Особенности организации работы по математике в разновозрастных группах детского сада

Важная задача современной педагогики— формированиедостаточного уровня знаний и умений детей,достижение го­сударственного стандарта в различных типах дошкольных уч­реждений.Дошкольные учреждения накопили достаточныйопыт в обучении и воспитании детей, осуществляют работу в соответствии с современными требованиями,основывающи­мися на достижениях психолого-педагогической науки.

Организация педагогического процесса в разновозрастныхгруппах имеет свои особенности и сложности,требует от пе­дагога знания программ всех возрастных групп, умения со­поставлять программные требования с возрастными и инди­видуальными особенностями детей, способности правильно

распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соот­ветствии с их возможностями.Следует отметить и те пре­имущества,которые характерны именно для разновозраст­ной группы: общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования«опережающих»знаний (учитель-методист С.Н.Лысенкова)и взаимного обу­чения.Однако достичь этого можно лишь при правильнойорганизации обучения. Дошкольная педагогика сталкиваетсяс двумя жизненно важными проблемами:разработкой наи­более эффективных форм планирования обучения в дош­кольных учреждениях и поиском форм и методов обученияв группах с разновозрастным составом.

Характеризуя воспитательную работу в разновозрастнойгруппе,все исследователи(В.Н.Аванесова,А.Н.Давидчук, Е .Г.Батурина,Е.В.Русакова,М.В.Минкина и др.) указыва­ют,что она во многом зависит от личностных качеств педа­гога,его методической подготовки,умения одновременноруководить деятельностью детей разного возраста. В литера­туре есть и некоторые методические рекомендации к орга­низации занятий в разновозрастных группах детского сада. Например,авторы предлагают два варианта организации кол­лективных занятий: начало занятия одновременно во всех трех(четырех) подгруппах,а окончание последовательное(через15 минут — у младших,через 20 — у средних и т.д.); последовательное начало занятия(занятие начинается с од­ной подгруппой,потом через5—7 минут подключается вто­рая,потом третья).

Несмотря на определенные успехи в решении вопросов, касающихся организации учебного процесса в малокомплект­ных детских садах(разновозрастные группы), есть еще ряд нерешенных проблем. Поэтому воспитатели разновозрастныхгрупп должны глубоко осознавать специфику этой работы.

В основу работы по математике в разновозрастных груп­пах положен принцип дифференцированного подхода к обу­чению,которое осуществляется,во-первых, с учетом воз­раста детей, во-вторых,с учетом уровня усвоения матема­тических знаний, умений и навыков каждого ребенка вотдельности.Воспитатель должен изучать эти уровни усвое­ния.Данные, полученные при таком обучении,дают воз­можность определить основные педагогические задачи в ра­боте с отдельными подгруппами детей и наметить пути их реализации,а также постоянно контролировать эффектив­ность учебно-воспитательной работы.

Организацию работы в подгруппах в современной педа­гогике иногда называют«социоигровой педагогикой»,или «социоигровыми подходами»в педагогике(Е.Е.Шулешко).Исследователи рекомендуют количество детей в микрогруп­пах от трех до шести.Для каждого ребенка в такой группе создаются максимально благоприятные условия для возник­новения коллективного делового общения.В такой микро-группе меньше «психологического давления» на ребенка, осо­бенно на неуверенного,боязливого.

Безусловно,наиболее важная область в организации всей работы по формированию элементарных математических пред­ставлений в разновозрастной группе — планирование.Труд­ности заключаются в том, что воспитатель должен правиль­но сочетать общие требования дидактики с особенностями работы в таких группах.

В разновозрастной группе, как и в группе с детьми одно­го возраста, прежде всего необходимо обеспечивать усвоение программного содержания каждого занятия каждым ребен­ком.При разработке перспективного плана по математикевоспитатель исходит из необходимости строго придерживатьсясвязи между сообщением нового материала,его повторени­ем,закреплением и самостоятельным использованием деть­ми в разных видах деятельности.

Воспитатель тщательно продумывает содержание каждого занятия,используя такие его формы и методы организа­ции,которые могли бы обеспечивать достаточную нагрузку на детей в каждой возрастной подгруппе. В качестве примераможно взять группу детей от 4 до 7лет.

