаемых игр сверстников, их споров, конфликтов. Идентичному анализу под­вергаются читаемые литературные произведения, рассматривае­мые картинки. Перед ребенком ставятся вопросы, отвечая на ко­торые он подчеркивает особенности проявлений человеческих вза­имоотношений, способы воздействия людей друг на друга. Таким образом, ребенок накапливает типы выразительных экспрессив­но-мимических движений, интонаций, учится понимать смысл шуток, поддразниваний, приобретает опыт коммуникативной деятельности, отсутствие которого главным образом опосредствова­ло его замкнутость. После этого можно включать ребенка в ус­ловия реального общения, совместной игры с наиболее доброже­лательными детьми, поддерживая все его попытки общаться.

Нарушения в поведении дошкольника могут быть детермини­рованы наличием в группе жесткой фиксации позиционных ролей во всех видах деятельности, общения. При этом опасность представляет фиксированная роль не только "подчиненного", но и "руководителя". Предметом психокоррекции становится жесткая фиксированность обеих этих ролей. Основное направление коррекционной работы - "расшатывание" или снятие симптома фик­сации ролей, создание условии, когда каждый ребенок сможет быть как ведущим, так и ведомым. Взрослый должен позаботиться о том, чтобы создать для детей с фиксированной ролью "подчи­ненный" ситуации успеха в разных видах деятельности, особенно : игре, и сделать их заметными для всех сверстников.

Предметом коррекционной работы могут стать и дефекты операциональной стороны игровой деятельности дошкольников: неразвитость игровых умений и навыков

невладение положительными способами сотрудничества

неадекватность способов игровых действий (излишняя медлительностьдвигательное беспокойство, моторная импульсивность и др.)

Одним из направлений коррекции при этом становится обогащение представлений детей о собственно игровой деятельности: привлечение их внимания сюжетам игр, содержанию игровых действии, последовательности, к игровым умениям сверстников, их веселому, жизнерадостному настроению.

Другое направление педагогических воздействий - обучение детей реализации игровых замыслов, выполнению игровых действий (вначале в игре-занятии совместно с воспитателем); формирование умений сосредоточиваться на своей роли, использовать по назначению игрушки; стимулирование ребенка к придумыванию собственной игры.

Предметом психокоррекции может стать и "комплекс Золуш­ки", который характеризует состояние отверженных в группе детей: негативное самовосприятие, отказ себе в достоинствах, безразли­чие к себе, небрежность внешнего облика, равнодушие в делах, неуверенность в голосе, отрешенность. Стратегическим направ­лением коррекции будет включение такого ребенка в совместную деятельность с наиболее доброжелательными сверстниками при обязательной поддержке воспитателя. Важно переориентировать восприятие ребенка: вызвать интерес к своему внешнему виду (одежде, прическе и др.), личностным достоинствам. Поэтому первостепенное значение здесь имеет активно-положительное отношение педагога к детям, который обнаруживает и демонстрирует такому ребенку его положительные качества.

Предметом коррекции является симптом открыто конфликтного поведения дошкольника. Первым шагом коррекции будет обеспечение ребенку возможности зрительного восприятия непривлекательности норм поведения отрицательных персонажей литературных произведений, мультфильмов. В дальнейшем полезно упражнять ребенка в приме­нении этически ценных норм взаимоотношений, научить его использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов. Вся коррекционная работа должна проводиться в единстве с семьей дошкольника. Очень важно, чтобы ребенок не наблюдал сцен агрессии, как в реальном окружении, так и в теле- и видеофильмах, комиксах и т. п. Обязательным правилом коррекции будет поощрение и положительная оценка доброжелательного отношения дошкольника к сверстникам, стремления и способности сдержать свой гнев.

"Симптом антилидерства" - еще один возможный предмет коррекционной деятельности.

Коррекционную работу в этом случае целесообразно направить на осмысление и переживание негативных форм поведения как сверстниками, так и самим ребенком. Эффективным приемом коррекции поведения антилидера будет использование приема моделирования им совместной деятельности, где ему предоставляется возможность быть режиссером и строить, например, систему взаимоотношений героев сказки.

Важным направлением коррекции должно стать изменение социальных установок ребенка: научить го видеть в сверстнике достойного партнера, радоваться успехам других, восхищаться личными качествами детей; развивать со­циально-перцептивные качества: рефлексию, эмпатию, идентификацию.

Вопрос №16.

Педагогическая деятельность: цель, со­держание, результат, сфера применения, значение в жизни современного человека. Ценностные характеристики педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность представляет собой воспитыва­ющее и обучающее воздействие учителя на ученика (учеников), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его са­моразвития и самосовершенствования.

Наши рекомендации