Вопрос 11. Методы, приемы и средства обучения. Классификация методов обучения

Метод – это форма практического и теоретического усвоения материала. Метод обучения – это способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигаются усвоение знаний, умений и навыков, формируется мировоззрение, развиваются способности.

Классификация методов: 1) по источнику полученных знаний (словесные, наглядные, практические); 2) по форме деятельности учителя и ученика выделяют методы преподавания и обучения; 3) по характеру познавательной деятельности (репродуктивный рассказ, объяснительно-иллюстрационный – демонстрация, исследовательский, самостоятельные работы); 4) по форме умственных заключений (методы индукции (от конкретного к общему), дедукции (от общего к частному)).

Первыми возникли словесные методы благодаря деятельности Каменского, получили свое развитие методы Песталоцци, Ушинского. Это наиболее распространенные методы. Источник знаний: слово, обеспечивает высокую культуру слушания и мышления. К словесным методам относятся методы: рассказ, беседа, школьная лекция, инструктаж и т.д.

В основе лежит техника речи учителя: следить во время речи за своим дыханием, хорошая дикция, интонация, умение правильно расставлять логические ударения, пользоваться логическими и психологическими паузами.

Рассказ – устное, непрерывное изложение материала. Нужно знать минимальное, чтобы этот метод сработал. Речь не идет о том интересный это или нет рассказ, а о том сколько он длится (10 или 15 мин). Беседа – форма овладения материалом, при котором ученики отвечают на поставленные вопросы. Бывает: вводные беседы, заключительные, закрепляющие, учетные, инструктивно-методическая (перед самост. работами). Требования: 1) вопросы должны быть точными; 2) нельзя включать труднодоступные термины; 3) избегать однообразия и монотонности; 4) ответы должны быть точными; 5) ученик должен хорошо понимать то, о чем говорит. Эффективен, когда у учеников достаточно знаний и времени. Объяснение – это форма овладения теоретическим материалом. Главное явл. логическое рассуждение и доказательство. Лекция – в школе и в ВУЗе считается самым сложным видом. Дает возможность перейти на изложение сложного материала. Для школы 30-40 мин. для спаренных уроков. Бываю вводные лекции, текущие, итоговые. Главное: учитель должен научить писать и слушать лекции.

Наглядные методы: источник получения знаний: наглядные образы. Наблюдение. Активная форма чувствительного восприятия (чувства, образы), то, что видим. Демонстрация – ясность и точность восприятия.

Практические методы: С/р формирует умение учиться. Работа с учебником и книгой – формирует у учеников умение пользоваться учебником. Упражнения (устные, письменные). Метод упражнений – усвоение знаний, формирование умений и навыков, путь многократного повторения. Лабораторные и практические занятия.

Применение технических средств обучения.

Вопрос 12. Формы организации обучения и их развитие в дидактике. Индивидуализация и дифференциация обучения.

Формы организации обучения определяются составом обучаемых, местом и временем занятий, а также способами организации руководства со стороны учителя. Формы обучения не остаются неизменными. Развиваются в соответствии с требованиями общества. Вначале в дидактике возникла и развивалась индивидуальная форма обучения, при которой каждый ученик работал с учителем индивидуально. Эта форма получила название Дельтоплан. Но нужен был коллективист. С развитием наук содержание знаний усложняется и возникает потребность в некотором количестве образовательных людей, а т.к. в наличии только маленькое количество учителей, то индивидуальная форма заменяется индивидуально-групповой (группы разные по возрасту и подготовке). Старший обучает младшего, более знающий обучает менее знающего. (экскурсии). На основе индивидуально-групповой формы развивается групповая форма (группы однородные, учебный материал объясняется всей группе одновременно). Высшей формой обучения является классно-урочная система (Каменский «Великая дидактика»): основной учебный материал ученики получают на уроке, главная задача принадлежит объяснениям учителя. Преимущества: состав класса 7 человек, обеспечивает своеобразие соревнование умов. Коллективное добывание знаний. Недостатки: равнение на среднего ученика, все получают одинаковые задания.

Индивидуализация предусматривает необходимость организации обучения в соответствии с индивидуальными способностями ребенка (физич. развитие, умственное развитие, тип темперамента, ЗУН, личностные качества). Индивидуальный подход заключается в том, чтобы одинаковый для всех результат достигался разными путями.

Дифференциация. По одному и тому же признаку всех детей класса можно разделить на группы – это и есть дифференциация обучения. Чаще всего дифференциация осуществляется по уровню обучаемости. Дифференциация позволяет разнообразить задания так, чтобы каждая группа шла вперед в своем развитии.

Наши рекомендации