Воспитатель заранее должен определить,достаточен ли и соответствует ли учебный материал программным задачам возрастной подгруппы,обеспечивая правильный подбор за­даний для работы под руководством воспитателя и самосто­ятельной работы детей.

Следует также отметить,что, планируя работу со всеми тремя подгруппами одновременно по одной теме,воспита­тель обязательно конкретизирует программные задания длякаждой возрастной группы. Например,со всеми подгруппа­ми планируется работа для закрепления знаний о геометри­ческих фигурах, но дети пятого года жизни должны тольконайти и назвать эти фигуры (квадрат,круг, треугольник,прямоугольник);дети шестого года жизни —отыскать иназвать еще и ромб, уметь выделять стороны и углы, а седь­мого года — сравнивать эти фигуры,находить сходство и различия,описывать геометрическую фигуру и др.

В.Н.Аванесова предложила три типа организации детей на занятиях в малокомплектном детском саду.Опыт работы показал правомерность этого предположения на занятиях в разновозрастной группе: I— все дети заняты одним видом деятельности,например математикой;II— комбинирован­ные занятия; III— занятия с одной (подготовительной)подгруппой по общепринятой методике. Эти занятия обеспе­чивают правильное выполнение режима дня в разновозраст­ной группе, глубокое усвоение знаний,влияют на успеш­ное решение образовательных задач.

Педагогический опыт дает возможность разнообразить варианты каждого типа организации занятий (Е.И.Щерба­кова,Л.И.Щербань).Учет этих вариантов при планирова­нии и организации обучения математике в разновозрастнойгруппе способствует эффективному решению программныхзаданий для каждой возрастной подгруппы. Ниже дано опи­сание возможных вариантов каждого из трех типов занятийпо математике в разновозрастной группе.

Iтип—все дети заняты одним видом деятельности— математикой.Этот тип предусматривает разнообразие вари­антов.

Вариант первый: начало занятий одновременное,все три подгруппы работают по одной теме с усложнением для стар­ших детей, потом детям подготовительной и старшей под­групп дается самостоятельное задание, а дети средней под­группы работают своспитателем(вторая половина занятия). На этом занятие с детьми средней подгруппы заканчивается.Воспитатель переходит к детям старшей подгруппы,работа­ет с ними над третьим программным заданием. Окончив с ними занятие, воспитатель еще 5—8 минут продолжает ра­ботать с детьми подготовительной подгруппы.

Вариант второй: начало занятия также одновременное,в первой части занятия все три подгруппы работают с воспи­тателем по одной теме с усложнением для старших детей, потом предлагается самостоятельная работа детям средней и младшей подгрупп, а дети подготовительной подгруппы про­должают работать с воспитателем.Предложив самостоятель­ную работу детям подготовительной подгруппы,воспита­тель1,5—2 минуты отводит для проверки выполнения само­стоятельного задания детьми средней подгруппы(старшие в это время продолжают работать самостоятельно)и отпуска­ет их играть. После этого воспитатель переходит к детям старшей подгруппы,проверяет выполнение самостоятельно­го задания, работает с ними над решением третьего про-

граммного задания, после чего отпускает их играть, а сам продолжает работу с детьми подготовительной подгруппы.

Вариант третий: в первой части занятия организация де­тей такая же, как в первом и втором вариантах; во второй части занятия воспитатель работает с детьми старшей под­группы,а самостоятельной работой заняты дети средней и подготовительной подгрупп. В третьей части занятия дети стар­шей подгруппы работают самостоятельно,а воспитатель сна­чала проверяет самостоятельную работу детей средней под­группы и отпускает их играть, потом проверяет самостоя­тельную работу детей подготовительной подгруппы и работает с ними над решением третьего программного задания. Послеэтого дети подготовительной группы получают задания длясамостоятельного применения знаний по третьей программ­ной задаче, и они работают самостоятельно,а воспитатель1,5—2минуты отводит для проверки самостоятельной рабо­ты старших детей и отпускает их играть.Заканчиваются за­нятия проверкой самостоятельной работы детей подготови­тельной группы.

