Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Методические рекомендации преподавателю:
По каждой теме дисциплины предполагается проведение аудиторных занятий и самостоятельной работы, т. е. чтение лекций, разработка реферативного сообщения, вопросы для контроля знаний. Предусматриваются также активные формы обучения, такие как, решение задач с анализом конкретных ситуаций, деловые игры.
Подготовка и проведение лекций, семинарских занятий должны предусматривать определенный порядок.
Для подготовки студентов к семинарскому занятию на предыдущей лекции преподаватель должен определить основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендовать дополнительную учебную и периодическую литературу, рассказать о порядке и методике его проведения.
Методы проведения семинаров весьма разнообразны и могут применяться в различных сочетаниях. Наиболее распространенными являются: вопросно-ответные, дискуссионные, научных сообщений по отдельным вопросам темы, реферирование, решение практических задач и упражнений, решение тестов, выполнение контрольных работ и другие.
Важное место занимает подведение итогов семинарского занятия: преподаватель должен не только раскрыть теоретическое значение обсуждаемых проблем, но и оценить слабые и сильные стороны выступлений.
Методические рекомендации студенту:
В соответствии с учебным планом соответствующей специальности дисциплина «Педагогика» изучается студентами очной формы обучения в 1,2,4,5,7 семестрах.
Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, активной работы на семинарах, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой.
Запись лекции– одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. В конце лекции преподаватель оставляет время (5 минут) для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу.
Лекции имеют в основном обзорный характер и направлены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, а также призваны способствовать формированию навыков работы с научной литературой. Предполагается также, что студенты приходят на лекции, предварительно проработав соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой.
Семинарское занятие– важнейшая форма самостоятельной работы студентов над научной, учебной и периодической литературой. Именно на семинарском занятии каждый студент имеет возможность проверить глубину усвоения учебного материала, показать знание категорий, положений и инструментов сервисной деятельности. Участие в семинаре позволяет студенту соединить полученные теоретические знания с решением конкретных практических задач и моделей в области сервисной деятельности.
Семинарские занятия в равной мере направлены на совершенствование индивидуальных навыков решения теоретических и прикладных задач, выработку навыков интеллектуальной работы, а также ведения дискуссий. Конкретные пропорции разных видов работы в группе, а также способы их оценки, определяются преподавателем, ведущим занятия.
Основным методом обучения является самостоятельная работа студентов с учебно-методическими материалами, научной литературой, статистическими данными.
Основной формой итогового контроля и оценки знаний студентов по дисциплине «Педагогика» является: экзамен в 4,5 семестрах; зачет – 1,2,7 семестрах.
Примерный перечень вопросов к экзамену
Вопросы к зачету по разделу
"Введение в педагогическую деятельность"(1,2 семестры)
- Когда и почему возникла необходимость в педагогической деятельности и профессии?
- Чем отличается профессиональная педагогическая деятельность от непрофессиональной?
- Выделите наиболее существенные особенности педагогической деятельности, отличающие ее от любой другой профессиональной деятельности.
- С чем связаны и в чем заключаются гуманистическая природа и творческий характер педагогического труда?
- Существует мнение, что с развитием новых информационных технологий профессия учителя исчезнет. Согласны ли Вы с этим утверждением?
- Какие профессиональные функции должен выполнять педагог? Определите на основе данных функций возможные профессиональные роли педагога.
- Назовите основные виды профессиональной деятельности педагога и раскройте специфику каждой из них.
- Попробуйте выделить основные этапы управленческой деятельности классного руководителя, преподавателя.
- Какова структура педагогической деятельности? Постройте на основе ее последовательность действий педагога, лежащих в основе преподавания.
10. Что объединяет и чем отличаются педагогические способности от общих способностей личности? Назовите ведущие педагогические способности и попробуйте определить, насколько они развиты у Вас.
11. Что составляет основу профессиональной компетентности учителя? Какие требования к профессиональной компетентности педагога предъявляет Государственный стандарт высшего педагогического образования?
12. Как соотносятся педагогическое мастерство и профессиональная компетентность учителя?
13. Что такое индивидуальный стиль педагогической деятельности? Попробуйте осуществить прогнозирование возможного стиля собственной педагогической деятельности, опираясь на свои психофизиологические особенности.
14. Какие свойства педагога характеризуют уровень его общей культуры?
15. Раскройте сущность основных составляющих профессиональной культуры педагога.
16. Каковы основные тенденции развития педагогического образования и его ведущая цель?
17. Охарактеризуйте структуру и содержание педагогического образования.
