Отношение между детьми в разновозрастных группах детского сада. Е. Смирнова, В.А Бутенко,журнал «Психолог в детском саду» 2007, №2, стр 66-80

План исследования:

Цель:Научных исследований , посвященных анализу отношений детей в разновозрастных группах, в отечественной литературе практически нет. Цель этой статьи заключается в выявлении специфики отношений детей в разновозрастной группе. И выявить также психолого-педагогические условия, влияющие на становление отношений между детьми.

Гипотеза:Разновозрастную группу можно рассматривать как типичную модель интегративной группы, в которой объеденяются разные дети- разные по своим физическим и умственным возможностям,интересам, знаниям, умениям и прочее.Можно полагать, что отношения между такими разными детьми существенно отличаются от тех, которые складываются в гомогенной группе. Два противоположных начала являются необходимыми и взаимодополняющими сторонами самосознания,они также присущи любым межличностным отношениям, однако степень их выраженности и содержательное наполнение могут существенно различаться.

Формирование выборки исследования:Были выделены типы отношений:

-отстраненное отношение характеризовалось низким интересом к другим детям и выраженной ориентацией на взрослого.

-эгоцентрическое отношение характеризовалось ярко выраженным прагматизмом. Мотивом поведения было стремление реализовать свои интересы и получить свою выгоду и другой ребенок воспринимался как препятствие.

-отношение обесценивания выражалось в стремлении старших самоутвердится за счет младших и проявлялось в негативных оценках действий и поведения других детей.

-отношение сопричастности проявлялось в стремлении к совместной деятельности

-конкурентное отношение выражалось в том, что другой ребенок выступал как объект для сравнения

Сбор эмпирических данных:в первой разновозрастной группе 70% детей проявляли высокую двигательную активность, мешали другим детям в их игре. Совместной продуктивной деятельности не наблюдалось. В игре по правилам старшие дети часто нарушали правила в свою пользу, обманывая малышей. Во второй группе у 85% детей преобладали отстраненные отношения. Конфликтов не наблюдалось.Не было оценочных и содержательных суждений или обсуждений. В третье разновозрастной группе у 64% детей наблюдались отношения сопричастности.У большинства детей наблюдалось просоциальное поведение и деловое общение и не наблюдалось, чтобы ребенок мешал игре других. В четвертой разновозрастной группе доминировали отношения обесценивания младших детей со стороны старших(60%). Продуктивной совместной деятельности или сюжетно-ролевой игры не наблюдалось.

Методики и исследования: Методики»Рисование на общем листе» и«Игра с правилами», выделены формы поведения, отражающие личностную(ЛС) и предметную(ПС) составляющие. Было проведено лонгитюдное исследование,где в течении 4 –х лет( с 2000-2004гг) по одним и тем же методикам выявлялись показатели межличностных отношений детей в группах одних и тех же воспитателей. Был предпринят психологический анализ характеристик взаимодействия воспитателей с детьми в исследованных РВГ с разными вариантами отношений между старшими и младшими.Исследование заключалось в наблюдении за поведением воспитателей в свободном взаимодействии с детьми.

Формирование выводов и рекомендаций:отношения между детьми в разновозрастной группе определяются прежде всего позицией воспитателя и стилем его педагогического общения. И очевидно,что позиция воспитателя и его отношение к детям существенно влияют на становление личности детей во всех группах, но в случае разновозрастной группы это влияние оказывается решающим.

Возраст испытуемых:участвовало восемь групп-четыре одновозрастные( две старшие и две подготовительные группы) и четыре разновозрастные группы из обычных детских садов г. Красноярска. Численный состав варьировался от 18 до 25 человек.Всего в исследовании участвовало 180дошкольников 3-7 лет.

Исследование7

Исследование взаимосвязи детско-родительского взаимодействия и положения дошкольника в группе сверстников. Т.Л Кузьмишина,кандпсих.наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии ф-та «Психология образования» ГОУ ВПО МГППУ, А.Е. Новикова дипломантка ф-та «Психология образования ГОУ ВПО МГППУ. Справочник педагога-психолога02,2011г. Стр.15-25.

План исследования:

Цель: изучение взаимосвязи детско-родительского взаимодействия и положение ребенка старшего дошкольного возраста в группе сверстников.

Гипотеза:положение дошкольника в группе сверстников взаимосвязано с особенностями детско-родительского взаимодействия,и дети испытывающие на себе требовательность,воспитательную последовательность и эмоциональную теплоту со стороны родителей, пользуются популярность в группе сверстников.

