Выбор и формулировка темы курсовой работы
1. Тема должна быть не только интересна студенту и научному руководителю и находиться в зоне компетенции последнего, но и быть проблемной, актуальной, востребованной современной социально-педагогической теорией и практикой.
2. Тема курсовой работы может быть выбрана, исходя из плана научно-исследовательской, хоздоговорной работы кафедры, а также может быть связана с программой практики студента.
3. Тема курсовой работы может быть выбрана в соответствии с запросом (заявкой) образовательной организации.
В формулировке темы должен быть представлен объект или/и предмет исследования, но не в дословном повторении. Например, «Условия развития социально-психологических компетенций студентов во внеучебной деятельности». Не рекомендуются слишком широкие темы (например, «Духовно-нравственная культура студента»).
Если в формулировке темы встречаются понятия: условия, аспекты, средства, педагогические основы, принципы, методы, способы, факторы, формы,очень важно, чтобы автор работы хорошо разбирался в этих понятиях и чтобы в дальнейшем они нашли полное отражение в работе.
Если в формулировке темы встречаются термины: влияние, зависимость и т.п., необходимо проведение корреляционного анализа данных (при поперечном исследовании) и оценка с помощью методов математической статистики достоверности сдвигов (при лонгитюдном исследовании).
В формулировке темы не допускаются неопределенные формулировки (например, «Анализ некоторых вопросов...») и штампы («К вопросу о...», «К изучению ...», «Материалы к...»).
Характер исследования
По содержанию курсовая работа может носить реферативный или опытно-поисковый характер.
1. Работа реферативного характера предполагает изучение истории вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа подходов, моделей, систем, опыта и т.д.; написание заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы.
2. Работа опытно-поискового характера предполагает:
-проведение констатирующего обследованиядля выяснения состояния дел в избранной сфере, вскрытия в ней частных закономерностей или тенденций и заключение о наличии (или отсутствии) той или иной тенденции или конкретной зависимости между изученными явлениями;
-разработку педагогических средств (психолого-педагогических методик, технологий, программ) для решения проблемы, выявленной на первом этапе эмпирической работы; описание содержания и технологии или совокупности способов решения той или иной педагогической задачи. Такие результаты могут быть представлены в форме методических рекомендаций и программ, предназначенных для педагогов, родителей, учащихся (воспитанников).
3. Работа формирующего характера предполагает:
-апробацию подобранных (разработанных, модифицированных, адаптированных) методических средств (форм, метод, методик, программ, технологий, моделей и пр.); описание процедуры апробации.
-оценку результативности – студент проводит вторичное обследование с целью получения контрольных результатов формирующей работы по ее завершении (после апробирования программы, методики, технологии); осуществляет сравнительный анализ результатов констатирующего обследования (первичная диагностика) и результатов контрольного обследования (вторичная диагностика); на основе результатов сравнительного анализа оценивает результативность формирующей части работы – программы, методики, технологии (основанием для чего является положительная динамика предмета, на который были направлены формирующие воздействия).
В большинстве случаев предпочтение отдается работам поисково-аналитического и формирующего характера.
СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ И ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Структура курсовой работы
Курсовая работа должна содержать следующие элементы:
- Титульный лист
- Содержание (Оглавление)
- Толкование терминов (Словарь)
- Перечень условных обозначений, смыслов, единиц
- Введение
- Первая (теоретическая) глава
- Выводы по первой главе
- Вторая (эмпирическая) глава
- Выводы по второй главе
- Заключение
- Список литературы
- Приложения
Примеры оформления титульного листа, словаря, оглавления приводятся в Приложениях.
Титульный лист
Титульный лист необходимо оформить в строгом соответствии с предъявляемыми требованиями. Особое внимание следует обратить на то, чтобы были правильно указаны ученая степень, ученое звание, ФИО научного руководителя, ФИО, направление образовательной подготовки, группа автора работы.
Содержание (Оглавление)
Оглавление – это наименование основных структурных элементов работы, отражающих содержание и логику курсовой работы, с указанием соответствующих страниц. Главное требование к оформлению – не перегружать информацией частного характера. Как правило, в оглавлении указываются названия глав (обычно 2) и параграфов (2-3 в каждой главе).
Словарь терминов
В словаре приводятся основные термины, используемые в работе в соответствии с ее названием и содержанием. Относительно каждого термина приводится определение, являющееся базовым, то есть тем, на которое опирается студент в своей работе, которым он оперирует, от которого отталкивается в своих умозаключениях. Относительно каждого определения указывается ссылка на литературный источник, из которого оно заимствовано.