18. В чем заключается сущность профессионального самоопределения, саморазвития, самосовершенствования и самообразования педагога?
Вопросы к экзамену по разделам:
«Общие основы педагогики», «Теория и методика воспитания», «Социальная педагогика» (4 семестр)
1. Педагогика как наука, ее объект и предмет. Категориальный аппарат педагогики.
2. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Основные тенденции развития образования в современном мире.
3. Связь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики.
4. Понятие методологии педагогической науки. Методологическая культура педагога.
5. Научное исследование в педагогике, его основные параметры и критерии. Логика и методы педагогического исследования.
6. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса.
7. Основные подходы к воспитанию.
8. Базовые теории воспитания и развития личности.
9. Современные теории и концепции воспитания.
10. Закономерности, принципы и направления воспитания.
11. Воспитание как система. Цели и содержание воспитания.
12. Формы, методы и средства воспитания. Классификации и характеристика основных методов воспитания, условия их выбора.
13. Воспитанность личности как цель и результат воспитания: уровни, критерии, показатели.
14. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Специфика технологий воспитания.
15. Виды педагогических задач. Педагогические задачи в воспитании.
16. Диагностика в деятельности педагога-воспитателя. Диагностика воспитанности: сущность, принципы и методы, требования к организации.
17. Понятие о педагогическом прогнозировании, моделировании, проектировании и конструировании, их осуществлении в процессе воспитания.
18. Понятие о воспитательных системах. Классификация воспитательных систем. Характеристика одной из гуманистических воспитательных систем.
19. Сущность, виды и стили, принципы и правила педагогического взаимодействия.
20. Методика индивидуального и группового педагогического взаимодействия.
21. Проблема контакта между педагогом и учащимися. Конфликты в педагогическом процессе и способы их разрешения. Методика контактного взаимодействия.
22. Педагогическое воздействие и взаимодействие: их взаимосвязь. Приемы педагогического воздействия и педагогической поддержки ребенка. Требования к анализу педагогических ситуаций, постановке и решению педагогических задач.
23. Организация взаимодействия в детском коллективе. Обучение взаимодействию воспитанников.
24. Личность ребенка в гуманистической воспитательной системе. Личностный и индивидуальный подходы в воспитании.
25. Одаренный, трудный, педагогически запущенный ребенок, условия эффективного взаимодействия с ним.
26. Возраст и особенности личностного развития, их учет в воспитании. Современный подросток, старшеклассник.
27. Коллектив как объект и субъект воспитания. Сущность и структура, этапы и условия развития детского коллектива.
28. Сущность и специфика личностно ориентированной коллективной творческой деятельности: ее основные идеи, виды и формы, способы организации.
29. Система деятельности классного руководителя: функции, цели и задачи, основные направления и содержание деятельности.
30. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда развития ребенка. Основные направления, задачи, содержание и формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.
31. Проблемы воспитания в поликультурном обществе. Национальное своеобразие воспитания.
32. Воспитание культуры межнационального общения, патриотизма, интернационализма, веротерпимости, толерантности.
33. Социальное воспитание и социализация личности, их соотношение. Стадии, факторы, агенты, средства, механизмы социализации.
34. Социальное воспитание как вид относительно контролируемой социализации, как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи.
35. Принципы, содержание и методика социального воспитания в различных видах воспитательных организаций (организация быта, жизнедеятельности и взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов).
Вопросы к экзамену по разделу «Теория обучения» (5 семестр)
1 Сущность, движущие силы, противоречия и логика процесса обучения.
2 Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика.
3 Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
4 Обучение как система. Основные компоненты процесса обучения.
5 Закономерности и принципы обучения.
6 Сущность и структура учебной деятельности.
7 Формирование учебной деятельности учащихся.
8 Характеристика процесса усвоения. Уровни усвоения.
9 Цели обучения. Способы постановки целей обучения. Таксономия целей.
10 Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Его структурные компоненты. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.
11 .Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторская школа.
12 Содержание обучения. Учебный план, учебная программа, учебник. Базовый учебный план, его структура.
13 Современные дидактические концепции.
14 Понятие методов обучения. Классификация методов. Критерии выбора методов обучения.
15 Формы организации процесса обучения.
16 Общая характеристика классно-урочной системы обучения.
17 Урок как дидактическая система. Типы и виды уроков. Структура урока.
18 Подготовка учителя к уроку. Виды планирования, требования к структуре и содержанию планов.
19 Анализ урока учителем. Функции и виды анализа. Требования к системному анализу и самоанализу урока.
20 Организация домашней учебной работы учащихся.
21 Средства обучения. Классификация средств обучения, требования к применению.