Методики и исследования:в ходе исследования были использованыпсиходиагностические методики: опросник «Взаимодействие родитель-ребенок»( автор И.М. Марковская);социометрические методики «Секрет»(ав.Т.А. Репина) и «Два дома»( ав.И. Вандвик,П. Экблад).

Сбор эмпирических данных:выявление характерных особенностей детско-родительских отношений и взаимодействия.

Формирование выборки исследования:По опроснику «Взаимодействие родитель-ребенок» были подсчитаны средние значения по десяти шкалам.И выяснились наиболее выраженные показатели: «Эмоциональное принятие ребенка родителем(77%)», «Строгость родителей» и «Последовательность родителей»(по 69%). Наименее выраженной оказалась шкала «Тревожность за ребенка»(29%). Родители и дети находятся в тесном общении, довольно близки эмоционально,открыто проявляют свои чувства.Сохраняют умеренное спокойствие относительно детского физического и психологического благополучия.

Математическая обработка данных:Чтобы определить статус ребенка в группе, необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов(ССПВ) путем суммирования всех положительных выборов в группе и деления полученной суммы на число испытуемых. Средняя сумма положительных выборов является точкой распределения мест в иерархии группы.В исследовании «Секрет» равняется3,»Два дома»-3,05.

Формирование выводов и рекомендаций:При изучении взаимосвязи взаимодействия ребенка старшего дошкольного возраста с родителями и со сверстниками в группе детского сада были исследованы особенности общения матери с ребенком и место ребенка в социометрической структуре детской группы..И удалось подтвердить выдвинутое в начале исследования предположение о том, что взаимосвязь между детско-родительским взаимодействием и положением дошкольника в группе сверстников существует.Требовательность, последовательность и эмоциональная теплота матери связана с популярностью дошкольника среди сверстников.

Возраст испытуемых:19 семейных пар «мать-ребенок». Средний возраст матери-33 года. Дети посещали одну старшую группу детского сада.Средний возраст детей-5,5 лет.

Исследование8

Цыбульская Е.А. Использование символических средств при решении познавательных задач старшими дошкольниками (Электронный ресурс) Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Т.7. №1. С.39–47.

План исследования:

Цель:выявление особенностей использования современными дошкольниками символических средств при решении познавательных задач.

Гипотеза:особенности овладения символическими средствами и их использования при решении познавательных задач старшими дошкольниками не изменились со временем под влиянием произошедших в обществе преобразований.

Формирование выборки исследования:В исследовании приняли участие 40воспитанников московского детского сада в возрасте от 5 до 6 лет. Было показано,что в старшем дошкольном возрасте дети успешнее используют символические средства при выполнении продуктивных задач, а уровень успешности решения старшими дошкольниками познавательных задач с использованием символических средств не изменился за прошедшие 20лет. Исследование, в котором приняли участие 40 детей в возрасте 5–6 лет из старшей и подготовительной групп,проводилось на базе московского дошкольного учреждения. В констатирующем эксперименте использовались те же методики, что и в исследовании О.М.Дьяченко. Методика «Символизация»(автор О.М. Дьяченко) позволила определить уровень овладения символическими средствами и успешности их применения при решении репродуктивных задач. С помощью другой методики – «Пиктограмма»(модифицированный вариант, авторы модификации О.М. Дьяченко, Е.Л. Пороцкая) – проводилась диагностика уровня овладения и успешности использования символических средств при решении как репродуктивных, так и продуктивных задач. С помощью задач первой методики(«Символизация») выявлялись особенности использования старшими дошкольниками цветовой символики для выражения своего отношения к окружающим предметам,явлениям или людям.

Сбор эмпирических данных:Методика «Символизация» О.М. Дьяченко позволила определить уровень овладения символическими средствами и успешности их применения при решении репродуктивных задач. С помощью методики «Пиктограмма»проводилась диагностика уровня овладения и успешности использования символических средств при решении как репродуктивных,так и продуктивных задач.

Формирование выводов и рекомендаций:Полученные данные свидетельствуют, что исходное предположение о том, что особенности овладения символическими средствами и их использования при решении познавательных задач старшими дошкольниками не изменились со временем под влиянием произошедших в обществе преобразований, подтвердилось. Сопоставляя полученные в исследовании данные с результатами исследования, выполненного под руководством О.М. Дьяченко, можно говорить, что средний уровень освоения символических средств является возрастной особенностью, и на протяжении 20 лет она не претерпела изменений.

Методики исследования:Методика«Символизация», методика «Пиктограмма».

Возраст испытуемых:40детей в возрасте от 5 до 6 лет.

Исследование9

План исследования:

Наши рекомендации