Вариант четвертыйиспользуется в основном во время контрольных,итоговых занятий.В первой части занятия дети всех трех подгрупп работают совместно по одной темес усложнением для старших детей, во второй части всем импредлагаются самостоятельные задания. Проверка самостоя­тельной работы начинается со средней подгруппы,после чего дети идут играть.Потом проверяется выполнение са­мостоятельного задания детьми старшей и подготовитель­ной подгрупп. В третьей части занятия дети старшей и под­готовительной подгрупп работают вместе с воспитателем по одной теме с усложнениями для детей подготовитель­ной подгруппы.

Вариант пятый: занятие начинается с детьми подготови­тельной подгруппы,через 7—10 минут приглашаются дети старшей,а еще через 5—7минут — средней подгруппы. Вовторой части занятия детям подготовительной подгруппыдается большая по объему самостоятельная работа на 12—14минут.Это могут быть задания с использованием продук­тивной деятельности детей: рисования,аппликации,конст­руирования и др. За это время воспитатель может успетьпоработать с детьми старшей подгруппы и подготовить их к самостоятельной работе, пригласить детей средней подгруп­пы и провести с ними первую часть занятия.В последнейчасти все три подгруппы работают по одной теме с усложне­нием для старших подгрупп.

Вариант шестой отличается от пятого тем,что в послед­ней части занятия детям средней подгруппы воспитатель мо­жет дать самостоятельное задание, а с детьми старшей и под­готовительной работает по одной теме,после чего они идут играть,а воспитатель проверяет работу детей средней под­группы и заканчивает с ними занятие.

Вариант седьмой: занятие начинается с детьми подгото­вительной группы, через5—7 минут присоединяется стар­шая подгруппа, а еще через 5—7минут — средняя.В то время как подготовительная группа работает самостоятельно над решением второй программной задачи, воспитатель прово­дит первую часть занятия с детьми старшей подгруппы.По­том дети средней,старшей и подготовительной подгрупп работают по одной теме.Для детей подготовительной под­группы эта задача последняя,третья часть занятий, для стар­шей— вторая, а для детей средней подгруппы —первая. После этого дети средней и старшей подгруппы работают посхожей теме (можно одной из подгрупп дать самостоятель­ную работу, а другая в это время работает с воспитателем).

Вариант восьмой: занятия начинаются с детьми подгото­вительной и старшей подгрупп.Они работают с воспитате­лем по одной теме с усложнением для детей седьмого года жизни.На занятие приглашаются дети средней подгруппы.Решив первую задачу вместе с воспитателем,они приступа­ют к самостоятельной работе. Воспитатель в это время рабо­тает с детьми старшей подгруппы,после чего они идут иг­рать.Воспитатель выделяет 2—3минуты для проверки само­стоятельной работы детей средней подгруппы и отпускает их играть.С детьми подготовительной группы работает еще 5—7 минут.

Вариант девятый: занятие начинается с детьми подгото­вительной и старшей подгрупп.Они работают с воспитате­лем по одной теме с усложнением для детей седьмого года жизни.Во второй части занятия дети подготовительной под­группы работают самостоятельно,а дети старшей— с вос­питателем,или наоборот.На третью часть занятия пригла­шаются дети средней подгруппы, все три подгруппы работа­ют по одной теме с усложнением для детей старших групп. Потом дети старшей и подготовительной групп уходят с занятия,а воспитатель продолжает работу с детьми средней подгруппы.

В первые дни,организуя занятия в смешанной группе, воспитатель может приобщать для помощи помощника вос­питателя или методиста(заведующую).Со временем дети при-

4 Заказ 1392

выкают к спокойной тихой игре, и воспитателю помощь не требуется.Следует также отметить, что детям в это время очень хорошо предложить настольно-печатные игры, строи­тельный материал и др.Большое значение имеет правильноеразмещение мебели в комнате.Место для игр рекомендуетсяотделять специальной ширмой с комнатными растениями.Таким образом, игровой уголок будет в стороне, и дети, которые играют, не отвлекают внимания тех,которые за­нимаются.

Опыт показывает,что этот тип организации детей на занятиях можно периодически использовать на протяжениивсего учебного года.При этом обеспечивается активность де­тей на занятии,дети приучаются самостоятельно выполнятьотдельные задания. Как показали контрольные проверки вконце квартала и в конце учебного года, такая организациязанятий обеспечивает качественные знания, умения детей.

IIтип — комбинированное занятие:двеподгруппы заняты математикой,третья — изобразительнойдеятельностью,или наоборот.