22 Современные модели организации обучения.
23 Понятие о педагогической технологии. Классификация технологий обучения. Специфика личностно ориентированных технологий обучения.
24 Развивающее обучение. Принципы развивающего обучения. Дидактические системы развивающего обучения.
25 Проблемное обучение.
26 Индивидуализация и дифференциация обучения. Формы дифференциации и технологии дифференцированного обучения.
27 Технологии интерактивного обучения.
28 Инновационные образовательные процессы.
29 Технология полного усвоения.
30 Технология учебного проектирования.
31 Диагностика эффективности процесса обучения. Функции, виды, формы и методы контроля.
32 Оценка и отметка в обучении. Критерии и формы оценки результатов обучения.
Вопросы к зачету по разделу «История педагогики и образования» (7 семестр)
1. История образования и педагогической мысли как область научного знания, их значение для формирования профессиональной культуры педагога
2. Взаимосвязь образования и культуры. Принцип культуросообразности образования и его значение для понимания педагогических традиции.
3. Античные традиции образования и их влияние на педагогику последующих эпох.
4. Педагогическая мысль античности (раскрыть на примерах по выбору студента).
5. Влияние христианской культуры на формирование новых педагогических традиций Запада и России (выявить общие и отличительные черты).
6. Сущность педагогических новаций эпохи Возрождения, их истоки и влияние на педагогику последующего времени.
7. Педагогическая система Я. А. Коменского, новаторство и проблемы.
8. Философская и педагогика Дж. Локка, значение и оценка его идей.
9. Теория свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо: проблемы, значение и влияние на педагогику.
10. Педагогическая концепция И.Г. Песталоцци: основные идеи, оценка и значение.
11. Педагогическая система И.Ф. Гербарта: сущность, оценка и влияние на педагогику.
12. Философия и педагогика прагматизма Новаторство Дж. Дьюи, оценка его идей.
13. Педагогическая антропология и педология концепции, проблемы, оценка.
14. Анализ просветительской политики Петра I: новаторство, проблемы, оценка.
15. Анализ просветительской политики Екатерины II: идеи, достижения, недостатки.
16. Образование в России в первую половину XIX века, реформы, идеи, проблемы.
17. Образование в России второй половины XIX века: реформы и их оценка.
18. Педагогическая система К. Д.Ушинского: идеи, оценка, значение для России.
19. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность Л.Н. Толстого.
20. Анализ состояния образования в России начала XX века: проблемы, успехи, попытки реформ.
21. Развитие советской школы с 1917 до Великой отечественной войны: успехи, проблемы, оценки.
22. Педагогическая система С.Т. Шацкого: идеи, новаторство, проблемы, оценки.
23. Анализ педагогической концепции П.П. Блонского: сущность идей и их оценка.
24. Педагогическая система А.С. Макаренко: сущность, противоречия и оценка
25. Советская школа в годы Великой отечественной войны и послевоенного десятилетия.
26. Советская школа с середины 50-х до начала 80-х годов XX века реформы, проблемы, уроки.
27. Советская школа 1980-х – начала 1990-х годов: реформы и уроки.
28. Педагогика В.А. Сухомлинского: сущность, проблемы, оценка.
29. Школьные системы высокоразвитых стран: успехи, недостатки, направления развития.
30. Проблемы современного российского образования: законодательство и его оценка, реальная ситуация, пути развития.
31. Глобальные проблемы современности и роль образования в их возникновении и разрешении.
32. Тенденции развития образования в современном мире: исторический анализ.
Критерии оценивания знаний студентов:
«отлично» - в полной мере владеет понятиями, фактами, теориями, методами, которые характеризуют организационные структуры и системы: называет и дает определение, раскрывает объем понятий, их характеристику и содержание; имеет представление о возможных путях решения научных проблем; иллюстрирует проблему примерами. Ответ излагается четко, логично, аргументировано, с использованием научной терминологии.
«хорошо» - достаточно хорошо владеет понятиями, фактами, теориями, методами, которые характеризуют организационные структуры и системы, при этом допускает небольшие неточности в определении понятий, установлении логики взаимосвязей; может, исходя из фактов, выделить существенные признаки объекта или явления. Ответ обоснованный, логично структурированный.
«удовлетворительно» - недостаточно четко дает определение понятий. Ответ схематичный, имеют место речевые ошибки, нарушена логика изложения материала.
«неудовлетворительно» - не владеет научными понятиями, представлениями о теории организации; не может выделить существенные признаки объекта или явления. Ответ необоснованный, немотивированный, язык изложения скудный, ненаучный.