III. Творческое задание

У. Давайте переделаем один из святочныхрассказов в пье­су и покажем другим. Каким должен бытьрассказ, который

можно переделать в пьесу?

Д, Должно быть действие, много героев,место действия должно быть привычным, чтобы не делатьсложных декора­ций.

У. Какой же рассказ вы предложите?

Дети вместе с учителем рассуждают примернотак: «В рассказе Никифорова-Волгина «Серебряная метель» мало действующих лиц и нет действия, значит, он не годится для пьесы. В рассказе Телешова «Елка Митрича» тоже мало действующих лиц. В легенде Опочина действие происходит в разных местах: в церкви, на улице - нужны старинные костюмы, по этой книге тоже трудно ставить спектакль».

— Давайте инсценируем рассказ "Гостиница в степи».Ка­кие в ней будут действующие лица и какони будут выгля­деть?

Д. Рассказчик-студент - юноша в бедной одежде; красивая

Женщина в красивом платье; старик - высокий, с длинной бородой, в красивой одежде; гости дома - богатые и нищие;

женщина с детьми - с растрепанными волосами в разорванной одежде; ангел; мать;отец; сестра; брат студента.

У. Разделимрассказ на части и поговорим окаждой.



КОНСПЕКТЫ УРОКОВ



'Д. Первая часть — в степи. Ведущий говорит слова, а сту­дент изображает, как ему трудно идти, потомон падает.

Вторая часть - в гостинице. Студент встречается с прекрас­ной женщиной. Она кормит его, говорит с ним.

Третья часть - женщина знакомит студентасо стариком, и они идут осматривать гостиницу. Видятразных гостей.

У. Мы можем разместить в одном углу сцены стол, в другом - дерущихся людей.

А как мы изобразим гостиницу?

Д. Поставим столы и стулья, накроемих покрывалами, на листах бумаги нарисуем красивые окнаи прикрепим их сзади на сцену.

У. Это все?

Д. Нет, есть еще три части.

У. Какие?

Четвертаячасть ~ студент встречаетсяс нищими и помо­гает им.

У. Ребята, как быть? В рассказене говорится,как именно

студент помогал бедным?

Д. Рассказчик может просто прочитать этислова. А можно

самим придумать ситуацию. Может быть,он подойдет к тем

людям, которые едят и которые дерутся? У. Это хорошая идея. Так и сделаем. Д. Пятая часть - драка и встреча с ангелом. У. Как мы изобразим рану?

Д. Может быть, студент схватится за грудь иупадет?- Шестая, последняя часть - студент усебя дома.

Далее учитель составляет с детьми сценарий.

Гостиница в степи

Действующие лица Рассказчик. Студент.

Красивая женщина. Старик.

Люди за столом. (3-5 человек.) , Люди, дерущиеся из-за блюда. (2 человека.) Старик с сокровищем.

Читаем святочные рассказы

Дерущиеся. (3-5 человек.) Женщина с детьми. (2-3 человека.)

Ангел.

Мать студента.

Отец студента.

Брат студента.

Сестра студента.

Люди в темных покрывалах,нищие.

Действие!

Рассказчик. В одну из тех декабрьскихночей, когда, как говорится, свету Божиего не видно, телпо безлюдной степи молодой Студент семинарии; шел онна рождественские праздники из города, где учился, в село,в котором отец его

был священником. ;

ВыходитСтудент. Студент. Сейчас семь часов утра, успею до вечера добраться

домой.

Студент идет по сцене. Он одет б старую телогрейку. Поднимается ветер (можно включать вентилятор или звукозапись воя ветра).

Студент. Метель начинается, да иночь надвигается, а род­ного села все еще не видно, должно быть, я заблудился.(Идет

по сцене с трудом.)

Рассказчик. Нехорошобыло бедному: темно, холодно, яро­стная вьюга била ему прямо в грудь и в лицо, засыпала его

мокрым снегом.

Студент. Все, больше не могу идти. (Падает на сцену.)

Действие 2

ВыходятЛюди в темных покрывалах, поднимаютСтудента, ве-

дут и кладут на диван, уходят. Зажигается яркий свет, играет Приятная музыка. Сцена изображает красивую комнату в гостини-це. В другом углу сцены - стол, за которым пируют люди. КСтуден-

ту подходитКрасивая женщина.

Красивая женщина. Ты устал, бедняжка, и, верно, очень голоден, пойдем я накормлю тебя. (Берет студента за руку.)



Читаем святочные рассказы ПодходитСтарик.

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Студент. Я не могу идти к столу. Там все такие нарядные, а на мне такое старое платье.

Красивая женщина. Не волнуйся, твое платьеуже сменили, |

Студент снимает старую телогрейку и оказывается в' красивой одежде.Красивая женщина ведет его к столу и угощает.

Студент. Я хочу поблагодарить тебя за твою материнскую доброту. Скажи, как мне называть тебя, моя спасительница?

Красивая женщина. Зови меня матерью, если это тебе нра. вится, а я буду звать тебя сыном, но благодарить меня тебе ю за что. Все, что я дала тебе, не мое: я сама здесь такая это гостья, как и ты. Но если в твоем сердце говорит благодар ность, то обратись с ней к доброму Господину этого дома, I Тому, Кто выстроил его для бедных странников.

Студент. Кто же Господин этого дома и где найти Его?

Красивая женщина. Господин этого прекрасного дома н

показывается гостям.

Студент. Как же мне поблагодарить Его?

Красивая женщина. Мы Его не видим, ноОн нас видит.01даже знает, что мы думаем и чувствуем, и теперь уже види' твою благодарность.Но мало быть благодарнымна словах должно быть благодарным на деле.

Студент. Чем же я, бедный студент, могу отблагодарит] Хозяина такого роскошного дома?

Красивая женщина. Он требует очень немногого, помни только всегда, что ты здесь гость, не бесчинствуй в Его доме, веди себя. как следует порядочному человеку в гостях; будь вежлив с другими гостями - вот и все, чего желает Владыка

дома.

Студент. Да, это долг каждого порядочного человека,кото-. рый пришел в гости и знает, что такое вежливость.

А ты сама видела Хозяина гостиницы?

Красивая женщина. Я уже сказала тебе, что никтоиз жи­вущих здесь Его не видел.

Студент. Откуда же ты узнала все, что говориламне?

Красивая женщина. Мне рассказалвсе это старик, кото­рый живет здесь с тех пор, как выстроен этот дом. Он видел Хозяина лицом к лицу и рассказывает о Нем всем, кто только хочет слушать. Вон этот. старик,он идет сюда,, яхочу тебя с нимпознакомить.

Наши рекомендации