Активные способы проверки домашнего задания

Введение. Методика русского языка как наука. Русский язык как учебный предмет в начальных классах

Тема 1.3.Современный урок русского языка(2 ч.)

Вопросы (по выбору преподавателя):

1. Методы и технологии обучения русскому языку (реферат по выбору).

2. Метод критического мышления. Современные приемы. Метод решения задач. Презентации.

3. Русский язык как предмет в начальной школе. Программы.

4. Современный урок русского языка: урок как единица учебного процесса; этапы подготовки учителя к уроку в малокомплектной школе.

5. Урок как единица учебного процесса: типы уроков, структурные компоненты, характеристика учебных действий.

Учебная цель: изучить общие требования к проведению урока русского языка в начальной школе; познакомиться с типологией уроков русского языка, методикой и этапами подготовки учителя к нему; формами проверки знаний.

Глоссарий

Современный урок — такой, на котором

1. «…не раздаются знания и умения, а добываются учеником…, чтобы ученик смог и захотел их добыть (а не получить!)..., научиться способам действий.

2. «На первом месте не знание и умение, а развитие ребенка (духовное, нравственное, физическое), которое и позволит ученику добывать знания, умения, навыки, превращение их в способности».

3. Развивающий урок — это урок поиска истин: сомнение ученика в своих знаниях…, желание спрашивать, а не отвечать.

Учебная деятельность на уроке русского языка — 1) такая деятельность, в которой воспитывается способность к самоизменению (своих знаний, умений, навыков) т.е. под влиянием школьного обучения; 2) система таких условий обучения, которые делают возможным развитие младшего школьника: появление у него способности к самоизменению (способность учиться).

Проверка знаний — получение сведений, на основе которых можно судить о трудностях, испытываемых учащимися, о степени усвоения ими сведений, получаемых по учебному предмету.

Урок — педагогическое произведение, в котором гармонично сочетаются ………… (дополните сами).

Учебная задача — введение ученика в ситуацию, требующую ориентации на общий способ ее решения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий (Психологический словарь, 1983 г., с. 380.)

Учебно-методические материалы

Требования к современному уроку русского языка

Современный урок русского языка (независимо от его типа) должен отвечать общим требованиям:

1. Урок должен носить целостный характер, обеспечивающий связь его этапов на основе подчинения теме и задачам урока.

2. На уроке необходимо нацеливать учащихся на усвоение знаний, для чего в начале урока следует сообщать его тему и задачи. Если дети знают, для чего им необходимы те или иные знания и умения, то они с борльши интересом работают.

3. Изучаемый на уроке материал должен опираться на ранее изученный, иметь связь с ним. Объяснению нового должно предшествовать повторение ранее пройденного.

4. Урок должен решать вопросы формирования прочных умений и навыков на основе использования разнообразных видов и форм упражнений (практический характер).

5. Формы и методы работы, используемые учителем, должны активизировать мыслительную деятельность учащихся, побуждать интерес к уроку и изучению языка.

6. Урок должен воспитывать и развивать учащихся, формировать у них навыки самостоятельной работы.

7. Работа по развитию связной речи школьников необходима на каждом уроке русского языка.

8. На уроке должны реализовываться основные дидактические и методические принципы обучения.

9. На уроке следует применять методы индивидуальной работы и дифференцированного обучения, что помогает добиться усвоения материала всеми учащимися.

Конспект урока

Задания

1. Определите, к какому разделу языкознания относится материал, изучаемый на данном уроке.

2. Определите, какие принципы реализуются в процессе этого урока.

3. Проанализируйте, соблюдаются ли требования к уроку русского языка.

4. Охарактеризуйте методы, с помощью которых организовано обучение на данном уроке.

Урок на тему «Наблюдение над значением приставок и их ролью в нашем языке»

(III класс, I—IV)

1. Проверка домашнего задания.

2. Письмо по памяти.

3. Наболюдение над лексическим значением слов с приставками.

Учитель вызывает двоих учащихся и предлагает одному из них:

1) разрезать лист бумаги;

2) надрезать лист;

3) вырезать треугольник;

4) срезать угол.

Второй ученик в это время записывает на доске названия тех действий, которые выполняет первый.

— Выделите корень и приставку в словах, которые записаны на доске.

— Чем различаются слова по смыслу?

— Какая часть слова делает их разными по смыслу?

4. Дополнение текста подходящими по смыслу словами с приставками.

— Дополните предложения однокоренными словами с корнем -рез-. Слова должны отвечать на вопрос: «Что сделала?» Выделите корень и приставку.

Девочки делали из бумаги игрушки для елки. Таня Шилина … лист на полоски и стала клеить цепь. Наташа Соловьева … фигурку лисы. Марина Васильева … края бумаги. Она делала коробочку.