Вариант первый: занятие начинается с организации изоб­разительной деятельности с детьми средней подгруппы.Вос­питатель объясняет детям задание, напоминает о техничес­ких приемах его выполнения.Убедившись,что дети присту­пили к работе, воспитатель начинает занятие по математикес детьми старшей и подготовительной подгрупп. Проводит с ними первую часть занятия по одной теме с усложнениемдля детей седьмого года жизни и дает задания для самостоя­тельной работы. В это время воспитатель оказывает индиви­дуальную помощь детям средней группы,наблюдая за рабо­той всех остальных.После ан&чиза работ детей средней под­группы воспитатель продолжает работу с двумя подгруппами.У детей старшей подгруппы занятия заканчиваются на 4—5 минут раньше, чем в подготовительной.

Вариант второй отличается от первого тем,что варьиру­ются объединения детей. Например,дети средней подгруппызаняты математикой,а старшая и подготовительная— изоб­разительной деятельностью.Этот вариант занятия проводит­ся в тот же самый день вторым занятием.

Вариант третий: одна из подгрупп занимается изобрази­тельной деятельностью,но в других подгруппах занятие поматематике начинается последовательно.

Занятия второго типа дают возможность воспитателю боль­ше внимания уделять детям, занимающимся математикой.Кроме того, при третьем варианте организации занятия по-

является возможность сообщения нового материала обеим подгруппам.

Следует также отметить,что желательно по-разномуобъединять подгруппы при организации их математическойдеятельности.Например, на одной неделе математикой объе­динены старшая и подготовительная подгруппы, а на дру­гой— средняя и старшая или подготовительная и средняя. Такое варьирование организации занятия способствует бо­лее полному усвоению детьми учебного материала.

IIIтип организациидетейсвязан с неоди­наковым количеством занятий по математике для разныхвозрастных групп в неделю(например, в подготовительной подгруппе).Определилось два варианта организации детей на занятии.

Вариант первый: занятия с двумя подгруппами— стар­шей и подготовительной.

Вариант второй: занятия по математике воспитатель про­водит только с детьми подготовительной подгруппы по об­щепринятой методике. В это время, если в детском саду есть отдельная комната или утепленная веранда, музыкальныйруководитель проводит музыкальное занятие или занятие пофизической культуре с детьми старшей группы.

Варианты занятий этого типа обычно организационнопроще.Вот почему именно на эти занятия воспитатель пла­нирует самые сложные темы, особенно на занятиях второго варианта.Как правило,на этих занятиях излагается новый материал детям подготовительной подгруппы.

Такое количество вариантов организации детей на заняти­ях по математике в разновозрастной группе не исключает воз­можности и других вариантов.Все зависит от конкретных про­граммных задач каждого занятия, от знаний детей,их опыта и,конечно, от творчества воспитателя.Однако опыт показы­вает,что наибольший эффект для развития дает применение не какого-нибудь одного варианта разработанных занятий, а их сочетания.Большое значение имеет подбор дидактического материала для занятий. Воспитатель тщательно продумывает и подбирает дидактический материал для каждой возрастнойподгруппы,особенно для самостоятельной работы детей.

Самостоятельная работа детей должна быть интересной и достаточно сложной, чтобы она заставляла их думать, нахо­дить свои собственные пути решения.Простые задания не вызывают у ребенка напряжения мысли, не способствуютразвитию познавательно-волевой активности.Однако нельзядопускать и непосильных заданий.

Планируя занятие, даже опытный воспитатель должен хотя бы кратко записывать его ход. Воспитатель должен четко знать, когда, в какой части занятия он работает с той или иной группой детей. От четкости объяснения задания также зависит результативность деятельности детей. Специфика ра­боты в разновозрастной группе требует дифференцирован­ного учета знаний детей, что дает возможность более четко планировать дальнейшую индивидуальную работу с детьми.

Выполнение индивидуальных контрольных заданий деть­ми в конце каждого квартала и в конце учебного года пока­зывает, что дети всех возрастных групп при правильной орга­низации обучения в основном овладевают программным ма­териалом. Применение разнообразных вариантов организации детей на занятиях, включение в педагогический процесс разных дидактических игр и упражнений с отдельными детьми вне занятий, во время самостоятельной деятельности детей дают возможность уделять достаточно внимания каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности.

Наши рекомендации