Формы организации преемственности в работе школы и детского сада по обучению математике.

Преемственность в работе школы и детского сада по обу­чению математике — важная и сложная педагогическая про­блема. Она предусматривает использование всех апробирован­ных ранее в педагогической практике форм преемственности: изучение программ смежных звеньев, методика работы с ними, взаимный обмен опытом, дальнейший поиск оптималь­ных путей усовершенствования педагогической работы, вос­питания у детей интереса к знаниям, к учебной деятельности.

Все разнообразие форм преемственности в современном обучении детей математике можно систематизировать, вы­делив условно три типа преемственности. Распространен­ной является преемственность, которая характеризуется дуб­лированием в дошкольной подготовке основного содержа­ния и конкретных заданий программ первого класса школы. Принципиально не отличается от первого и второй тип пре­емственности, при котором велась подготовка детей к шко­ле, не посещавших дошкольных учреждений. Такая подго­товка осуществляется дома, в семье, самими родителями. В этом случае обучение, как правило, имеет стихийный ха­рактер, особенно в семьях, где воспитанию детей не уделя­ется должного внимания. Дети при такой подготовке усваи­вают не систематичные сведения и факты из учебной программы школы, которые часто даются недостаточно квали­фицированно и педагогически целесообразно. Характерно, что в связи с объективными обстоятельствами, учетом реальных условий и возможностей именно на такой тип преемствен­ности рассчитано современное обучение в первом классе мас­совой школы (учебные программы, учебники и т.д.).

Наиболее правильным и перспективным следует считать третий тип преемственности. При использовании его в обу­чении школьников, в частности математике, используется меньше чем половина учебного материала первого класса. Этот материал дается детям для ознакомления. Учебные задания дошкольникам и ученикам первого класса при изучении од­ного и того же факта имеют свою специфику. Такое частич­ное упрощение школьной программы с учетом возрастных особенностей детей, которое осуществляется одновременно работниками дошкольного учреждения и школы, дает воз­можность достичь наилучших результатов при переходе де­тей от дошкольного к школьному обучению.

В преемственности на первое место выдвигается проблема обучения и воспитания шестилетних детей. Главное в ней — обеспечение одинаковой, достаточно прочной подготовки детей к школе. До сих пор есть факты очень разной подготов­ки детей к школе, что обычно усложняет работу учителей первых классов, особенно в начале года. Шестилетние дети обучаются и воспитываются в неодинаковых условиях: часть детей — в детских садах, другая часть — в подготовительных классах школы в соответствии со школьными программами и методиками обучения и, наконец, часть детей готовят к школе сами родители, опираясь на субъективные методики обучения. Чаще всего перед школой начинают форсировать процесс обучения математике, учат детей, в основном уст­но, считать в пределах 100, 1000 и разным вычислениям, в том числе иногда учат таблицу умножения, пытаются ре­шить сложные арифметические задачи, не уделяя должного внимания формированию знаний о множестве, размерах, пространстве и времени.

Целенаправленная подготовка к школе обеспечивается в двух основных организационных формах: в подготовитель­ных группах детского сада и подготовительных классах шко­лы. При этом четко намечается тенденция к стопроцентному охвату детей шестилетнего возраста целенаправленным обу­чением.

Следует отметить существенные различия в работе подго­товительных групп детских садов и подготовительных классов в школе. Контингент подготовительных групп и подгото­вительных классов несколько различается. В подготовитель­ную группу детей переводят из старших групп детского сада, а в подготовительные классы зачисляются дети, не посещав­шие дошкольных учреждений и ранее не учившихся. Поэто­му программы подготовительных групп и классов не могут быть идентичными, естественно, количество занятий в них неодинаковое. В подготовительной группе детского сада про­водится одно (два) занятие по математике в неделю продол­жительностью 30—35 минут. При этом дети приобретают проч­ные знания и умения, в основном соответствующие требо­ваниям современного начального обучения.

В подготовительных классах или первых классах четырех­летней школы проводятся четыре урока математики в неде­лю продолжительностью также 35 минут, что выравнивает их общую подготовку.

Программа по математике в подготовительных классах школы построена так, что дети за год усваивают весь объем знаний и умений по формированию элементарных матема­тических представлений, предусмотренных «Программой воспитания в детском саду». Перед школой выпускники дет­ских садов и подготовительных классов в любом случае дол­жны иметь почти одинаковый уровень подготовки по мате­матике.

В подготовительных классах программа изучается быст­рее, всего за один год, поэтому вопрос методики имеет нео­бычайно важное значение. Здесь весьма активно внедряется игра как форма, метод и прием обучения, практическая дея­тельность детей с конкретными множествами и т.д.

Однако опыт работы учителей подготовительных классов и подготовительных групп свидетельствует о невозможности и нецелесообразности перенесения содержания и методов школьного обучения на эту ступень.

Таким образом, совершенствование преемственности в работе детского сада и школы обеспечит условия успешного обучения в пер­вом классе. При этом важно знание воспитателями основных подходов в методике обучения математике в первом классе, ознакомление их с современными учебниками.

Наши рекомендации