(Слова для справок: вырезала, разрезала, надрезала)

— Найдите и прочитайте в учебнике правило о приставке.

5. Составление предложений по картинке в учебнике и запись текста упражнения.

6. Словообразовательная работа по упражнению учебника.

7. итог урока.

— Расскажите о приставке. Приведите пример, доказывающий, что с помощью приставок образуются новые слова.

8. Домашнее задание.

Задание 3

Активные способы проверки домашнего задания

1. Выборочная проверка требует от учащихся умения находить в записанных текстах языковые факты в соответствии с целевой установкой учителя («Выписать и объяснить правописание слов с орфограммами «Безударные гласные в корне слова»). Указываются дифференциальные признаки орфограмм, в результате чего проверка написанного каждым и учащихся делается более осмысленной. При помощи выборочной проверки можно выяснить и то, как учащиеся овладели навыками различного вида разбора.

2. Самопроверка. Это способ, при котором учащиеся проверяют свои работы путем сличения их с образцами выполнения упражнений, заранее записанных на классной доске и на пленке графопроектора. Самоконтроль за правильностью выполнения заданий может осуществляться учащимися также с помощью словарей, справояных пособий, альбомов, наглядных таблиц.

Роль: в развитии орфографической и пунктуационной зоркости, приучая их самостоятельно исправлять и замечать ошибки в своих работах. В целом данный способ может в значительной мере способствовать формированию у учащихся познавательных мотивов самообразования, способствовать самостоятельному добыванию знаний.

Для того, чтобы овладеть способом самопроверки, а учителю — чтобы организовать самопроверку, должно быть специальное оборудование; словари, справоники, наглядные таблицы.

3. Взаимопроверка. Этот способ, когда учащиеся, обменявшись тетрадями, отмечают в работах друг друга ошибки. Можно по назначению учителя (консультантов). Здесь важна итоговая беседа с учащимися, в ходе которой выясняются причины ошибок и определяются способы их предупреждения и исправления.

Значение: орфографическая и пунктуационная зоркость, умение самостоятельно определять характер ошибок и находить средства для их преодоления.

4. Способ аналогии. Домашнее задание может не проверяться, поскольку учитель имеет возможность проверить и оценить его после уроков. Предлагается выполнить задание, аналогичное домашнему: списать текст с доски или учебника, вставляя пропущенные буквы и рассатвляя знаки препинания, составить предложения по данным опорным словам или синтаксическим моделям и т.д. Значение: проверить, насколько самостоятельно они делают работу дома с помощью диктанта: готовясь у кроку, учитель выписывает из упражнения, предложенного учащимся накануне в качестве домашнего задания, трудные в орфографическом отношении слова или синтаксические конструкции, содержащие сложные случаи постановки знаков препинания. Начиная урок, учитель диктует учащимся выбранные из домашнего упражнения слова или предложения.

Этот способ проверки для сильного класса. Если же обнаружатся слабые знания по русскому языку, то прежде, чем начать диктовку, учителю следует разобрать с чащимися все ирудные случаи правописания, которые встретились им в домашней работе.

Для контроля хорошо вызвать одного ученика, писать диктант на невидимой части доски. При помощи кодоскопа 1 — 2 ученика, кроме того, могут писать диктуемое учителем содержание проверочной работы на пленках кодопозитивов.

5. Способ консультации. Учащимся сообщается, что их письменные домашние работы после проверки в классе с помощью консультации будут проверяться и оцениваться учителем. Способ обнаруживания ошибок учащихся, обычно применяемый при написании диктанта «проверяю себя». Вопросы задаются учителю о любом из слуаев сомнительных написаний, в правильности которых они сомневаются. Учитель адресует соответствующие вопросы в целом, вовлекая тем самым учащихся в актвиную мыслительную деятельность. Но: нельзя разрешать учащимся по нескольку раз спрашивать о характере одних и тех же написаний. Значение огромное, т.к. развивает орфографическую и пунктуационную зоркость; повышает ответственность за порученную работу, дисциплинирует мышление и совершенствует волевые качества школьников, приучая их напстойчиво и терпеливо преодолевать трудности вработе.

Дополните современными новыми способами проверки.

Практическое задание

1. По учебнику [1, стр. 72 (зад. 1–3); с. 84 (зад. 1–5); с. 26 (зад. 1–2)] проверьте свои знания.

Рекомендуемая литература

1. Антонова, Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / Е.С. Антонова, С.В. Боброва, - М.: Издательский центр “Академия”, 2010.

2. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская . – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр “Академия”, 2011.

Наши рекомендации